Агрессивный ребенок
материал ( класс) на тему
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение. Причины появления агрессии могут быть самыми разными. Огромную роль играет воспитание в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Агрессивный ребенок | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Агрессивный ребёнок
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение. Противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающий у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)
Причины появления агрессии могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных импульсов могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье. Причем с первых дней ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребёнка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм.
На становление агрессивного поведения большое внимание оказывает характер наказаний, которые обычно родители применяют на проявления гнева своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, но агрессивные дети одинаково встречаются как у слишком мягких родителей, так и у чрезмерно строгих.
Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь известно, что зло порождает зло, а агрессия – агрессию.
Почти в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с проявлениями агрессивного поведения. Однако агрессивный ребенок, как и любой другой нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Работа с гневом
Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева – недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам внушают эту мысль взрослые - бабушки, дедушки, родители, педагоги. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев глубоко внутрь, человек, рано или поздно почувствует необходимость его выплеснуть. Но уже не на того, кто вызвал гнев, а на «первого попавшегося под руку» или на тгого, кто слабее и не сможет дать отпор. Даже если мы очень постараемся и не поддадимся соблазнительному способу «извержения» гнева, наша «копилка», пополняясь день изо дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день может всё таки «лопнуть». Причем это не обязательно может завершиться истерикой и криками. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут «осесть» внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечнососудистым заболеваниям.
По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.
Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.
Поскольку, чувство гнева возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего «накала страстей» необходимо ребёнку разрешить выразить то, что он чувствует (сделать что – то, что, может быть, обычно и не приветствуется вами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме – вербальной или физической выражает ребёнок свой гнев.
Например, в ситуации, когда ребёнок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорблённому». Если ребёнок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет – сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребёнком, вне поля зрения соперника.
Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребёнка)
Стратегия воспитания | Конкретные примеры стратегии | Стиль поведения ребёнка | Почему ребёнок так поступает |
Резкое подавление агрессивного поведения | «Прекрати!» «Не смей так говорить» Родители наказывают ребёнка | Агрессивный. Ребёнок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте. | Ребёнок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения |
Игнорирование агрессивных вспышек ребёнка | Родители делают вид, что не замечают агрессии ребёнка, или считают, что он ещё мал | Агрессивный. Ребёнок продолжает действовать агрессивно | Ребёнок думает, что делает всё правильно и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера |
Родители дают возможность ребёнку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим | Если родители видят, что ребёнок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребёнку, как надо вести себя в определенных ситуациях. | Скорее всего, ребёнок научиться управлять своим гневом | Ребёнок учиться анализировать различные ситуации и берёт пример со своих тактичных родителей |
Р. Кэмпбелл выделяет пять способов контроля агрессивного поведения.
2 позитивных – просьбы и мягкое физическое манипулирование
2 негативных – частые наказания и приказы, которые заставляют ребёнка чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует формированию пассивно – агрессивных черт. Это скрытая форма агрессии. Её цель – вывести из себя (расстроить) родителей или близких людей. Причём ребёнок может причинять вред не только окружающим, но и себе.
1 нейтральный – модификация поведения предполагает использование поощрения (за выполнение определённых правил, и наказания, за их игнорирование)
Наказывая ребёнка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство ребёнка. Наказание должно следовать непосредственно за поступком, а не через день или неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребёнок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.
Для родителей, которые недостаточно хорошо понимают, каким образом они или их дети могут выражать свой гнев, рекомендую ознакомиться с таблицей (см. ниже)
Способы выражения гнева | |
Позитивные | Негативные |
1. Вежливость | 1. Выражение гнева в грубой и невежливой форме |
2. Стремление найти решение | 2. Использование ругательств и угроз |
3. Выражение основной жалобы без уклонения в сторону | 3. Использование словесных оскорблений |
Однако все перечисленные способы и приёмы не приведут к положительным изменениям. Если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребёнка. Терпение и внимание к ребёнку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что может родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.
Шпаргалка для взрослых или Правила общения с агрессивными детьми
1. Будьте внимательны к нуждам и потребностям ребёнка.
2. Демонстрируйте модель неагрессивного поведения.
3. Будьте последовательны в наказаниях ребёнка, наказывайте за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребёнка.
5. Обучайте ребёнка приемлемым способам выражения гнева.
6. Давайте ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
7. Обучайте детей распознаванию собственных эмоциональных состояний и состояний окружающих людей.
8. Развивайте у ребёнка способность к эмпатии (сопереживанию и сочувствию).
9. Расширяйте поведенческий репертуар ребёнка.
10. Отрабатывайте навыки реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учите ребёнка брать ответственность на себя.
Терпения вам и удачи, дорогие родители!
Список рекомендуемой литературы:
1. Р. Кэмпбелл «Как справляться с гневом ребёнка»
2. В. Оклендер «Окна в мир ребёнка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Агрессивный ребенок и особенности педагогического взаимодействия".- статья
В статье предложена вашему вниманию проблема агрессии, методы и приемы работы с детьми. Поучительна. Прочитайте книгу Е.К. Лютова и Г.Б.Монина " Шпаргалка для взрослых" много узнаете об эт...
Как справиться с агрессивным ребенком?
Детский гнев сильно отличается от гнева взрослых. Для нас, взрослых, очень часто бывает трудно наладить контакт и найти единственно верный способ обращения с детьми, когда они в плохом настроении, пот...
Презентация "Агрессивный ребенок"
Презентация раскрывает причины агрессивного поведения детей...
Родительское собрание по теме : "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности "
Актуальность. Тема детской агрессивности не случайна. За последнее десятилетие во всём мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализ...
Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности"
Родительское собрание во 2 классе...
План-конспект родительского собрания в 4 классе "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности".
Данный план-конспект - это итоговая работа дистанционных курсов повышения квалификации, которые организует Педагогический университет «Первое сентября».Во время обучения на курсах у...
Родительское собрание на тему: "Агрессивный ребенок. Как помочь агрессивному ребенку?"
Родительское собрание на тему: " агрессивный ребенок. Как помочь агрессивному ребенку"...