Адаптация первоклассников к условиям образовательной организации
консультация (1 класс) по теме
описание периода адаптации первоклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pervoklassnikov.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.Г.Назырова
БОУ «Ташетканская основная общеобразовательная школа»
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.Каждый новый этап в жизни ребенка – поступление в детский сад, начало обучения в школе приносит с собой комплекс непривычных переживаний. Приспособление, адаптация к ним порой связаны с немалыми трудностями. Особое значение для детей имеет начало школьной жизни .О степени адаптации ребенка мы можем судить по его утомляемости, успеваемости, состоянию здоровья. Первые дни обучения в школе вызывают затруднения у многих детей. Это непривычный режим дня, старание как можно лучше и быстрее выполнить задание учителя может даже стать причиной снижения веса ребенка. Но все таки часть детей довольно быстро, иногда в течение первой учебной четверти преодолевают неблагоприятные изменения со стороны функциональных систем организма, их физиологические показатели улучшаются, повышается работоспособность. Дети успешно учатся без ущерба для здоровья. Нередки случаи, когда период адаптации у некоторых первоклассников может затянуться на весь учебный год и даже дольше. Возможно одной из причин затрудненной адаптации детей является несоответствие функциональных возможностей детей требованиям современной школы. Нередко при нормальном развитии интеллекта у обучающихся отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы. Причиной школьной незрелости ребенка является комплекс неблагоприятных социальных и биологических факторов. Недостаточная готовность к школе определяется частичным отставанием в развитии. Прежде всего это развитие психики ребенка. Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок сможет лишь тогда, когда он будет способен анализировать и систематизировать полученную информацию и имеет высокое восприятие речи. Огромное значение для адаптации имеет и развитие речи самого ребенка. На начальном этапе обучения наиболее слабым звеном является контроль за выполнением поставленной перед ним задачи, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Очень важна способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность ребенка , умение сохранять необходимую рабочую позу. Для освоения письма и рисования необходимо развитие мелких мышц кисти, координации движений пальцев рук. « Школьная зрелость» ( более точное определение – морфофункциональная готовность к обучению в школе) – это не что иное, как необходимый уровень развития у ребенка школьно – необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе Ребенок не «созрел» для обучения в школе. Часто такие дети становятся неуспевающими. У детей, которые чрезмерно напрягаются, чтобы выполнить требования школы, страдает здоровье. Такие дети часто болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой, нежелание учиться. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо прогнозировать готовность ребенка к обучению еще до поступления в школу. В настоящее время существуют разнообразные тесты, с помощью которых оценивается наличие определенных характеристик, которые свидетельствуют об умственных и физических возможностях обучаться в условиях современной школы. Несложная система проведения тестирования позволяет педагогам получить достаточно четкое представление о готовности будущего ученика к систематическим учебным занятиям. Наличие дефекта речи рекомендуются занятия у логопеда. Ситуация осложняется еще и тем, что уменьшается число первоклассников, посещавших дошкольные учреждения, ухудшением состояния здоровья детей, с усложнением требований, предъявляемых современной школой. Миссия школы – создавать благоприятную среду для адаптации первоклассников к новым условиям, для развития будущих обучающихся с учетом различий их склонностей и способностей. С одной стороны педагоги школы стремятся максимально учитывать при адаптации индивидуальные особенности детей, с другой стороны, готовят их к продолжению образования с учетом социокультурных изменений среды. Результатом такого подхода становится адаптация первоклассника к быстро меняющейся жизни, к совершенно другим условиям, в которых он будет находиться, к непрерывному образованию. Роль учителя начальных классов велика и состоит в организации деятельности, в результате которой обучающиеся получат возможность сформировать, совершенствовать и расширять свою познавательную деятельность, информационно- коммуникативную и рефлексивную компетенцию. Это существенные элементы культуры и необходимые условия его развития и социализации. У каждой образовательной организации есть свои цели, содержание и методы работы, именно через них происходит приобщение обучающихся к культуре, внутренним нормам и развитию разных способностей. Начиная с периода адаптации первоклассника мы должны быть нацелены на формирование физически и нравственно здоровой личности, свободной, готовой к непрерывному развитию, самосовершенствованию и самореализации в современных условиях. Наша работа должна быть направлена на личность ребенка, которая будет реализовываться на основе воспитательного и развивающего потенциала, способствующего становлению личности обучающегося. Основным подходом здесь является компетентностный подход как способность человека к формированию самого себя. В своей работе педагог должен использовать методы, формы и технологии, способствующие формированию ключевых компетенций - готовности обучающихся использовать имеющиеся знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач, добывать новые знания. Школа должна обеспечить условия для овладения каждым обучающимся максимально возможным уровнем обученности и развития в соответствии с его потребностями и возможностями, сформировать у обучающихся социальную мобильность. Это значит, что мы должны научить ребенка адаптироваться к новой ступени обучения в условиях интенсивных изменений. Педагогом должны учитываться:
-обобщенные результаты исследования потребностей первоклассников и ожидания их родителей;
-основные цели, содержание образования, умения и навыки, которыми первоклассник овладеет в процессе обучения;
-ситуации, новые для обучающихся, связанные с их личной жизнью, с работой и отдыхом, с жизнью общества;
-проблемы, поставленные в рамках этих ситуаций;
-возможность применения обучающимися имеющихся знаний и умений для решения этих проблем, проявления гибкости мышления. В период адаптации первоклассника мы должны опираться на принципы жизнедеятельности:
-развивающего обучения (применение методов творческой деятельности и использование современных технологий);
-преемственности и целостности образования (единство процессов развития, воспитания и обучения);
-индивидуализации обучения (повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого обучающегося);
-природосообразности ( создание благоприятных условий для выявления природных способностей каждого обучающегося);
-саморазвития и партнерства ( способности адаптироваться к изменениям, консолидация возможностей школы, социума, родителей, соответствие интересов партнеров целям обновления и развития школы. Для адаптации и развития личности детей большую роль играет образовательная среда, обеспечивающая благоприятную психологическую обстановку, вызывать эстетические чувства и удовлетворять информационную потребность. Школа должна стать для первоклассника своеобразным миром детства, счастья, творчества, где поддерживаются комфортные отношения между участниками образовательного процесса, обеспечить преемственность в обучении, воспитании и развитии. Внутри учебного сообщества педагогом должны быть созданы условия не только для развития способности сотрудничать с другими людьми, но и для самостоятельности, индивидуальности каждого ученика. Для обеспечения безболезненной адаптации первоклассников необходимо учитывать многообразие и разносторонность интересов и увлечений детей. Для этого существует система дополнительного образования. Она обеспечивает возможность реализации индивидуальных интересов и запросов обучающихся, развитие способностей детей. В этой среде детям намного комфортнее самореализоваться. Важно то, что обучающийся почувствует удовлетворенность участием в жизни школы и классного коллектива, овладеет знаниями, предполагающими развитие способностей интерпретировать, вести диалог. Произойдут положительные изменения в характере взаимоотношений в социуме. Личностно-ориентированный подход здесь является основополагающим. Для анализа адаптации первоклассников к новым условиям возможен мониторинг, позволяющий проследить динамику продвижения ребенка в образовательном процессе. Мониторинг позволит получить индивидуальную информацию о каждом ребенке, непрерывность и периодичность получения и анализа информации, опора на нее при принятии решений для дальнейших действий. Как помочь детям? Самое элементарное – соблюдение режима. Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранить физическое и психическое равновесие, что даёт возможность сохранения эмоционального равновесия. После школы первокласснику необходимо сначала пообедать, отдохнуть. Отдохнуть на воздухе, в активных играх, в движении. Для ослабленных детей лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует ещё и разгрузке опорно-двигательного аппарата. Уроки лучше делать в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки. Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. Рекомендации для родителей первоклассников:
- для того, чтобы сообща преодолеть все трудности адаптации первоклассников к школе, важно проявить участие и понимание. Следование простым советам помогут вам и вашему ребенку с честью пройти все испытания началом учебной деятельности и станет залогом дальнейших успехов;
-не следует перегружать ребенка, дайте возможность ему еще какое-то время оставаться таковым. Желание родителей охватить все и сразу часто приводит к тому, что ребенок, занятый в дополнительных кружках и секциях, постоянно переутомляется, что ведет к снижению эффективности учебной деятельности, замкнутости и раздражительности. Поэтому, если спорт или музыка так важны, лучше начать водить ребенка на них задолго до начала первого ученого года или подождать еще год;
-по возможности старайтесь избегать продленки в первом классе, поскольку она станет для ребенка дополнительным стрессовым фактором;
-ребенок должен отдыхать. Не заставляйте его садиться за уроки сразу после школы – ему нужно время на восстановление концентрации внимания. Лучшим вариантом отдыха после занятий станет активная прогулка, также важен для первоклассников дневной сон. Оптимальным временем для выполнения домашних заданий является вечер – с 17 до 19 часов;
-хвалите ребенка как можно чаще. Забытая строчка стихотворения или помарки в тетрадке не повод снижать ребенку самооценку своей критикой;
-внимательно выслушивайте рассказы ребенка о школе, давайте обратную связь. Если первоклассник говорит о чем-то, значит для него это действительно важно, и, следовательно, это стоит и вашего внимания;
-внимательно наблюдайте за ребенком – если у него нарушился сон, аппетит, пропало желание идти в школу, это верный признак того, что адаптация проходит не совсем гладко;
-создайте комфортную атмосферу во всем, что касается школы – начиная от выбора пенала, заканчивая прической. С учебным заведением должно быть связано максимум положительных эмоций и тогда малыш не преминет порадовать вас успехами.
Библиография :
MamInSite.ru.Трудности адаптации школьников. Л.Кьюби;
Методическое пособие «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг – тестов и их оздоровление в условиях детского сада. Школы» (М., 1993);
Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. Новые технологии воспитательного процесса (М.,1994).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудности адаптации первоклассников к условиям школы
Первый класс школы-один из сложных периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них-стрессовая ситуация: меняются стереотипы, увеличивается нагрузка. От того, как пройдет период адаптации...
Адаптация первоклассников в условиях ФГОС
Благоприятные и неблагоприятные факторы адаптации учеников 1 класса. Результаты анкетирования родителей. Что такое самооценка? Способы самооценивания....
Особенности адаптации первоклассников к условиям школы
статья об особенностяз адаптации превоклассников к школе....
Научно-методическая работа "Социально-культурная деятельность как средство адаптации первоклассников в условиях современной школы
Психолого-педагогические аспекты адаптации первоклассников. А так же рекомендации и программа успешной адаптации....
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ФГОС Суина А.М. МОУ «СОШ №21»(Саранск)
Поздравляю, теперь вы первоклассники! Желаю вам приятных дней учебы, будьте умными, грамотными, здоровыми! Пусть в вашей жизни появятся много новых друзей, и чтобы лучшим из ни...
Проблемы адаптации первоклассников в условиях новых образовательных стандартов
Проблемы адаптации первоклассников в условиях новых образовательных стандартов - выступление на педсовете. Содержит презентацию....
Выступление на практико-ориентировочном семинаре "Современные технологии работы с родителями детей с ОВЗ в условиях образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные прграммы"
Выступление учителя -дефектоолога "Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями как форма комплексного сопровождения обучающихся с ТМНР...