СДВГ- что это и как с ним бороться?
статья на тему
В статье представлен тест Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной, который позволит определить, является ли ваш ребенок слишком активным. А также рекомендации, касающиеся особенностей взаимодействия с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sdvg_-_chto_eto_i_kak_s_nim_borotsya.docx | 351.69 КБ |
Предварительный просмотр:
СДВГ – ЧТО ЭТО И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ?
Одной из наиболее распространенных проблем, с которыми родители обращаются в психологическую консультацию, является непоседливость, неуравновешенность ребенка во время уроков, на что жалуются учителя. «Он не минуты не может посидеть спокойно!», «Ваша дочь постоянно вертится и разговаривает на уроке!», «Он совершенно не выдержан, не умеет поднимать руку, кричит с места и не дает отвечать остальным» - как
часто мы слышим подобные замечания. Так в чем же причина детской непоседливости, почему дети не могут сдерживать себя, свои желания и эмоции? Попробуем ответить на эти вопросы.
Говоря о детях с расстройством внимания, двигательной расторможенностью и импульсивностью поведения, большинство исследователей (Н.Н. Заваденко, Л.С. Чутко, В.М. Трошин, А.М. Радаев и другие) имеют ввиду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). По статистике он встречается у 5-8% мальчиков и 1-2% девочек младшего школьного возраста. С началом обучения в школе становится более заметным дефицит внимания. Ребёнок рассеян (часто теряет свои вещи, забывает выполнять домашнее задание), оказывается неспособным удержать внимание дольше нескольких минут и сосредоточиться на определённом виде деятельности, неусидчив, легко отвлекается и быстро меняет занятие, бросив и не завершив предыдущее. Учителя и родители отмечают, что дети не могут усидеть на месте во время урока и выполнения домашних заданий. Такому ребёнку сложно общаться с другими детьми, он как бы отталкивается остальным коллективом, что заставляет его менять своё поведение. Данные проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ, несмотря на достаточно высокий интернет.
Всё вышеперечисленное просто-напросто противопоказано гиперактивному ребёнку, так как он не сможет подчиняться требованиям и дисциплине, в связи с тем, что он элементарно не может сосредоточиться на одном деле более 5 минут.
Причины возникновения детской гиперактивности полностью не выяснены, однако считается, что факторами ее возникновения могут являться особенности темперамента ребенка, генетические влияния, различного рода поражения ЦНС, возникающие как до, так и после рождения ребенка.
Диагноз «синдром гиперактивности» ставит невропатолог, и у некоторых детей в медицинской карте это отмечено. Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются отдельные признаки гиперактивности, тогда взрослые (воспитатель, учитель, психолог, родители и т. д.) проводят дополнительное целенаправленное наблюдение за ним. Как же определить, является ли ваш ребенок слишком активным? Чтобы узнать ответ, предлагаю ответить на несколько несложных вопросов (анкета составлена на основе методики Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной).
- Ребенок часто беспокоен и суетлив в движениях
- Когда сидит, постоянно ерзает на месте
- Находится в постоянном движении
- Очень говорлив
- Поздно засыпает и рано просыпается
- Непоследователен в своем поведении, часто меняет решения
- Ему трудно организовать свою деятельность
- Часто не заканчивает начатые рисунки и игры
- Часто не слышит, когда к нему обращаются
- Охотно берется за новое дело, но, как правило, не заканчивает его
- Часто теряет вещи
- Избегает скучных и однообразных заданий
- Часто бывает забывчив
- Часто поступает под действием мимолетного желания
- Не желает подчиняться правилам
- Спешит ответить до того, как его спросят, не поднимает руку на уроке
- Не может дождаться своей очереди в игре и на занятиях
- Вмешивается в чужой разговор, прерывает говорящего
- Часто ему бывает трудно сосредоточиться
- Не может отложить вознаграждение
Можно предположить, что ребенок 7-10 лет отличается повышенной активностью и непоседливостью, если вы ответили «да» более чем на 12 вопросов.
Так как же оптимизировать общение с детьми, у которых выявлен СДВГ? Ниже описаны некоторые рекомендации, касающиеся особенностей взаимодействия с такими детьми.
1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в себе.
2. Говорите сдержанно, спокойно. Не прибегайте к физическому наказанию. Стройте ваши отношения на доверии, а не на страхе. Совместно решайте возникшие трудности.
3. Избегайте повторения слова «нет», «нельзя».
4. Давайте ребенку только одно задание на короткий промежуток времени, чтобы он мог его завершить.
5. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно и ни в коем случае не выполняйте их за него.
6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание картинок и др.).
7. Ведите балльную или знаковую систему вознаграждений (можно каждый поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать сладостями, игрушками и пр.)
8. Избегайте повышенных или пониженных требований. Ставьте перед ним задачи, соответствующие его способностям.
9. Определите вместе с ребенком рамки поведения – что можно и чего нельзя.
10. Научить ребенка уважать права окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков.
11. Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.
12. Научите ребенка соблюдению четкого распорядка дня.
13. Избегайте большого скопления людей, шумных компаний.
14. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером.
15. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно ведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
16. Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
Оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и со школьными педагогами ребенка, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозного лечения. Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6-7 годам проявления синдрома будут преодолены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лечебное питание для детей с синдромом СДВГ
От питания зависит многое. В некоторых случаях оно может даже стать причиной развития синдрома, а в других усугубить течение болезни. Однако целиком уповать на лечение диетой нельзя, как пишут ученые ...
Мы и наши гиперактивные дети (СДВГ)
Агрессивные дети Внешние причины агрессивностиСемья, в которой растет ребенок. К сожалению, многие родители склонны к двойным стандартам: на словах они отрицательно относятся к проявления агресси...
СДВГ - что это значит? Материал расширен и частями изменен в связи с изучением учителем поведения учащихся 8 классов на уроках английского языка.Опубликовано 10.10.2022года.
Некоторые данные о синдроме гиперактивности и дефицита внимания у детей младшего и старшего возраста. Роль учителя в работе с такими детьми. Советы родителям....
Ребёнок с СДВГ (дефицитом внимания и гиперактивности) (рекомендации для родителей)
Данная памятка поможет родителям понять своих детей и подобрать нужные приёмы общения....
СДВГ ( синдром дефицита внимания и гиперактивности) (книжка-помощница)
Книжка-помощница для учащихся с СДВГ. Психологическая информационная поддержка в трудные минуты....
Симптомы СДВГ в соответствии с возрастом.
Для удобства работы учителей с учащимися предлагается таблица симптомов СДВГ в соответствии с возрастом ребенка. Данный материал может быть использован и родителями....
Междисциплинарный подход в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
В статье рассмотрена актуальность проблемы обучения детей с СДВГ в условиях ФГОС. Дана психологическая характеристика данных детей, освещена организация работы специалистов: психолога, учит...