«Искусство общения с родителями»
статья на тему

Пахарь Наталья Вячеславовна

Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей, а ученик нуждается в одобрении учителя. 
Каждый учитель ищет и находит более или менее эффективные способы взаимодействия с семьей, и все они – ради достижения согласия в вопросах воспитания и обучения: ведь без этого согласия нет полноценного личностного становления учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_obshcheniya_s_roditelyami.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция «Искусство общения с родителями» 


     Когда говорят о профессиональном уровне педагога, всегда стремятся дать представление о стиле его взаимоотношений с родителями учащихся. Краткие фразы: «… умело выстраивает отношения с семьей учащегося», «…тесная связь с родителями» и т.д. – не дают ясной картины, не вооружают коллег доступными средствами, которыми достигается согласие в вопросах воспитания и развития личности обучающихся. 
Сейчас, имея 16-летний педагогический опыт, могу утверждать, что будущих педагогов не учили труднейшему искусству общения с семьей учащегося. Не было дано даже общего представления о том, сколько потребуется ума, терпения, такта, душевности – ведь речь идет о ребенке, не одном из многих, каким он является для учителя, а одном и единственном, каким этот ребенок является для родителей. Психология преподавалась как исключительно детская, а потребности в знаниях при построении цепочки «учитель – родители» скорее из области практической психологии. Мне и моим коллегам можно было бы избежать многих бед, если бы учительство не только обращалось за помощью к семье, но и приходило ей на помощь во всеоружии своих знаний. Худо с педагогикой не только потому, что она не может справиться с миром детей, а и потому, что она не может овладеть миром взрослых. 
Начиная работать в школе, я представляла себе большую часть родителей как законопослушных граждан, для которых авторитет учителя высок. Но категория «непростых» семей оказалась значительно шире. Общение с такими семьями приходилось строить, учась на своих и чужих ошибках, нащупывая путь по своему усмотрению. 
Девочку-второклассницу мама не пускает на праздники, потому что там будут петь и танцевать! В атмосфере радости ребенку находиться нельзя, так как это противоречит основам какой-то религии, сторонниками которой стали родители. 
А вот другая история, расказанная моим коллегой. Ученица 3-го класса, мама которой – педагог по образованию, ищет для дочери идеального учителя, и поэтому за три года девочка сменила две школы и трех учителей начальной школы. 
Проверяя однажды дневники у своих учеников, пришла в ужас. В дневнике красной пастой написаны замечания мамой девочки, которая таким образом решила дать мне советы методического характера. Письменные указания были неоднократными, и прошло много времени, прежде чем выяснилось, что эта мама страдает психическими расстройствами. 
Список нестандартных ситуаций может продолжить любой практикующий учитель. Как в таких случаях поступить, как обойтись без нервотрёпки, а главное - как сделать так, чтобы ребенок не почувствовал себя ущербным и не оказался «на линии фронта», где по одну сторону – родители, а по другую - учитель? 
Безусловно, приведенные выше случаи – это крайности, но и у основной массы родителей в классе, так же трудно добиться поддержки. 
Исследования показали, что в родительских оценках учителей эмоциональные аспекты взаимодействия с детьми стоят наравне (если не превалируют) с оценками деловых и профессиональных качеств учителя. Это означает, что учителю начальных классов для установления контакта с родителями мало быть профессионалом – нужно прилагать усилия, чтобы стать человеком, который «просто нравится»! Иначе многие усилия педагога будут разбиваться о стену родительской отчужденности. Сент- Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. 
Отношение к людям как к существам, несмотря ни на что заслуживающим симпатии... Излучение доброжелательности возвращается к ним отраженным светом. 
Таков портрет коммуникативного идеала . . . Но всегда ли учитель в общении с детьми, коллегами, родителями придерживается хоть части этих пунктов? 
Общение в нашем случае – действенный инструмент воспитания, поэтому, я считаю, важно и необходимо тщательно организовать общение с родителями. Следует избегать штампов в общении: 
- в общей манере вести себя; 
- в стереотипных реакциях на слова и поступки; 
- в механическом следовании запланированной схеме без учета реального развития разговора, беседы; 
- в «психологической закрытости» учителя, который реализует только свои педагогические функции и не раскрывается как человек. 
Работа с целым коллективом родителей ведетсяв ходе родительсских собраний. В 1- м классе провожу больше собраний, так как там приходится проводить беседы, насыщенные рекомендациями по организации режима для маленького школьника, раскрытию особенностей программы, по которой работают дети. 
С первого собрания нацеливаю родителей на то, чтобы они не ожидали обсуждения учебы. Результаты учения можно проследить по дневнику. Уверяю родителей, что нужно обязательно посещать родительские собрания, так как там можно услышать интересные подробности из жизни школьника, какие-нибудь факты, ускользающие от родительского внимания, узнать о том, как ведет себя ребенок в неизвестной родителям ситуации. 
Начало собрания должно быть неожиданным. 
В начальной школе обычно проводят праздники, где в качестве почетных гостей и зрителей присутствуют родители. Я пришла к выводу, что использовать родителей в качестве пассивных слушателей неправильно: каждую минуту совместного пребывания использовать для того, чтобы дети гордились ими. 
Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей, а ученик нуждается в одобрении учителя. 
Каждый учитель ищет и находит более или менее эффективные способы взаимодействия с семьей, и все они – ради достижения согласия в вопросах воспитания и обучения: ведь без этого согласия нет полноценного личностного становления учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение с родителями "Домашняя работа"

Этот материал можно использовать на родительском собрании....

Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...

Программа курса: Основы этикета и искусства общения.

Программа этого курса составлена для работы с младшими школьниками и направлена на духовное развитие младшего школьника,на развитие его внутренних нравственных качеств. Материалы программы могут быть ...

Организация занятий общения для родителей «Школа успешных родителей»

В последнее время очень активно обсуждается вопрос семейного воспитания, влияния семьи на развитие ребенка. Многочисленные социологические исследования указывают, что родители зачастую заинтересованы ...

Родительское собрание на тему: "Искусство общения с детьми"

«Родительское собрание на тему: «Искусство общения с детьми».  Лебедева Елена Николаевна...

Время доброго общения. Общение с родителями.

«Счастлив тот, кто счастлив дома». Эти слова принадлежат Л.Н. Толстому, смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье прежде всего взрослые, помогая детям стат...

Мастер-класс. Искусство общения.

Родительское собрание из цикла бесед "Общаться с ребенком...как?"...