Готовность ребёнка к школе.
статья (1 класс) по теме

Козлова Наталья Михайловна

Помощь родителям в подготовке будущего первоклассника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_rebyonka_k_shkole.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность ребенка к школе.

Автор: Козлова Н.М.

Учитель начальных классов

МБУ «Школа №13»

г.о.Тольятти

Ваш малыш уже осенью пойдет в первый класс!!! Миллионы родителей начинают задавать  одни и те же вопросы: « Как помочь ребёнку? Что делать? Что же нужно, для того, чтобы быть готовым к школе? Какие тетради, рюкзаки купить?»  Конечно, учебные принадлежности очень важны, но давайте поговорим о более серьезных вещах, о психологической готовности к обучению в школе.

Для дошкольника школа - это что-то очень неизведанное, новое, загадочное и очень взрослое. «Скоро мы станем учениками», - с гордостью говорят выпускники детских садов. Для них это первый осознанный шаг во взрослую жизнь.

    В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана не только с физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-ти минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности.

     Особенно трудными бывают первые дни (а для части детей даже первые месяцы) пребывания в школе: в это время происходит сложный процесс приспособления (адаптации) к новым условиям. Для периода адаптации характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость, несвойственное ребёнку многословие или, наоборот, молчаливость и т.д. Это всё внешние проявления крайнего нервного напряжения, которые со временем проходят. Дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают; возвращается хорошее ровное настроение, они охотно общаются с родителями и сверстниками, появляется готовность выполнить поручения, выходящие за рамки учёбы.

    Так проходит процесс адаптации  у большинства первоклассников. Но для части учеников привыкание к новым условиям оказывается непосильной задачей: они часто или длительно болеют.

Среди ряда причин, особенностей приспособления детей к школе, первостепенное значение имеют состояние здоровья, уровень биологической зрелости, а так же развитие тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения.

Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для учения навыков. 

Первая забота родителей будущих первоклассников, - проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребёнка, а затем – выполнение всех назначений врача.

Данные медицинских осмотров являются основой для определения готовности ребёнка к обучению в школе. Дети здоровые, физически выносливые, с нормальным физическим развитием, с высокой сопротивляемостью  без затруднений справляются с учебной нагрузкой.

     Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц кисти руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?

Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики.

  • Лепка из глины и пластилина. Детям очень нравится изготавливать и расписывать поделки из солёного теста.
  •  Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Для ребёнку важно уметь пользоваться ножницами и клеем.
  • Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
  • Конструирование из мелких деталей конструктора.
  • Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
  • Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  • Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать.
  • «Показ» стихотворения или детской песенки. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении или поётся. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше, что способствует памяти и улучшает координацию движений. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
  • Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
  •  Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание на рисунки детей. Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу малыш делает всё медленно, но, самое важное, он делает это самостоятельно.

Если вам удалось организовать дома спортивный уголок и ребёнок может лазить по спортивной лестнице, подтягиваться на канате, кувыркаться на турнике, рука у него будет крепкой и твёрдой. Дайте своему ребёнку молоток, пилу, гвозди и смастерите вместе с ним нехитрую, но полезную поделку – рука ребёнка приобретёт уверенность и ловкость.

При такой всесторонней тренировке школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными. Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест «вырезание круга», проведя его до начала тренировки и по её окончании.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, в-третьих, развивают самостоятельность. Физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки способствуют  развитию интеллекта.

Для будущего первоклассника  важна и социально- психологическая готовность. Здесь  подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. С началом школьной жизни ребенок вступает в совершенно новые социальные отношения с другими людьми. На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных правил воспитания – это  добрый пример родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии готовности ребёнка к школе

Перед поступлением в 1 класс, необходимо убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе....

критерии готовности ребёнка к школе.

Дорогие родители! Ваш ребёнок идёт в школу? Проверьте его готовность....

Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?

Доклад к собранию для родителей будущих первоклассников...

Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе?

Задания педагогической диагностики Как организовать  занятия с ребёнком  в домашних условияхи какова их продолжительность?Какие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к шко...

Готовность ребёнка к школе. Рекомендации родителям.

Данный материал поможет определить готовность ребёнка к школе и дать рекомендации родителям....

Готовность ребёнка к школе.

 Собрание для родителей будущих первоклассников....

Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Презентация поможет провести родительское  собрание психологу, учителю,   завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....