Памятки для учеников и родителей. Начальная школа.
учебно-методический материал ( класс) на тему

Шаманова Валентина Ивановна

Памятки - это способ самоорганизации учебной деятельности младших школьников. Они являются одним из средств организации самостоятельности учащихся в процессе обучения. Главная задача данного пособия - развитие навыков самостоятельной работы при подготовке домашнего задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятки для учеников и родителей

«Подготовка к урокам и выполнение заданий»

Памятка № 1 «Садимся за уроки»

  1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.
  2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
  3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
  4. Сотри со стола пыль. Смени, если необходимо, загрязненный лист бумаги.
  5. Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол для правши, дальний правый угол для левши).
  6. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
  7. Приготовь письменные принадлежности для занятий.
  8. Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
  9. Убери со стола все лишнее.
  10. Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротничок рубашки, если он давит  шею. Открой учебник …

Памятка № 2 «Как готовить домашнюю работу»

  1. Домашнюю работу начинай с работы над ошибками. Используй «памятку».
  2. Повтори правила, которые плохо помнишь. Попробуй найти свои примеры на это правило.
  3. Найди и прочитай правило, которое необходимо для выполнения домашнего задания.
  4. Прочитай задания упражнения. Подумай, как правильно их выполнить.
  5. Выполни упражнение письменно.

Памятка № 3 «Как выполнять домашнее задание»

  1. Выработай привычку садиться за приготовление уроков всегда в одно и то же время. Аккуратно записывай все задания в дневнике каждый день.
  2. Начинай занятия с самого трудного для тебя.
  3. Перед выполнением письменных работ прочитай, повтори правила, определения.
  4. Устные задания лучше учить так: прочитай текст внимательно, раздели на смысловые группы, вслух повтори. Потом прочитай текст еще раз и расскажи только те места, которые хуже всего запомнились. Вечером перед сном просмотри выученные тексты.
  5. Заучивать дословно надо определения, правила, цитаты, теоремы, стихи, новые слова по иностранному языку.
  6. Заучивать дословно лучше всего в несколько приемов в течение нескольких дней.
  7. Все записи в тетрадях веди четко, аккуратно, время от времени просматривай.
  8. Расширяй кругозор чтением. Выписывай при чтении интересные мысли.

Памятка № 4 «Правила выполнения письменного задания»

  1. Приведи в порядок рабочее место, приготовь все необходимое для работы.
  2. Сядь удобно, как учат в школе.
  3. Прочитай задание, подумай, посмотри какие правила необходимо применить при выполнении упражнения. Вспомни, если забыл, посмотри в учебник.
  4. Если необходимо, посмотри подобные предложения, выполненные в классе под руководством учителя.
  5. Не спеша, приступай к письму.
  6. Пиши, не напрягаясь и не вольно. Не отвлекайся на посторонние дела.
  7. Пользуйся черновиком, если задание трудное.
  8. Выполнив упражнение, проверь его. Аккуратно исправь ошибки, если есть. Если грязно написал, перепиши.

Памятка № 5 «Как готовиться к выразительному чтению»

  1. Перечитай произведение или отрывок.
  2. Определи, о чем говорится в тексте.
  3. Какие чувства вызывают у тебя события, герои?
  4. Представь героев в своем воображении («нарисуй» словесную картинку).
  5. Определи подтекст (скрытую мысль, если она есть).
  6. Сформулируй задачу чтения: как относишься к персонажам, событиям и что сообщишь слушателям.
  7. В соответствии с задачей выбери речевые средства выразительности: тон, темп. Выдели паузы и ударения.
  8. Проверь себя: соответствуют ли выбранные тобой средства по содержанию и смыслу текста.
  9. Прочитай текст выразительно.

Памятка № 6 «Как готовиться к устному выступлению»

  1. Подумайте, с какой целью вы будете говорить.
  2. Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущенный, критический т.д.).
  3. Соберите или отберите необходимый материал.
  4. Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (повествование, описание, рассуждение). Почему?
  5. Определите возможный стиль вашего высказывания (разговорный, публицистический, научный, официально-деловой).
  6. Составьте план. В нем должны быть сформированы вопросы, которые вам необходимо раскрыть, продумайте их последовательность, смысловую связь, переходы от одной части вашего будущего высказывания к другой.
  7. Проговорите свое высказывание, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами, мимикой.

Памятки для учеников и родителей

Русский язык

Памятка № 1 «Как готовить домашнее задание по русскому языку»

  1. Работу начинай с работы над ошибками.  Повтори правила, которые забыл.
  2. Выучи или повтори заданное правило.   Придумай свои примеры на это правило.
  3. Прочитай задания упражнения.
  4. Прочитай всё упражнение. Устно выполни  задания к нему.
  5. Выполни упражнение письменно.
  6. Проверь всю работу.

Памятка № 2 «Как работать над черновиком изложения и сочинения»

  1. Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нем тема и основная мысль, все ли изложено последовательно, согласно плану. Во время чтения делайте пометки на полях, затем внесите в черновик необходимые исправления.
  2. Прочитайте черновик вслух; прислушайтесь: нет ли в нем речевых ошибок. Устраните их.
  3. Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте их.

Памятка № 3 «Как работать над сочинением»

  1. Определите тему и основную мысль сочинения.
  2. Подумайте: кого, в чем вы будете убеждать своим сочинением?
  3. Соберите или отберите необходимый материал.
  4. Составьте план.
  5. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Памятка № 4 «Как готовиться к изложению»

  1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.
  2. Найдите в тексте опорные слова и словосочетания.
  3. Составьте   план.   Для   этого   разделите текст на части. Озаглавьте каждую из них.
  4. Найдите  слова,   которые  нужно  проверять. Объясните их написание.
  5. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите   внимание  на  точное   употребление слов и словосочетаний.
  6. После того как напишете изложение,
  7. Не забудьте проверить свою работу.

Памятка № 5 «Как правильно списать текст»

  1. Внимательно прочитай текст.
  2. Подумай, понятно ли тебе, о чем идет речь в тексте.
  3. Прочитай первое предложение, стараясь запомнить, как пишутся слова.
  4. Списывай частями или целыми предложениями, проговаривая слова по слогам.
  5. Проверь себя, сверяя написанное с образцом.

Памятка № 6 «Как составить текст - повествование»

Определите:

  1. О чём вы будете рассказывать (какова тема текста)?
  2. Какая      мысль      в      рассказе      будет основной?
  3. Как лучше озаглавить текст?
  4. С чего можно начать рассказ (о чём будет говориться во вводной части)?
  5. О чём вы расскажете в основной части (как   развивалось   действие,    какой   момент был   самым   напряжённым,   чем   всё   завершилось)?
  6. Как   можно   закончить  рассказ   (какая будет концовка)?

Памятка № 7 «Как составить текст - описание»

  1. Определите своё отношение к предмету, который будете описывать.
  2. Выделите признаки предмета.
  3. Подумайте, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.

Памятка № 8 «Как составить текст - рассуждение»

  1. Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.
  2. Доказательство, рассуждение. Его можно    начать   так:    «Происходит    это    потому, что...», «Объясняется это тем, что...» и т. п.
  3. Вывод.

Памятка № 9 «Как работать над ошибками и исправлять текст сочинения»

  1. Прочитайте   сочинение  и   ознакомьтесь с замечаниями учителя.
  2. Выполните   замечания   по   содержанию (С): найдите лишнее (не на тему); дополните, если нужно, текст; замените неудачный заголовок;   напишите  новое  начало   или  другую концовку.
  3. Измените, если нужно, части текста: их порядок,  количество предложений в каждой части (Z).
  4. Подумайте, какие слова лучше употребить   в   тексте,   чтобы   он   был   более точным.
  5. Исправьте    те    предложения,    которые неверно построены (П).
  6. Найдите     слова,     которые     написаны с ошибкой (I). Исправьте.
  7. Напишите   после   исправления   второй вариант сочинения. Стремитесь к тому, чтобы тема и основная мысль текста были раскрыты. Употребляйте слова точно. Используйте синонимы.

Памятка № 10 «Как работать над ошибками в написании слов»

  1. Произнесите слово и найдите орфограмму.
  2. Разберите слово по составу и узнайте, в какой части слова допущена ошибка.
  3. Если  ошибка  в  приставке,   вспомните, как пишется    приставка, или посмотрите в «Словаре», в учебнике «Русский язык».
  4. Если ошибка в корне, узнайте, на какое правило эта ошибка. Подберите проверочное слово.
  5. Если ошибка в суффиксе, посмотрите в «Словаре» или в учебнике, как он пишется.
  6. Если ошибка в окончании, определите, какой частью речи является слово, и вспомните, как проверяется   безударное   окончание имени существительного, прилагательного или глагола.
  7. Подберите два-три слова на то же правило и напишите.

Памятка № 11 «Как проверить безударную гласную»

  1. Поставь в слове ударение.
  2. Выдели корень.
  3. Подчеркни гласную, которую нужно проверить.
  4. Проверь гласную изменением слова.

Образец: леса — лес, дома — дом.

  1. Помни: В проверяемом и проверочном словах пишется одна и та же буква.

Памятка №12 «Как проверить согласную в корне»

  1. Произнеси слово, найди и подчеркни букву, которую нужно проверить.
  2. Проверь согласную изменением слова («один-много», «много-один») так, чтобы после этой согласной стояла гласная буква.

Образец: гриб — грибы, зубки — зубок.

Памятка № 13 «Способы переноса слов»

  1. Слова переносят по слогам: лам-па, сест-ра.
  2. Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку: яма, ар-мия, Юлия. 
  3. Буквы й, ъ и ь не отделяют от впереди стоящей буквы: лай-ка, паль-то, объ-езд.
  4. В словах с двойными согласными одну букву оставляют на строке, вторую переносят на другую строку: Ан-на, суб-бота. 
  5. Нельзя отрывать от приставки конечную букву:  под-бросить, под-писать.
  6. Нельзя отрывать первую букву от корня:  по-строить, при-учить, со-брать.  

Памятка № 14 «Разбор простого предложения»

  1. Укажи, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
  2. Укажи, какое это предложение по интонации (восклицательное, невосклицательное).
  3. Выдели главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – основу предложения.
  4. Определи вид предложения по наличию второстепенных членов предложения (распространенное, нераспространенное).
  5. Установи с помощью вопросов связь слов в предложении.



Предварительный просмотр:

Памятки для учеников и родителей

Русский язык

Памятка № 1 «Как готовить домашнее задание по русскому языку»

  1. Работу начинай с работы над ошибками.  Повтори правила, которые забыл.
  2. Выучи или повтори заданное правило.   Придумай свои примеры на это правило.
  3. Прочитай задания упражнения.
  4. Прочитай всё упражнение. Устно выполни  задания к нему.
  5. Выполни упражнение письменно.
  6. Проверь всю работу.

Памятка № 2 «Как работать над черновиком изложения и сочинения»

  1. Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нем тема и основная мысль, все ли изложено последовательно, согласно плану. Во время чтения делайте пометки на полях, затем внесите в черновик необходимые исправления.
  2. Прочитайте черновик вслух; прислушайтесь: нет ли в нем речевых ошибок. Устраните их.
  3. Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте их.

Памятка № 3 «Как работать над сочинением»

  1. Определите тему и основную мысль сочинения.
  2. Подумайте: кого, в чем вы будете убеждать своим сочинением?
  3. Соберите или отберите необходимый материал.
  4. Составьте план.
  5. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Памятка № 4 «Как готовиться к изложению»

  1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.
  2. Найдите в тексте опорные слова и словосочетания.
  3. Составьте   план.   Для   этого   разделите текст на части. Озаглавьте каждую из них.
  4. Найдите  слова,   которые  нужно  проверять. Объясните их написание.
  5. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите   внимание  на  точное   употребление слов и словосочетаний.
  6. После того как напишете изложение,
  7. Не забудьте проверить свою работу.

Памятка № 5 «Как правильно списать текст»

  1. Внимательно прочитай текст.
  2. Подумай, понятно ли тебе, о чем идет речь в тексте.
  3. Прочитай первое предложение, стараясь запомнить, как пишутся слова.
  4. Списывай частями или целыми предложениями, проговаривая слова по слогам.
  5. Проверь себя, сверяя написанное с образцом.

Памятка № 6 «Как составить текст - повествование»

Определите:

  1. О чём вы будете рассказывать (какова тема текста)?
  2. Какая      мысль      в      рассказе      будет основной?
  3. Как лучше озаглавить текст?
  4. С чего можно начать рассказ (о чём будет говориться во вводной части)?
  5. О чём вы расскажете в основной части (как   развивалось   действие,    какой   момент был   самым   напряжённым,   чем   всё   завершилось)?
  6. Как   можно   закончить  рассказ   (какая будет концовка)?

Памятка № 7 «Как составить текст - описание»

  1. Определите своё отношение к предмету, который будете описывать.
  2. Выделите признаки предмета.
  3. Подумайте, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.

Памятка № 8 «Как составить текст - рассуждение»

  1. Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.
  2. Доказательство, рассуждение. Его можно    начать   так:    «Происходит    это    потому, что...», «Объясняется это тем, что...» и т. п.
  3. Вывод.

Памятка № 9 «Как работать над ошибками и исправлять текст сочинения»

  1. Прочитайте   сочинение  и   ознакомьтесь с замечаниями учителя.
  2. Выполните   замечания   по   содержанию (С): найдите лишнее (не на тему); дополните, если нужно, текст; замените неудачный заголовок;   напишите  новое  начало   или  другую концовку.
  3. Измените, если нужно, части текста: их порядок,  количество предложений в каждой части (Z).
  4. Подумайте, какие слова лучше употребить   в   тексте,   чтобы   он   был   более точным.
  5. Исправьте    те    предложения,    которые неверно построены (П).
  6. Найдите     слова,     которые     написаны с ошибкой (I). Исправьте.
  7. Напишите   после   исправления   второй вариант сочинения. Стремитесь к тому, чтобы тема и основная мысль текста были раскрыты. Употребляйте слова точно. Используйте синонимы.

Памятка № 10 «Как работать над ошибками в написании слов»

  1. Произнесите слово и найдите орфограмму.
  2. Разберите слово по составу и узнайте, в какой части слова допущена ошибка.
  3. Если  ошибка  в  приставке,   вспомните, как пишется    приставка, или посмотрите в «Словаре», в учебнике «Русский язык».
  4. Если ошибка в корне, узнайте, на какое правило эта ошибка. Подберите проверочное слово.
  5. Если ошибка в суффиксе, посмотрите в «Словаре» или в учебнике, как он пишется.
  6. Если ошибка в окончании, определите, какой частью речи является слово, и вспомните, как проверяется   безударное   окончание имени существительного, прилагательного или глагола.
  7. Подберите два-три слова на то же правило и напишите.

Памятка № 11 «Как проверить безударную гласную»

  1. Поставь в слове ударение.
  2. Выдели корень.
  3. Подчеркни гласную, которую нужно проверить.
  4. Проверь гласную изменением слова.

Образец: леса — лес, дома — дом.

  1. Помни: В проверяемом и проверочном словах пишется одна и та же буква.

Памятка №12 «Как проверить согласную в корне»

  1. Произнеси слово, найди и подчеркни букву, которую нужно проверить.
  2. Проверь согласную изменением слова («один-много», «много-один») так, чтобы после этой согласной стояла гласная буква.

Образец: гриб — грибы, зубки — зубок.

Памятка № 13 «Способы переноса слов»

  1. Слова переносят по слогам: лам-па, сест-ра.
  2. Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку: яма, ар-мия, Юлия. 
  3. Буквы й, ъ и ь не отделяют от впереди стоящей буквы: лай-ка, паль-то, объ-езд.
  4. В словах с двойными согласными одну букву оставляют на строке, вторую переносят на другую строку: Ан-на, суб-бота. 
  5. Нельзя отрывать от приставки конечную букву:  под-бросить, под-писать.
  6. Нельзя отрывать первую букву от корня:  по-строить, при-учить, со-брать.  

Памятка № 14 «Разбор простого предложения»

  1. Укажи, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
  2. Укажи, какое это предложение по интонации (восклицательное, невосклицательное).
  3. Выдели главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – основу предложения.
  4. Определи вид предложения по наличию второстепенных членов предложения (распространенное, нераспространенное).
  5. Установи с помощью вопросов связь слов в предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учеников и родителей

Памятка для учеников и родителей: "Внимание! У тебя в тетради замечание!"  Памятка для выполнения домашних заданий. Советы родителям: "Как относиться к первым отметкам ребёнка". Нормы техники чте...

Праздничная программа по правилам дорожного движения « Светофор и его друзья» для учеников и родителей начальной школы.

Сценарий мероприятия по ПДД в начальной школе для учеников  и родителей 2-3 классов с исценировкой и конкурсной программой....

Методические рекомендации для родителей "Памятка для родителей начальной школы"

Методические рекомендации для родителей  "Памятка для родителей начальной школы"...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной и домашней работы. Памятки, инструкции для учащихся и родителей начальной школы.

Домашнее задание в начальной школе - это эффективное средство обучения и самообразования. Выполнение домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая способствует закрепл...

Памятки, инструкции для учащихся и родителей начальной школы.

В этом разделе родители смогут найти помощь в виде памяток и инструкций по подготовке домашних заданий....

Памятки для родителей начальной школы

Памятки для родителей начальной школы...

Памятки для родителей начальной школы

Родители для ребёнка - это основа основ. Материал статьи содержит советы для родителей, как оепзать своевременную помощь ребёнку, который является школьником....