Интеллектуальные игры – билет в счастливое будущее.
учебно-методический материал по зож (1, 2, 3, 4 класс)

И интеллектуальные настольные игры-шашки, шахматы помогут с интересом,  в увлекательной форме, наглядно

подготовить детей к школе.                    

Известно, что игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов,

в игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры детям легче сосредоточиться

на доске, на фигурах и запоминают они быстрее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnye_igry.docx17.07 КБ
Файл shahmatnye_figury.docx14.37 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальные игры – билет в счастливое будущее.

Детство – небольшой отрезок  в жизни каждого человека. Но за это время ребёнок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. До школы надо научиться чётко и правильно произносить слова, правильно составлять предложения, уметь рассказывать, общаться, думать, воображать, рисовать….  А за счёт чего возможно быстрое усвоение обширнейшей программы?

Педагогам и психологам известно, что именно в игре дети легче усваивают новый материал. И интеллектуальные настольные игры-шашки, шахматы помогут с интересом,

 в увлекательной форме, наглядно подготовить детей к школе.          

Известно, что игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры детям легче сосредоточиться на доске, на фигурах и запоминают они быстрее.

В своей педагогической  практике я  придерживаюсь  «путеводных положений»:

  1.  Нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
  2. Если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше – это «что-то» нужно искать.
  3. Ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным.
  4. Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других, т.к.  успех рождает успех. 
  5. Если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение нового материала, т.к. нет детей неспособных

 Творчество начинается в игре. Именно в ней развиваются такие важные предпосылки креативности, как интерес, воображение, формируется умение проявлять свою творческую инициативу, активизируются процессы, формирующие наглядно-образное мышление, в основе которого лежит манипулирование образами.

Игры в шашки, шахматы способствуют формированию воображения, зрительного представления, узнать точку зрения другого участника и на основе этого строить своё собственное поведение.

Эти игры доставляют детям много радости, удовольствия и являются эффективным средством их умственного развития.

Процесс обучения интеллектуальным играм способствуют развитию способности ориентироваться на плоскости, развитию способности рассуждать о действии своём и другого участника,  доказывать, т.е. настаивать на своём,  при этом обязательно спокойно выслушать своего друга. Именно в систематическом процессе обучения запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности формируются такие ценные качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность принятия решений, терпеливость, изобретательность и др. Поэтому обучение детей интеллектуальным играм начинать нужно как можно раньше, в 5-6-7 лет, а в первом классе - обязательно. В этом возрасте малышей важно заинтересовать.  Педагог дополнительного образования по шашкам  и шахматам должен придерживаться в работе трёх важных принципах – простота и доступность изложения, увлечённость и любознательность.  Игровые позиции постоянно меняются, и необходимо принимать решение за решением, соблюдать жёсткое правило «тронул - ходи», когда понимаешь, что поторопился, что так не стоит ходить, но –  надо.  Таким образом, ребята учатся на своем собственном опыте, что немаловажно для процесса мышления. Личный опыт даёт возможность выработать свои суждения по каждой отдельной позиции.  Подобные ситуации в игре в определённом смысле повторяют некоторые жизненные ситуации.

Опыт в игре даёт возможность выработать стратегические принципы для более широкого применения в реальной жизни.  

  1. Сложные задачи иногда можно решать по «кусочкам».  Условие выполняются последовательно, поэтапно.
  2. Но если решение состоит из взаимосвязанных частей, поэтапный метод не поможет.
  3. Рассмотрение сложной задачи с различных точек зрения способствует иногда её упрощению.

Интеллектуальные игры – билет в счастливое будущее. Это мнение педагогов и психологов.  А вот мнение детей:

- Шахматы и шашки учат думать (развивается пространственное мышление).

- Гимнастика для мозгов.

- Воспитывают характер.

- Планируем ходы, долго приходится думать, закрыв глаза( ребёнок учиться планировать и принимать решение).

- Внимательно смотрю и перевожу взгляд от фигуры к фигуре (ребёнок учиться концентрировать внимание).

- Шахматы и шашки развивают творческий подход, учат творчеству.

Библиография

1.Важник С.С. Творчество: важная проблема дидактики./Самоценность детства и   детская культура. Материалы Республиканской научно-практической конференции.  Минск, 1999. – с. 47-50.

2.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967, с.7.

3.  С. Рубинштейн. Принципы творческой самодеятельности./ Вопросы психологии. - 1986. - №4. - с. 106

4.  Финькевич Л.В., Тихонович О.С. Условия развития креативности на ранних этапах онтогенеза./Самоценность детства и детская культура. Материалы Республиканской научно-практической конференции. – Минск, 1999. – с. 39-42.

5. Черданцева Е.В. Детское творчество: личностно-формирующие аспекты./ Самоценность детства и детская культура. Материалы Республиканской научно-практической конференции. – Минск, 1999. – с. 86-88.

6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с.

        



Предварительный просмотр:

Шахматные фигуры в блокадном городе.

      Я вспомню все и выпрямлюсь, как надо,

 чтоб стать еще упрямей и сильней …

Взывай же чаще к памяти моей,

                             Медаль «За оборону Ленинграда»                 

Ольга Бергольц

О страданиях и мужестве жителей блокадного города Ленинграда написаны сотни книг и статей. Но каждая питерская семья знает о тех временах не понаслышке. Город выжил, выстоял вопреки всему.

С самого начала войны Центральный шахматный клуб, руководил которым Петр Романовский, дважды чемпион СССР, ездил по госпиталям.

В ноябре 1941 года создается шахматно-шашечная секция при комитете физкультуры, которая начинает работу по организации чемпионата Ленинграда, в котором участвовало 8 игроков. Каждый тур проводился в одном из госпиталей. Сил хватило только на шесть туров – планировали играть в два круга - завершить турнир не удалось.

Первая блокадная зима унесла тысячи жизней. П. Романовского обессиленного вывезли из города. Выжить и сохранить рассудок ему помогли шахматы, с которыми он не расставался никогда.

Во время блокады погибли неоднократные чемпионы Ленинграда Александр Ильин-Женевский, Илья Рабинович, составитель шахматных задач Леонид Куббель, теоретик и мастер спорта Всеволод Раузер, историк шахмат Михаил Коган и многие-многие другие.

В самое тяжелое время шахматный клуб под руководством А. Моделя проводил встречи и турниры шахматистов и шашистов в воинских частях и выдали бойцам-разрядникам более 500 квалификационных билетов.  Одновременно А. Модель был начальником эшелона народного образования, вывез на «большую землю» почти 15 тысяч ленинградских детей!

В 1942 году в Доме офицеров состоялся чемпионат по шахматам, победителем шахматного турнира стал перворазрядник Александр Перелыгин., обогнавший сильных игроков.  

В 1943 г. чемпионом стал врач Федор Скляров, который помогал шахматистам восстановительными процедурами. А после войны Ф.И. Скляров был врачом сборной команды СССР по шахматам.

Последний военный чемпионат был проведен в 1944 году, уже после снятия блокады. Чемпионом стал А. Модель. В этом чемпионате участвовал чемпион по шашкам Василий Соков, через месяц он погиб в бою под Нарвой.

В декабре 1943 заработал шахматный кружок во Дворце пионеров. Среди ребят был и Виктор Корчной.

После войны вернулись в родной город с фронта будущие мастера, гроссмейстеры и постепенно Ленинград стал шахматной столицей, подарил миру 4 чемпионов – Михаила Ботвинника, Бориса Спасского и Людмилу Руденко, Александра Халифмана, многочисленных гроссмейстеров, тренеров и организаторов шахмат

Низкий поклон и вечная память все пережившим блокаду. Благодаря их подвигу наш город сохранил и приумножил свою неповторимость как культурный, научный и спортивный центр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" для учащихся 3-4 классов. Играют две команды из 5-6 человек. Можно провести игру в математическую неделю....

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Цели игры: развитие кругозора учащихся, их интеллектуальных способностей, логики, мышления, внимания. Разделы игры: математика, русский язык, литература, география (окружающий мир), вопросы на с...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Дети в восторге от интеллектуально-соревновательных игр. Это развивает и кругозор, и  познавательные процессы, и межличностные отношения, и самооценку учащихся....

Интеллектуальная игра по русскому языку "Счастливый случай"

Представлен конспект внеклассного занятия по русскому языку "Интеллектуальная игра "Счастливый случай". Цели занятия: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. 2. Обобщить знания,...

Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

Прежде чем  помочь  природе, надо ее знать и изучать. Безусловно, мы уже знаем некоторые ее тайны, причуды. Так, давайте же, поделимся своими знаниями и посвятим нашу игру  теме «Природ...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Интеллектуальная игра-соревнование  для учащихся 2-3 классов . Участвуют 2 команды....

" СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» (методическая разработка интеллектуальной игры для обучающихся 4 классов)

Цели:       1. Формирование интереса учащихся к предмету;       2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприя...