"Подговка детей к школе"(Материал для родительского собрания)
статья
Подготовка ребенка к школе - это ответственный момент. Многие родители спрашивают, что сделать, чтобы ребенок лучше адаптировался к новым условиям в школе?
Можно выделить отдельные стороны готовности к школе: интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная и физическая готовность.
Что должен уметь и знать ребенок, идущий в первый класс?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка детей к школе | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка детей к школе.
(Выступление на собрании для родителей будущих первоклассников)
Подготовка детей к школе — это ответственный момент. Многие родители спрашивают, что сделать, чтобы ребёнок хорошо адаптировался к новым условиям в школе?
Выдающийся детский психолог Венгер Леонид Абрамович сказал «Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит, быть готовым всему этому научиться» .
Стороны готовности к школе
Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:
- Интеллектуальная готовность. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
- Мотивационная готовность. У ребёнка высокая учебная мотивация, если он:
- хочет идти в школу,
- понимает важность и необходимость учения,
- проявляет выраженный интерес к получению новых знаний.
Не пугайте ребенка будущими трудностями в школе!
- Эмоционально-волевая готовность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. Ребенок должен уметь работать в соответствии с предлагаемой инструкцией и доводить начатое дело до конца. У него формируется произвольность психических процессов.
- Коммуникативная и социально-психологическая готовность. Это сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми. Умение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми; доброжелательность, отсутствие агрессии. Задача родителей - научить детей простым правилам общения.
- Физическая готовность — общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики. Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Особое внимание необходимо уделить развитию мелкой моторики. Для развития мышц руки можно использовать такие упражнения:
- лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом;
- рисование, штриховка, пальчиковые и точечные рисунки;
- застёгивание и расстёгивание пуговиц;
- завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков;
- работа с различными конструкторами и пазлами.
Критерии подготовленности ребенка к школе
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
- нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
- желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;
- управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;
- владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;
- проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;
- отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
- отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;
- умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.
Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.
В 6-7 лет ребенок должен уметь:
- ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; у выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.
- ПАМЯТЬ — рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
- МЫШЛЕНИЕ — определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
- МАТЕМАТИКА — называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
- РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; составлять предложения из 5—6 слов.
- РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
- ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ — называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села); последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родительского собрания "Причины неповиновения детей"
В работе рассмотрены причины неповиновения детей и даны некоторые рекомендации психологов для коррекции поведения....
Материал для родительского собрания "Школа-Дом-одна семья"
Данный материал поможет провести ознакомительное родительское собрание в первом классе, ознакоми родителей с основами нового эжтапа жизни дл яих детей. Расписаны основные правила, посвященные ор...
Что такое 5-й класс? Готовимся к переходу в среднее звено школы. Материал для родительского собрания.
Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взрослении. Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, н...
Анкета "Как мы знаем своих детей" - материал для родительского собрания.
Поможет родителям больше внимания уделять свои детям....
Материал для родительского собрания на тему "Влияние родительских установок на развитие детей"
Данные материалы предназначены для проведения родительских собраний в начальной школе...
Раздаточный материал для родительского собрания для 3 класса на тему "Безопасность работы детей за компьютером в домашних условиях"
quot;Безопасность работы детей за компьютером в домашних условиях"...
"Проблемы адаптации первоклассника к школе" материал к родительскому собранию
Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и , конечно же, родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает...