"Подговка детей к школе"(Материал для родительского собрания)
статья

Баранова Марина Львовна

      Подготовка ребенка к школе - это ответственный момент. Многие родители спрашивают, что сделать, чтобы ребенок лучше адаптировался к новым условиям в школе?

Можно выделить отдельные стороны готовности к школе: интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная и физическая готовность.

Что должен уметь и знать ребенок, идущий в первый класс?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Подготовка детей к школе48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка детей к школе.

(Выступление на собрании для родителей будущих первоклассников)

             Подготовка детей к школе — это ответственный момент. Многие родители спрашивают, что сделать, чтобы ребёнок хорошо адаптировался к новым условиям в школе?

            Выдающийся детский психолог Венгер Леонид Абрамович сказал «Быть готовым к школе –

 не значит уметь читать,  писать и считать.  Быть  готовым к школе – значит,  быть готовым всему этому  научиться» .

Стороны готовности к школе

Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:

  • Интеллектуальная готовность. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
  • Мотивационная готовность. У ребёнка высокая учебная мотивация, если он:
  • хочет идти в школу,
  • понимает важность и необходимость учения,
  • проявляет выраженный интерес к получению новых знаний.

Не пугайте ребенка будущими трудностями в школе!

  • Эмоционально-волевая готовность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия.  Ребенок должен уметь работать в соответствии с предлагаемой инструкцией и доводить начатое дело до конца. У него формируется произвольность психических процессов.
  • Коммуникативная и социально-психологическая готовность. Это сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми. Умение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми; доброжелательность, отсутствие агрессии. Задача родителей - научить детей простым правилам общения.
  • Физическая готовность — общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики. Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Особое внимание необходимо уделить развитию мелкой моторики. Для развития мышц руки можно использовать такие упражнения:

  • лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом;
  • рисование, штриховка, пальчиковые и точечные рисунки;
  • застёгивание и расстёгивание пуговиц;
  • завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков;
  • работа с различными конструкторами и пазлами.

Критерии подготовленности ребенка к школе

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

  • нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
  • желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;
  • управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;
  • владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;
  • проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;
  • отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
  • отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;
  • умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.

В 6-7 лет ребенок должен уметь:

  • ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; у выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.
  • ПАМЯТЬ —  рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
  • МЫШЛЕНИЕ — определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • МАТЕМАТИКА — называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; составлять предложения из 5—6 слов.
  • РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
  • ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ — называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села); последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родительского собрания "Причины неповиновения детей"

В работе рассмотрены причины неповиновения детей и даны некоторые рекомендации психологов для коррекции поведения....

Материал для родительского собрания "Школа-Дом-одна семья"

Данный материал поможет провести ознакомительное родительское собрание в первом классе, ознакоми родителей с основами нового эжтапа жизни дл яих детей.  Расписаны основные правила, посвященные ор...

Что такое 5-й класс? Готовимся к переходу в среднее звено школы. Материал для родительского собрания.

Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взросле­нии. Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, н...

Анкета "Как мы знаем своих детей" - материал для родительского собрания.

Поможет родителям больше внимания уделять свои детям....

Материал для родительского собрания на тему "Влияние родительских установок на развитие детей"

Данные материалы предназначены для проведения родительских собраний в начальной школе...

"Проблемы адаптации первоклассника к школе" материал к родительскому собранию

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и , конечно же, родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает...