Готовность ребёнка к школе.
консультация (1 класс) на тему

Гарина Светлана Павловна

Лекция и сопровождающая презентация для родителей будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gosh.doc56 КБ
Office presentation icon gotovnost_rebyonka_k_shkole_2.ppt2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Критерии готовности ребёнка к школе

По каким критериям можно оценивать готовность ребёнка к школе?

Когда говорят о готовности к школе, то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определённый набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Л. Венгер говорил, что этот набор похож на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определённого блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные: они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них обойтись нельзя.

Традиционно выделяются четыре основных аспекта школьной зрелости: физиологический, интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Физиологическая зрелость – это нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Физиологический критерий предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения рук и глаз, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.

Таким образом, физиологическая готовность включает в себя:

-Уровень физического развития.

-Уровень биологического развития.

-Состояние здоровья.

-Состояние анализаторных систем.

-Развитие мелкой моторики.

-Развитие основных видов движений.

-Выполнение и соблюдение основных гигиенических норм и пр.

Интеллектуальная зрелость - это способность концентрировать внимание, способность улавливать основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребёнка, словарный запас, кругозор. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Таким образом, интеллектуальная зрелость включает в себя:

- Запас системных знаний.

- Ориентировка в среде.

- Любознательность.

- Развитие речи.

- Развитие памяти.

- Образное мышление.

- Сенсорное развитие.

Эмоциональная зрелость – это умение регулировать своё поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательные задания. Эмоциональная зрелость включает в себя:

- Соподчинение мотивов.

- Работоспособность.

- Самоконтроль.

- Целеполагание.

- Оптимизм.

- Аккуратность.

- Мотивация и пр.

К социальной зрелости относится потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы, а именно:

- Обучаемость.

- Коммуникабельность.

- Толерантность.

- Нравственное развитие.

- Адекватные самооценка и уровень притязаний.

Это - фундамент, на котором строится готовность к получению знаний и умений: читать, писать, считать, рисовать, заниматься музыкой, танцевать, сочинять, конструировать, заниматься физкультурой и спортом и др.

Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.

Соответственно этим аспектам выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребёнок станет школьником, его общее развитие должно достичь определённого уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и, особенно, интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребёнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлёк его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем, это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу, также как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.


1.
Только позитивная информация о школе.

Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там быстро тебя воспитают».
Показать полностью…

2. Ежедневно занимайтесь с ребёнком.

Развивайте устную речь будущего школьника.

Очень важно к началу обучения поставить произношение всех звуков. Следите за правильным произношением и дикцией детей. Разговаривайте с ребёнком по дороге домой, в садик, обсуждайте, что интересного увидел (увидела) он (она) во время прогулки. Каждый день читайте ребёнку, беседуйте о прочитанных произведениях, пусть ребёнок пересказывает содержание сказки, рассказа, рассказывает о том, что интересного узнал.

Развивайте мелкую моторику кисти рук.

Эффективны следующие упражнения: лепка (из пластилина и теста), рисование, штриховка, конструирование из различных деталей, перебирание крупы, катание, подбрасывание и удерживание мячиков (резиновых, пластмассовых, попрыгунчиков), нанизывание бусинок, пуговиц, набор петель на толстых спицах, шнуровка обуви. Будущий первоклассник должен владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, штриховать, не выходя за контуры предметов.

Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире.

Будущий первоклассник должен знать:

своё имя, отчество, фамилию;
свой возраст и дату рождения;
домашний адрес, название страны, в которой живёт, и её столицы;
имена и отчества родителей, информацию о местах их работы;
названия дней недели, месяцев;
времена года, их последовательность и основные признаки;
основные виды деревьев и цветов;
домашних и диких животных, их повадки и их детёнышей;
виды транспорта (наземный, воздушный, водный).
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

3. Уделите особое внимание развитию произвольности.

Подготовленный к школе ребёнок умеет выполнять задание в соответствии с инструкцией: умеет определить цель, наметить план действий (что сначала, что дальше), найти и исправить ошибку, оценить работу.
Учите ребёнка внимательно слушать, не перебивая, говорящего, выполнять действия по образцу, учите сознательно подчинять свои действия общему правилу.
У каждого ребенка должны быть посильные домашние обязанности, выполняя которые ребенок заставляет себя делать то, что кажется трудным и неинтересным. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование.
4. Формируйте у ребёнка умение общаться.

Адаптация ребенка к школе пройдет быстрее, если у него будут сформированы навыки общественного поведения. В возрасте 6-7 лет ребенок должен внимательно, не перебивая слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, быть предупредительным с товарищами. Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребёнок взаимодействовать, сотрудничать с взрослыми, с детьми.
Будущий первоклассник

уважительно относится к взрослым; умеет слушать инструкции взрослого и выполнять задания по инструкции;
умеет играть, подчиняя своё поведение правилам игры, нормам поведения: умеет договориться, включиться в игру, распределить роли, умеет, если надо, уступить, подчиниться.
Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, ему будет сложнее установить дружеские отношения с детьми, войти в школьный коллектив.Будущий первоклассник умеет ладить с ровесниками.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример родителей во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями, анализ поступков ребёнка, проговаривание правил и норм поведения также играют большую роль в формировании готовности к школе.

5. Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму.

Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи.

Больших успехов Вашему будущему первокласснику!!!

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РЕБЕНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В 1 КЛАСС? ☝

Сохраните себе, чтобы не потерять
📌

• знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
• знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
• знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
• объяснить почему одних животных называют дикими, а других - домашними. Объяснить, какую пользу приносят разные домашние животные человеку.
• назвать главные внешние (анатомические) отличия птиц и животных (нос-клюв, перья-шерсть, лапы-крылья, их количество и т.д.)
• назвать детенышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи, медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки.
• знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты в саду.
• привести примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, и которые растут на деревьях. Привести примеры овощей, которые растут в земле, лежа на грядке или висят на ветках. Назвать овощи и фрукты красного, зеленого, жёлтого, оранжевого цвета. Назвать лесные деревья, кусты, ягоды и грибы.

• назвать комнатные растения, которые есть дома и в детском саду.

• какой транспорт называют воздушным, морским, наземным, подземным и подводным.
• показать левый глаз, правое ухо, левое колено, правый локоть.
• дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена.
• как называется город, в котором живем.
• какие профессии знает.
• какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг.
• какие предметы относятся к мебели, посуде, одежде, фруктам, овощам, обуви.
• ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;
• иметь представления о природных и погодных явлениях;
• знать основные цвета;
• знать понятия: право - лево, вверху - внизу, перед (ним) – за (ним); вверху слева…
• знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
• уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;
• знать праздники;
• уметь рассказать, чем он любит заниматься;

Интеллектуальное развитие

• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
• находить лишний предмет в группе;
• добавлять в группу недостающие предметы;
• рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
• группировать предметы по признаку и называть его;
• восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

Слух, зрение, внимание, память, речь

• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
• точно копировать простой узор;
• описывать по памяти картинку;
• запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
• писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);
• прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
• пересказать услышанный рассказ;
• составлять рассказ по картинке!

Основы математики

• уметь считать от 1 до 10 и обратно
восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
 выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
• знать понятия «больше-меньше-поровну»;
• знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
• уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
• решать простые арифметические задачки;

Чтение. Важно, чтобы ребенок:

• отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
• чем отличаются гласные звуки от согласных.
• мог найти нужный звук в начале, середине и конце слова;
• подбирал слова на заданный звук;
• делил слово на слоги;
знал буквы

. Читал слоги

Навыки письма:


• правильно держать ручку и карандаш в руке;
• проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
• обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
• уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
• копировать с образца геометрические фигуры;
• уметь продолжить штриховку рисунка;
• уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

: физиологический, интеллектуальный, эмоциональный социальный

Слайд 3

-Уровень физического развития. -Уровень биологического развития. -Состояние здоровья. -Состояние анализаторных систем. -Развитие мелкой моторики. -Развитие основных видов движений. -Выполнение и соблюдение основных гигиенических норм и пр.

Слайд 4

- Запас системных знаний. - Ориентировка в среде. - Любознательность. - Развитие речи. - Развитие памяти. - Образное мышление. - Сенсорное развитие.

Слайд 5

Соподчинение мотивов. - Работоспособность. - Самоконтроль. - Целеполагание. - Оптимизм. - Аккуратность

Слайд 6

Обучаемость. - Коммуникабельность. - Толерантность. - Нравственное развитие. - Адекватные самооценка и уровень притязаний.

Слайд 7

Развитие памяти, внимания и, особенно, интеллекта. Важен и запас знаний и представлений, так и умение производить некоторые действия в уме.

Слайд 8

Умение сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. Умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

Слайд 9

Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Слайд 10

Только позитивная информация о школе

Слайд 11

http://vk.com/club100713591 Развивайте устную речь будущего школьника.

Слайд 14

своё имя, отчество, фамилию; свой возраст и дату рождения; домашний адрес, название страны, в которой живёт, и её столицы; имена и отчества родителей, информацию о местах их работы; названия дней недели, месяцев; времена года, их последовательность и основные признаки; основные виды деревьев и цветов; домашних и диких животных, их повадки и их детёнышей; виды транспорта (наземный, воздушный, водный). Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Слайд 19

Подготовленный к школе ребёнок умеет выполнять задание в соответствии с инструкцией: умеет определить цель, наметить план действий (что сначала, что дальше), найти и исправить ошибку, оценить работу. Учите ребёнка внимательно слушать, не перебивая, говорящего, выполнять действия по образцу, учите сознательно подчинять свои действия общему правилу. У каждого ребенка должны быть посильные домашние обязанности, выполняя которые ребенок заставляет себя делать то, что кажется трудным и неинтересным. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование.

Слайд 21

Формировать навыки общественного поведения. не перебивая слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, быть предупредительным с товарищами. Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребёнок взаимодействовать, сотрудничать с взрослыми, с детьми. Будущий первоклассник уважительно относится к взрослым; умеет слушать инструкции взрослого и выполнять задания по инструкции; умеет играть, подчиняя своё поведение правилам игры, нормам поведения: умеет договориться, включиться в игру, распределить роли, умеет, если надо, уступить, подчиниться. Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, ему будет сложнее установить дружеские отношения с детьми, войти в школьный коллектив. Б удущий первоклассник умеет ладить с ровесниками. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример родителей во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями, анализ поступков ребёнка, проговаривание правил и норм поведения

Слайд 22

Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии готовности ребёнка к школе

Перед поступлением в 1 класс, необходимо убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе....

критерии готовности ребёнка к школе.

Дорогие родители! Ваш ребёнок идёт в школу? Проверьте его готовность....

Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?

Доклад к собранию для родителей будущих первоклассников...

Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе?

Задания педагогической диагностики Как организовать  занятия с ребёнком  в домашних условияхи какова их продолжительность?Какие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к шко...

Готовность ребёнка к школе. Рекомендации родителям.

Данный материал поможет определить готовность ребёнка к школе и дать рекомендации родителям....

Готовность ребёнка к школе.

 Собрание для родителей будущих первоклассников....

Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Презентация поможет провести родительское  собрание психологу, учителю,   завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....