Детская лень:бороться или сдаваться?
консультация на тему

Зимина Татьяна Александровна

В чём причина и как бороться с ленью ребёнка? Психологи уверены, что лень у детей не возникает на пустом месте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11lendokument_microsoft_office_word_10.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Детская лень: бороться или сдаваться?

 «Хороший мальчик, но ленится!» - слышим мы от учителей. «Лень раньше его родилась», -упрекает бабушка. Не хочет учиться, не помогает дома, не интересуется ничем, кроме компьютера.. В чём же причина такого раздражительного поведения и как бороться с ленью ребёнка? Психологи уверены, что лень у детей не возникает на пустом месте. Если внимательно понаблюдать за ежедневной жизнью ребёнка, можно увидеть «второе дно» того, что мы привычно считаем детской ленью, апатией и неорганизованностью.

Темперамент.

  Особенность характера – это то,  с чем ребёнок появляется на свет, что уже заложено природой. То, что ребёнок ленится учиться, далеко не всегда зависит  от ваших воспитательных усилий и от того, достаточно усердно он готовится. Гораздо важнее индивидуальные свойства его личности и психологические особенности. Подвижным детям может быть сложно сосредоточиться на словах учителя и длинном условии задачи, школьникам-интровертам зачастую непросто даются виды деятельности, требующие активного общения, а медлительные и эмоциональный ребёнок- «мечтатель» будет чаще «витать в облаках».

Недостаток мотивации.

    Интерес – вот с чего начинается мотивация. Чтобы научиться  успешно бороться с ленью ребёнка, вам нужно показать ему широкие возможности, которые открывает активная жизненная позиция. Покажите на собственном примере, как новые знания и новый опыт способны сделать жизнь более наполненной.

  Страх неудачи и неуверенность в собственных силах.

 Лень у детей бывает связана с нежеланием осваивать что-то новое, страхом перед возможной неуспешностью. Например, начало школьного обучения, первый класс – серьёзная «зона риска»: изменился режим дня и степень нагрузки, повысилась утомляемость, малышу приходится многое контролировать самостоятельно. Перейдя в среднюю школу, ребёнок снова сталкивается с повысившимися требованиями. Ну а подростковый возраст несёт с собой новые сложности : вопросы самоопределения, выбор профессии.

  Переутомление.

  Усталость вполне закономерно вызывает желание отдохнуть. Оцените нагруженность ребёнка заданиями и делами и , по возможности, оставьте ему время для «ничегонеделания». Психологи подчёркивают необходимость таких пауз: со стороны кажется, что ребёнок ленится, но на самом деле, он думает, размышляет, фантазирует, строит планы – в общем, развивается как личность.

  Конфликт с учителем.

 Если вам кажется, что  ребёнок ленится учиться, узнайте, как складываются его отношения с учителем или тренером. Ваша задача – показать ребёнку, что вы на его стороне, и только потом разбираться в реальных причинах конфликта и принимать какие-то решения.

 Советы родителям

-Давайте конкретные поручения. Неправильно : «Хватит валяться, сделай что-нибудь!». Правильно: «Пожалуйста, вымой  посуду!»

-Уважайте ритм ребёнка.

Неправильно: «Немедленно садись делать физику!»

Правильно: «Напоминаю: у тебя ещё час, чтобы отдохнуть, а потом – уроки,»

- Позвольте столкнуться с последствиями.

Неправильно: «Пятый раз напоминаю – отнеси вещи в стирку!».

Правильно: «Нечего надеть? Сочувствую, но в стиральную машинку попадает то, что лежит в корзине для белья!».

- Отмечайте прогресс.

 Неправильно: «Давай ты  всегда будешь делать уроки так же хорошо и быстро».

Правильно:  «Смотри, ты не отвлекался и справился за два часа. Здорово!»

- Победителя ждёт награда.

Неправильно:  «Убрал в своей комнате? А это что за пыль?»

Правильно: «Как мне нравится, что тут порядок! Теперь можем вместе посмотреть новый фильм».

Завышенные ожидания родителей.

   Если вы всерьёз намерены вырастить отличника и в целом безупречную личность, возможно, ребёнку просто трудно соответствовать вашим высоким запросам. Вместо того чтобы перенапрягаться, детская психика предпочитает перейти в «режим сохранения энергии». Стоит дать ему развиваться в собственном темпе, побольше  хвалить за достижения и любить без всяких условий.

Физиологическая незрелость.

 Исследования показали , что до 17-18 лет у подрастающего человека ещё недостаточно развиты лобные доли мозга ,отвечающие за планирование и оценку происходящего. Получается ,что лень подростка – это зачастую просто физиологическая неспособность адекватно спланировать свои действия или оценить последствия бездействия. Придётся подождать, пока  ребёнок  «дозреет»!

Отсутствие чувства времени.

 Возможно, ребёнок «заигрывается» в телефон или компьютер потому, что просто ещё не может верно рассчитать время. Помогут тренировки: предсказуемая и многократно отработанная последовательность действий, использование таймера и будильника. Важны и режим дня, и чёткое расписание занятий.

 Если ребёнок ленится…

   Постарайтесь ( ни вслух, ни мысленно) не сравнивать ребёнка с его сверстниками или другими детьми - более яркими, успешными или послушными. Не зацикливайтесь на оценках ребёнка – вместо этого обращайте своё (и его) внимание на интерес к новой информации, на общий уровень эрудиции и умение пользоваться знаниями. Важно также найти или создать для ребёнка «зону успешности» - возможность и пространство для того, чтобы он чувствовал себя уверено, мог видеть собственные достижения и гордиться ими. Возможно, ваш ребёнок талантлив в дружбе, умеет прийти на помощь или способен тонко чувствовать.

 Как увлечь

Дошкольника. Предоставить разные варианты захватывающих занятий, большой выбор творческих материалов, возможности для самовыражения без правил и границ.

 Школьник. Найти источник энергии- занятия, которые нравятся и вызывают интерес, развивают фантазию и воображение. Присоединиться к деятельности ребёнка, разделяя его интересы.

Подростка. Пригласить во «взрослую» жизнь: сводить в химическую лабораторию или на тематическую конференцию. Поддержать выбор деятельности и предоставлять возможности для развития в этом направлении.

htt://www.goodhouse.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы детского развития: детская агрессия

Рекомендации и правила экстренного вмешательства, обеспечивающие конструктивное воздействие на агрессивные реакции  детей. Подборка групповых занятий, подвижных игр, игр для преодоления детской а...

Внеурочная деятельность младших школьников и работа детских организаций как средства реализации ФГОС НОО. Детская организация "Мы - занковцы".

13 ноября 2008 года в МОУ СОШ №3 г. Балашова создана детская организация «Мы-занковцы!». У организации есть свои символы и атрибуты. Знамя оранжевого цвета - любимый цвет романтиков и  мечтател...

Преемственность: детский сад - школа, конспект урока математики для воспитанников детского сада

Учить сравнивать предметы, использовать знания в практической деятельности;Учить воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 в порядке увеличения и уменьшения;Знакомить с геометрическими ...

Родительское собрание "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, на­сколько развито в обществе сопротивление агрессии....

Детская лень: бороться или сдаваться?

«Хороший мальчик, но ленится!» – слышим мы от родителей. «Лень раньше него родилась», упрекают бабушка и дедушка. Не хочет учиться, не помогает дома, не интересуется ничем, кроме компьютера…. В чём же...