Лекторий для родителей Структура и воспитательные возможности современной семьи
консультация (3 класс) по теме
Лекторияй для родителей Структура и воспитательные возможности современной семьи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_i_vospitatelnye_vozmozhnosti_sovremennoy_semi.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа для родителей
Структура и воспитательные возможности современной семьи
(по материалам И. Клемантович)
Современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Упала рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это обусловлено увеличением количества малообеспеченных семей, их миграцией, в том числе и за пределы государства; ухудшением здоровья населения, изменением традиционных ролей в семье (особенно женщин), ростом количества неполных семей. К сожалению, сегодня все чаще в семье мы сталкиваемся с насилием.
По своей структуре, количеству членов и их возрастному составу современная семья неоднородна. Есть семьи из трех поколений -родителей, детей, внуков; семьи из двух поколений - родителей и детей; однодетные семьи; многодетные семьи, имеющие трех и более детей; неполные семьи, в которых нет одного из родителей; семьи с детьми со стороны мужа и жены (при повторных браках), семьи с совместным проживанием близких и дальних родственников.
Существует деление семей по степени их воспитательного воздействия на детей. Так благоприятны для формирования личности семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей. Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой, чаще всего это семьи с одним ребенком. Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи с 1 - 2 детьми, невысокими уровнями материального достатка и общей культуры родителей. Для формирования личности ребенка также неблагоприятными считаются семьи, где духовные потребности второстепенны и им предпочитаются другие: накопительство, стяжательство. Для такой семьи потребительство становится жизненным идеалом. А отсюда низкий уровень образования и культуры, неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание совместно проводить досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых.
Неблагополучные семьи имеют в специальной литературе дополнительные характеристики. Вот некоторые из них.
Внешне «спокойная семья». События в такой семье протекают как будто гладко, но при близком знакомстве видно отчуждение супругов, их чувство неудовлетворенности друг другом. За «благополучным» фасадом скрываются длительные и с трудом подавляемые негативные чувства. Нередко наступают длительные приступы плохого настроения, тоски, депрессии. Супруги мало разговаривают друг с другом. В таких семьях якобы неожиданно для окружающих вырастают «трудные» дети.
Вулканическая семья. Здесь отношения между супругами изменчивы и открыты. Они постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, скандалят, а вскоре вновь признаются друг другу в любви до гроба. Эмоциональность преобладает над чувством ответственности. В таких семьях ребенок становится беспомощным, испытывает значительные эмоциональные перегрузки, находясь между крайними полюсами взаимоотношений родителей.
Семья-санаторий - характерный пример семейной дисгармонии, когда один из членов семьи или ребенок заставляют близких все больше и больше окружать себя вниманием. Семья только внешне кажется солидарной. Если семья превращается в «санаторий» для отца и матери, то дети годами живут в ситуации физической и нервной перегрузки, становятся излишне тревожными и эмоционально зависимыми. Если «санаторным» отношением окружены дети, то взаимоотношения отличаются мелочной опекой, жестким контролем и защитой от реальных и мнимых опасностей.
Семья-театр. В ней создается специфический театрализованный образ жизни. Сохраняется видимость благополучия и близости. В общении с детьми запреты и поощрения декларируются. Трудности воспитания прикрываются мнимыми достоинствами и достижениями. Детям часто дается «модное» воспитание. Все это приводит к ослаблению самоконтроля и потере внутренней дисциплины, снижает уровень жизненной защищенности ребенка.
Семья- «третий лишний». В этом случае родительство воспринимается как помеха супружескому счастью. Воспитанием детей родители занимаются от случая к случаю. У них появляется неуверенность в себе, развивается комплекс неполноценности.
«Семья с кумиром». Ребенок - единственное, что скрепляет супружеские отношения. Забота о нем является единственной силой, способной удержать супругов от разрыва отношений. Родители стараются сделать все для своего чада, перенося на него нереализованные чувства. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению его самостоятельности и эгоизму.
«Семья-маскарад» отличается несогласованностью целей и планов супругов, требований и оценок. Мелькание постоянно сменяемых жизненных «масок» повышает у ребенка чувство тревожности, порождает внутренний конфликт и нервное перевозбуждение. Он старается подделаться под каждого из родителей и еще больше теряет жизненные ориентиры.
Как во всем мире, так и у нас растет число разводов. Их процент в России составляет от 30% до 50 % от числа заключенных браков. В большинстве случаев инициатором развода является женщина, что говорит о возросшем общественном статусе женщины. Из-за разводов около 700 тысяч детей ежегодно лишаются одного из родителей. А ведь согласно последним данным, доля подростков-правонарушителей из неполных семей составляет от 32 до 47%. Из них 30 - 40 % подростков успели пристраститься к алкоголю или наркотикам, 53% занимаются проституцией. Кроме того, в неполных семьях наблюдаются проблемы с психически-половой идентификацией ребенка, упущения в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности современного информационного стенда в начальной школе
Учитывая развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста, мы, педагоги, предоставляем им возможность ознакомиться с адекватными по объему восприятия свед...
Возможности современных педагогическихз технологий для повышения качества образования в школе в контексте реализации ФГОС нового поколения
Мы живем в век информационных технологий,когда меняется время,меняются люди и наша с вами задача-научить жить и адаптироваться новое поколение в новом времени....
Доклад на тему:Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе в свете реализации проекта «Школа будущего» нашей новой школы.
Этот материал можно использовать в подготовке к педсовету....
«Возможности современных средств ИКТ при реализации ФГОС начального образования
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики у учащихся 2 класса...
Семья как персональная микросреда развития, её воспитательные возможности и условия их реализации.
Презентация для родительского собрания....
Протоколы родительских собраний. «Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения»,"Причины и последствия детской агрессии", "Первая отметка и как к ней относиться"
Протоколы родительских собраний. «Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения»,"Причины и последствия детской агрессии", "Первая отметка и как к ней относиться"...
Отечественные воспитательные системы: воспитательная система общей заботы (И.Иванов); гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. (В.Караковский)
Дипломная работа по воспитательной работе....