Статья: Детские конфликты: как поступить?
статья (3 класс) на тему

Батурина Ольга Александровна

Эта статья поможет родителям выбрать правильную линию поведения при рассмотрении детских конфликтных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Детские конфликты: как поступить?

Наши дети не живут в изоляции. Они тоже вращаются в социуме, как своем, детском, так и во взрослом.

И если со взрослыми линия поведения отработана: быть вежливым, с незнакомыми не разговаривать и т.д., то внутри детского коллектива наши дети такие, какие есть. Со сверстниками они ведут себя более естественно, более приближенно к своим истинным наклонностям, чем со взрослыми.

Само собой, это общение проходит не без конфликтов. Случается всякое. Дети ссорятся, ругаются, могут даже подраться. И, когда такое происходит, кто-то бежит домой и жалуется маме, надеясь, что она силой своего авторитета поставит обидчиков на место.  И тут к конфликту подключаются родители. Даже если они не пойдут разбираться в ситуации, кто кого когда и как, они все равно подключаются к конфликту эмоционально, душевно и духовно.

 Почему же возникают конфликты между детьми? Дети - это маленькие люди. Живя в своем, казалось бы, беззаботном мире, они в процессе общения друг с другом учатся жить. Они готовятся ко взрослой жизни, проигрывая наши, взрослые ситуации.  Они учатся лидировать и подчиняться, не быть зависимыми, держать удар, взаимодействовать в команде, подстраиваться к коллективу или, напротив, противостоять ему. Поэтому детские конфликты не только неотъемлемая часть воспитания, они даже необходимая его часть: это курс молодого бойца перед отправкой на передовую взрослой жизни. Дети конфликтуют чаще, чем взрослые, потому что они еще не умеют гасить конфликт на начальной стадии, они не умеют  чувствовать настроение оппонента и предугадывать его слова, реакцию, действия. В большинстве случаев проблема все же решается сама собой, но иногда не обойтись без помощи взрослых.

Итак: дети, вступив в конфликт, разрешить который своими силами они не в состоянии, зовут на помощь родителей. А что родители? А родители зачастую не знают, как правильно себя повести.

В самом деле, найти нужную ниточку, которая приведет к правильному решению именно в данной ситуации сложно. Многое зависит от того, насколько серьезен конфликт. Разные дети одно и то же действие воспринимают совершенно по-разному. Одного обзови ушастым – он ответит “Сам такой же” и спокойно продолжит общаться, а для второго это будет трагедия.

Для многих родителей велик соблазн кинуться на защиту своего чада и применить какие-либо меры к обидчикам. Но делать так нужно только в том случае, если имела место реальная угроза членовредительства, либо уже дошло до осуществления угроз, либо речь идет о травле ребенка. Тут да, святой долг родителей вступиться за своего ребенка. Однако делать это нужно мудро, а мудрость в том, чтобы не решать вопрос под влиянием захлестнувших эмоций. Взрослый в такой ситуации должен олицетворять спокойствие, рассудительность и справедливость.  А справедливость заключается в том, чтобы выслушать всех и сделать правильные выводы, ведь зачастую обиженный сам провоцирует приятелей на активные действия. И еще один момент для вспыльчивых пап и мам: как бы вам ни было обидно за вашего ребенка, вы не имеете права наказывать чужих детей, подобные действия попадают под действие Уголовного и Семейного Кодексов. Если строго следовать букве закона, то вы даже не имеете права проводить воспитательную беседу с чужим ребенком без согласия и присутствия его родителей.

Если выяснится, что имело место применение физической силы, то самым разумным будет обратиться к родителям обидчика и без оскорблений и угроз обрисовать им произошедшее. В большинстве случаев информацию принимают к сведению, а к хулигану принимают меры, какие – это уже дело его родителей, которые лучше всех знают, как наиболее доходчиво объяснить своему чаду неправомерность его поступка.

Какие ошибки наиболее часто допускают родители, разбирая детские конфликты?

– Необъективное отношение к случившемуся. Для многих родителей “мой ребенок не мог сделать ничего плохого” – аксиома. Родители должны стараться быть объективными, и в случае установленной вины своего чада воспринять этот факт мужественно, не оправдывая своего ребенка всеми силами.

– Запрещают общаться поссорившимся детям. Запрет на общение следует выдавать только в том случае, если идет речь о ребенке с асоциальным поведением.  Дети проводят жизнь в игре, и ссоры для них тоже игра. Кроме того, внутри детского коллектива дети могут уставать друг от друга, и это тоже провоцирует конфликтные ситуации. Они поссорятся, через пять минут помирятся, а через десять минут все уже не помнят о ссоре. Хотя иногда в случае более глубоких конфликтов есть смысл пару дней воздержаться от общения: “Успокоитесь, и опять будете общаться”.

– Вмешательство в конфликты в тех случаях, когда этого не требуется. Здесь, пожалуй, стоит развить мысль. Мы уже говорили, что детские конфликты - это школа жизни. Родители не должны лишать своих детей возможности набраться опыта. Надо не брать решение всех этих проблем на себя, а объяснять ребенку, как надо поступать в таких случаях. Задача родителей – научить свое чадо самостоятельно выходить из трудных ситуаций. Кроме того, если родители на каждый чих будут устраивать разбирательство, ограждая своего ребенка от неприятностей, то дитя очень быстро научится использовать родителей как орудие мести: чтобы расправиться с неприятелем, достаточно пожаловаться папе или маме, которые не будут разбираться кто прав, а кто виноват, а зададут обидчику. Так у ребенка развивается манера чуть что – бежать домой жаловаться, что в свою очередь, вызовет негативное к нему отношение среди ровесников:  ябедников негде не любят, прозвища и дразнилки ему обеспечены. Возникает порочный круг. Ребенок жалуется, потому что его не любят, а его не любят, потому что он жалуется.

– Отчитывают своих детей в присутствии пострадавшей стороны. У некоторых родителей есть соблазн показать окружающим, какие они строгие и правильные. Ни в коем случае нельзя устраивать публичную порку – ребенок воспримет это не как нравоучение или справедливое возмездие, а как предательство. Любые воспитательные работы надо проводить без посторонних. Жалобщикам надо сказать, что разберетесь в ситуации, и не позволять им самим ругать и наказывать вашего ребенка.

– На 100% воспринимают слова детей как истину. Об этом тоже следует поговорить особо.  Дети часто искажают смысл произошедшего. Они преподносят события так, как они их видят, а не так, как было на самом деле: без злого умысла искажают факты, домысливают, приукрашивают, преувеличивают – это нельзя назвать враньем, они передают нам собственное понимание событий.

Свои предположения дети часто выдают за совершившийся факт. Это надо учитывать.

– Не реагируют на любые жалобы ребенка. Иногда уставшие родители, особенно многодетные, не успевают или уже не в состоянии уделять своим детям должное внимание, и на очередную жалобу отмахиваются: разбирайся сам. Но ребенок потому и пришел к родителям, что не может разобраться сам, он пришел за помощью. То, что кажется взрослым не стоящей внимания ерундой, для ребенка серьезная проблема, родители не должны пускать дело на самотек. Выслушивать надо всегда, а вот дальнейшие действия будут зависеть от тяжести конфликта.  Но как минимум дать совет вы обязаны.

– Учат ребенка неправильно реагировать. У некоторых родителей есть тенденция учить своих детей терпеть и смиряться. Оскорбляют – молчи, бьют – терпи, отнимают игрушку – дай, значит, она ему нужнее. В итоге таких детей, неспособных дать отпор обидчику, просто забивают. Ребенок становится объектом постоянных издевок и насмешек со стороны других детей. Это порождает серьезные проблемы с адаптацией и социализацией детей, и уже требуется помощь психолога. Такое воспитание – грубая и губительная ошибка, оно приводи к тому, что у ребенка утрачивается осознание ценности своей личности, происходит разрушение личностных границ, без чего невозможна нормальная жизнь любого человека. Если своевременно не исправить ситуацию, то у ребенка возможен психологический срыв, развитие внутриличностного конфликта, а в подростковом возрасте – развитие конфликта с родителями, вплоть до ухода из семьи.

 

Подводя итоги, следует отметить, что именно такие ситуации как лакмусовые бумажки, открывают то, что происходит в душе взрослых. Родитель должен воспитывать без ненависти в душе. Если же родитель пострадавшего ребенка чувствует озлобление, ненависть к обидчикам, таким же детям, – что ж, перед ним широкое поле для внутренней работы над собой. И помните о том, что дети – ваше отражение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские конфликты

Каждый родитель сталкивается с проблемой детских конфликтов. Каждая мама и каждый папа ищут свою собст­веннуюстратегию поведения в случае ссор между деть­ми. Кто-то вынужден жить в режиме «и вечный бо...

Детские конфликты

Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный о...

Детские конфликты. Памятка для родителей

Каждый родитель сталкивается с проблемой детских конфликтов. Каждая мама и каждый папа ищут свою собст­венную стратегию поведения в случае ссор между деть­ми. Кто-то вынужден жить в режиме «и вечный б...

Детские конфликты и способы их разрешения.Консультация для родителей.

Ваш ребенок стал учеником. Но умеет ли дружить? Знает ли нормы и правила общения? Способен ли сохранять доброжелательные отношения в условиях конфликта?  Что такое дружить?. Первоклассника...

Статья "Педагогические конфликты и пути их решения"

Типы конфликтов, причины конфликтов между учениками, психологические приёмы разрешения конфликтов....

5 способов ,как быстро справиться с детскими конфликтами

В статье даются способы как быстро справиться с детскими конфликтами.Опыт полезен для молодых специалистов и родителей....

статья "Понятие конфликта и конфликтной ситуации среди младших школьников"

Статья раскрывает основные аспекты понятий конфликта и конфликтных ситуаций среди младших школьников....