Проектная деятельность в начальных классах.
статья (4 класс) на тему
Материал поможет шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_nachalnyh_klassah.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Жердевская СОШ»
города Жердевки Тамбовской области
Проектная деятельность в начальных классах.
Составитель: Кисиленко
Ирина Геннадьевна
учитель начальных классов.
2013 год
Сегодня на первый план вышла проблема организации проектной деятельности в начальных классах. Работа над проектами способствует расширению кругозора учеников по темам, близких к учебным. Формированию умения работать с информацией; формированию умения реализации творческих задач. Проект – это деятельность учащихся (индивидуальная или коллективная). Результатом этой деятельности является тот или иной продукт: рисунки, спектакли, стихи, поделки, макеты и т. д.
Дети выбирают или придумывают сами интересующий их аспект темы и вид деятельности.
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний, так как ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стран или появлялись новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. В число которых и входит проектная деятельность.
проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался.
Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:
обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
развитию творческих способностей и активности учащихся;
формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;
адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.
Работая над проектной деятельностью с ребятами первой ступени обучения, я ставлю перед собой следующие цели:
Цель: организация проектной деятельности учащихся в младших классах.
Педагогические цели, достижению которых способствует проектная деятельность:
Принятие самостоятельных решений;
Умение ставить задачи и задавать вопросы;
Умение работать в команде;
Поиск нестандартных, оригинальных решений;
Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
Раскрытие индивидуального потенциала.
Классификация проектов:
Исследовательский проект;
Игровой проект;
Творческий проект;
Приключенческий проект;
Практико-ориентированный проект;
Информационный (теоретический).
Методический паспорт учебного проекта для учащихся начальной школы.
Предмет
Тип проекта
Возраст учащихся
Название учебной темы
Творческое название
Аннотация
Сроки проведения проекта
Проблема, решению которой посвящен проект
Дидактические цели
Методические задачи
Основополагающий вопрос
Планы работы учеников
Формы работ учащихся
Форма представления результатов работы
Информационные ресурсы: печатные и электронные
Используемые информационные технологии и программные продукты
Консультации со специалистами
Материалы и оборудование
Представление темы проекта – аннотация
(краткая информация о выбранной теме)
1. Какова сфера вашего исследования?
2.В чем вы видите проблему, которую необходимо решить?
3. Как, исходя из этого, будет звучать формулировка темы?
4. Какова идея проекта? Что будет представлять собой конечный результат вашего проектирования?
5. Как и кем этот проект может использоваться в дальнейшем?
6. С кем вы собираетесь работать над проектом?
7. Какая помощь вам потребуется
Типология проектов.
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
1.Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
2.Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
3.Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
4.Количество участников проекта.
5.Продолжительность проекта.
План работы над проектом
Предварительная подготовка учителя:
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:
1. Провести подготовительную работу.
Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта. Новое знание для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).
В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом:
умения и навыки | |
мыследеятельностные | выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; |
презентационные | построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе; |
коммуникативные | слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус; |
поисковые | находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов; |
информационные | структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; |
проведение инструментального эксперимента | организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. |
Также необходимо:
1). Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.
2). Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.
3). Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.
(подготовительный этап)
1. Определить тему проекта.
2. Продумать ключевые понятия темы.
3. Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.
4. Представить возможные итоговые работы.
5. Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы.
6. Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.
Первый этап.
(проектировочный)
1.Сообщатся изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме
2.Вопросы выносятся на доску.
3.Учитель может уточнять или задавать наводящие вопросы.
4.Учитель обобщает перечень вопросов, формулируя 5-6 тем.
5.Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.
6.Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
Правильно будет вывесить график отчета по этапам.
Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это альбом, презентация, публикация - обговорить структуру;
Если реальная модель, как она может быть представлена (рисунок, описание модели,макет).
Предлагается объединиться по творческим группам, определить руководителя группы, составить перечень основополагающих вопросов по своей теме и определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.
Второй этап.
(практический)
Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.
Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.
Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии. Обговариваем с творческой группой задание на следующий урок.
Заключителдьный этап.
Еще раз обговариваются критерии оценки итоговой работы.
Оглашается последовательность выступлений групп.
После каждого выступления проводят анализ проделанной работы и высказывают пожелания в улучшении.
При работе над проектами учащихся учителю также нужно учесть и избежать «подводных камней».
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
Учитель должен организовать реализацию замысла, поддержать самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить не только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.
Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.
Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося или портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный отчет (портфолио) характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.
Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом.
Для направления деятельности учеников была разработана памятка.
Памятка начинающему исследователю:
Выбери тему исследования
Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся начальных классов.
Что такое метод проектов, виды проектов, этапы....
Проектная деятельность в начальных классах в урочное и неурочное время
Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных...
Проектная деятельность в начальных классах в урочное и неурочное время
Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных...
Методическая разработка по теме"Проектная деятельность в начальных классах"
В этой работе рассмотрены узловые моменты организации и проведении проектной работы с учениками начальных классов....
Проектная деятельность учащихся начальных классов
Проектные работы учащихся...
Мастер-класс "Проектная деятельность в начальных классах"
Мастер-класс на тему "Проектная деятельность в начальной школе"...
Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»
В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....