Как избежать перегрузки обучающего на уроках и в процессе выполнения домашнего задания.
методическая разработка на тему

Долматова Лариса Геннадьевна

Перед современной школой стоит задача дальнейшего совершенствования образовательных технологий как совокупности психолого-педагогических приёмов, методов,технологий направленных на формирование у учеников на ведение здорового образа жизни, воспитание привычек заботиться о своём здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_izbezhat_peregruzki.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Как избежать перегрузки обучающегося на уроках и в процессе выполнения домашнего задания»

                                                                             

Перед современной школой стоит задача дальнейшего совершенствования образовательных технологий как совокупности психолого-педагогических приёмов, методов, технологий, направленных на формирование у учеников на ведение здорового образа жизни, воспитание привычек действенно и постоянно заботиться о своем здоровье.

Главная роль в реализации этой задачи принадлежит учителю, который работает в следующих направлениях:

  1. Включение в организацию и содержание урока элементов оздоровительной направленности.
  2. Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиями СанПиНов. Соблюдение воздушно-теплового режима, использование успокаивающего действия воды, звука, питьевой режим в каждом классе.
  3. Обеспечение интереса к предмету и уроку.
  4. Обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне.
  5. Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся.
  6. Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объёмом урока.
  7. Психологическая разрядка в середине урока.
  8. Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия: упражнения на снятие статистического напряжения с позвоночника и улучшение кровоснабжения, укрепление мышц рук.
  9. Постоянное внимание к охране зрения: гимнастика для глаз на каждом уроке.
  10. Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль за их осанкой на уроке.
  11. Соблюдение норм объёма домашних заданий, предусмотренных СанПиНами (1/3 от объёма классной работы).
  12. Разнообразие форм и методов обучения как способ предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся. Частая смена деятельности.
  13. Реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний.
  14. Использование всего многообразия приёмов мотивации деятельности ученика. Формирование благоприятного эмоционального фона урока, создание ситуации успеха.
  15. Формирование взаимоотношений с учениками на основе искреннего уважения, доверия, стиля сотрудничества.
  16. Психологическая разгрузка в конце урока.

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объём максимального допустимой нагрузки обучающихся.

Обязательна нагрузка обучающихся начальной школы для общеобразовательных учреждений региона определяется региональными органами управления образованием. При этом обязательная нагрузка не может превышать предельно допустимую.

Школьное расписание уроков составляется отдельно для обязательных факультативных занятий. Факультативные задания следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минет.

Школьное расписание уроков следует строить с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся. В расписании уроков для младших школьников основные предметы рекомендуемся проводить на 2-3-м уроках, а наибольший объём учебной нагрузки должен приходить на вторник или среду. Контрольные работы следует проводить на 2-4-м уроках в середине учебной недели.

При составлении расписания уроков необходимо чередовать в течении дня и недели для младших школьников основные предметы с уроками музыки, ИЗО, труда, физкультуры.

В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах следует применять «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки:

- с сентября - 3 урока 35-минутной продолжительности;

- с октября - 4 урока по 35 минут каждый;

- со второго полугодия-по таблице максимально допустимого количества часов.

Сильно увеличивают нагрузку детей сдвоенные уроки по одному предмету т нулевые уроки. Поэтому в начальной школе не допускается проведение нулевых и сдвоенных уроков.

На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания, недопустимо на уроке выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы, если она длиться весь урок.

Перемены следует проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.

Что бы избежать перегрузок и утомления детей в начальной школе, плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомляемости, нарушения осанки, зрения учащихся должны проводиться на уроках физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике.

В оздоровительных целях общеобразовательным учреждениям рекомендуется создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении. Это потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объёме не менее 2 часов. Таким объёмом двигательной активности слагается из участия школьников в комплексе мероприятий для каждой школы: в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований и дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

С этой же целью в школьный компонент учебных планов для младших школьников необходимо включать предметы двигательно-активного характера.

Домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможности их выполнения в следующих предметах:

- во 2-м – до 1,5 часа;

- в 3 – 4-м – до 2 часов.

При этом учитывается индивидуальные психофизиологические особенности детей.

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течении рабочей недели допустимо давать домашнее задание на понедельник.

Возникает проблема, как разгрузить учащихся при выполнении домашнего задания. Совершенно ясно, что в этих условиях особое значение приобретает интенсификация урока с целью повышения его эффективности и предупреждения таким образом перегрузки учащихся при самоподготовке.

Но как при интенсификации урока не перегрузить школьников, ибо плотность и темп урока резко возрастают? Выходом стало использование на уроках здоровье сберегающих технологий.

Интенсификация урока дает ряд преимуществ и с точки зрения здоровьесбережения:

  1. Сокращается объём времени на выполнение домашних заданий, а, следовательно, высвобождается время на занятия активнодвигательного характера и развитие личности.
  2. Позволяет рационально организовать урок с очки зрения гигиенических и психолого-педагогических критериев.
  3. Повышает мотивацию учения.
  4. Развивает навыки рациональной организации труда.
  5. Побуждает к использованию учителем разнообразных видов деятельности и их чередованию.

Опыт практической деятельности выявил следующие пути решения данной проблемы:

  1. «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз):
  2. Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

Формы и методы обучения как способ предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся.

  1. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального оборудования, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения).
  2. Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.
  3. Рациональная организация труда учителя и учеников.
  4. Создание комфортного психологического климата.
  5. Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
  6. Чередование различных видов деятельности на уроке.
  7. Использование аудиовизуальных средств обучения.

Приложение: 1

Мозговая гимнастика

  1. Качание головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы):
  2. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
  3. «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуру мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)
  4. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
  5. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь)
  6. «Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Приложение: 2

Коррегирующая гимнастика для глаз

  1. Моргание (полезно при всех видах нарушения зрения):
  2. Моргайте на каждый вдох и выдох.
  3. «Вижу палец!»
  4. Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течении 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
  5. «Палец двоиться» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии)
  6. Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
  7. «Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения)
  8. Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелки и 6 кругов против часовой стрелки.
  9. «Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения)
  10. Двигаете глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь при выполнении домашних заданий.

Нужно ли помогать третьекласснику при выполнении им домашних заданий? Как развивать самостоятельность? Как контролировать ребенка? Как найти золотую середину, вы узнаете из этой статьи....

Первая оценка и как к ней относиться.Как помочь ребенку в выполнении домашнего задания.

oc-ped1.jpgВ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ!                   ИНФОРМАЦИЯ, РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ!...

"Помощь не внимательному ребёнку при выполнении домашнего задания"

Помочь родителям при выполнении домашнего задания и развитие памяти ребёнка....

Лекторий: «Развитие учебных навыков. Помощь ребёнку при выполнении домашних заданий».

Ваш ребенок стал школьником и у него появи­лись новые обязанности. Домашнее задание ученика при непра­вильной организации дня, при отсутствии четких требований со стороны взрослых прев...

Памятка для выполнения домашнего задания.

Памятка для родителей, которая поможет при выполнении домашнего задания....