Перед школьным марафоном. Формирование графического навыка.
консультация (1 класс) на тему

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от развития пространственного восприиятия, от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_prostanstvennogo_vospriyatiya.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

      Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от развития пространственного восприятия, от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и пространственным расположением относительно рабочей строки.                                                                                                                                                      Следовательно, чтобы ребенок приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, четко представлять себе, из каких элементов она состоит, и в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.

      Многие дети дошкольного и младшего школьного возраста плохо ориентируются на листе бумаги. Трудности обучения письму связаны с тем, что ребенок не способен правильно воспринимать расположение фигур в пространстве. Он не знает или путает значение слов, обозначающих пространственное расположение: «внутри», «выше», «ниже», «сверху», «снизу», «сбоку», «слева», «впереди», «сзади». Поэтому необходимо систематически проводить упражнения на развитие пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Способность ребенка вести руку по необходимой траектории сначала лучше тренировать на больших движениях, на листах большого формата. Работа должна опираться на активную деятельность самого ребенка с игрушками и геометрическим материалом. В игровой, занимательной форме нужно объяснить и показать ребенку, что такое верх и низ, середина, право, лево, справа-налево, слева-направо. Например, чтобы ребенок научился различать верх и низ листа бумаги, ему можно предложить следующие задания: «Снежинки падают», «Бабочки на лугу».

     Первое упражнение состоит в том, что под руководством взрослого ребенок выкладывает снежинки, сделанные из бумаги, в верхнюю часть листа. Затем берет каждую снежинку и показывает, куда она падает. Свои действия ребенок сопровождает словами: «Сверху-вниз». Подобным образом выполняется и второе упражнение. Ориентируясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям ребенок перемещает бабочку (бумажную или пластмассовую) по листу бумаги, комментируя свои движения: «Вверх-вниз», «снизу-вверх». Для отработки движения «слева-направо» также используются игровые приемы, в которых ребенок действует с мелкими игрушками. Например, самолет «разбегается» по взлетной полосе, машина «едет» из дома на дачу. Для обозначения дома и дачи в разных концах листа устанавливаются геометрические фигуры: дом – слева, а дача – справа. Свои действия ребенок сопровождает указанием направления движения: «слева-направо». Помогает ориентированию на плоскости и запоминанию слов право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний, игра «Котята разбежались». На фланелеграфе или на листе бумаги размещены фигурки 3-4 котят разного цвета. В начале игры все они находятся в одном месте. Ребенок называет место расположения котят, например,  «в середине». Взрослый говорит: «Котята разбежались», и передвигает фигурки в разных направлениях. Ребенок поочередно должен показать и сказать, где находится каждый котенок. Например: «Серый котенок сидит в правом верхнем углу, а рыжий – внизу слева» и так далее.

     Эта игра имеет несколько вариантов, например, «Что изменилось?». Взрослый располагает фигурки котят на листе бумаги и предлагает ребенку рассказать, где находится каждый котенок, и это запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый перемещает котят. Открыв глаза, ребенок должен определить, что изменилось.

      «Дрессированные котята». Взрослый – «дрессировщик» указывает место расположения каждого котенка. Например, черный котенок – в середине, а пестрый – внизу слева. Ребенок перемещает фигурки в соответствии с указаниями «дрессировщик». Затем роли можно поменять. Ребенок становится «дрессировщиком», а взрослый перемещает фигурки котят.

      Для того, чтобы Ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, лучше ежедневной, но непродолжительной. Помните, что длительность непрерывной работы для 6-7-летнего ребенка не более 15 минут. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает или не понимает. Задачи, которые Вы ставите перед ребенком, должны быть посильными, а на начальном этапе даже легко достижимыми. Сложность заданий лучше увеличивать постепенно.

                   Занимаясь с ребенком, помните о следующих правилах:

  1. Занимайтесь спокойно, без нервотрепки, упреков и порицаний.
  2. Не торопите ребенка, пусть выполняет задания медленно.
  3. Постарайтесь каждый раз найти за что похвалить ребенка.
  4. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
  5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.
  6. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет доверять Вам, будет уверен в себе.
  7. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может непроизвольно «заучить» ошибку. Но избегайте слов «Ты делаешь не так», «Это неправильно».
  8. Во время занятий с ребенком не отвлекайтесь. Если не можете найти полчаса для такой работы, помощь невозможна.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графического навыка

Статья о формировании графического навыка в начальной школе...

Формирование графических навыков в 1 классе (из опыта работы)

Данный материал на современном этапе образовательного процесса актуален при формировании каллиграфических навыков учащихся начальной школы. В статье освещены наиболее рациональные и эффективные пути р...

Коррекционно-развивающее занятие по формированию графических навыков у дошкольников.

Коррекционно-развивающее занятие по формированию графических навыков у дошкольников.Тема: Волшебный теремок для шести братцев ...

20 правил формирования графических навыков

Упражнения, правила посадки при письме, формы контроля ребенка при формировании графических навыков в первый год обучения в начальной школе....

Формирование графических навыков у младших школьников с ЦП и обучение их технике письма.

Данная статья содержит материал об особенностях овладения письмом учащимися с церебральными параличами, а так же методические рекомендации к курсу «Развитие графических навыков и формирование техники ...

Средства, методы и принципы формирования графических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ

В системе обучения письму Л.Я. Желтовская  выделяет такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось каком...

Перед школьным марафоном

Советы родителям будущих первоклассников. Когда ребенок готовится пойти в школу, родителям всегда страшно - справится ли? Ведь школьная программа не рассчитана на слабых: марафон, в который пускается ...