Проблема детского травматизма
статья на тему

Ковтунова Ольга Юрьевна

Методический материал для проведения родительского собрания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема детского травматизма и его профилактики привлекает внимание работников здравоохранения, как в России, так и за рубежом. В последние десятилетия от травм и других несчастных случаев погибает во много раз больше детей, чем от инфекционных заболеваний. Травмы являются одной из основных причин детской инвалидности. Поэтому детский травматизм и его предупреждение являются важной социальной проблемой, к которой должно быть привлечено внимание не только медицинских работников, но и общественности, педагогов, психологов, социологов, градостроителей и, конечно, родителей и самих детей.

Детский травматизм — это внезапно возникшие повреждения, вызванные внешним воздействием и встречающиеся среди детей разного возраста в аналогичных условиях быта, проведения досуга, обучения и воспитания. Показатель рассчитывается на определенное число детского населения (обычно на 1000).

Причины и структура детского травматизма изменяются в зависимости от возраста, психического и физического развития ребенка. Дети 5—6-месячного возраста тянут в рот любой предмет, который способны удержать в руке, этим объясняются частые попадания инородных тел в дыхательные пути. Для детей конца первого года жизни характерны падения с кроватей, диванов, стульев, так как в этом возрасте они начинают проявлять инициативу и вести более активный образ жизни при несформировавшейся координации движений. У детей 1—3 лет движения становятся увереннее, увеличивается подвижность и, как следствие, чаще встречаются падения с высоты (подоконников, лестниц) и ожоги. В дошкольном и младшем школьном возрастах дети много времени проводят во дворе и на улице, появляется много источников новых травм: падения в ямы, люки, со строительных лесов, драки и особенно дорожно-транспортные травмы.

Анатомо-физиологические особенности детского организма обусловливают и особенности характера повреждений по сравнению со взрослыми. Ростковые хрящевые зоны костей служат амортизатором при травме, поэтому у детей бывают переломы, не встречающиеся у взрослых. Вегетативная нервная система детей более лабильна (неустойчива), поэтому травмам у детей чаще сопутствуют коллапс и шок. У детей чаще, чем у взрослых, возникают сотрясения головного мозга, а из-за особенностей строения черепа симптомы отека мозга проявляются позже. У детей кожа более ранима, поэтому ожоги чаще бывают II—III степени.

 В общей структуре травматизма у детей

  • на долю поверхностных травм приходится 36 %,
  • раны составляют 18 %,
  • переломы костей конечностей — 19,6 % (в том числе верхней — 14,1%),
  • вывихи — 10,8 %,
  • переломы костей черепа и внутричерепные травмы — 5,7 %,
  • ожоги и отморожения — 3,1 %,
  • травмы глаза — 1,9 %;
  • последствия и осложнения травм — 3,8 %,
  • остальные травмы — 1,1 %.

В практической работе врачей и в официальных статистических отчетах лечебно-профилактических учреждений травмы у детей классифицируются по виду повреждений на бытовые, уличные, транспортные, школьные, спортивные и прочие.

Важной предпосылкой профилактики повреждений является изучение их причин, которые в значительной мере определяются видом травматизма.

К бытовым относятся травмы, полученные детьми в квартирах и других помещениях жилого дома (на лестнице, в ванной, в коридоре), во дворе, в саду, парке, на берегу водоема и т. д. Это наиболее часто встречающиеся травмы, на их долю приходится 39,3 % всех травм. Они же являются основной причиной гибели детей. Ведущими повреждениями при бытовых травмах являются:

  • ушибы, гематомы, ссадины — 31,9 %,
  • раны — 20,7 %;
  • переломы составляют 17,3 %,
  • ожоги — 6,8 %.

Большинство бытовых травм происходит в период с 15 до 21 часа (42,6 %), в весенние (33 %) и осенние (29,1 %) месяцы, в рабочие дни (от 16,7 % в понедельник до 13,9 % в четверг).

Основными факторами, определяющими бытовой травматизм, являются:

• отсутствие надзора за детьми в часы их досуга;

• недостаточная воспитательная работа среди детей;

• недостаток оборудованных мест для игр детей (площадок, парков, детских комнат и др.);

• технические погрешности в устройстве ограждений на высотах.

Дети часто проводят время в местах общего пользования: в коридорах, на лестничных площадках, в кухнях, где подвергаются опасности травмирования (падение с лестниц, ожоги, ушибы о выступающие части мебели, резаные раны при неумелом обращении с ножом, отравления лекарственными препаратами, кислотами, бытовыми химикатами, хранящимися в ненадлежащих местах, и др.).

Меры профилактики бытовых травм заключаются в проведении воспитательной работы среди детей, направленной на привитие им навыков поведения в местах общего пользования и безопасного образа жизни, а также в улучшении работы домоуправлений.

К уличным травмам относятся повреждения, полученные при пешеходном движении (из-за гололеда, листопада, плохого освещения неблагоустроенных улиц) и при занятиях неорганизованным спортом на улице (футбол, лыжи, коньки, хоккей во дворах, на пустырях, на тротуарах; плавание в неконтролируемых водоемах). Они составляют 34,8 % всех травм. Структура повреждений по характеру и локализации почти такова же, как при бытовых травмах, но при уличных выше удельный вес переломов костей конечностей — 23,3 % и вывихов — 11,7 %. Сюда же относятся все случаи утоплений.

В профилактике уличного травматизма ведущую роль играют организация детского досуга под наблюдением родителей и педагогов, воспитательная работа среди детей, приведение в должное техническое состояние домовладений и подсобных построек, уборка улиц, особенно в период гололеда и листопада.

Третье место — 15,9 % — занимает школьный травматизм. Большинство травм происходит во внеучебное время: на переменах, при занятии общественно полезным трудом. Они нередко связаны с нарушением дисциплины учащимися: скольжение по перилам, падение со ступенек, подоконников и парт в классах из-за толчков и "подножек". Иногда причиной таких травм являются административно-хозяйственные неполадки: плохо закрепленные фрамуги, оконные стекла, выбоины в полах, неисправные перила и ступеньки лестниц, выступающие вглубь коридоров отопительные батареи и другие предметы, плохое освещение коридоров. Около 30 % травм в школе происходит в учебное время на уроках физкультуры (см. спортивные травмы) и труда.

К спортивной травме относятся повреждения, полученные при занятиях организованным спортом. На их долю приходится 5,6 % всех травм. Почти половину из них (46,7 %) составляют поверхностные травмы; 22,8 % — переломы; 15,4 — вывихи; 6,5 % — раны; 3,8 % — внутричерепные травмы. Наибольшее количество травм происходит при занятиях футболом, борьбой, спортивной гимнастикой. Для каждого вида спорта характерны травмы определенного характера и локализации.

Непосредственными причинами спортивного травматизма являются плохое владение данным видом спорта, плохая подгонка и состояние спортинвентаря, шалости, озорство и недисциплинированность при занятиях спортом, неблагоустроенность спортплощадок и залов, отсутствие или недостаточность надзора взрослых. Большую роль играет неправильная организация учебно-тренировочного процесса и соревнований, составление учебно-тренировочной программы без учета физических возможностей и степени мастерства занимающихся, нарушения правил врачебного контроля после перенесенных заболеваний, несоответствие спортивных снарядов антропометрическим показателям ребенка. Из перечисленных факторов травматизма вытекают и меры его профилактики.

На транспортный травматизм у детей приходится всего 1,2 %, однако этот вид является наиболее тяжелым, так как повреждения черепа составляют при нем 15,4 %, переломы костей конечностей и позвоночника регистрируются у каждого пятого пострадавшего, множественные и сочетанные травмы отмечены у 10—15 % пострадавших. При этом погибают от полученных травм 30—35 % пострадавших. Наибольшее количество этих травм приходится на школьный возраст, особенно на 1—4-й классы. Больше всего таких травм происходит весной и осенью, в пятницу, в период от 16 до 20 часов.

Основной причиной несчастных случаев является незнание, и несоблюдение детьми правил дорожного движения, отсутствие внимания со стороны родителей, равнодушие или невмешательство взрослых — свидетелей недопустимого поведения детей на улице, плохо поставленная воспитательная работа.

Непосредственными причинами травм служат:

  • переход улицы перед близко идущим транспортом — 34,3 %,
  • переход дороги в неустановленном месте — 16,1 %,
  • выход на проезжую часть из-за транспорта или других препятствий — 11,2 %,
  • аварии — 17,8 %,
  • нарушение правил дорожного движения пешеходами, велосипедистами и мотоциклистами — 6,4 % и т. д.

В профилактике ДТП большая роль принадлежит ГИБДД, в работе которой особое место занимают занятия с детьми, выступления в средствах массовой информации об имевших место дорожно-транспортных происшествиях. В некоторых городах проводятся занятия по изучению правил дорожного движения на площадях и специальных площадках, соревнования школьников по знанию этих правил, семинары для учителей и вожатых школ и лагерей труда и отдыха, создаются отряды "юных инспекторов ГИБДД". Родители и учителя должны воспитывать у детей дисциплину и чувство ответственности за поведение на улице.

Таким образом, мероприятия по предупреждению травм и несчастных случаев у детей должны включать в себя:

• активное проведение санитарно-просветительной работы среди родителей, воспитателей и педагогов для ознакомления их с причинами повреждений, разъяснения анатомо-физиологических особенностей ребенка и значения правильного ухода, воспитания безопасного образа жизни, повышения культуры поведения в быту, на улице, в школе и общественных местах;

• воспитание у детей в семье, детском учреждении и школе устойчивых навыков и привычек к выполнению установленных норм поведения и правил личной безопасности;

• улучшение организации досуга детей, их всесторонней физической подготовки;

• проведение мероприятий административными и хозяйственными органами, учреждениями и организациями по благоустройству территорий и жилых зданий, созданию безопасных условий для жизнедеятельности детей



Предварительный просмотр:

Проблема детского травматизма и его профилактики привлекает внимание работников здравоохранения, как в России, так и за рубежом. В последние десятилетия от травм и других несчастных случаев погибает во много раз больше детей, чем от инфекционных заболеваний. Травмы являются одной из основных причин детской инвалидности. Поэтому детский травматизм и его предупреждение являются важной социальной проблемой, к которой должно быть привлечено внимание не только медицинских работников, но и общественности, педагогов, психологов, социологов, градостроителей и, конечно, родителей и самих детей.

Детский травматизм — это внезапно возникшие повреждения, вызванные внешним воздействием и встречающиеся среди детей разного возраста в аналогичных условиях быта, проведения досуга, обучения и воспитания. Показатель рассчитывается на определенное число детского населения (обычно на 1000).

Причины и структура детского травматизма изменяются в зависимости от возраста, психического и физического развития ребенка. Дети 5—6-месячного возраста тянут в рот любой предмет, который способны удержать в руке, этим объясняются частые попадания инородных тел в дыхательные пути. Для детей конца первого года жизни характерны падения с кроватей, диванов, стульев, так как в этом возрасте они начинают проявлять инициативу и вести более активный образ жизни при несформировавшейся координации движений. У детей 1—3 лет движения становятся увереннее, увеличивается подвижность и, как следствие, чаще встречаются падения с высоты (подоконников, лестниц) и ожоги. В дошкольном и младшем школьном возрастах дети много времени проводят во дворе и на улице, появляется много источников новых травм: падения в ямы, люки, со строительных лесов, драки и особенно дорожно-транспортные травмы.

Анатомо-физиологические особенности детского организма обусловливают и особенности характера повреждений по сравнению со взрослыми. Ростковые хрящевые зоны костей служат амортизатором при травме, поэтому у детей бывают переломы, не встречающиеся у взрослых. Вегетативная нервная система детей более лабильна (неустойчива), поэтому травмам у детей чаще сопутствуют коллапс и шок. У детей чаще, чем у взрослых, возникают сотрясения головного мозга, а из-за особенностей строения черепа симптомы отека мозга проявляются позже. У детей кожа более ранима, поэтому ожоги чаще бывают II—III степени.

 В общей структуре травматизма у детей

  • на долю поверхностных травм приходится 36 %,
  • раны составляют 18 %,
  • переломы костей конечностей — 19,6 % (в том числе верхней — 14,1%),
  • вывихи — 10,8 %,
  • переломы костей черепа и внутричерепные травмы — 5,7 %,
  • ожоги и отморожения — 3,1 %,
  • травмы глаза — 1,9 %;
  • последствия и осложнения травм — 3,8 %,
  • остальные травмы — 1,1 %.

В практической работе врачей и в официальных статистических отчетах лечебно-профилактических учреждений травмы у детей классифицируются по виду повреждений на бытовые, уличные, транспортные, школьные, спортивные и прочие.

Важной предпосылкой профилактики повреждений является изучение их причин, которые в значительной мере определяются видом травматизма.

К бытовым относятся травмы, полученные детьми в квартирах и других помещениях жилого дома (на лестнице, в ванной, в коридоре), во дворе, в саду, парке, на берегу водоема и т. д. Это наиболее часто встречающиеся травмы, на их долю приходится 39,3 % всех травм. Они же являются основной причиной гибели детей. Ведущими повреждениями при бытовых травмах являются:

  • ушибы, гематомы, ссадины — 31,9 %,
  • раны — 20,7 %;
  • переломы составляют 17,3 %,
  • ожоги — 6,8 %.

Большинство бытовых травм происходит в период с 15 до 21 часа (42,6 %), в весенние (33 %) и осенние (29,1 %) месяцы, в рабочие дни (от 16,7 % в понедельник до 13,9 % в четверг).

Основными факторами, определяющими бытовой травматизм, являются:

• отсутствие надзора за детьми в часы их досуга;

• недостаточная воспитательная работа среди детей;

• недостаток оборудованных мест для игр детей (площадок, парков, детских комнат и др.);

• технические погрешности в устройстве ограждений на высотах.

Дети часто проводят время в местах общего пользования: в коридорах, на лестничных площадках, в кухнях, где подвергаются опасности травмирования (падение с лестниц, ожоги, ушибы о выступающие части мебели, резаные раны при неумелом обращении с ножом, отравления лекарственными препаратами, кислотами, бытовыми химикатами, хранящимися в ненадлежащих местах, и др.).

Меры профилактики бытовых травм заключаются в проведении воспитательной работы среди детей, направленной на привитие им навыков поведения в местах общего пользования и безопасного образа жизни, а также в улучшении работы домоуправлений.

К уличным травмам относятся повреждения, полученные при пешеходном движении (из-за гололеда, листопада, плохого освещения неблагоустроенных улиц) и при занятиях неорганизованным спортом на улице (футбол, лыжи, коньки, хоккей во дворах, на пустырях, на тротуарах; плавание в неконтролируемых водоемах). Они составляют 34,8 % всех травм. Структура повреждений по характеру и локализации почти такова же, как при бытовых травмах, но при уличных выше удельный вес переломов костей конечностей — 23,3 % и вывихов — 11,7 %. Сюда же относятся все случаи утоплений.

В профилактике уличного травматизма ведущую роль играют организация детского досуга под наблюдением родителей и педагогов, воспитательная работа среди детей, приведение в должное техническое состояние домовладений и подсобных построек, уборка улиц, особенно в период гололеда и листопада.

Третье место — 15,9 % — занимает школьный травматизм. Большинство травм происходит во внеучебное время: на переменах, при занятии общественно полезным трудом. Они нередко связаны с нарушением дисциплины учащимися: скольжение по перилам, падение со ступенек, подоконников и парт в классах из-за толчков и "подножек". Иногда причиной таких травм являются административно-хозяйственные неполадки: плохо закрепленные фрамуги, оконные стекла, выбоины в полах, неисправные перила и ступеньки лестниц, выступающие вглубь коридоров отопительные батареи и другие предметы, плохое освещение коридоров. Около 30 % травм в школе происходит в учебное время на уроках физкультуры (см. спортивные травмы) и труда.

К спортивной травме относятся повреждения, полученные при занятиях организованным спортом. На их долю приходится 5,6 % всех травм. Почти половину из них (46,7 %) составляют поверхностные травмы; 22,8 % — переломы; 15,4 — вывихи; 6,5 % — раны; 3,8 % — внутричерепные травмы. Наибольшее количество травм происходит при занятиях футболом, борьбой, спортивной гимнастикой. Для каждого вида спорта характерны травмы определенного характера и локализации.

Непосредственными причинами спортивного травматизма являются плохое владение данным видом спорта, плохая подгонка и состояние спортинвентаря, шалости, озорство и недисциплинированность при занятиях спортом, неблагоустроенность спортплощадок и залов, отсутствие или недостаточность надзора взрослых. Большую роль играет неправильная организация учебно-тренировочного процесса и соревнований, составление учебно-тренировочной программы без учета физических возможностей и степени мастерства занимающихся, нарушения правил врачебного контроля после перенесенных заболеваний, несоответствие спортивных снарядов антропометрическим показателям ребенка. Из перечисленных факторов травматизма вытекают и меры его профилактики.

На транспортный травматизм у детей приходится всего 1,2 %, однако этот вид является наиболее тяжелым, так как повреждения черепа составляют при нем 15,4 %, переломы костей конечностей и позвоночника регистрируются у каждого пятого пострадавшего, множественные и сочетанные травмы отмечены у 10—15 % пострадавших. При этом погибают от полученных травм 30—35 % пострадавших. Наибольшее количество этих травм приходится на школьный возраст, особенно на 1—4-й классы. Больше всего таких травм происходит весной и осенью, в пятницу, в период от 16 до 20 часов.

Основной причиной несчастных случаев является незнание, и несоблюдение детьми правил дорожного движения, отсутствие внимания со стороны родителей, равнодушие или невмешательство взрослых — свидетелей недопустимого поведения детей на улице, плохо поставленная воспитательная работа.

Непосредственными причинами травм служат:

  • переход улицы перед близко идущим транспортом — 34,3 %,
  • переход дороги в неустановленном месте — 16,1 %,
  • выход на проезжую часть из-за транспорта или других препятствий — 11,2 %,
  • аварии — 17,8 %,
  • нарушение правил дорожного движения пешеходами, велосипедистами и мотоциклистами — 6,4 % и т. д.

В профилактике ДТП большая роль принадлежит ГИБДД, в работе которой особое место занимают занятия с детьми, выступления в средствах массовой информации об имевших место дорожно-транспортных происшествиях. В некоторых городах проводятся занятия по изучению правил дорожного движения на площадях и специальных площадках, соревнования школьников по знанию этих правил, семинары для учителей и вожатых школ и лагерей труда и отдыха, создаются отряды "юных инспекторов ГИБДД". Родители и учителя должны воспитывать у детей дисциплину и чувство ответственности за поведение на улице.

Таким образом, мероприятия по предупреждению травм и несчастных случаев у детей должны включать в себя:

• активное проведение санитарно-просветительной работы среди родителей, воспитателей и педагогов для ознакомления их с причинами повреждений, разъяснения анатомо-физиологических особенностей ребенка и значения правильного ухода, воспитания безопасного образа жизни, повышения культуры поведения в быту, на улице, в школе и общественных местах;

• воспитание у детей в семье, детском учреждении и школе устойчивых навыков и привычек к выполнению установленных норм поведения и правил личной безопасности;

• улучшение организации досуга детей, их всесторонней физической подготовки;

• проведение мероприятий административными и хозяйственными органами, учреждениями и организациями по благоустройству территорий и жилых зданий, созданию безопасных условий для жизнедеятельности детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Дорожно - транспортный детский травматизм"

Открытое внеклассное мероприятие, которое было проведено в рамках недели "Наша безопасность". Цель: формирование у учащихся навыка безопасного поведения в быту и на улице; основные причины детского тр...

"Детский травматизм"

Консультация для педагогов и родителей (часто встречающиеся травмы у детей, их причины и предупреждение детского травматизм)...

Проблемы детского развития: детская агрессия

Рекомендации и правила экстренного вмешательства, обеспечивающие конструктивное воздействие на агрессивные реакции  детей. Подборка групповых занятий, подвижных игр, игр для преодоления детской а...

Перечень тем для проведения бесед о предупреждении детского травматизма.

Перечень тем для проведения бесед о предупреждении детского травматизма....

Классный час в ГПД "Профилактика детского травматизма"

Цели: познакомить с причинами возникновения травматизма у детей младшего школьного возраста; расширять знания о предупреждении опасностей; воспитывать внимание, чувство ответственности за...

Статья: "Профилактика детского травматизма. Безопасность-залог здоровья".

Статья содержит программу по трофилактике детского травматизма в школе....

СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – ВСЕ ВМЕСТЕ!» привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удержив

Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне ...