Неблагополучная семья и ее роль в дезадаптации подростка
статья на тему
Наиболее грозным явлением в последние годы в России стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства. Обнаружилось так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи. Школы интернаты, детские дома переполнены. Растут приюты временного содержания, пополнение этих учреждений идет за счет детей из неблагополучных семей. Рушится основа основ любого государственного строя – семья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neblagopoluchnaya_semya_i_ee_rol_v_dezadaptatsii_podrostka.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Каурова Людмила Владимировна
Учитель начальных классов
Г. Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ № 8 «Музыка
Kaurovalyudmila@mail.ru
Неблагополучная семья и ее роль в дезадаптации подростка
Наиболее грозным явлением в последние годы в России стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства. Обнаружилось так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи. Школы интернаты, детские дома переполнены. Растут приюты временного содержания, пополнение этих учреждений идет за счет детей из неблагополучных семей. Рушится основа основ любого государственного строя – семья.
Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети склонные к дезадаптации. Л.С.Алексеева различает такие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная. Г.П.Бочкарева выделяет семью с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю. Имеются семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, господствует безразличие к потребностям детей. Ребенок в таких случаях стремиться найти эмоционально значимые отношения вне семьи. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни[5 ].
З.В.Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:
-отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка;
- высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании (гиперопека);--- предоставление ребенку из эгоистических соображений излишней самостоятельности;
- хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
А.Е.Личко отмечает, что в 80-е годы хх века появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.В результате дети становятся черствыми и жестокими. И наоборот, в некоторых семьях из ребенка делают кумира, неумеренно восхваляя и поощряя его за любые успехи.
Б.Н.Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению « трудных» детей: с недостатком воспитательных ресурсов, конфликтные, нравственно неблагополучные, педагогически некомпетентные[ 5].
Семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи, с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где подростки тратят много времени и сил на поддержание их материального благополучия. Такие семьи сами по себе не формируют «трудных» детей, случается, в них вырастают нравственно совершенные люди.
Конфликтные семьи. В них родители не замечают недостатков собственного характера; супруги нетерпимы к манере поведения другого. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей.
Нравственно неблагополучные семьи. В них отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересов других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т.п.
Педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Случается, что детям предоставляется полная самостоятельность, ведущая к безнадзорности, или культивирующая у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся родителям образцы поведения, не соответствующие возрастному развитию и др.
Б.Н.Алмазов указывает и на динамику отклоняющегося поведения подростка, вызванную его социальной дезадаптацией. Она имеет три стадии:
- компенсаторно-уступчивую, когда ребенок или подросток стремиться снять внутреннее в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешней среды, переориентируется на цели более общего порядка . Так, не имея возможности квалифицированно работать или не обладая достаточной работоспособностью, подросток демонстрирует уступчивость и услужливость, готовность взять на себя более тяжелую и скучную, но простую работу;
- конфликтно демонстративную, возникающую, если предшествующая линия поведения не приносит желаемых результатов;
- внутренней средовой изоляции, когда учащийся перестает считать себя членом группы и начинает ориентироваться на мнения единомышленников.
М.Ратнер среди обстоятельств, способствующих проявлению дезадаптации у детей, отмечает конфликты в семье, недостаточную любовь родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании, нахождение в детском доме и др. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайностей. Они часто пытаются сопоставить слова родителей с их делами. Так,если старшие всемье призывают к честности, а сами лгут, к сдержанности- а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенку предстоит сделать выбор. В таких условиях он будет протестовать против требований вести себя оьразцово, если родители сами этого не делают. Способствуют дезадаптации у детей отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, их асоциальное поведение, жестокость и насилие над детьми, монотонность окружающей среды, нарушенная или отсутствующая связь между членами семьи разных поколений.
Встречаются случаи развратных действий и сексуального насилия по отношению к детям. В таких семьях ребенок боится отходить ко сну, его нередко мучают ночные кошмары, энурез, нередки попытки суицида. В таких семьях у детей может рано пробудиться сексуальность или возникнуть половая индифферентность на всю жизнь. Возможны побеги из дома, вхождение в преступные группы, систематическое употребление спиртного и наркотиков. Американские ученые установили, что у значительного процента проституток были в детстве интимные связи с отцом[5].
Следует отметить, что психологическая жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. При этом происходит нарушение структуры личности, чреватое асоциальным поведением в последующей самостоятельной жизни. Известны случаи убийств жестоких родителей подростками.
Жестокость по отношению к ребенку подлежит моральному осуждению, а подчас и уголовному наказанию. Однако в силу сложности проблемы учителю желательно предварительно обсудить подобные факты со школьным психологом или психотерапевтом, чтобы не причинять ребенку еще большего вреда. К тому же сами насильники в семье в большинстве случаев нуждаются в помощи медиков и психологов.
Отношения матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом влияют на будущий характер и судьбу детей.
Особенно опасны авторитарность, жестокость, чрезмерное доминирование матери. Если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям, если сильный – к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, чувственной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии, проявлениями агрессивности, совершению правонарушений.
Фактором, влияющим на дезадаптивное поведение подростка, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Здесь нужны особенная осторожность, чувство меры, интуиция. Как чрезмерная любовь, так и жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребенка.
Порой, даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными. Так бывает в семьях, где не налажены взаимоотношения родителей друг с другом. В результате страдает не только воспитуемый ребенок, но и все общество в целом, т.е. первоначально личностная внутрисемейная проблема трансформируется в социальную.
Причины, вызывающие семейное неблагополучие, подразделяются на социально-экономические, социально-политические, медико-психологические и психолого-педагогические.
К социально-экономическим можно отнести кризисные явления в экономической сфере, нарушения трудового уклада жизни семьи, безработицу, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами. В таких случаях происходит резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов; усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.
Социально-политические причины связаны с общим кризисом института семьи: увеличение числа разводов и количества семей, где есть только один родитель (или опекун), несовершенством законодательства по вопросам семьи, и её поддержки и воспитания детей. Медико-психологические причины, обусловлены генетической, физической и психической патологией (больные родители, неблагоприятная наследственность, наличие в семье детей – инвалидов).
Психолого-педагогические причины связаны с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье. Нередко родители самоустраняются от детей, не выполняют своих воспитательных функций, ориентируясь главным образом на вне семейные интересы.
Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали и считают, что главная их задача – обеспечить содержание ребёнка в семье, создать для него условия жизнедеятельности, а воспитание – дело школы и других учебно– воспитательных учреждений. Инерция таких взглядов и представлений всё ещё сохраняется.
Немаловажной проблемой в семейном воспитании является отчуждение между родителями и ребёнком, которое приводит к тому, что ребёнок, будучи безнадзорным, уходит на улицу, подвержен влиянию таких же сверстников. Так происходит и при сверх занятости родителей, когда на ребёнка его воспитание просто не хватает времени. Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения, теплоты и ласки по отношению к ребёнку приводят его к состоянию психической депривации.
Провоцируют и стимулируют семейные конфликты пьянство одного или обоих родителей, а так же грубость, переходящая в жестокость в отношениях между супругами и между ними и детьми.
В некоторых семьях наблюдается неприятие ребёнка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями. Часто оно вызвано нежелательностью или преждевременностью его появления на свет, либо несоответствием его пола ожиданиям родителей. Многие родители не понимают или не знают закономерностей и своеобразия личностного развития ребёнка, предъявляют к нему завышенные требования и ожидания. Их не гибкость в отношениях с детьми проявляется в навязывании собственного мнения, резкой смене отношения к ним (недостаток заботы сменяется её избытком, и наоборот).
Чрезмерность опёки, аффективность родителей, как и их тревожность и страх за детей, мешают их жизнерадостности и оптимизму, заражают детей таким же беспокойством и приводят к расстройствам нервной системы.
Часто родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальностей ребёнка, предъявляя требования без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.
Таким образом, во всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются нарушения в межличностных отношениях. Другими словами, патогенными факторами чаще выступают не состав и структура семьи, не уровень её материального благополучия, а семейный психологический климат.
Список литературы:
- Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб.пособие для студ.высш.учебн.заведений.-м:Издательский центр «Академия»,2002г
- Андреева Г.М. Социальная психология. М - 1980
- Горянина В.А. Психология общения:Учеб. Пособ. Высш. Учеб. Завед.- М: Издательский центр «Академия», 2002
4. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. (общие и возрастные особенности) Учеб. Пособие-2-е изд.доп.-Мн: Тетра Системс, 2000.
5. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения.- 2-е изд. М : Смысл; Академический прект, 1999.
6. АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания.- Спб: Питер, 2001.-(Серия «Мастера психологии»)
7. Чалдини Р. Психология влияния – Спб: Издательство»Питер», 1999(Серия «мастера психологии»)
8..Хухлаева О.В. Психология подростка: Учебн.пособ. для студ. Высш. Учеб.заведений. – 2-е изд., исп.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Психолого - педагогические методы и подходы в работе с неблагополучными семьями
Проект имеет большое практическое значение, так как многие дети современной России оказываются в асоциальной, зачастую криминальной среде....
Работа с неблагополучными семьями
В последние десть лет наблюдается тенденция увеличения количества неблагополучных семей. В своей работе с неблагополучной семьей педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии с...
Программа родительских встреч с неблагополучными семьями «Семья и школа»
В настоящее время в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних подростков остро встал вопрос о необходимости профилактической работы с родителями обучающихся. Постепенно сформирова...
Роль школы в работе с неблагополучными семьями
Будущее - в руках взрослых! Пусть эти руки будут нежными, разумными, справедливыми!...
Роль школы в работе с неблагополучными семьями
Гармоничная семья - залог прекрасного будущего ребёнка!...
Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением
Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...
Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов
Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов Изменения социально-экономической ситуации в стр...