Упражнения для развития мелкой моторики у учащихся С(к)ОУ 8 вида.
учебно-методический материал по логопедии по теме
Примеры упражнений для развития мелкой моторики у учащихся С(к)ОУ 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Упражнения для развития мелкой моторики. | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушение координации движений, ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С.К.Ефимова, Е.А.Екжанова, А.Н.Корнев, Л.В.Цветкова и др.) Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое до конца.
Исследованием выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Изучение кинестетического и динамического праксиса пальцев рук показало, что у всех учащихся отмечается снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
Часто у учеников специальных (коррекционных) школ встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Это, в свою очередь, ведет к застыванию умственно-отсталых детей в неудобной позе или невозможности удержать руки в определенном положении. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны.
Дети с умственной отсталостью испытывают значительные затруднения в формировании «алгоритма движения» в виду недостаточности со стороны кинетической основы произвольного действия.
Общее моторное недоразвитие умственно отсталого ребёнка играет определённую роль в замедленном развитии речи, отрицательно влияет на произносительную сторону речи.
Таким образом недостатки моторики умственно отсталых детей выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания.
В СКОУ VIII вида существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики воспитанников.
Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию ряда методов и приёмов по развитию мелкой моторики, способствующих преодолению психофизиологических нарушений.
Особенное внимание уделяется на развитие елкой моторики у учащихся начальной школы. Что прослеживается на всех уроках, коррекционных занятиях во вне урочное.
Мы выделяем упражнения и игровые задания по характеру деятельности в 4 группы:
- Группа упражнений связана с распознаванием предметов;
- Группа направлена на развитие координации движений;
- Группа развивает ловкость пальцев;
- Четвертая группа направлена на общее развитие мелкой моторики.
Средства развития мелкой моторики
- Игры с пластилином;
- Игры с конструктором, мозаикой;
- Тренажеры для развития мелкой моторики;
- Игры с пуговицами – пуговичный массаж:
- Заполнить просторную коробку пуговицами.
- Перетереть пуговицы между ладонями.
- Пересыпать их из ладошки в ладошки.
- Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
- Игры с крупами:
- Пересыпать крупу
- «Отгадай, какая крупа в мешочке»
- Найти игрушку
- «Сухой бассейн» из гороха и фасоли
- Шнуровки;
- Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры:
- Самомассаж тыльной стороной кистей рук
- Самомассаж ладони
- Самомассаж пальцев рук
- Упражнения с массажерами
- Рисование:
- Карандашом, кистью
- Рисование пальцем, ладонью, палочкой.
- Игры с бумагой:
- Складывание различных фигур;
- Вырезание ножницами, склеивание различный объемных игрушек.
- Упражнения с мячами:
- Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
- Катать мяч по часовой стрелке;
- Держать одной рукой-другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.
- Игры со счетными палочками:
- Ученик берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.
В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:
- Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
- Лучше адаптироваться в практической жизни;
- Научиться понимать многие явления окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук....
Система игр и упражнений по развитию мелкой моторики
Учащиеся с умеренной умственной отсталостью имеют нарушения моторной сферы. Все это отрицательно сказывается на развитии и социализации учащихся с умеренной умственной отсталос...
Упражнения для развития мелкой моторики детей.
Предлагаю Вашему вниманию упражнения для развития мелкой моторики учащихся.Известный итальянский педагог,психолог и врач Мария Монтессори отмечала,что благодаря контакту с окружением и собственным исс...
Упражнения для развития мелкой моторики рук (в коррекционном классе VIII вида)
Подобраны материалы., которые помогут учителю для работы над мелкой моторикой рук...
Игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей с ДЦП.
Руки человека - одно из самих выразительных средств общения, во многом характеризующее личность. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. У дет...
Упражнения для развития мелкой моторики
Развивать мелкую моторику у ребенка необходимо с раннего возраста. Предлагаю ряд упражнений, которые способствуют развитию мелкой моторики у детей дошкольного и школьного возраста....
Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...