Работа с родителями
методическая разработка на тему
Организация взаимодействия с классным коллективом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabotasroditelyami.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями
Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся.
1. Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренне и уважителен.
2. Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку.
3. Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.
4. Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Изучая семьи учащихся, я обращаю внимание на следующую информацию о семье ученика:
- общие сведения о родителях или людях, заменяющих их;
- жилищные условия семьи и материальная обеспеченность;
- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
- уровень педагогической культуры родителей;
- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
- семейные традиции, обычаи и ритуалы.
Изучение семей учащихся помогает мне ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни ученика, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи я использую различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволяют корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. Это: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.
Начиная работу с детским коллективом в 1 классе, стараюсь максимально изучить семенную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родителями провожу анкетирование вида:
1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
3. Каким вы представляете класс, в котором учиться вашему ребенку?
4. Какие традиции и обычаи, по-вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?
Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания, можно предлагаю родителям следующие вопросы:
1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или ваша дочь?
2. Как чувствует себя ребенок в ученическом коллективе?
3. Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребенка в коллективе?
4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка?
5. Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношения в семьях ребят использую в анкетировании следующие вопросы:
1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
3. Как ведет себя ваш ребенок дома?
4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
6. Как выдумаете, каким будет будущее вашего ребенка?
В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся использую и проективные методики. Эффективность использования этой методики в том, что методики неоконченных предложений можно использовать и для учащихся, и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей.
Для проективного исследования мнения учащихся использую следующие вопросы:
∙ Школа для меня – это…
∙ Класс, в котором я учусь, - это ...
∙ Учителя для меня – это люди, которые ….
∙ Мои одноклассники – это…
∙ Уроки для меня – это…
∙ Предметы, которые мне нравятся, – это…
∙ Предметы, которые мне не нравятся, - это…
Для проективного исследования мнения родителей использую следующие вопросы:
∙ Школа, в которой учится мой ребенок, - это…
∙ Класс, в котором учится мой ребенок, - это…
∙ Одноклассники моего ребенка – это…
∙ Выполнение домашнего задания для моего ребенка – это…
∙ Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это…
∙ Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это...
Проанализировав ответы учащихся и родителей, использую их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.
Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семей, использую такие вопросы проективной методики.
Вопросы для учащихся:
∙ Я радуюсь, когда…
∙ Я огорчаюсь, когда…
∙ Я плачу, когда …
∙ Я злюсь, когда…
∙ Мне нравится, когда…
∙ Если у меня хорошие новости, то я …
∙ Если у меня плохие новости, то я …
∙ Если у меня что-то не получается, то я…
Вопросы родителям:
∙ Я радуюсь, когда мой ребенок…
∙ Я огорчаюсь, когда мой ребенок…
∙ Я плачу, когда мой ребенок…
∙ Я злюсь, когда мой ребенок…
∙ Мне нравится, когда мой ребенок…
∙ Мне не нравится, когда мой ребенок…
∙ Я верю, когда говорят, что мой ребенок… и т.д.
На основании данного исследования провожу индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и детьми.
В своей работе использую рисуночные диагностики на одну и ту же тему для родителей и детей. Например, предлагаю нарисовать рисунки на темы «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».
Сравнительный анализ рисунков позволяет обратить внимание родителей на те моменты воспитания своего ребенка, на которые они в повседневной жизни не всегда обращали внимания.
Большое внимание уделяю изучению отношения семьи к нравственным ценностям, которые являются основой формирования личности ребенка. Родителям и учащимся предлагаю дать определение таким нравственным ценностям, как «долг», «честь», «ответственность», «любовь», «достоинство», «терпимость» и расставить их по степени значимости.
Считаю, что хороший результат в работе с семьей дает такая форма изучения, как сочинение-размышление. Такая диагностика помогает сделать жизнь учащихся и в школе и в семье теплее, лучше, добрее. Темы размышления самые разные. Главное – родители и дети должны быть искренними в своих размышлениях. Например, «За что я люблю своих родителей», «Радости моего дома», «Праздники и будни моей семьи», «Самый печальный день в жизни моей семьи», и т.д.
Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяет предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.
В диагностических целях использую для родителей и различные тесты. Очень результативными являются тесты, которые в своих ответах многовариативны.
К примеру, тест «Я – родитель, я – приятель?!»:
1. Вы видите в своих детях:
А) людей, равных себе;
Б) людей, копирующих вас в молодости;
В) маленьких взрослых;
Г) благодарных слушателей.
2. Если вы спорите со своим ребенком, то:
А) стараетесь ему не возражать;
Б) признаете его правоту;
В) спорите до полной победы;
Г) уходите от спора.
3. Ваш ребенок празднует день рождения:
А) вы вместе с ними за одним столом;
Б) оставляете ребят одних;
В) обслуживаете детей за столом;
Г) уходите из дома.
4. В общении со своими детьми вы:
А) откровенны;
Б) закрыты;
В) сдержанны. И т.д.
Таким образом, провожу много различных исследований, с помощью которых можно вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу.
Работу классного руководителя с родителями вижу в трех направлениях:
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации, тренинги).
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни творчества детей и их родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса, шефская помощь).
3. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе совета школы, участие родителей класса в работе родительского комитета школы и класса).
Большое внимание уделяю психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся класса. Ведь умело организованное, и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах.
Наиболее распространенной формой работы с родителями являются родительские собрания (организационные, текущие или тематические, итоговые, общешкольные и классные). Классные родительские собрания провожу 4-5 раз в году. На них обсуждаем задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируем и обсуждаем построение воспитательного процесса, определяем планы сотрудничества родителей и школы, подводим итоги работа за год.
Приведу тематику моих родительских собраний по классам.
1-й класс
1. Особенности интеллектуального и личностного развития шестилетних детей.
2. Леворукость и праворукость.
3. Как развить у ребенка желание читать?
4. Подвижные и медлительные дети.
2-й класс
1. Особенности учебников, по которым учатся наши дети.
2. Утомляемость ребенка и как с ней бороться.
3. Поощрение и наказание в семье.
4. Как научить ребенка говорить правду?
3-й класс
1. Семейные праздники и их значение для ребенка.
2. Если ваш ребенок часто болеет.
3. Как развить память ребенка?
4. Домашние задания и их назначение.
4-й класс
1. Ваш ребенок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании.
2. О чем может рассказать школьный дневник.
3. Способности и прилежание – звенья одной цепи.
4. Выбор дальнейшего пути: «за» и «против».
1 класс
Первое организационное собрание.
Цель собрания: Знакомство с родителями учащихся класса и знакомство родителей друг с другом, определение перспектив развития детского коллектива.
Задачи первого собрания:
1. Изучить приоритетные интересы родителей первоклассников.
2. Познакомить родителей с основными направлениями деятельности классного руководителя в классе.
3. Провести выборы родительского комитета.
Подготовительная работа:
I. Изучение личных дел будущих учащихся.
II. Изучение характеристики учащихся (из детского сада).
III. Беседа с учителем начальных классов и завучем по воспитательной работе.
IV. Изготовление объявления на первое собрание.
V. К родительскому собранию можно подготовить высказывания, которые будут прикреплены в классе.
«Воспитание – это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни»
Дж. Дьюи
«Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим, тем хуже»
Л.Н. Толстой
«Любите детство, поощряйте его игры и забавы»
Ж.Ж. Руссо
«Школа – это мастерская человечности»
Я.А. Коменский
VI. Изложение на доске основных направлений плана воспитательной работы, нравственных законов общения классного руководителя с учащимися, количественный состав родительского собрания и направления его деятельности.
VII. Подготовка опросника:
1. Фамилия, имя и отчество родителей.
2. Год рождения, образование.
3. Домашний адрес и телефон.
4. Профессии родителей.
5. Сколько детей растет в семье, каким по возрасту в семье является первоклассник – старше или младше.
6. Полная или неполная семья.
7. Особенности развития ребенка (часто болеет, страдает хроническими заболеваниями, состоит на учете).
Ход собрания
Родители входят в класс, рассаживают детей и до начала собрания дают ответы на вопросы опросника.
I. Вступительное слово классного руководителя.
Во вступительном слове классный руководитель рассказывает о себе, о своей педагогической деятельности и о своей работе в качестве классного руководителя.
II. Самопредставление родителей учащихся.
В ходе самопредставления родители рассказывают о себе, своей семье и о своих ожиданиях, которые у них связаны с этим классом.
III. Знакомство с планом воспитательной работы, основными документами класса и школы, знакомство с традициями школы.
IV. Рассказ об учителях (если они работают в классе) и требованиях, которые они предъявляют к учебной деятельности учащихся.
V. Выбор родительского комитета.
VI. Экскурсия по школе.
Первое собрание.
Тема: «Трудности адаптации первоклассников в школе».
Форма проведения: круглый стол.
Цели:
1. Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения.
2. Предложить практические советы организации общения с первоклассником.
Вопросы для обсуждения
1. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
2. Психологические трудности адаптации первоклассников в школе.
3. Система взаимоотношений с ребенком в семье.
4. Родительский практикум.
План организации собрания.
I. Обсуждение с родителями первого школьного дня ребенка.
Родители делятся друг с другом и учителями, какие впечатления оставил первый школьный день в душе ребенка, как его поздравляли члены семьи, какие подарки получил ребенок.
II. Родительский практикум-игра «Корзина чувств».
Это может выглядеть примерно так: «Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его».
III. Обсуждение вопроса «Физиологические условия адаптации ребенка в школе»
Ознакомление педагога и врача школы с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Необходимость смены игр учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника). Организация правильного питания ребенка. Забота родителей и закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.
IV. Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка в школе»
Создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи. Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе). Первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей. Формирование интереса к школе, прожитому школьному дню. Обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
V. Элементы системы взаимоотношений с ребенком в семье
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к жизни среди одноклассников в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – защищайся.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не "канючь", не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
- Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Чаще говори: давай дружить, давай рать.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнять, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"
Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....
Формы и методы работы с родителями (выступление на педагогическом совете "Взаимодействие школы и родителей")
Формы и методы работы с родителями...
презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"
В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....
Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)
познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...
Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель
В данной статье проводится анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений и учитель- родитель. Расскрыты особе...
Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.
Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...