Исследовательская деятельность учащихся в начальной школе.
статья (1 класс) на тему
Исследовательская деятельность это организованная, познавательная деятельность учащихся, соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений и навыков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность учащихся в начальной школе.
Исследовательская деятельность одна из активных форм обучения в современной начальной школе. Исследование - детская потребность, которая обусловлена возрастными биологическими особенностями.
Исследовательская деятельность это организованная, познавательная деятельность учащихся, соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений и навыков.
В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно.
Сбор научных фактов требует выполнения некоторых определённых правил:
– Записи наблюдений делаются в специальных журналах или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель не надеялся на свою память. Чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными. Допустимы лишь общепринятые в науке сокращения и условные знаки.
– Всякое исследование, по возможности, документируется не только записями, но и вещественными образцами. Это могут быть гербарий, коллекции, фото или видео изображение.
– Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны получиться сходные результаты.
– Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.
Этапы исследовательской деятельности:
-Выбор темы.
-Постановка целей и задач.
-Гипотеза исследования
-Организация исследования
-Подготовка к защите работы.
Введение в учебный процесс исследовательской деятельности имеет положительные критерии, повышается уровень и качество образовательного процесса, возникает интерес у обучающихся и их родителей в саморазвитии, а это так необходимо в сегодняшнем мире. Роль родителей в исследовательской деятельности ребёнка огромна. Если родители сумели поддержать интерес к этим исследованиям, откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились, при необходимости, своим опытом, знаниями, оставляя приоритетными самостоятельные исследования детей, то такой ребёнок в школе разовьёт свой исследовательский интерес и будет готов отправиться в “путешествие за знаниями”.
Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике могут растеряться, поэтому очень помогает мультимедийное сопровождение.
Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Социализация учащихся в начальной школе" Доклад.
Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе....
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаи...
Работа с родителями первоклассников как один из способов адаптации учащихся к начальной школе
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания дете...
Направления и функции контроля навыков чтения учащихся в начальной школе
В статье определены основные направления и функции контроля навыков чтения учащихся в начальной школе...
Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе
Доклад на Методическом объединении учителей начальных классов на тему "Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе"...
Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе по программе «Школа 2100"
В данной статье описывается мой небольшой опыт по формированию самооценки младших школьников....
Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...