Развитие эмоциональной сферы дошкольников.
материал на тему

Караваева Оксана Николаевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_razvitie_emotsionalnoy_sfery_doshkolnikov.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего  вида « Солнышко» с. Тербуны Тербунского района Липецкой области

Подготовила:

Воспитатель   :

 Караваева О.Н.

      Взрослые часто недооценивают значение эмоций в жизни ребёнка. А ведь они играют  огромную роль в системе сложных взаимоотношений людей , с которой дети непосредственно знакомятся , переходя на новую – школьную –степень обучения. . Чтобы понимать эмоциональное состояние других и управлять своими эмоциями , ребёнок должен научиться понимать испытываемые чувства.

      Последнее время отмечается увеличение числа дошкольников с нарушением в поведении и эмоционально-личностном развитии ; у многих детей повышен уровень тревожности , занижена самооценка. С возрастом эти проблемы усугубляются , поэтому наряду с развитием психических функций , интеллекта ребёнка нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.

      Жизнь современных детей почти не отличается от жизни взрослых. Они так же активны, динамичны и заняты. Особенно дети подготовительной группы ( 6-7  лет) , которые наряду с дошкольным учреждением посещают занятия по подготовке к школе, различные секции и кружки.

       Взрослые часто не задумываются , что развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязана с особенностями мира его чувств и переживаний. Способность осознавать и контролировать свои переживания , понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. На психологическое развитие ребёнка оказывают влияние факторы социального и биологического характера. Поэтому при подготовке ребёнка к школе недостаточно просто развивать память, мышление, внимание.

     Социальная , или личностная , готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе.  Нарушение в общении , конфликты – это признак слабой адаптации в коллективе , серьёзные эмоционально-личностные проблемы в будущем.Высокий уровень эмоционального развития так же важен для гармоничного развития ребёнка, как приобретение им основных знаний и умений .

         По мере взросления ребёнка,  он изменяется  и в эмоциональной сфере: меняются взгляды на мир, на отношения с окружающими. Он учится контролировать свои чувства , но при этом эмоциональная сфера не развивается Если своевременно не уделять внимания эмоциональному развитию детей, это может стать  предпосылкой психосоматических заболеваний  , участившихся за последние годы.

       Вот почему необходимо ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенное эмоциональное состояние .

  К концу дош. возраста , в 6-7 лет, чувства и переживания детей усложняются и дифференцируются. Повышаются самоконтроль, самокритичность, обязательность. Ребёнок начинает испытывать чувства вины ( « Я понимаю , я просто так» ), справедливость, переживания. В этом возрасте дети особенно самолюбивы , чувствительны к словам и их оттенкам, отношению окружающих. Развивается чувство собственного достоинства. Они не переносят несправедливого , предвзятого отношения , оскорблений в обид, насмешек.( « Мне обидно, Я переживаю» )

    У детей в этом возрасте  проявляются остроумие , ирония, юмор  понимание условности, скрытого смысла пословиц. По-прежнему выражена потребность в признании , одобрении, поддержке и любви. Причем все в большой степени эти чувства начинают обращаться на сверстников : возможно возникновение привязанности к противоположному полу.

     В этом возрастной период у детей уже развита эмоциональная память : ряд значительных эпизодов, произошедших несколько лет назад , откладывается в сознании ребёнка. У них начинает развиваться умение ставить себя на место другого человека.

Общение со сверстниками , к которому так стремятся дети в этом возрасте, становится более гибким. Причем авторитетом и образцом для подражания для мальчиков –отец, для девочек – мать.

Вместе с тем идет постоянное сравнение поведения родителей и сверстников . обнаружение соответствия  и различий между ними.  Особенно остро дети 6-7 лет реагируют на конфликтные ситуации в семье.

    К 6 гадам, когда для большинства детей период дошкольного детства завершается, должна быть выполнена одна из основных задач взрослых- заложено помимо необходимых знаний и умений , человеческое начало, формирование личности ребёнка.

К этому возрасту дошкольник должен:

  - естественно( безболезненно) пройти фазы развития, преодоление возрастных трудностей;

 -  научить испытывать чувства привязанности , нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей;

 -  реализовывать свою потребность в авторитете и уважении , понимании со стороны близких и значимых для них лиц;

- обладать устойчивым чувством « Я» , уверенностью и активностью, адекватной самооценкой.

- быть способным к сопереживанию.

 - не проявлять выраженных чувств ревности и завести при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям.

- быть контактным и общительным , стремиться в взаимодействию со сверстниками на равных.

   Все эти приобретения личности можно сформировать при разумном эмоциональном воспитании ребёнка. Важно познакомить его с миром чувств и эмоций , помочь научиться распознавать свои чувства и чувства других, развить творческие и познавательные способности. В этом помогут специальные занятия и игры.

        Таким образом , формирование положительных эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы детей должны рассматриваться в качестве одной из основных задач воспитания. Особенно это актуально в период дошкольного детства- одна         из ,  самых важных этапов жизни ребёнка : без полноценного прожитого всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с детьми с особенностями развития эмоциональной сферы

В  последнее время психологу все чаще и чаще приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если: ребенок дерется, боится отвечать у доски, ему т...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция. Одна из основных задач музыкального воспитания в детс...

Коррекция эмоциональной сферы дошкольников методами арт-терапии

Материал для психологов по использованию средств арт-терапии при коррекции эмоциональных средств дошкольников....

Психолого-педагогические основы развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития

Представлено теоретическое обоснование развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития....

Мультипликация как средство коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития

Представлено описание мультипликации как средства коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития....

Особенности развития эмоциональной сферы детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА XXI ВЕКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием....