Выступление на конференции для родителей будущих первоклассников
материал (3 класс) на тему

Скапец Татьяна Владимировна

Каковы идеи и принципы системы Л. В. Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Каковы идеи и принципы системы Л. В. Занкова?

В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором.

Ваш ребенок должен будет выбирать профессию, друзей, место отдыха, жительства и т.д.

Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым для него, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения.

 Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Условия для развития необходимых современному человеку качеств создаёт система, разработанная нашим соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики, академиком Леонидом Владимировичем Занковым (1901-1977). Целью обучения школьников он назвал достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений, навыков. Под общим развитием он понимал целостное развитие ребёнка – его ума, воли, чувств, нравственности. Обучение по системе Л.В. Занкова ни в коем случае не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, необходимых каждому образованному человеку; он только несколько иначе расставляет приоритеты, выдвигая на первый план усвоение прочных знаний и умений посредством продвижения ребёнка в общем развитии.
В основу отбора содержания образования по системе Л.В. Занкова положены новые дидактические принципы:
— обучение на высоком уровне трудности;
— ведущая роль теоретических знаний;
— в изучении программного материала идти вперёд быстрым темпом;
— осознание школьниками процесса учения;
— систематическая работа над развитием учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых.
.

1.Принцип обучения на высоком уровне трудности является ведущим принципом системы.

Под трудностью в системе Л. В. Занкова понимается напряжение интеллектуальных и духовных сил ученика, интенсивность мыслительной работы при решении учебных задач, преодоление препятствий, возникающих в процессе познания. Это напряжение достигается не за счёт привлечения более сложного материала, а путём широкого привлечения анализирующего наблюдения и использования проблемного метода преподавания. Это поисковая деятельность ,в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать.

Главная идея этого принципа заключается в создании атмосферы интеллектуальной активности учащихся, в предоставлении им возможности максимально самостоятельно (при тактичной направляющей помощи учителя) не только решать поставленные учебные задачи, но и видеть и понимать возникающие в процессе учения трудности и находить способы их преодоления. Такой род деятельности способствует активизации всех имеющихся у учеников знаний о предмете изучения, воспитывает и развивает наблюдательность, произвольность (сознательное управление деятельностью), самоконтроль. Вместе с этим повышается и общий эмоциональный фон процесса учения. Кому же не нравится чувствовать себя умным и умеющим добиваться успеха!

Однако обучение на высоком уровне трудности должно осуществляться с соблюдением меры трудности  применительно к классу в целом, а также и к отдельным школьникам. Мера трудности применительно к каждому ребёнку определяется учителем на основании данных педагогического изучения ребёнка, которое начинается с момента его зачисления в школу и проходит в течение всего времени обучения.

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип совсем не обозначает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов и т.д. Это было бы нагрузкой на память и увеличило бы трудность обучения. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы. Как показывают исследования, работа со школьниками над освоением закономерностей продвигает их в развитии.
3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала. 

Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной темы. Более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. Быстрое продвижение вперед в системе Занкова идет одновременно с возвращением к пройденному и сопровождается открытием новых граней. Быстрый темп прохождения программы не означает торопливости в изучении материала и спешки на уроках.
4. Принцип осознания процесса учения самими школьниками обращен как бы внутрь – на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии развивает самокритичность как черту личности. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания.
5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии. Л.В. Занков считал, что слабые и сильные ученики должны учиться вместе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту. Любое обособление он считал вредным, так как дети лишаются возможности оценить себя на другом фоне, что мешает продвижению учащихся в их развитии

 Подходя к личности школьника с точки зрения общего развития, мы видим, что не может быть эталона, к которому надо подтягивать других. Слабо решающий задачи по математике может обладать исключительным чутьём к художественной стороне действительности, блестяще успевающий по математике может быть абсолютным неумейкой в практическом плане. Спрашивается, кого к кому следует подтягивать? Художника, который слабо решает задачи, к математику? Или блестящего математика, абсолютно не чуткого к образу, к краскам и к звукам, к художнику? Естественно, что при обучении, направленном на общее развитие, речь только заключается в том, как выявить индивидуальность школьника, как узнать, что в каждом ребёнке сильно, что слабо, в чём он выше остальных, в чём ниже. Это, конечно, очень трудно, особенно если помнить о том, что личность ребёнка не слагается из 2-3 качеств, а представляет из себя «сложнейший пучок струн», и чтобы узнать их, нужно предоставить возможность «звучать» каждой из этих струн.
В наших классах возможность проявить себя в разных аспектах обеспечивается и богатством содержания образования, и разнообразием методов работы учителя. Это богатство даёт возможность обеспечить многообразием видов деятельности учащихся. Каждый продвигается в развитии в соответствии со своими исходными данными, а не только подтягивается до какого-то извне заданного уровня. Перед родителями всегда стоит вопрос, в каком классе, по какой системе будет обучаться их ребёнок? 10 лет назад я тоже была на вашем месте: мой  сын пошёл в первый класс. Он обучался по системе Л.В. Занкова, и я об этом нисколько не жалею. Нельзя не согласиться со словами К.Д. Ушинского: «Дети требуют деятельности беспрестанно и утомляются не деятельностью, а однообразием». Я работаю в школе 22-й год, из них 15-й год — по системе Л.В. Занкова. Мой выбор – это развивающее обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление перед родителями будущих первоклассников "Психологическая подготовка ребенка к школе"

Проблема готовности ребенка к школе всегда актуальна. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в класс не готовыми к обучению в школе. Готовность ребенка к школе определяет...

Выступление на собрании родителей будущих первоклассников

Материал предназначен для родителей. Он может помочь им определиться с готовностью своего ребёнка к обучению в 1 классе. Содержит различные тесты....

Выступление на собрании родителей будущих первоклассников.

Материал содержит практические советы и рекомендации для родителей по подготовке ребёнка к школе....

Выступление на собрании перед родителями будущих первоклассников на тему «Развитие мелкой моторики рук»

В выступлении даются рекомендации по развитию мелкой моторики рук ребёнка перед школой....

Выступление на собрании для родителей будущих первоклассников

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требован...

Конференция для родителей будущих первоклассников (материалы к выступлению)

В презентации рассмотрены основные аспекты готовности ребёнка к школе....

Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....