Интеллектуальные игры – билет в счастливое будущее.
учебно-методический материал по зож (1, 2, 3, 4 класс)
И интеллектуальные настольные игры-шашки, шахматы помогут с интересом, в увлекательной форме, наглядно
подготовить детей к школе.
Известно, что игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов,
в игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры детям легче сосредоточиться
на доске, на фигурах и запоминают они быстрее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnye_igry.docx | 17.07 КБ |
shahmatnye_figury.docx | 14.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальные игры – билет в счастливое будущее.
Детство – небольшой отрезок в жизни каждого человека. Но за это время ребёнок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. До школы надо научиться чётко и правильно произносить слова, правильно составлять предложения, уметь рассказывать, общаться, думать, воображать, рисовать…. А за счёт чего возможно быстрое усвоение обширнейшей программы?
Педагогам и психологам известно, что именно в игре дети легче усваивают новый материал. И интеллектуальные настольные игры-шашки, шахматы помогут с интересом,
в увлекательной форме, наглядно подготовить детей к школе.
Известно, что игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры детям легче сосредоточиться на доске, на фигурах и запоминают они быстрее.
В своей педагогической практике я придерживаюсь «путеводных положений»:
- Нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
- Если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше – это «что-то» нужно искать.
- Ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным.
- Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других, т.к. успех рождает успех.
- Если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение нового материала, т.к. нет детей неспособных
Творчество начинается в игре. Именно в ней развиваются такие важные предпосылки креативности, как интерес, воображение, формируется умение проявлять свою творческую инициативу, активизируются процессы, формирующие наглядно-образное мышление, в основе которого лежит манипулирование образами.
Игры в шашки, шахматы способствуют формированию воображения, зрительного представления, узнать точку зрения другого участника и на основе этого строить своё собственное поведение.
Эти игры доставляют детям много радости, удовольствия и являются эффективным средством их умственного развития.
Процесс обучения интеллектуальным играм способствуют развитию способности ориентироваться на плоскости, развитию способности рассуждать о действии своём и другого участника, доказывать, т.е. настаивать на своём, при этом обязательно спокойно выслушать своего друга. Именно в систематическом процессе обучения запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности формируются такие ценные качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность принятия решений, терпеливость, изобретательность и др. Поэтому обучение детей интеллектуальным играм начинать нужно как можно раньше, в 5-6-7 лет, а в первом классе - обязательно. В этом возрасте малышей важно заинтересовать. Педагог дополнительного образования по шашкам и шахматам должен придерживаться в работе трёх важных принципах – простота и доступность изложения, увлечённость и любознательность. Игровые позиции постоянно меняются, и необходимо принимать решение за решением, соблюдать жёсткое правило «тронул - ходи», когда понимаешь, что поторопился, что так не стоит ходить, но – надо. Таким образом, ребята учатся на своем собственном опыте, что немаловажно для процесса мышления. Личный опыт даёт возможность выработать свои суждения по каждой отдельной позиции. Подобные ситуации в игре в определённом смысле повторяют некоторые жизненные ситуации.
Опыт в игре даёт возможность выработать стратегические принципы для более широкого применения в реальной жизни.
- Сложные задачи иногда можно решать по «кусочкам». Условие выполняются последовательно, поэтапно.
- Но если решение состоит из взаимосвязанных частей, поэтапный метод не поможет.
- Рассмотрение сложной задачи с различных точек зрения способствует иногда её упрощению.
Интеллектуальные игры – билет в счастливое будущее. Это мнение педагогов и психологов. А вот мнение детей:
- Шахматы и шашки учат думать (развивается пространственное мышление).
- Гимнастика для мозгов.
- Воспитывают характер.
- Планируем ходы, долго приходится думать, закрыв глаза( ребёнок учиться планировать и принимать решение).
- Внимательно смотрю и перевожу взгляд от фигуры к фигуре (ребёнок учиться концентрировать внимание).
- Шахматы и шашки развивают творческий подход, учат творчеству.
Библиография
1.Важник С.С. Творчество: важная проблема дидактики./Самоценность детства и детская культура. Материалы Республиканской научно-практической конференции. Минск, 1999. – с. 47-50.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967, с.7.
3. С. Рубинштейн. Принципы творческой самодеятельности./ Вопросы психологии. - 1986. - №4. - с. 106
4. Финькевич Л.В., Тихонович О.С. Условия развития креативности на ранних этапах онтогенеза./Самоценность детства и детская культура. Материалы Республиканской научно-практической конференции. – Минск, 1999. – с. 39-42.
5. Черданцева Е.В. Детское творчество: личностно-формирующие аспекты./ Самоценность детства и детская культура. Материалы Республиканской научно-практической конференции. – Минск, 1999. – с. 86-88.
6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с.
Предварительный просмотр:
Шахматные фигуры в блокадном городе.
Я вспомню все и выпрямлюсь, как надо,
чтоб стать еще упрямей и сильней …
Взывай же чаще к памяти моей,
Медаль «За оборону Ленинграда»
Ольга Бергольц
О страданиях и мужестве жителей блокадного города Ленинграда написаны сотни книг и статей. Но каждая питерская семья знает о тех временах не понаслышке. Город выжил, выстоял вопреки всему.
С самого начала войны Центральный шахматный клуб, руководил которым Петр Романовский, дважды чемпион СССР, ездил по госпиталям.
В ноябре 1941 года создается шахматно-шашечная секция при комитете физкультуры, которая начинает работу по организации чемпионата Ленинграда, в котором участвовало 8 игроков. Каждый тур проводился в одном из госпиталей. Сил хватило только на шесть туров – планировали играть в два круга - завершить турнир не удалось.
Первая блокадная зима унесла тысячи жизней. П. Романовского обессиленного вывезли из города. Выжить и сохранить рассудок ему помогли шахматы, с которыми он не расставался никогда.
Во время блокады погибли неоднократные чемпионы Ленинграда Александр Ильин-Женевский, Илья Рабинович, составитель шахматных задач Леонид Куббель, теоретик и мастер спорта Всеволод Раузер, историк шахмат Михаил Коган и многие-многие другие.
В самое тяжелое время шахматный клуб под руководством А. Моделя проводил встречи и турниры шахматистов и шашистов в воинских частях и выдали бойцам-разрядникам более 500 квалификационных билетов. Одновременно А. Модель был начальником эшелона народного образования, вывез на «большую землю» почти 15 тысяч ленинградских детей!
В 1942 году в Доме офицеров состоялся чемпионат по шахматам, победителем шахматного турнира стал перворазрядник Александр Перелыгин., обогнавший сильных игроков.
В 1943 г. чемпионом стал врач Федор Скляров, который помогал шахматистам восстановительными процедурами. А после войны Ф.И. Скляров был врачом сборной команды СССР по шахматам.
Последний военный чемпионат был проведен в 1944 году, уже после снятия блокады. Чемпионом стал А. Модель. В этом чемпионате участвовал чемпион по шашкам Василий Соков, через месяц он погиб в бою под Нарвой.
В декабре 1943 заработал шахматный кружок во Дворце пионеров. Среди ребят был и Виктор Корчной.
После войны вернулись в родной город с фронта будущие мастера, гроссмейстеры и постепенно Ленинград стал шахматной столицей, подарил миру 4 чемпионов – Михаила Ботвинника, Бориса Спасского и Людмилу Руденко, Александра Халифмана, многочисленных гроссмейстеров, тренеров и организаторов шахмат
Низкий поклон и вечная память все пережившим блокаду. Благодаря их подвигу наш город сохранил и приумножил свою неповторимость как культурный, научный и спортивный центр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "Счастливый случай"
Интеллектуальная игра "Счастливый случай" для учащихся 3-4 классов. Играют две команды из 5-6 человек. Можно провести игру в математическую неделю....
Интеллектуальная игра "Счастливый случай"
Цели игры: развитие кругозора учащихся, их интеллектуальных способностей, логики, мышления, внимания. Разделы игры: математика, русский язык, литература, география (окружающий мир), вопросы на с...
Интеллектуальная игра "Счастливый случай"
Дети в восторге от интеллектуально-соревновательных игр. Это развивает и кругозор, и познавательные процессы, и межличностные отношения, и самооценку учащихся....
Интеллектуальная игра по русскому языку "Счастливый случай"
Представлен конспект внеклассного занятия по русскому языку "Интеллектуальная игра "Счастливый случай". Цели занятия: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. 2. Обобщить знания,...
Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
Прежде чем помочь природе, надо ее знать и изучать. Безусловно, мы уже знаем некоторые ее тайны, причуды. Так, давайте же, поделимся своими знаниями и посвятим нашу игру теме «Природ...
Интеллектуальная игра "Счастливый случай"
Интеллектуальная игра-соревнование для учащихся 2-3 классов . Участвуют 2 команды....
" СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» (методическая разработка интеллектуальной игры для обучающихся 4 классов)
Цели: 1. Формирование интереса учащихся к предмету; 2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприя...