Работа с родителями
методическая разработка на тему

Организация взаимодействия с классным коллективом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabotasroditelyami.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями

Организация взаимодействия с классным коллективом  требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с  семьями учащихся.

1. Классный  руководитель в общении с каждой семьей должен быть  искренне и уважителен.

2. Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку.

3. Изучение семей учащихся должно  быть тактичным и объективным.

4. Изучение семей учащихся должно предполагать  дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Изучая семьи учащихся, я обращаю внимание на следующую информацию о семье ученика:

- общие сведения  о родителях или  людях, заменяющих их;

- жилищные условия семьи и материальная обеспеченность;

- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;

- уровень педагогической культуры родителей;

- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;

- семейные традиции, обычаи и ритуалы.

 Изучение семей учащихся помогает мне ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни ученика, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Для изучения семьи я использую различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволяют корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. Это: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского  творчества, интерактивные игры.

Начиная работу с детским коллективом в 1 классе, стараюсь максимально изучить семенную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать  воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родителями провожу  анкетирование вида:

1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?

2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

3. Каким вы представляете класс, в котором учиться вашему ребенку?

4. Какие традиции и обычаи, по-вашему  мнению, должны развиваться в детском коллективе?

5. Чем вы могли бы  помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

 Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания, можно предлагаю  родителям следующие вопросы:

1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или ваша дочь?

2. Как чувствует себя ребенок в ученическом коллективе?

3. Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребенка в коллективе?

4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка?

5. Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?

6. Какую помощь необходимо оказать вашему  ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношения в семьях ребят использую в анкетировании следующие вопросы:

1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя  в коллективе?

3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

6. Как выдумаете, каким будет  будущее вашего ребенка?

В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся использую и проективные методики. Эффективность использования этой методики в том, что методики неоконченных предложений можно использовать и для учащихся, и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во  взаимоотношениях детей и родителей.

Для проективного исследования мнения учащихся использую следующие   вопросы:

        Школа для меня – это…

        Класс, в котором я учусь,  -  это ...

        Учителя для меня – это люди, которые ….

        Мои одноклассники – это…

        Уроки для меня – это…

        Предметы, которые мне нравятся,  – это…

        Предметы, которые мне не нравятся, - это…

Для проективного исследования мнения родителей использую следующие вопросы:

        Школа, в которой учится мой ребенок, - это…

        Класс, в котором учится мой ребенок, - это…

        Одноклассники моего ребенка – это…

        Выполнение домашнего задания для моего ребенка – это…

        Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это…

        Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это...

 

Проанализировав ответы учащихся и родителей, использую их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.

Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семей, использую такие вопросы проективной методики.

Вопросы для учащихся:

        Я радуюсь, когда…

        Я огорчаюсь, когда…

        Я плачу, когда …

        Я злюсь, когда…

        Мне нравится, когда…

        Если у меня  хорошие новости, то я …

        Если у меня плохие новости, то я …

        Если у меня что-то не  получается, то я…

Вопросы родителям:

        Я радуюсь, когда мой ребенок…

        Я огорчаюсь, когда мой ребенок…

        Я плачу, когда мой ребенок…

        Я злюсь, когда мой ребенок…

        Мне нравится, когда мой ребенок…

        Мне не нравится, когда мой ребенок…

        Я верю, когда говорят, что мой ребенок… и т.д.

На основании данного исследования провожу индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и детьми.

 В своей работе использую рисуночные диагностики на  одну и ту же тему для родителей и детей. Например, предлагаю нарисовать рисунки на темы «Выходной  день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».

Сравнительный анализ рисунков позволяет обратить внимание родителей на те моменты воспитания своего ребенка, на которые они в повседневной жизни не всегда обращали внимания.

 Большое внимание уделяю изучению отношения семьи к нравственным ценностям, которые являются основой  формирования личности  ребенка. Родителям и учащимся предлагаю дать определение таким нравственным ценностям, как «долг», «честь», «ответственность», «любовь», «достоинство», «терпимость» и расставить их по степени значимости.

Считаю, что хороший результат в работе с семьей дает  такая форма изучения, как сочинение-размышление.  Такая диагностика  помогает сделать жизнь учащихся и в школе и в семье теплее, лучше, добрее. Темы  размышления самые разные. Главное – родители и дети должны быть искренними  в своих размышлениях. Например, «За что я люблю своих родителей», «Радости моего дома», «Праздники  и будни моей семьи», «Самый печальный день в жизни  моей семьи», и т.д.

Такие сочинения-размышления заставляют  родителей по-новому взглянуть на  своих детей, на их отношение к жизни, к своей  семье, позволяет предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.

 В диагностических целях использую для родителей и  различные тесты. Очень результативными являются  тесты, которые в своих ответах многовариативны.

К примеру, тест «Я – родитель, я – приятель?!»:

1.  Вы видите в своих детях:

А) людей, равных себе;

Б)  людей, копирующих вас в  молодости;

В)  маленьких взрослых;

Г) благодарных слушателей.

2. Если вы спорите со своим ребенком, то:

А) стараетесь ему не возражать;

Б) признаете  его правоту;

В) спорите  до  полной  победы;

Г) уходите от спора.

3. Ваш ребенок празднует день рождения:

А) вы вместе с ними за одним столом;

Б) оставляете  ребят одних;

В) обслуживаете детей за столом;

Г) уходите из дома.

4. В общении со своими детьми вы:

А) откровенны;

Б) закрыты;

В) сдержанны. И т.д.

Таким образом,  провожу много различных исследований, с помощью которых можно вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу.

 Работу классного руководителя с родителями вижу в  трех направлениях:

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные и тематические  консультации, тренинги).

2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни творчества детей и их родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса,  шефская помощь).

3. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе совета школы, участие родителей класса в работе родительского комитета школы и класса).

 Большое внимание уделяю психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся класса. Ведь умело организованное, и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей,  изменению  восприятия собственного ребенка в их глазах.

 Наиболее распространенной формой работы с  родителями являются родительские  собрания (организационные, текущие или тематические, итоговые, общешкольные и классные). Классные родительские собрания провожу 4-5 раз в году. На них обсуждаем задачи  учебно-воспитательного процесса в классе,  планируем и обсуждаем построение воспитательного процесса, определяем планы сотрудничества родителей и школы, подводим итоги  работа за год.

 Приведу тематику моих  родительских собраний по классам.

1-й класс

1. Особенности интеллектуального и личностного развития шестилетних детей.

2. Леворукость и праворукость.

3. Как развить у ребенка желание  читать?

4. Подвижные и медлительные дети.

         2-й класс

1. Особенности учебников, по которым учатся наши дети.

2. Утомляемость ребенка и как с ней бороться.

3. Поощрение и наказание в семье.

4. Как научить ребенка говорить правду?

         3-й класс

1. Семейные праздники и их значение для ребенка.

2. Если ваш ребенок часто болеет.

3. Как развить память ребенка?

4. Домашние задания и их назначение.

         4-й класс

1. Ваш ребенок взрослеет. Что нужно знать  родителям о половом воспитании.

2. О чем может рассказать школьный дневник.

3. Способности и прилежание – звенья одной  цепи.

4. Выбор дальнейшего пути: «за» и «против».

 

 

1 класс

Первое организационное  собрание.

 

Цель собрания: Знакомство с родителями учащихся класса и знакомство родителей друг с другом, определение перспектив развития детского коллектива.

Задачи первого собрания:

1. Изучить приоритетные интересы родителей первоклассников.

2. Познакомить родителей с основными направлениями деятельности классного руководителя в классе.

3. Провести выборы родительского комитета.

Подготовительная работа:

I.  Изучение личных дел будущих учащихся.

II. Изучение  характеристики учащихся (из детского сада).

III. Беседа с учителем начальных классов и завучем по воспитательной работе.

IV. Изготовление объявления на первое собрание.

V.  К родительскому собранию можно подготовить высказывания, которые будут прикреплены в классе.

«Воспитание – это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни»

                                                                                                          Дж. Дьюи

«Чем с  меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим, тем хуже»

                                                                                                          Л.Н. Толстой

«Любите детство, поощряйте  его игры и забавы»

                                                                                                          Ж.Ж. Руссо

«Школа – это мастерская человечности»

                                                                                                          Я.А. Коменский

VI. Изложение на доске основных направлений плана воспитательной работы, нравственных законов общения  классного руководителя с учащимися, количественный состав родительского собрания и направления его деятельности.

VII. Подготовка опросника:

1. Фамилия, имя и  отчество родителей.

2. Год рождения, образование.

3. Домашний адрес и телефон.

4. Профессии родителей.

5. Сколько детей растет в семье, каким  по возрасту в семье является первоклассник – старше или младше.

6. Полная или неполная  семья.

7. Особенности развития ребенка (часто болеет, страдает хроническими заболеваниями, состоит на учете).

 

Ход собрания

Родители входят в класс, рассаживают детей и до начала собрания дают ответы на вопросы опросника.

I.  Вступительное слово классного руководителя.

Во вступительном слове классный руководитель рассказывает о себе, о своей педагогической деятельности и о своей работе в качестве классного  руководителя.

 II. Самопредставление родителей учащихся.

В ходе самопредставления родители рассказывают о себе, своей семье и о своих ожиданиях, которые у них связаны с этим классом.

 III. Знакомство с планом воспитательной работы, основными документами класса и школы, знакомство с традициями школы.

 IV. Рассказ об учителях (если они работают в классе) и требованиях, которые они предъявляют к учебной деятельности учащихся.

 V.  Выбор родительского комитета.

 VI. Экскурсия по школе.

 

 

Первое собрание.

Тема: «Трудности адаптации первоклассников в школе».

 Форма проведения: круглый стол.

Цели:

1. Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения.

2. Предложить практические советы организации общения с первоклассником.

 

Вопросы для обсуждения

1. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.

2. Психологические трудности адаптации первоклассников в школе.

3. Система взаимоотношений с ребенком в семье.

4. Родительский практикум.

 План организации собрания.

I. Обсуждение с родителями первого школьного дня ребенка.

Родители делятся друг с другом и учителями, какие впечатления оставил первый школьный день в  душе ребенка, как его поздравляли члены семьи, какие подарки получил ребенок.

 II. Родительский практикум-игра «Корзина чувств».

Это может выглядеть примерно так: «Уважаемые мамы и папы!  У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите  его».

 III. Обсуждение вопроса «Физиологические условия адаптации ребенка в школе»

Ознакомление педагога и врача школы с проблемами здоровья ребенка. Изменение  режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Необходимость смены игр учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника). Организация правильного питания ребенка. Забота родителей и закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме  спортивного уголка). Воспитание  самостоятельности и ответственности ребенка, как  главных качеств сохранения собственного здоровья.

 IV. Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка в школе»

Создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи. Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше  трудностей у ребенка в школе). Первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей. Формирование интереса к школе, прожитому школьному  дню. Обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы. Недопустимость физических мер  воздействия, запугивания, критики в  адрес ребенка, особенно в присутствии  других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

Учет  темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Предоставление ребенку самостоятельности  в учебной работе и организация  контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

 V. Элементы системы взаимоотношений с ребенком в семье

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка  к жизни среди одноклассников в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой  жизни.

- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

- Попросили – дай, пытаются отнять – защищайся.

- Не  дерись без причины.

- Зовут  играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

-  Играй честно, не подводи своих товарищей.

-  Не дразни никого, не "канючь", не  выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.

- Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

- Старайся  быть аккуратным.

- Чаще говори: давай дружить, давай  рать.

- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке  своего ребенка на видном  месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнять, а какие – нет и  почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком  свои правила.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)

познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...