Упражнения для развития мелкой моторики рук.
консультация на тему
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры и различные упражнения с пальчиками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk.docx | 672.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Подготовила учитель начальных классов: Тоярова Е.В.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов
"Сидит белка..."
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
"Дружба"
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
"Дом и ворота"
На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").
Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
"Кольцо"
- кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
- то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
- те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;
"Пальцы здороваются"
- соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
"Оса"
- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
- то же левой рукой;
- то же двумя руками;
"Человечек"
- указательный и средний пальцы "бегают" по столу;
- те же движения производить пальцами левой руки;
- те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");
"Коза"
- вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
- то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
- то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
"Очки"
- образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;
"Зайчик"
- вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
- то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
- то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
"Деревья"
- поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;
"Птички летят"
- пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;
"Сгибание-разгибание пальцев"
- поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;
- выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;
- выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
- согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;
- выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;
- выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
"Бочонок с водой"
- согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;
"Миска"
- пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;
"Крыша"
- соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;
"Магазин"
- руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;
"Цветок"
- руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;
Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.
Развитию ручной моторики способствуют также:
- Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
- Нанизывание бус, бисероплетение;
- Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
- Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
- Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
- Рисование по точкам, пунктирным линиям;
Массаж рук.
Проводится сначала на одной руке, затем на другой.
1.Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
2.Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца
3.Упражнение "Сорока-белобока"
4.Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
5.Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно
6.Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе
7.Интенсивное растирание каждого пальца
8.Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон
"Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
Развиваем пальчики - развиваем речь
Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений.
Н.М.Сеченов писал, что «всякое ощущение по природе смешанное. К нему обязательно примешиваются мышечные ощущения, которые являются более сильными по сравнению с другими».
Взаимосвязь между развитием речи и формированием не только артикуляционной, но и общей, и мелкой моторики подчеркивается многими специалистами. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
На основе многочисленных наблюдений и исследований выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная взаимозависимость наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и ослабевает по мере сформированной коры головного мозга.
Поэтому для полноценного и динамичного речевого развития ребенка рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук. Особенно велика роль таких тренировок для детей с нарушениями речи. У большинства из них наблюдаются выраженные отклонения в формировании тонких движений пальцев рук – движения не точные не координированные.
Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей.
Вот некоторые примеры речевых игр с пальчиками, которые можно разучить с детьми дома.
«Пальчики здороваются»
Идут четыре братца
Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются),
Здравствуй, большой! (с большей щепотью)
Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным)
Здорово, Мишка - середка! (большой соединяется со средним)
Здорово, Гришка - сиротка! (большой соединяется с безымянным)
Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)
Хочу отметить, что данная пальчиковая гимнастика положительно влияет на переключаемость и концентрацию внимания детей. Поэтому ее можно выполнять в ходе любых других занятий, когда ребенок устал, как средство усиления внимания.
«Дружные братья»
Ну-ка, братцы за работу,
Покажи свою охоту (руки сжаты в кулак).
Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы),
Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы),
А тебе воду носить (разгибает средние пальцы),
А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы),
А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы).
«Этот пальчик»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш!
(поочередно загибать пальцы в кулачок)
«Человечки»
Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».
«Помощники»
Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол),
Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу),
Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание),
Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).
Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:
- складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);
- нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);
- шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
- можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;
- собирать различные мозаики.
Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук....
Система игр и упражнений по развитию мелкой моторики
Учащиеся с умеренной умственной отсталостью имеют нарушения моторной сферы. Все это отрицательно сказывается на развитии и социализации учащихся с умеренной умственной отсталос...
Упражнения для развития мелкой моторики у учащихся С(к)ОУ 8 вида.
Примеры упражнений для развития мелкой моторики у учащихся С(к)ОУ 8 вида....
Упражнения для развития мелкой моторики детей.
Предлагаю Вашему вниманию упражнения для развития мелкой моторики учащихся.Известный итальянский педагог,психолог и врач Мария Монтессори отмечала,что благодаря контакту с окружением и собственным исс...
Упражнения для развития мелкой моторики рук (в коррекционном классе VIII вида)
Подобраны материалы., которые помогут учителю для работы над мелкой моторикой рук...
Игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей с ДЦП.
Руки человека - одно из самих выразительных средств общения, во многом характеризующее личность. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. У дет...
Упражнения для развития мелкой моторики
Развивать мелкую моторику у ребенка необходимо с раннего возраста. Предлагаю ряд упражнений, которые способствуют развитию мелкой моторики у детей дошкольного и школьного возраста....