Родительское собрание на тему "Семейное чтение"
консультация (2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Родительское собрание
На тему: «Семейное чтение»
Выполнила студентка
Проверила:
Отметка:___________________________
Челябинск, 2017
Родительское собрание
Тема : «Семейное чтение»
«Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что достиг цели»
И.Гёте
Вопросы для обсуждения:
1.Чтение – это важно.
2.Как воспитать книгочея?
3.Учимся читать рационально и осмысленно.
4.Что читают наши дети.
Вступление.
Заявленная тема нашей встречи весьма и весьма актуальна. Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из здесь сидящих, наверняка хотел бы, чтобы его ребенок умел читать. Сухомлинский в период исследования причин умственной отсталости школьников заметил, что если в младших классах дети мало уделяли времени процессу чтения и обработке информации, то у них складывалась структура малодеятельности мозга.
Интерес к семейному чтению последнее время возрождается. Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению. Однако, многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением и компьютерными играми. На это я хочу сказать, что у книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Книги, как настоящие друзья никогда не предадут. И поскольку объем информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться постоянно растет, то соответственно возрастает и важность приобщения к чтению.
Первый вопрос, вынесенный сегодня на обсуждение, «Чтение – это важно» Действительно, в истории русской культуры литература для детей занимала почетное место – именно в детской литературе впервые появились стихи, рисунки, словари. В создании книг участвовали лучшие писатели, публицисты, ученые. Родоначальниками детской литературы в России были буквари, азбуки, азбуковники. С детства памятны нам сказки Жуковского, Пушкина, Ершова, Афанасьева, Мамина-Сибиряка. Это – наши воспитатели, хранители национальных традиций и «волнители чувств».
Наши дети любят и сказки, и рассказы, и длинные повести. А вот разовьется ли этот интерес, превратится ли он в настоящую страсть к чтению, зависит во многом от нас, дорогие мамы и папы.
В преддверии собрания мы провели опрос детей и анкетирование родителей. Вопросы были одинаковыми, а вот какие результаты мы получили.
Анкета 1. «Любишь ли ты читать?
Любишь ли ты читать? _________________________________
Какую книгу ты сейчас читаешь? _______________________________________________
Читают ли твои родители? ______________________________
Читаешь ли ты вместе с родителями? _____________________
В твоей семье любят читать взрослые?____________________
Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно?______________________________________
Есть ли у вас дома интересные детские книги?______________
Ходишь ли ты в библиотеку?_____________________________
Какую книгу читает сейчас мама? Папа? _______________________________________________
Какие книги тебе больше всего нравится читать?_________________________________________
Анкета 2. «Любит ли читать ваш ребенок?»
Любит ли читать ваш ребенок? _________________________________
Какую книгу читает ваш ребенок сейчас? _______________________________________________
Читаете ли вы детям? ______________________________
Читаете ли вы вместе с детьми? _____________________
Любят ли в вашей семье читать взрослые?____________________
Как вы думаете, ваш ребенок читает потому, что надо, или потому, что интересно?______________________________________
Есть ли в вашей домашней библиотеке книги для вашего ребенка? _______________________________________________
Посещает ли ваш ребенок библиотеку?_____________________________
Какую книгу читаете сейчас вы? Ваш супруг? _______________________________________________
Книги, какого содержания предпочитает читать ваш ребенок?________________________________________
Спасибо!
Основная часть.
Анализ анкет показал, что любят читать лишь около половины наших детей, причем родители в своих оценках более строги, чем дети. Каждый третий родитель не знает, какую книгу читает их ребенок сейчас, из этого (увы!) следует, что далеко не все из вас участвуют в домашнем чтении ребенка. Лишь меньше половины родителей читают своим детям, а ведь наши ребята так в этом нуждаются. Некоторые из них опускают головы и грустят, когда кто-то из ребят с гордостью рассказывает о семейном чтении. Я не хочу морализировать, упрекать и поучать, но поверьте, вы много теряете, обедняете себя, упуская возможность войти в ребячий мир, лучше понять его, помочь ребенку. Из ответов следует, что в сорока с небольшим процентах семей взрослые любят читать и дети это видят. Это самый лучший способ вовлечь ребенка в это интересное занятие, так как сила примера отца и матери очень велика. Увы, каждый второй родитель констатирует, что ребенок читает больше по необходимости. А дети немного «приукрашивают» себя и лукавят, говоря, что большинство из них читает, потому что им интересно. Меня порадовало, что почти у всех есть дома книги для детей, и каждый из них в любой момент может взять интересную. Но библиотека, к сожалению привлекательна не для всех детей, хотя, если помните, мы вместе ходили туда, завели формуляры, объяснили правила, показали, как много интересных книг можно выбрать.
Ответ на вопрос о том, что читают взрослые в семье огорчил, почти никто из них не смог ответить на него. Зато большая часть родителей правильно назвала книгу, которую читает ребенок. Это радует. А вот ответы на последний вопрос о читательских предпочтениях детей полны противоречий. Некоторые родители полагают, что их дети любят сказки, а они, оказывается, предпочитают приключения. Другие считают, что дети увлекаются чтением энциклопедий, а на самом деле они любят комиксы. Это несоответствие – еще одно доказательство, что ваше внимание к чтению детей недостаточно, а тема, которую мы сегодня обсуждаем действительно актуальна.
А теперь, уважаемые собеседники, давайте сообща ответим на вопрос «Почему чтение – это важно?» Каждый ваш аргумент – это ступенька на пути к вершине, которую ребенок достигает, если становится активным читателем. Я прошу вас объединиться парами и через две минуты предложить свой аргумент.
Цепочка мнений родителей, в результате на доске появляется словесная «лесенка»
ЗНАНИЯ – ДУХОВНОСТЬ
Будит эмоции
Повышает интеллект
Помогает в учебе
Формирует самообразовательные навыки
Побуждает к нравственным поступкам
Комментарии к схеме.
Книга будит эмоции.
Еще И.П.Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребенок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и все это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко в ход могут пойти отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребенок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребенок живет в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Дети начинают, например, бить стекла в трамвае, чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки», - говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционального «голода».
Чтение повышает интеллект.
Человек воспринимает глазами 20% информации, и из них 70% посредством чтения. То есть, если ребенок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Заметьте, чтобы быть в курсе научных новостей человек должен прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь. Итак, чтение сегодня – способ соответствовать времени, его скоростям и жестким требованиям. Причем скорость и уровень восприятия чтения нужно постоянно повышать. В подтверждение этой мысли я привожу слова И.Гете: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам употребил на это 80 лет и вовсе не могу сказать, что достиг цели».
Чтение помогает в учебе.
Действительно хорошо читающий ребенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребенок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребенок читает больше, он обладает большим объемом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки ее поиска и обобщения.
Книги формируют самообразовательные навыки.
Приобщившись к чтению, ребенок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир – увлекательный и огромный, в нем можно путешествовать бесконечно. Ребенок идет в библиотеку, учит разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребенок знает, какой бы вопрос не возник, ответ можно найти в волшебнице-книге, которая мудрее всех.
Чтение побуждает к нравственным поступкам.
К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.
Книги – ценный источник знаний о нормах поведения. «Медвежонок-невежа» А.Барто, «Волшебное слово» В.Осеевой, стихотворение С.Маршака «Медведя лет с пяти-шести учили, как себя вести» и многое другое, - это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и хороших манер. Ребенок, который осудил медвежонка за то, что тот «примчался к дому и первым влез в берлогу, медведю пожилому не уступил дорогу», едва ли станет, отпихивая взрослых рваться к двери.
А сейчас зададим себе, наверное, самый трудный вопрос: «Как воспитать книгочея?»
К сожалению, часто мы наталкиваемся на стойкое неприятие процесса чтения со стороны ребенка. В чем дело?
Попробуйте ответить на этот вопрос.
Ц е п о ч к а м н е н и й р о д и т е л е й:
«У каждого своя высота, и то, что для одного обычное дело, для другого – рекорд и подвиг»
«Не все получается с первых попыток, причина неудачи может корениться не в идее, а в ее реализации»
«Лучше не заставлять, а показывать пример»
«Прежде чем сдаваться, попробуй победить»
«Родитель сделает – ребенок повторит»
«Нет своих идей – посоветуйся с соседом»
«Проблемы наших детей – продолжение наших проблем, только они более заметны»
«Если мы прощаем себе лень, ошибки, то и к детям нужно быть снисходительными»
Предлагаю объединиться «четверками» и попытаться через 5 минут предложить присутствующим свой (возможно проверенный временем) способ приобщения ребенка к чтению.
Варианты «советов» родителей.
1.На ребенка очень влияет то, что читают ли родители сами или нет. Если они вечером большую часть времени проводят на кухне или около телевизора, то вряд ли ребенок будет книгочеем.
Комментарий: Допустим, родители многократно назидают сына или дочь по поводу важности чтения. Но если сами они при этом редко обращаются к книгам, небрежно относятся к ним: книги пылятся в шкафу, валяются где попало, используются как поставка под что-либо, то вряд ли ребенок поймет их истинную ценность. Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках, но, к сожалению, являются лишь частью интерьера, роскошным дополнением к красивой мебели. В таких условиях ребенок привыкает воспринимать дорогие книги как антикварные безделушки, которыми можно любоваться, но лучше не трогать.
Конечно, есть другие семьи, в которых разговоры о книгах просто не нужны: ребенок часто видит родителей за чтением, они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются новой покупке книги и тут же листают ее.
2.Надо поддерживать интерес к чтению у ребенка: задавать вопросы, вникать в то, что он читает, удивляться каким-то моментам содержания, увлекаться им.
Комментарий: Действительно, ваше участие в процессе чтения ребенка бесценно. Однако нельзя и переусердствовать: иногда активно вмешиваясь в увлечение сына или дочери, мы пытаемся ими руководить, и наносим вред.
3.Мы думаем, что могут помочь маленькие родительские «хитрости», например: «Почитай для меня, пожалуйста, а то мне некогда! Я пока помою посуду»
Комментарий: Хороший прием: чтение не должно быть «в пустоту», если ребенку оно еще трудно дается. В предлагаемой ситуации у сына или у дочери возникает ощущение, что он делает что-то полезное, а не просто упражняется в технике чтения. Поблагодарите ребенка, обсудите с ним прочитанное, и вы продвинетесь вперед – естественно и ненавязчиво.
4.Надо дарить ребенку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Можно чаще ходить с ним в книжный магазин и выбирать! Но при этом не «скатиться» только на комиксы и иллюстрации к «мультикам»
Комментарий: Действительно, от того, насколько интересными оказались первые книги, зависит очень многое. В.Маяковский о своей первой книге писал так: «Первая книга – какая-то «Птичница Агафья». Если бы мне в то время попалось несколько таких книг – бросил бы читать совсем. К счастью, вторая «Дон Кихот». Вот это книга! Сделал деревянный меч и латы, разил окружающих». Видите, как тонко отметил поэт: если книга пришлась по душе, она входит в жизнь. В нее хочется «играть»
Вспомните, какие книжки увлекали вас в детстве и принесите их своему ребенку. Это важно. Потому что об этих книгах вы сможете говорить с ребенком, их содержание вы помните.
5.Надо запастись терпением, не упрекать ребенка за то, что у него с чтением «туго», ободрить его, хвалить за маленькие «шажки» вперед. Помните, что и у вас не сразу получилось.
Комментарий: Самый антипедагогичный вопрос, который можно задать ребенку, такой: «Ну как ты не можешь читать быстрее?» Еще хуже, если, потеряв контроль над собой, вы кричите. Срываясь на крик, вы уничтожаете все результаты своего воспитания. Что бы ни было поводом: нежелание, неумение читать – кричать на ребенка недопустимо и унизительно, а главное бесполезно. Ребенок, на которого накричали, не способен работать продуктивно.
6.Иногда родителям стоит превратиться в «Незнайку» и искренне удивиться и заинтересоваться тем, что читает ребенок. Ощущение того, что он знает больше хотя бы в чем-то, очень ободряет ребенка и помогает ему закрепить читательский интерес.
Комментарий: В подобных ситуациях ребенок обычно с удовольствием предлагает: «А хотите, я вам расскажу…» И у взрослого обязательно должно найтись время, чтобы его выслушать. Вдобавок, такая беседа – хорошая школа рассказывания, необходимая человеку.
Конечно, «копилку родительской мудрости» можно еще пополнять. И я думаю, вы продолжите это делать и после нашей встречи. А пока я предлагаю вам памятки, в которых немало полезных советов.
Памятка для родителей «Как воспитать любовь к чтению»
Первые книги у ребенка должны быть красочно оформлены, тогда они еще до чтения заинтересуют. В то же время они не должны состоять только из иллюстраций, тогда их смысл будет понятным уже после беглого просмотра, и желание читать пропадет.
Лучше, если в книге есть разбивка на небольшие главы или она состоит из небольших законченных рассказов. Повествование, состоящее из множества страниц, психологически как бы «давит» на ребенка, он понимает, что прочесть их сразу он не сможет, а для него необходимо увидеть результат приложенных усилий.
Взрослые должны помнить, как много зависит от их отношения к чтению ребенка. Обязательно поговорите о прочитанном (и не переусердствуйте с вопросами на понимание и критическими замечаниями по поводу самого чтения). Похвалите, даже если не все было «гладко».
Следует воспитывать культуру чтения. Если начал, дочитай до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу, и не заглядывая в конец. Постарайтесь донести до ребенка, что важно понять о прочитанном все, а если что-то осталось неясным, спросить. Обратите внимание ребенка на выразительность письма, на яркий образный язык.
Взрослым не стоит прекращать читать ребенку вслух. Вечерние часы за книгой, когда родители, сами увлекаясь содержанием, читают ребенку – это замечательный способ духовного с ним единения, общения и естественного развития.
Дети должны видеть родителей читающими. Их естественная подражательная способность «работает» в такой ситуации на результат.
В доме обязательно должна быть детская библиотечка, которая периодически пополняется. Она должна быть ориентирована на интересы ребенка, но не только. Ребенок, возможно, еще не осознает нужность энциклопедий, словарей, справочников. Но они должны найти место на домашних полках: со временем ребенок это оценит.
Отыщите свои любимые детские книжки. Расскажите о них ребенку. Почитайте их вместе. Поведайте о том, какую роль они сыграли в вашей жизни.
Внимательно следите за программой по внеклассному чтению. Возможно, обязательность отторгает ребенка от чтения таких книг. Попробуйте прочесть (или хотя бы просмотреть) их и заинтересовать их содержанием.
Заведите «семейный читательский дневник», куда каждый из членов семьи коротко (возможно даже в одно предложение) запишет свое впечатление о прочитанном.
Заключительная часть
Упражнения по развитию осмысленности и техники чтения.
Упражнение «Вставка букв»
Бри…да
Ку…ет
Об…ка
Кн…га
Пше..ца
Ста…ан
Ма…на
По…ой
Та…нт
Ба…он
Со…мА
Пи…от
Пе…ал
Во…бей
Упражнение по развитию познавательной активности и творческого воображения.
«Слова на тему»
В течение 10 минут запишите слова на тему: зима, космос, библиотека, магазин, музыка, спорт и т.п.
Это упражнение развивает познавательную активность и творческое воображение. Заменяя в задании ключевое слово по собственному усмотрению, упражнение можно повторять дома с детьми много раз.
Мы опросили наших детей по поводу того, что они любят читать. Оказалось, что более половины (около 60%) предпочитают русские сказки (А.С.Пушкина, С.Аксакова, П.Ершова, А.Толстого, Э.Успенского) и сказки зарубежных авторов (Г.Андерсена, А.Линдгрен, А.Милна, Ш.Перро, Дж.Родари). У 14% любимым жанром являются приключения («Робинзон Крузо», Д.Дефо, «Дети Капитана Гранта», Ж.Верна и др.); научно-познавательная литература занимает скромное место – менее 10%. Остальные дети отдают предпочтение рисованным «мультикам», детским журналам.
Конечно, вкус и интересной книге нужно прививать. Иногда родители идут на поводу у еще неокрепших вкусов детей и покупают комиксы, не задумываясь о том, что упускают возможность приобщить ребенка к настоящей литературе, дать «пищу» для ума.
Итак, давайте помнить, что книга – носитель и хранитель национального наследия, воспитатель духовности, «противовес» многим негативным процессам в окружающем ребенка мире. Ищите и находите вместе с ним красоту в поэтическом слове, в блестящей прозе и этот мир станет ярче, оптимистичнее, радостнее. И пусть вечерами в семейном кругу звучат волшебные строки:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Читайте сами, читайте вместе с детьми, и вы одухотворите свою жизнь прекрасными образами. Этот путь нелегок, но он прекрасен, поскольку ведет к вершинам нравственности и понимания высокого предназначения Человека в этом мире.
Упражнения по развитию осознанности чтения.
Упражнение «Составьте пословицы»
Каждое слово в пословице поставьте на свое место.
Передайте смысл пословицы своими словами.
Фиксируйте время.
С, кобыле, легче, воза, баба
Да, учат, беды, мучат, уму
И, пруда, без, вытянешь, из, труда, не, рыбку
На, платок, всякий, роток, на, накинешь
Во, еды, приходит, время, аппетит
А, делают, глаза, руки, страшатся
А, найдется, шея, бы, хомут, была
А, неделю, на хлеба, ешь, день, бери, на
И, богу, расшибет, дурака, лоб, заставь, молиться, он
А, беду, своей, разведу, чужую, к, ума, не, руками, приложу
От, ищут, добра, не, добра
А, бежит, добрая, сама, лежит, слава, худая
Там, любовь, нет, и, совет, горя, и, где
Упражнение «Мини-бестселлер»
В течение 3-х минут составьте текст, используя такие слова:
- сигнал, помеха, снег, ручка, книга, дорога, погода;
- кукла, платье, игрушка, цвет, сон, глаза, кроватка;
- семья, книга, вечер, папа, лампа, радость, сказка
Упражнение «Лабиринты»
Определите правильную последовательность строк в стихотворении и запишите.
Песня раздается
Неисходною струей
Громче, громче льется.
Между небом и землей.
Он бежит себе в волнах
Ветер по морю гуляет.
На раздутых парусах
И кораблик подгоняет
И пуще лишь шумит
Та ей в глаза хохочет
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит
На поляне у тропинки
С бугорка бежит ручей
Пробиваются травинки
А под елкой снег лежит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Формирование навыков чтения у первоклассников. Советы родителям"
P { margin-bottom: 0.21cm; } П омочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результат...
Родительское собрание на тему: "Чтение с увлечением"
В данном материале раскрываются различные методы и приемы, позволяющие родителям увлечь своего ребенка чтением книг....
Родительское собрание "Любовь к чтению - залог успешного обучения. Книга в семье"
Материал собрания поможет рассказать родителям насколько важно чтение в жизни ребенка, особенно в 1 классе....
Родительское собрание «Любовь к чтению – залог успешной учёбы»
Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению. Хорош...
Родительское собрание «Формирование навыков чтения у первоклассников. Советы родителям»
«Формирование навыков чтения у первоклассников. Советы родителям»...
Родительское собрание по теме "Чтение- лучшее учение"
На родительском собрании звучали пословицы и их объяснение, анализ анкет с учащимися, выяснили значение чтения. Школьный библиотекарь рассказал родителям, как их дети посещают библиотеку, раздала памя...
Родительское собрание на тему "Чтение - вот лучшее учение"
Цель: создание условий для осмысления родителями важности чтения (и семейного чтения в частности), и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнк...