Техника чтения в начальной школе
консультация (2 класс) на тему
Дааный материал предназначен для родителей с целью повышения качества чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnika_chteniya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Техника чтения. Нормы техники чтения в начальной школе
Рано или поздно, самостоятельно или с посторонней помощью, ребенок начинает читать. Есть дети, которые при поступлении в 1 класс читать уже умеют, но есть и такие, которые начинают обучаться этому только в школе. И вот с поступлением в школу в жизни каждого школьника появляется такое понятие как техника чтения.
Как проверить технику чтения?
Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:
- осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);
- скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени);
- способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);
- выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);
- правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).
Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную составляющую техники чтения.
Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику чтения у детей? Технику чтения в начальных классах нужно проверять более двух раз в год. Делать это следует для того, чтобы следить за динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверки техники чтения.
Как выбрать текст для проверки техники чтения?
- Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты, согласно рекомендациям методистов. Текст должен быть незнаком ребенку, но понятен. Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих конструкций или знаков.
- Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались.
- Текст должен быть размещен на одной странице.
Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное чтение, чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста, нельзя прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и попросить ребенка снова их прочитать.
Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько вопросов по тексту.
Если ребенок переволновался и во время проверки часто запинается, голос его срывается, то следует перенести проверку техники чтения на другое время и организовать проверку в форме игры.
Нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС (ориентировочно)
- Техника чтения в 1 классе
В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.
1 полугодие
Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.
Темп чтения — 25-30 слов в минуту.
2 полугодие
Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.
Темп чтения — 30-40 слов в минуту.
- Техника чтения во 2 классе
1 полугодие
Чтение правильное, осознанное, целыми словами. Соблюдается логическое ударение.
Темп чтения — 40-50 слов в минуту.
2 полугодие
Осмысленное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений.
Темп чтения — 50-60 слов в минуту.
- Техника чтения в 3 классе
1 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.
Темп чтения — 60-70 слов в минуту.
2 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.
Темп чтения — 70-80 слов в минуту.
- Техника чтения в 4 классе
1 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.
Темп чтения — 80-90 слов в минуту.
2 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.
Темп чтения — 100-120 слов в минуту.
- Техника чтения в 5 классе
Наблюдение за техникой чтения рекомендуется проводить и в 5 классе. Однако такая проверка уже не носит характер контроля, так как преследует совершенно иные цели обучения. В 5 классе при проверке техники чтения акцент необходимо делать не на скорость чтения, а на продуктивность (техника и осмысленность).
Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС
Какие ставить оценки за технику чтения?
Техника чтения в 1 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 20 слов | Более 40 слов |
«4» | 16-20 слов | 31-40 слов |
«3» | 10-15 слов | 25-30 слов |
«2» | Менее 10 слов | Менее 25 слов |
Техника чтения во 2 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 55 слов | Более 70 слов |
«4» | 40-55 слов | 55-70 слов |
«3» | 25-39 слов | 40-54 слов |
«2» | Менее 25 слов | Менее 40 слов |
Техника чтения в 3 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 75 слов | Более 90 слов |
«4» | 60-75 слов | 75-90 слов |
«3» | 45-59 слов | 60-74 слов |
«2» | Менее 45 слов | Менее 60 слов |
Техника чтения в 4 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 100 слов | Более 120 слов |
«4» | 85-100 слов | 105-120 слов |
«3» | 70-84 слов | 90-104 слов |
«2» | Менее 70 слов | Менее 90 слов |
Как тренировать технику чтения
Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр.
Вот некоторые из них:
- Жужжащее чтение.
- Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.
- Чтение перед сном.
- Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.
- Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.
- Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
- На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет учитель.
- Самозамер чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того, чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.
- Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».
Работа по развитию техники чтения в начальной школе крайне важна. Ведь именно беглое и осмысленное чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и является залогом успешного учебного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по улучшению техники чтения в начальной школе
В работе используются упражнения по улучшению техники чтения. Образцы упражнений по учебникам "Литературное чтение" программа "Школа 2100"....
Совершенствование техники чтения в начальной школе.
Содержание: 1. Значение оптимального чтения для учащихся начальных классов и пути его совершенствования. 2. Как работать над техникой чтения. 3. Развитие речи учащихся - одна из основных задач нача...
Тексты для проверки техники чтения в начальной школе.
В данном материале содержатся тексты для проверки техники чтения в начальной школе . Тексты разделены отдельно по классам....
Упражнения для повышения техники чтения в начальной школе
Упражнения для повышения техники чтения учащихсяЖарова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений....
Нормы техники чтения в начальной школе
Нормы техники чтения в начальной школе. Критерии оценивания....
Текстовые задания для проверки техники чтения в начальной школе УМК Школа России
Материал подобран дляучащихся 1-4 классов и соответствует возрастным особенностям обучающихся. Кроме того, прилагаются задания к текстам, которые позволяют данную работу проводить гораздо интереснее и...