АНКЕТА ПО ТЕМЕ “Готовность ребёнка к школе”
статья на тему

Баязитова Гульсина Гаязовна

АНКЕТА ПО ТЕМЕ

“Готовность ребёнка к школе”

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anketa_gotovnost_rebenka_k_shkole.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

АНКЕТА ПО ТЕМЕ

“Готовность ребёнка к школе”

   Для того, чтобы понять, достаточно ли сформированы качества и умения, которые позволят ребёнку успешно учиться, попробуйте ответить на вопросы анкеты.

  На ряд вопросов могут ответить несколько взрослых (члены семьи, воспитатели, педагоги), которые хорошо знают ребёнка. Это позволит сравнить ответы.

  Оценка ответов:

  • 5 баллов, если так бывает всегда, если способность или качество не вызывает сомнения;
  • 4 балла, если иногда бывает иначе, если вы считаете, что это качество, умение может быть развито лучше;
  • 3 балла, если есть проблемы: поведение, качества, умения развиты недостаточно;
  • 2 балла, если  поведение, качества, умения проявляются редко, не сформированы или для этого нужны определённые условия;
  • 1 балл - поведение, качества, умения выражены слабо, реализуются с большим трудом.

        Все вопросы сгруппированы в отдельные блоки. Это разделение достаточно условно, т.к. все стороны развития ребёнка взаимосвязаны и взаимообусловлены, но такое разделение позволит более чётко представить «слабое звено» в развитии.

        При выполнении заданий важно соблюдать следующие правила тестирования:

  • взрослый должен сидеть за столом строго напротив ребёнка;
  • все предметы, необходимые для тестирования, должны лежать на маленьком столе рядом со взрослым;
  • необходимые для каждого отдельного задания предметы необходимо класть строго на середину стола перед ребёнком.

Если в сумме ребёнок набрал от 20 до 25 баллов, то можно считать эту сторону его развития хорошо сформированной, если от 10 до 19 баллов – с ребёнком необходимо серьёзно работать. Если таких несформированных сторон развития несколько, то, возможно, стоит отложить поступление в школу ещё на год. Если суммарные оценки развития каких-то качеств ниже 10 баллов – необходимо обратиться к специалисту. Это особенно важно, если обнаружена несформированность организации деятельности, речевого и моторного развития, отмечены явные отклонения в состоянии здоровья.

Социальное развитие ребёнка

Баллы

Спокойно идёт на контакт со сверстниками и взрослыми

Способен управлять своим поведением, знает, что можно и чего нельзя, не агрессивен, не драчлив.

Умеет общаться с чужими взрослыми людьми, тактичен.

Спокойно адаптируется в новой обстановке ( в гостях, в поездке и т.п.), не меняет своего поведения, не становится возбуждённым.

Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослых.

Организация деятельности

Баллы

Ребёнок воспринимает инструкцию (задание) и по инструкции выполняет действие, не нужно несколько раз повторять инструкцию.

Ребёнок не торопится, не суетиться, доводит работу до конца, умеет оценить её качество.

Ребёнок не торопится, не суетиться, доводит работу до конца, умеет оценить её качество.

Ребёнок способен самостоятельно найти и исправить ошибку в своей работе, не ждёт конкретных указаний (сделай так и так).

Ребёнок способен сосредоточенно, без отвлечений выполнять задание в течение 10-15 мин.

При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание, не отказывается.

Общее развитие

Баллы

Способен к классификации и систематизации (находит общее, различие предметов, явлений. процессов)

Активно воспринимает любую новую информацию, задаёт вопросы

Понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе. в жизни). Способен сделать простой, логический вывод.

Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться.

Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться.

Развитие внимания и памяти

Баллы

Способен к произвольному вниманию (устойчивость внимания – 10-15 мин.), не отвлекается, даже если деятельность не очень интересна или трудна.

Способен переключиться с одного вида деятельности на другой (не переключается постоянно на любой внешний раздражитель)

Способен к непосредственному (механическому) запоминанию 5-6 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.

Способен к произвольному запоминанию 10-12 слов при подкреплении запоминания наглядными или словесными образами.

Способен выучить стихотворение в 4-8 строк после нескольких повторений.

Речевое развитие

Баллы

Способен правильно произносить все звуки родного языка.

Способен к простейшему звуковому анализу слов (может выделить звук в начале, середине и конце слова.

Обладает хорошим словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, ответить на вопрос и т.п.

Грамматически правильно строит предложение, правильно использует предлоги, приставки, союзы.

Умеет самостоятельно рассказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам.

Развитие движений и пространственная ориентация

Баллы

Уверенно владеет всеми бытовыми действиями (еда вилкой, ложкой, расстёгивание, застёгивание пуговиц, чистка зубов. одевание, раздевание и т.п.

Хорошо ходит, бегает, умеет прыгать, катается на велосипеде, способен научиться прыгать через скакалку и т.п.

Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз. направо и т.п.

Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.

Не испытывает затруднений при рисовании. выполнении графических движений (умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии, нарисовать круг, треугольник, квадрат)

Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации

Баллы

Способен выделять и классифицировать фигуры (буквы, цифры) по форме, размерам, направлению штрихов и др.

Способен различать пространственное расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу, справа-слева и т.п.)

Способен срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов.

Способен копировать буквы. цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов.

Способен находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме).

Личностное развитие.

Баллы

Способен  «заниматься, учиться», а не только играть, может работать самостоятельно, а не только в присутствии взрослого

Стремится к достижению в тех простых видах деятельности, которые выполняет, и способен достаточно объективно оценить её результат.

Способен дифференцировать, «что такое хорошо и что такое плохо», умеет оценивать свои поступки, но оценка себя во многом зависит от оценки взрослых.

Проявляет активный познавательный интерес (к новым видам деятельности, к миру взрослых, окружающему миру и т.п.)

Стремится к личным достижениям ( «Я уже знаю, умею…»), самоутверждению, признанию.

Здоровье (от года до 5 лет)

Баллы

Нет частых простудных заболеваний (3-4 раза в год)

Нет тяжёлых хронических заболеваний

Спокоен (не криклив), усидчив, не раздражителен

Хорошо, спокойно засыпает, спит ( не вскрикивает, не вертится, нет ночного недержания мочи).

Нет страхов (темноты, страшилищ, одиночества и т.п.)

Нет навязчивых движений (непроизвольного подёргивания мышц лица, шеи, моргания, обкусывание ногтей и т.п.)

Не было выраженных задержек речевого и моторного развития.

Социальное развитие – во многом определяет успешность и длительность социально-психологической адаптации ребёнка к школе. Несформированность навыков общения может затруднить адаптацию, но не станет препятствием, если учитель, зная об этой особенности ребёнка, будет спокоен, доброжелателен и тактичен. На первом этапе не рекомендуется продлённый день.

      Уровень организации деятельности – определяет эффективность учения ребёнка, его способность выполнить все необходимые, но посильные для него задания, его возможность внимательно слушать учителя, усваивать новые знания и т.п. Неумение организовать свою деятельность встречается у детей 6-7 лет достаточно часто и может серьёзно осложнить процесс обучения. Если у ребёнка не сформированы все компоненты организации деятельности (сумма баллов ниже 10), возможно, это связано с неблагоприятным развитием нервной системы – с неврозоподобными расстройствами (беспокойный сон, страхи, навязчивые движения, нарушения темпа речи и т.п.). Нельзя исключать влияние тяжёлых и частых заболеваний. Причиной может быть и неблагополучная семейная обстановка (пьянство, конфликты в семье и т.п.). При несформированности организации деятельности возможны комплексные трудности при обучении письму, чтению. математике. Для таких детей не рекомендуется школа с интенсивной программой обучения, противопоказаны дополнительные нагрузки в первом классе.

             Общее развитие ребёнка – аспект подготовки, которому уделяется много внимания. Современные дети (за исключением тех, кто растёт в неблагоприятных социальных условиях) много видят, слышат, им читают, их развитием активно занимаются. Высокий уровень общего развития порой бывает единственным критерием для выбора школы, и это может создать свои проблемы, особенно в тех случаях, когда выбирается «серьёзная» школа, с углублённым изучением предметов.

 Важно объективно оценить и др. стороны развития ребёнка.

          В тех случаях, когда общее развитие оценивается ниже 10 баллов, необходима консультация специалиста, не рекомендуются школы с интенсивной программой обучения и с углублённым изучением предметов.

        Развитие внимания и памяти – необходимое условие успешного обучения. Неустойчивое внимание, заторможенность при его переключении или, наоборот, постоянное отвлечение, низкий объём памяти, трудности при произвольном запоминании.

           У детей с неустойчивым вниманием, низким объёмом памяти возможны комплексные трудности при обучении письму, чтению, математике, которые, как правило, становятся выраженными не в первом, а во втором классе. У таких детей много «пробелов» в обучении, и лучшей тактикой помощи в этом случае является постоянное повторение учебного материала. Программы интенсивного обучения и дополнительные учебные нагрузки даже при очень высоком общем развитии ребёнка могут превышать его возможности. Поэтому особенно важны выбор педагогической поддержки, соответствующей особенностям познавательной деятельности начинающего ученика.

               Речевое развитие  - без определённого уровня развития речи обучение не просто затруднено, а невозможно. Однако, несформированность речи встречается часто (почти у 60 % первоклассников). Как правило - это нарушения звукопроизношения. трудности звукобуквенного анализа, бедный словарный запас, неумение вести диалог и составлять связный рассказ по картинке. При подобной несформированности речи (ниже 10 баллов) необходима консультация  (а возможно, и специальные занятия) с логопедом. Индивидуальные занятия с логопедом до школы и в процессе обучения в школе очень эффективны и могут преодолеть трудности при освоении письма и чтения. которые характерны для таких детей.

              Развитие движений и пространственная ориентация – важный показатель развития ребёнка. Почти все движения, которым учат ребёнка (или он учится сам),  - произвольные. самые сложные по организации. К 6-7 годам ребёнок должен овладеть элементарными двигательными действиями (особенно бытовыми, самообслуживающими), однако формирование новых движений, особенно таких сложных как письмо, требует специального обучения.

            Несформированность (неловкость) моторных действий – частая причина проблем ребёнка при усвоении предметов, где требуются хорошие письменные навыки. Поэтому при определении готовности к школе важно иметь в виду не только развитие «больших» движений (бег. прыжки, повороты и т.п.), но и способность ребёнка манипулировать мелкими предметами, умение правильно держать ручку и выполнять простые графические движения (чертить вертикальные и горизонтальные линии, круг, квадрат. треугольник). Детям с несформированностью мелкой моторики необходима специальная подготовка к письму (см. Безруких М.М. азбука письма. – М.: Дрофа, 2000 (комплект «Ступеньки к школе»).

          Зрительно-пространственное восприятие и зрительно – моторные координации – функции, которые можно с полным правом считать школьно значимыми. При недостаточной сформированности этих функций невозможно научить ребёнка хорошо читать и правильно писать. Причём эти особенности развития ребёнка могут быть не очень явными, заметными.

            Личностное развитие – наряду с развитием социальных навыков определяет успешность психологической адаптации ребёнка в школе. Однако недостаточная сформированность личностного развития ребёнка может быть компенсирована психологически комфортными условиями обучения, личностно ориентированной тактикой работы педагога и доброжелательностью родителей. Для такого ребёнка важнее правильно выбрать не столько школу, сколько педагога.

            Здоровье ребёнка – главный фактор, определяющий успешность обучения. К сожалению, сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Среди первоклассников почти 40% часто болеющих детей. Как правило, такие дети болеют раз в полтора-два месяца (по 7-10 дней), долго восстанавливаются после болезни, пропускают много занятий. У этих детей низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Для них характерны комплексные трудности при освоении письма, чтения, математики.

           Дети с нарушениями психического здоровья могут  быть чересчур активны, непоседливы или, наоборот, вялы, заторможены. Для них характерна резкая смена настроения, неусидчивость, они раздражительны, плохо спят. У таких детей нередки страхи, навязчивые движения. их школьные проблемы – комплексные (письмо, чтение, математика). Безусловно, таким детям необходима консультация врача-психоневролога. Им противопоказаны интенсивные программы обучения, дополнительные нагрузки. Рекомендуется щадящий режим учебных занятий с одним днём отдыха  в течение недели (лучше в четверг), обязателен дневной сон. Строгое соблюдение режима дня.

Прогноз школьных трудностей на основе выделения

факторов риска в развитии ребёнка[1]3

  1. Социальное развитие

Факторы риска

Варианты возможных трудностей

Рекомендуемые меры помощи

Трудности установления контактов со сверстниками

Формирование негативного отношения к детям, школе. Возникновение затяжных конфликтов. Снижение мотивации обучения. Нежелание идти в школу

Повышенное внимание учителя с первого дня. Знакомство с детьми. Определение общего дела, совместной работы с фиксированным результатом или дела, за которое ребёнок отвечает вместе с другими. Стимуляция ситуативного и внеситуативного общения. Поддержка.

Трудности установления контактов со взрослыми

Снижение мотивации обучения. Страхи (боязнь учителя).

Комплексные трудности

Спокойствие и доброжелательность в трудных ситуациях. Специальный психологический тренинг коммуникативных умений

Не владеет необходимыми навыками общения со сверстниками, груб. агрессивен. Не чувствует дистанции между собой и взрослыми, инфантилен или социально неадекватен.

Нарушения поведения. Затяжные конфликты. Комплексные трудности обучения.

нарушения психического здоровья (страхи, неадекватные реакции, навязчивые движения и т.п.)

Консультации врача-психоневролога и строгое следование его советам.

Спокойное, доброжелательное отношение, строгость, но не грубость, требовательность, но не злость.

Необходимость знаний семейной ситуации, отношения родителей к ребёнку.

Специальный психологический тренинг коммуникативных умений

  1. Личностное развитие

Завышенная самооценка, есть проблемы в осознании своего положения в общении со сверстниками и взрослыми, необъективно относится к результатам своей деятельности.

Занижена самооценка (замкнут. неуверен, боится новых контактов)

Привык работать только под контролем взрослых, не умеет самостоятельно выбрать занятие, дело.

Может активно привлекать внимание учителя только к себе, сердится, если это не получается, возможны «выходки».

Боится отвечать, выходить к доске, неуверен даже тогда, когда всё хорошо знает.

Старается уйти от общения со сверстниками. трудна совместная работа. Снижение мотивации и успешности обучения.

Тактично, спокойно, доброжелательно объяснять, не фиксировать внимание на «выходках» – отвлечь, переключить на другой вид деятельности.

Поддерживать (взглядом, жестом, словом) ребёнка с заниженной самооценкой, включать в совместную работу с другими детьми.

Фиксировать, отмечать и поощрять любые удачи.

3. Организация деятельности.

Факторы риска

Варианты возможных трудностей

Рекомендуемые меры помощи

Трудности концентрации внимания и включения в работу, сосредоточен-ной работы без отвлечений. Неумение планировать деятельность. Хаотичность в работе, продвижение вперёд методом проб и ошибок. Неумение завершить работу.

Не воспринимает инструкцию (необходимо повторение) Не усваивает материал, приходится повторять задание. Выполняет не те задания. Торопится закончить работу, не оценивает качество. Раздражительность, плаксивость при неудаче. К концу первого полугодия (декабрь) становятся явными трудности обучения письму, чтению. математике, связанные с нарушением организации деятельности.

Максимально индивидуализировать работу, особенно формулировку задания, объяснить ход выполнения, сложную задачу разделить на этапы. Контролировать ход выполнения задания.

 Все поправки, замечания делать без раздражения, недовольства.

Не рекомендовать родителеям длительные дополнительные задания дома. Не требовать переписывания..

добиваться, чтобы любое объяснение и выполнения действия (например, написание буквы) было осознанным, так как механическое «копирование» малоэффективно.

Специальная работа с психологом по развитию произвольности и формированию структуры организации деятельности.

Рекомендуется строгое соблюдение режима дня, исключение дополнительных нагрузок в течение первого года (музыка, спорт)

4. Общее развитие

Факторы риска

Варианты возможных трудностей

Рекомендуемые меры помощи

Трудности решения простейших логических задач. Неумение делать выводы о причинно-следственных связях. неумение высказывать собственную мысль, предложить собственный ход даже в самой простой ситуации. Элементарный запас знаний об окружающем мире недостаточен для решения учебных задач.

Комплексные затруднения при обучении грамоте, математике, знакомстве с окружающим миром, на уроках труда.

Неудачи снижают мотивацию обучения.

При интенсивной программе обучения к середине учебного года   отставание по всем предметам:

  • затруднения при формулировке понятий;
  • затруднения при выделении главного;
  • неумение сделать вывод, выделить сходство и различие, провести классификацию.

Использовать индивидуальные способы работы.

Подробно объяснят, что и как нужно сделать, что должно получиться.

Включать игровые элементы в деятельность.

Провоцировать обсуждение, размышление, анализ.

использовать наглядно-образные формы работы, конструктивную деятельность, реальные действия с предметами.

Добиваться, чтобы любая деятельность была осознанной, осмысленной.

Организовывать развивающие занятия с психологом (или элементарные дома).

Рекомендовать родителям любые развивающие игры с ребёнком, чтение книг, их обсуждение. Исключить дополнительную нагрузку.

5. Развитие внимания и памяти

Факторы риска

Варианты возможных трудностей

Рекомендуемые меры помощи

Трудности концентрации внимания – низкая, неустойчивая работоспособ-ность.

Невозможна работа без отвлечений, необходим внешний контроль. Страдает кратковременная память. С трудом использует приёмы логического запоминания. Трудно (долго) учит стихотворения.

Неспособен выдерживать интенсивную и длительную нагрузку, быстро отвлекается (занимается другим делом)

Постоянно отстает от темпа работы класса.

Выполняет задания не до конца или вовсе не те.

Много ошибок при чтении, письме, математике.

Знает, но не использует правила.

Комплексные проблемы обучения.

Ребёнка лучше пересадить на первую парту.

Задание повторять отдельно, фиксировать внимание на ходе его выполнения.

Если задание сложное (многоступенчатое) – разбить на части.

Использовать приёмы активного, образного запоминания. Повысить эмоциональную значимость запоминаемого материала – сделать его интересным и увлекательным.

Повысить мотивацию запоминания.

Сокращать по возможности объём заданий (требовать не объёма, а качества).

Контролировать запись домашних заданий.

Специальный тренинг психолога.

  1. Речевое  развитие

Факторы риска

Варианты возможных трудностей

Рекомендуемые меры помощи

Нарушение звукопроизноше-ния Трудности при звукобуквенном анализе. Трудности при выделении главного в тексте, изложении устного материала (по разным предметам).

Трудности при восприятии инструкции. Трудности при усвоении понятий, правил.

Трудности формирования навыков чтения и письма

Трудности перевода фонем в графемы.

Замена согласных букв. близких по звучанию.

Пропуски согласных и гласных букв.

Недописывание букв, слогов.

Очень медленный темп письма.

Консультация логопеда – проверка не только звукопроизнешения, но и фонетико-фонематического восприятия.Занятия с логопедом, работа по развитию речи.

Использование метода поэтапного формирования умственных действий для формирования звуко-буквенного анализа.

Обязательное проговаривание во время письма. Игры в «звуки».

Работа над тепом письма без форсирования его, т.к. это осложняет звукобуквенный анализ.

Дополнительное разъяснение любого задания (смысл всех слов должен быть известен ребёнку).

Расширение словарного запаса. Вовлечение ребёнка в театрализованные постановки, сценки

  1. Развитие движений и пространственная ориентация

Факторы риска

Варианты возможных трудностей

Рекомендуемые меры помощи

Моторная нелов-кость, скованность. Трудность коор-

динации сложных спортивных и тан-цевальных дви-жений, трудность сохранения равно-весия. сложность ориентации тела в пространстве.

Трудности освоения навыка письма – неустойчивый почерк, медленный темп, нарушение конфигурации букв.

Сложность выполнения заданий на уроках труда (вырезание, наклеивание, вышивание).

Комплекс мер, повышающих эффективность занятий физичекой культурой. Пошаговое научение в очень медленном темпе при индивидуальной работе. Если нет медицинских противопоказаний, рекомендация занятий  группах ОФП,  специальные комплексы утренней гимнастики. Обратить особое внимание на правильность держания ручки, посадку.

Виды трудностей при обучении письму и их возможные причины.[2]1

Виды трудностей

Возможные причины

Тип трудностей

1.

Трудности формирования зрительного образа буквы (трудности запоминания конфигурации графического элемента)

Недостаточная сформированность зрительной памяти.

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

Недостатки методики обучения (опора на принцип механического копирования)

Форсирование темпа обучения

Специфические

Специфические

Неспецифические

Неспецифические

2.

Трудности формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента.

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

Недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций.

Недостаточная сформированность зрительной памяти.

Форсирование темпа обучения. Недостатки методики обучения

Специфические

Специфические

Специфические

Неспецифические

3.

Трудности с копированием графических элементов букв (неровные штриховка, тремор)

Недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций.

Недостаточная сформированность моторных функций

Недостатки методики обучения

Специфические

Специфические

Неспецифические

4.

Ошибки в пространственном расположении элементов букв

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

Специфические

5.

Ребёнок не «видит» строку, нарушает соотношение между элементами буквы, путает буквы, пишет «лишние» элементы или, наоборот, недописывает буквы.

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

Недостаточная сформированность зрительной памяти.

Форсирование темпа обучения. Недостатки методики обучения.

Трудность концентрации внимания

Специфические

Специфические

Специфические

Неспецифические

Неспецифические

6.

Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяжённость графических элементов, растянутые, разнонаклонные буквы)

Недостаточная сформированность моторных функций.

Недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций.

Форсирование темпа обучения. Недостатки методики обучения.

Специфические

Специфические

Неспецифические

7.

Сильный нажим, тремор

Недостаточная сформированность моторных функций.

Нарушение координации движений в связи с сильным утомлением.

Нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки)

Специфические

Неспецифические

Неспецифические

8.

Ошибки при письме:

  • пропуски согласных  и гласных букв (определённого характера);
  • замены согласных букв, близких по звучанию;
  • недописывание букв, слогов

Трудности звукобуквенного анализа.

Форсирование темпа обучения

Недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия

Трудности концентрации внимания.

Специфические

Неспецифические

Специфические

Неспецифические

9.

Ребёнок не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точку – не разделяет предложения и т.п.)

Непосильный темп, трудности концентрации внимания (низкая, неустойчивая работоспособность).

Индивидуальные особенности организации деятельности.

Педагогические недоработки.

Неспецифические

Неспецифические

Неспецифические

10.

Ухудшение почерка, пропуски, замены букв и т.п. при письме под диктовку

Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа.

Слишком быстрый темп письма.

Специфические

Неспецифические

11.

Ухудшение почерка, замены букв и т.п. при списывании

Недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций, зрительной памяти.

Специфические

12.

Очень медленный темп письма.

Затруднён звуко-буквенный анализ.

Недостаточная сформированность координации движений и зрительно-моторных координаций.

Индивидуальный темп деятельности.

Специфические

Специфические

Неспецифические

Методы, позволяющие определить право-, леворукость.

  1. Тест мануальной доминантности. [3]1

(для родителей - определяет генетическое происхождение левшества).

I. К кому вы себя сами относите – к правшам или левшам?

II. Какой рукой вы:    1)пишете;                                      2) рисуете;

  1. снимаете верхнюю карту с колоды при сдаче;
  2. пользуетесь пробкооткрывателем;
  3. пользуетесь молотком;               6) пользуетесь зубной щёткой;
  1. пользуетесь отвёрткой;               8) пользуетесь ластиком;
  1. пользуетесь ракеткой;                10) пользуетесь ножницами;

11)     помешиваете (суп, кашу, любую жидкость и т.д.)

  1. носите книги, любые тяжести?

III. Есть ли у вас среди родственников левши?

II. Сенсибилизированный вопросник для определения  рукости (для детей).

  1. Какой рукой пишешь?
  2. Какой рукой рисуешь?
  3. Какой рукой бросаешь мяч?
  4. Какой рукой складываешь башню из кубиков?
  5. Какой рукой бьёшь молотком?
  6. Какой рукой режешь ножницами?
  7. Какой рукой расчёсываешься?
  8. Какой рукой стираешь ластиком написанное?
  9. Какая рука при аплодировании сверху?
  10.  В какой руке держишь ложку при еде?
  11. Какой рукой раздаёшь карты при игре в лото и прочие игры?
  12. Какой рукой держишь зубную щётку?

               Обследующий просит ребёнка продемонстрировать каждый раз манеру исполнения.

    Результат определяют по количеству баллов. Ключ к опроснику: каждый ответ «только правой» оценивается  в +2 балла, ответ «чаще правой» – в +1 балл, ответ «любой рукой» – 0 баллов, «чаще левой» – в  – 1балл, «только левой»  - в -2 балла. Показатели: от +24 до +17 – выраженная праворукость, от +16 до + 9 – слабая праворукость, от +8 до – 8 – амбидекстрия; от –9 до –16 – слабая леворукость; от –17 до –24 – выраженная леворукость.

III. Тест на определение ведущей руки[4]1

Определение ведущей руки

(20 заданий)

Ведущая рука

Прав

Лев.

Обе

1. Нарисовать одинаковый рисунок (дом, человек, машина) правой и левой рукой.

2. Нарисовать карандашом 10 крестиков правой и левой рукой.

3.Разложить карточки лото (в одной руке стопка, другой раскладываются карточки).

4. Собрать цепочку из 10 металлических скрепок.

5.Развязать 3-4 узелка (предварительно завязанные на шнурке).

6. Нанизать на шнурок 5-10 пуговиц с разными отверстиями.

7. Бросить несколько раз теннисный мяч в цель  

8. Открутить, закрутить крышки на 3-4 баночках.

9. Открыть коробку со счётными палочками, выложить из палочек фигуры, сложить всё в коробочку.

10. Отвинтить, завинтить гайку (из детского конструктора) гаечным ключом.

11.Сложить рисунок (используя мозаику, разрезные картинки).

12. Сложить фигуру из кубиков.

13. Бросить стрелу в цель (игра «Дартс»).

14. Перелить воду из одного флакона с узким горлом в другой.

15. Достать несколько бусинок из банки ложкой.

16. Застегнуть, расстегнуть пуговицы, молнию.

17. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в длинный цилиндр.

18. Намотать нитки на катушку или смотать их в клубок

19. Почистить обувь щёткой.

20. Есть ли в семье леворукие родственники

  При оценке выполнения заданий определяется, какая рука была более активной. Если более активна левая, знак «+» ставится в графу «левая рука», если более активна правая – в графу «правая рука», если обе руки – «в графу «обе руки».. При наличии семейной леворукости дополнительный знак «+» ставится в графу «левая рука». Леворуким будет считаться ребёнок, получивший от 12 до 20 плюсов в графе «левая рука». Подробнее см. : Безруких М.М. Леворукий ребёнок. – М.: Вентана-Граф, 2001.

Наблюдение за дошкольником в процессе учебно-познавательной деятельности [5]2

Цель: Оценка учебной деятельности ребёнка.

  1. Степень сосредоточенности внимания ребёнка
  • при восприятии учебного материала;
  • при прослушивании инструкции;
  • при выполнении самостоятельной работы; в процессе сотрудничества педагога и ребёнка;
  • при демонстрации результатов деятельности наблюдаемого ребёнка;
  • при демонстрации результатов деятельности других детей.
  1. Количество и качество ответов детей как результат активного процесса познавательной деятельности
  2. Характер самостоятельной работы детей на занятии:
  • полная самостоятельность;
  • относительная самостоятельность (обращается за помощью, взрослый побуждает к самостоятельному выполнению работы);
  • мнимая самостоятельность (подражание деятельности др. детей, проявление нерешительности, ожидание помощи).
  1. Особенности преодоления детьми трудностей в процессе разрешения учебных задач:
  • ребёнок положительно относится к возникающим трудностям, стремится к самостоятельному поиску путей их преодоления;
  • ребёнок проявляет спокойное отношение к учебным трудностям, пытается их преодолеть, иногда делает это путём подражания;
  • ребёнок с большим трудом преодолевает учебные трудности, преодолевает их, как правило, путём подражания или отказывается от выполнения трудных заданий, проявляет пассивность.
  1. Характер эмоциональных проявлений ребёнка:

положительные эмоции: удовлетворённость, увлечённость, уверенность, спокойствие.


[1]3 Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М.Безруких. – Тула: ООО Издательство «Родинчок»; М. ООО «изд. АСТ», 2004.

[2]1 Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. – Тула: ООО Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.

[3]1 Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и мл. школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

[4]1 Безруких М.М. Пора ли в школу? М.,Изд. центр “Вента-Граф”, 2002.

[5]2  Семинарские, практические и лабораторные занятия по  дошкольной педагогике: Уч. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / Р.С. Буре, С. В. Жундрикова, Т.И. Ерофеева и др.; Под ред. Э.К. Сусловой, Л.В. Поздняк. – М.: Изд. центр

 «Академия», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета готовности ребёнка к школе

Поможет выяснить уровень готовности....

Анкета "Готовность ребёнка к школе"

Анкета изучения готовности ребёнка к обучению в школе...

Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Презентация поможет провести родительское  собрание психологу, учителю,   завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....

Ваш ребёнок идет в школу Критерии готовности ребёнка к школе

Ваш ребёнок идет в школуКритерии готовности ребёнка к школе...

Публичное выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Психологическая готовность ребёнка к школе».

Выступление для родителей будующих первоклассников проводится примерно за год до поступления детей в школу....

Анкета ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

В помощь учителям начальной школы...

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: "Готовность ребёнка к обучению в школе" Презентация к выступлению.

Переход из детского сада в школу - важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность  которых - учение.Я уверена, что каждого из вас уже...