«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
статья на тему

Мирошникова Лариса Витальевна

В младшем школьном возрасте под влиянием обучения происходят серьёзные сдвиги в психологическом развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_ml._shkolnika.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

(для родителей)

Младший школьник возраст (от 7 до 11 лет) соответствует годам обучения в начальных классах, дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребёнок уже, как правило, и физически и психологически подготовлен к обучению, к новому, важному периоду в своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа.

Семилетнему ребёнку, как правило, свойственны желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношения со взрослыми. Сомнений в том, нужно ли учиться, у него нет. Но здесь очень велики индивидуальные различия. Одни дети так и рвутся в школу, считают дни до начала занятий, задолго до сентября начинают систематическую «осаду» родителей: просят заранее подготовить учебные пособия и школьную форму. Другие идут в школу охотно, но сдержанно и настороженно, а бывают и такие, которые заявляют: «Нет, мама, не уговаривай, в школу я не пойду!». Это вызвано тем, что некоторые родители устрашают детей школой: «Вот погоди, пойдёшь в школу, там за тебя возьмутся. Там ещё наплачешься!»

Немалое значение имеет и передача «опыта» от более старших к младшим, а так же наглядные впечатления ( вот отец буквально оттаскивает, старшего братишку от телевизора и усаживает учить уроки, а всё нетерпеливая мать раздражённо кричит и шлёпает своего сына, который, с её точки зрения, не хочет понять простых вещей или мажет тетради).

С поступлением ребёнка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, в семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания, а учение - это серьёзный труд, требующие известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребёнка. Всё чаще и больше приходиться делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться, взрослеть целых 10 лет. Он должен научиться жить в коллективе, подчиняться коллективу.

Наши дети учатся по новым программам. Ныне действующие программы и учебники, гораздо более содержательные и глубокие; предъявляются значительно большие требования к психологическому развитию младшего школьника и активно стимулируют его развитие. Цель этих программ: опираясь на уже имеющиеся у ребёнка понятия, представления, знания на свойственную этому возрасту любознательность и пытливость, способствует развитию у младших школьников активного, самостоятельно мышления и познавательных способностей. С точки зрения психологии, действующие программы и учебники, построены вполне рационально.

Очень часто в педагогическом руководстве рекомендуется, чтобы дети дошкольного и младшего школьного возраста в семье обязательно имели постоянные обязанности. Родители не всегда понимают психологический подтекст этой рекомендации. Дело заключается в том, что поручение ребёнку определённых обязанностей с периодическим контролем за их выполнением повышает степень самоуважения ребёнка, внушает ему ощущение своей нужности, важности его внутренней позиции.

Обязанности ребёнка: покупка хлеба в магазине, проводы младшего
брата в сад и другое. Правильно оценивайте действия ребёнка, возьмите себе за правило как можно реже указывать на ошибки детей, наберитесь терпения и позвольте им обрести уверенность в том, что они способны хорошо выполнить порученное дело. Именно высокие и в то же время посильные требования стимулируют развитие психологии. Дети с ним справляются.

РЕЖИМ ШКОЛЬНИКА 6-9 ЛЕТ В УЧЕБНЫЕ ДНИ

Родителям необходимо учесть, что в этом возрасте дети должны соблюдать режим учения и отдыха. Нельзя чрезмерно переутомлять младшего школьника, однако, следует иметь в веду, что его физическое развитие позволяет ему без перенапряжения и особого утомления, заниматься 4-5 часов (4 урока в школе) - это три академических часа, а остальное на приготовление домашних заданий. Следует разумно чередовать умственную работу школьника с активным отдыхом, строго соблюдать режим дня, вставать в одно и тоже время и ложиться спать.

ПОДЪЕМ.........................................................................6.00 - 6.30

Утренняя гимнастика......................................................6.30 - 6.45

ЗАВТРАК.........................................................................7.00 - 7.30

Дорога в школу................................................................7.30 - 8.00

Учебные занятия..............................................................8.00 - 11.25

Дорога из школы домой................................................11.30 - 12.00

ОБЕД...............................................................................13.00 - 13.30

Послеобеденный отдых (сон).......................................13.30 - 14.30

Пребывания на воздухе (подвижные игры)................14.30 - 15.00

Выполнение уроков.......................................................15.30 -17.00

(перерыв по 5-10 минут через 30- 35 минут)

Пребывание на воздухе.................................................17.00 -18.30

Ужин (свободные занятия: чтение книги,

занятие музыкой, подготовка портфеля).....................19.00 - 20.00

Приготовление ко сну (вечерний туалет)....................20.00 – 20.30

СОН.................................................................................20.30 – 6.30

Часто дети приходят на занятия вялые, заспанные, с плохо выученными уроками. Это объясняется тем, что дети допоздна смотрят телевизор или сидят за компьютером. Несомненно, для большинства детей телевидение и компьютер стали большими друзьями, помогающим узнать много нового и интересного. Признавая несомненную пользу, которую может оказать телевидение в воспитании детей, необходимо и помнить, что эту пользу надо ещё суметь извлечь. Количество времени, идущее на просмотр передач, должно быть определено режимом школьника. Для младшего школьника – это 3-4 передачи в неделю, которые специально проводятся для школьника.

В воспитательном отношении эффективны передачи, которые организуют деятельность детей. В телепередачах дают темы для рисунков: объясняют, как сделать занимательную поделку и так далее. Телепередачи помогают не только расширять общий кругозор детей, но и формировать их индивидуальные интересы. Дети, увлекающиеся рисованием, могут узнать много интересного о живописи; дети, любящие животных, черпают интересные сведения об их повадках и жизни, и таким образом получают материал для организации деятельности связанном с предметом увлечения. Поэтому важно родителям просмотреть программу телепередач на неделю вместе с детьми, наметить 3-4 передачи которые будут смотреть дети.

В каждой семье ребёнок твёрдо должен знать, что в определённые часы отводятся для прогулок и игр, чтения книг, просмотра телепередач. И ни в коем случаи нельзя одно подменять другим, например, чтение книг - просмотром телевизора.

На эту тему в каждом классе ведётся с учащимися беседа, учитель советует как лучше организовать учебный процесс и отдых. А в младших классах учитель - это такой авторитет, перед которым часто меркнет авторитет родителей. Дети знают, что учитель научит, поможет, посоветует, правильно разберётся в любой ситуации сложившейся в классе. Поэтому родителям не в коем случаи нельзя подрывать этот авторитет, критиковать учителя в присутствии ученика недопустимо. Если у вас, товарищи родители, возникли какие-то вопросы к учителю, вы усомнились в правильности его действий, с чем то не согласны с ним, придите в школу и в свободной беседе с учителем задайте интересующие вас вопросы.

Родителям надо помнить, что уже в младшем школьном возрасте начинается и заметно происходит формирование ребёнка. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребёнка. Складываются новые отношения с взрослыми (учителями), сверстниками (одноклассниками), ребёнок включается в целую систему коллективов (общешкольный, классный). Включение в новый вид деятельности предъявляет ряд серьёзных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой ориентации, регламентации и режиму. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к окружающей действительности - другим людям, к коллективу, к ученикам и связанными с ними обязанностями, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие способностей.

1. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоения моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенное изменение от 1 к 3 классу.

Моральные знания, представления, суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщёнными. К концу 3 класса значительно большее внимание приобретает чтение художественной литература, просмотр детских фильмов. Так же формируется и моральное поведение. Дети 7-8 лет совершают положительные моральные поступки, чаще всего, следуя прямым указаниям старших, в частности, учителя, а ученики 3 класса в гораздо' большей степени могут совершать такие поступки, по собственной инициативе не дожидаясь указаний со стороны.

2. В младшем школьном возрасте начинает складываться характер. Характерные проявления младших школьников могут отличаться противоречивостью и неустойчивостью. Иногда можно ошибочно, за черты характера принять временные психологические состояния. Например: учительница считала девочку П. настойчивой, умеющей преодолевать трудности, доводить всякое дело до конца, но длительное наблюдение показало, что настойчивость девочки - это временное психологическое состояние, которое возникает при определённых условиях: когда она видит пример свой подруги К., и когда к тому же её деятельность успешна. Неудачи выбивают её из колеи.

3. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник (особенно 7-8 лет) ещё не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может при неудачи потерять веру в свои силы и возможности. И вот тут-то родителям вовремя нужно помочь ребёнку поверить в свои силы, стоит только больше приложить труда.

Распространение в младшем школьном возрасте недостатки характера: капризность, упрямство - объясняется недостатками семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что все его требования и желания удовлетворяются. Капризность и упрямство являются своеобразной формой протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа: против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

К возрастным особенностям характера младшего школьника относятся и такие положительные черты, как отзывчивость, любознательность, непосредственность, доверчивость. Важной возрастной особенностью является подражательность. Младшие школьники стремятся подражать взрослым и сверстникам, героям любимых книг и фильмов. Это с одной стороны дети подражают и плохому (особенно надо следить за своим поведением родителям, не ссориться в присутствии детей, не браниться, не осуждать поступки соседки в присутствии детей и так далее).

4. В первые годы обучения в школе очень заметно развиваются интересы, особенно познавательный интерес, к познанию окружающего мира, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению. Этот интерес надо прививать уже с 1 класса, читать больше с детьми, покупать им книги, знать то и как читают вами дети, беседовать с ними о прочитанном, рекомендовать им ту или иную книгу, записаться в библиотеку.

У многих школьников возникает интерес к технике — современные ракеты, луноходы , космические станции, этот интерес надо развивать, записать детей в соответствующие кружки и студии.

5. В младшем школьном возрасте заложены большие возможности
художественно-эстетического развития детей. Дети обычно очень интересуются рисованием, лепкой, пением, музыкой. Важно заметить, склонности детей и умело их развивать (определить в музыкальную школу, в
кружок изобразительного искусства, в кружок художественной самодеятельности).

6. Велико воспитательное значение труда младших школьников, они очень любят уроки труда, их приучаем к самообслуживанию, убирать своё рабочее место, дежурить по классу, по школе, а дома надо приучаться к посильному труду: ухаживать за цветами, мыть посуду, мыть и подметать пол, делать мелкие покупки в магазине.

Очень важно постепенно включать школьников в труд для других, для общей пользы, в доступные виды общественно-полезного труда (уборку класса, пришкольного участка, спортплощадки, изготовление полезных предметов для младших школьников, 3-ий класс для 1-го класса). Дети постепенно сознают, что своим трудом они могут приносить пользу людям- это вызывает у них гордость, радость и удовлетворение. Такие чувства надо закреплять.

Итак, в младшем школьном возрасте под влиянием обучения происходят серьёзные сдвиги в психологическом развитии детей, что подготавливает их к вступлению в переломный и, потому ответственный период в их жизни - подростковый возраст.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия. Проект, 2001.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 томах - М.: Педагогика, 1980
  3. Крутецкий В.А. Психология общения и воспитания школьников.- М.: Просвещение,1976


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально психологические особенности младшего школьника

План- конспект родительского собрания в начальной школе....

Психологические особенности младших школьников

психологические особенности младших школьников...

психологические особенности младших школьников

психологические особенности младших школьников...

Психологические особенности младшего школьника

Изменения, происходящие в младшем школьном возрасте...

психологические особенности младшего школьника

памятка для родителей по психологическим особенностям младшего школьника...

Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.

В данной работе я попыталась обобщить опыт своей работы по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (при...