Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника. Трудности и возможности 7-8 летнего ребенка. Итоги адаптационного периода
статья на тему

Медведева Оксана Александровна

Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника.

Трудности и возможности 7-8 летнего ребенка.

Итоги  адаптационного периода

 

Цели:

Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью.

Дать советы и рекомендации родителям по поводу укрепления здоровья их ребёнка и воспитания привычки к здоровому образу жизни

Информировать родителей учащихся об индивидуальных и возрастных особенностях детей 7-летнего возраста.

 

Задачи:

ознакомить родителей с возрастными особенностями детей 7-8 лет, с индивидуальными особенностями учащихся класса; формировать правильное отношение родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка.

 

Ход родительского собрания

I. Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника.

1)  Опрос родителей.

 1. Считаете ли вы важным для себя формировать у ребёнка ответственное отношение к своему здоровью?

 2. Соблюдает ли ваш ребёнок режим дня?

 3. Какова, на ваш взгляд, роль родительского примера в формировании у ребёнка привычки заботиться о своём здоровье?

 Выделим три важнейшие потребности детей в возрасте 6-10 лет:

 - движение;

 - сон;

 - питание.

 Обеспечить все эти потребности поможет нам режим дня.

2) Беседа о режиме дня.

 Почему режим дня так важен для здоровья ребёнка?

 Режим дня для детей – это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

 Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки, содействует укреплению их воли, выработке определённого ритма деятельности.

 Режим дня строится с учётом анатомо-физиологических особенностей и состояния здоровья и предусматривает определённую продолжительность различных видов деятельности, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярные приёмы пищи, выполнения правил личной гигиены.

 Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращения продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводит к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребёнка. За соблюдением режима дня необходимо следить с раннего детства. Утренние часы – это часы наиболее высокой работоспособности организма, поэтому в режиме дня они отводятся на наиболее трудные виды деятельности.

 Конечно, каждый родитель знает, почему нужен режим дня, и все же в редкой семье он соблюдается. Мы все время делаем себе поблажки: вот пройдёт праздник… сегодня воскресенье… ребёнок недавно болел… у нас сегодня гости… и т.д.

 Приучение ребёнка к точному выполнению режима дня, независимо от обстоятельств, весьма важная родительская обязанность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника.

Трудности и возможности 7-8 летнего ребенка.

Итоги  адаптационного периода

Цели:

Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью.

Дать советы и рекомендации родителям по поводу укрепления здоровья их ребёнка и воспитания привычки к здоровому образу жизни

Информировать родителей учащихся об индивидуальных и возрастных особенностях детей 7-летнего возраста.

Задачи:

ознакомить родителей с возрастными особенностями детей 7-8 лет, с индивидуальными особенностями учащихся класса; формировать правильное отношение родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка.

Ход родительского собрания

I. Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника.

1)  Опрос родителей.

 1. Считаете ли вы важным для себя формировать у ребёнка ответственное отношение к своему здоровью?

 2. Соблюдает ли ваш ребёнок режим дня?

 3. Какова, на ваш взгляд, роль родительского примера в формировании у ребёнка привычки заботиться о своём здоровье?

 Выделим три важнейшие потребности детей в возрасте 6-10 лет:

 - движение;

 - сон;

 - питание.

 Обеспечить все эти потребности поможет нам режим дня.

2) Беседа о режиме дня.

 Почему режим дня так важен для здоровья ребёнка?

 Режим дня для детей – это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

 Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки, содействует укреплению их воли, выработке определённого ритма деятельности.

 Режим дня строится с учётом анатомо-физиологических особенностей и состояния здоровья и предусматривает определённую продолжительность различных видов деятельности, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярные приёмы пищи, выполнения правил личной гигиены.

 Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращения продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводит к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребёнка. За соблюдением режима дня необходимо следить с раннего детства. Утренние часы – это часы наиболее высокой работоспособности организма, поэтому в режиме дня они отводятся на наиболее трудные виды деятельности.

 Конечно, каждый родитель знает, почему нужен режим дня, и все же в редкой семье он соблюдается. Мы все время делаем себе поблажки: вот пройдёт праздник… сегодня воскресенье… ребёнок недавно болел… у нас сегодня гости… и т.д.

 Приучение ребёнка к точному выполнению режима дня, независимо от обстоятельств, весьма важная родительская обязанность.

Из чего складывается режим дня? (Обсуждение вопроса.)

Советы родителям младших школьников.

1. Младший школьник должен спать в сутки не менее 11-12 часов, включая как ночной, так и дневной сон.

 2. Приучите ребёнка после прихода из школы и обеда немного поспать. Для хорошего отдыха достаточно часа-полтора. Если ребёнок не привык днём спать, убедите его просто отдохнуть.

 3. Найдите самое идеальное в комнате место, где ребёнок будет спать, где сон его будет наиболее приятным и полезным.

 4. Для глубокого сна важна и одежда, в которой спит ребёнок. Лучше всего для сна подходит пижама из хлопковой ткани.

 5. Ужинать ребёнок должен не позже чем за час- полтора до сна. Это может быть кефир с печеньем, стакан тёплого молока, банан или яблоко. Перед сном обязательно тёплый душ, чистка зубов.

 6. Наиболее комфортная температура для спокойного сна 16-17 градусов. В любом случае помещение должно быть хорошо проветрено.

 7. Питание – это пища, которую мы употребляем. Она идёт на строительство и восстановление тканей организма, на снабжение его энергией, на обеспечение возможности двигаться, работать, выздоравливать после болезни и т.д.

II. Трудности и возможности 7-8 летнего ребенка.

Переход от дошкольного этапа к школьному характеризуется принципиальным изменением всего образа жизни ребенка, поскольку изменяется система требований предъявляемых к нему в связи с новыми обязанностями.

 При адаптации к новым условиям все дети испытывают трудности. Тревогу и ощущение дискомфорта вызывает неопределенность, связанная с жизнью в школе. Возникает и физическая напряженность. Младший школьник стремиться к положительным взаимоотношениям со взрослыми, он считается с их мнением и оценками, старается выполнять требования, которые ему предъявляют.

 Учебная деятельность является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте. У школьников наблюдается такая тенденция - чем лучше, успешнее ребенок учится, тем больше ему хочется учиться; и наоборот, чем он хуже учится, тем меньше ему хочется учиться.

 Возраст 7-8 лет является благоприятным периодом для усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их выполнению, стоит только взрослому убедиться, что ребенку понятен их смысл. Эксперименты показали, что если требование воспринято ребенком с положительной эмоцией, то формирование привычки на основе этого требования произойдет в течение месяца, если же применяется наказание, то привычка не формируется вообще.

 Большие изменения происходят в отношении детей друг к другу: возникают межличностные связи, появляется взаимная требовательность и взаимная оценка, чувство симпатии к сверстнику становится устойчивым. В этот период взрослым стоит обратить внимание на то, как дети обращаются друг к другу, пресекать недопустимые формы обращения, остановиться на обращении по имени как эталоне.

 Положительные взаимоотношения с другими детьми приобретают для младшего школьника большое значение, поэтому одним из основных мотивов его поведения является желание заслужить одобрение и симпатию других детей, и в тоже время он стремиться к признанию со стороны взрослого. Благодаря этому ребенок старается вести себя правильно, потому что им интересуются взрослые.

 В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки своим желаниям, а часто и здравому смыслу. При этом он испытывает чувство сильного напряжения, смятения, испуга. Поведение следования за сверстниками является типичным для данного возраста. Это подтверждается и на уроках: ребенок поднимает руку вслед за всеми, хотя не знает ответа на вопрос, не готов к ответу.

 Ребенок стремится утвердить себя среди сверстников, быть лучше, чем все остальные.

 Трудности детей 7-8 летнего возраста:

1. Трудность адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Во избежание возникновения психологической напряженности, неврозов взрослому необходимо спокойно и планомерно осуществлять режимные моменты, что повлечет стабилизацию физического самочувствия ребенка.

 2. Следование за сверстниками вопреки своим знаниям, своему здравому смыслу, так как не может самостоятельно выбрать линию поведения в силу возрастных особенностей. Взрослому нужно быть другом для ребенка, стремиться всегда прийти на помощь.

 3. Возникновение безудержных капризов. Родителям во избежание их возникновения стараться предъявлять посильные для каждого ребенка требования, чтобы он был способен выполнить то, что от него ожидают.

Возможности детей 7-8 летнего возраста:

 1. Ребенок хочет учиться. Родителям следует стараться подкреплять интерес к учению знаниями, прочными навыками и умениями в учебной работе, иначе интерес угаснет.

 2. Возраст 7-8 лет ребенка благоприятен для усвоения моральных норм. Воспитывайте добрые и полезные привычки в своих детях в этом возрасте.

 3.Ребенок добивается признания со стороны взрослого. Используйте этот период для воспитания основных качеств личности.

 4.Ребенок добивается признания среди сверстников. Отрабатывайте это желание стремления к успеху в учебной деятельности.

 Таковы общие возрастные особенности детей 7-8 лет. Но каждый ребенок индивидуален, и индивидуальные особенности детей проявляются по-разному в одном и том же возрасте.

III. Итоги  адаптационного периода

За какой же период ребенок должен привыкнуть к школьной жизни? Около полутора-двух с половиной недель. Если больше этого срока, то, скорее всего у ребенка в школе есть проблемы. С какими же проблемами он может столкнуться? Наиболее часто - это физическое и умственное переутомление. Считается, что в идеале первоклашка должен уметь концентрировать свое внимание на уроке в течение 20-25 минут. На поверку ребенок удерживает внимание 10-15 минут, а то и меньше. После этого он автоматически переключает внимание на что угодно, кроме того, что говорит учитель. К тому же у первоклашек ведущим мотивом к познавательной деятельности остаётся интерес. Более старшие школьники могут понимать, что это в будущем пригодится. Для первоклассника же будущее есть не что иное, как настоящее. Пока ему интересно, он может внимательно слушать и смотреть хоть пять часов подряд - например, мультики. Но если интерес снижается или падает до нуля, ребёнок начинает отвлекаться, и ему трудно вновь сосредоточиться. Подвижным и эмоциональным детям высидеть все уроки бывает очень трудно. Для этого ребёнку приходится затрачивать много сил и энергии.

    Вторая по частоте причина, ведущая к плохой адаптации к школе - это плохой контакт ребёнка с педагогом. Дело всё в том, что любой ребёнок в этом возрасте очень зависит от хорошего отношения взрослого человека к нему. Ребёнку нужно видеть и чувствовать любовь и заботу взрослого человека, обращённые к нему. Тогда он считает себя в безопасности, с радостью идёт на контакт и с удовольствием, интересом учится.

 В первом классе по значимости часто учительница выходит у ребёнка на первое место. Её мнения, отношение к нему становятся порою даже важней, чем мнения родителей. Все мы сталкивались и неоднократно слышали фразу, срывающуюся из уст первоклашек: «А Марья Ивановна нам сказала, что…». Так что если у ребёнка нет взаимопонимания с педагогом, то это очень тяжкая проблема, как для самого ребёнка, его родителей, так и для самого педагога.

    На третье место среди причин, мешающих привыкнуть к школьной жизни, выходят трудности в общении со сверстниками. Не каждый, придя из школы, будет говорить вам, что ему не нравится сосед(кА) по парте. Мы, взрослые, этим редко интересуемся. А если и спросим, то особенно не вдумываемся в ответ, поскольку считаем, что наше основное внимание должно быть уделено учёбе. Главное, полагаем мы, чтобы он хорошо учился, всё правильно понимал и хорошо готовил домашние задания. Мы хорошо знаем, как тяжело работать с человеком, которого недолюбливаешь. А ребёнку, приходится в тысячу раз труднее, когда весь школьный день он вынужден сидеть за партой с ребёнком, который ему не нравиться. Мы забываем и о том, что наш ребёнок ещё только вступает во взрослую жизнь. У него нет никакого опыта этой жизни, поэтому многие поступки окружающих его людей ему не понятны и странны.

    И, наконец, четвёртая причина, мешающая привыкнуть к школьной жизни,- страх перед школой, который чаще всего мы сами и вселяем в ребёнка. 6-7 летнему человеку, как правило, свойственно желание учиться, он готов к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Одни дети так и рвутся в школу, считают дни до начала занятий. Другие, хотя и идут в школу охотно, но отношение к школе настороженное. Бывают и такие, которые противятся всем своим существом учёбе в школе. Влияют разговоры о школе самих взрослых или старших братьев и сестёр. Например, такие фразы как «Вот погоди - пойдёшь в школу, там из тебя сделают человека». Или: «Я всё расскажу о твоём плохом поведении твоей учительнице». Понятно, что такие «увещевания», кроме негатива, ничего в себе не несут.

 Немалое значение, имеет передача опыта о школе от более старших братьев и сестёр, прямо или косвенно. Например, ребёнок видит, как мама буквально силой отрывает брата от телевизора и сажает его за уроки. На его глазах мама кричит и ругается на сестру, которая якобы плохо сделала уроки: неаккуратно, не полностью. Из таких фрагментов поведения и складывается картина школьной жизни у ребёнка. В результате возникает вполне оправданный страх перед школой, который затрудняет включение ребёнка в школьную жизнь и мешает учёбе.

 На что же, прежде всего, следует обратить внимание взрослым членам семьи, чтобы увидеть трудности в привыкании первоклассника к школе:

 1. он резко изменяет своё поведение, например, был холериком, стал флегматиком;

 2. изменилось отношение к школе: поначалу очень хотел учиться, а теперь ищет различные уловки, чтобы не пойти на занятия;

 3. не любит разговоры о школьной жизни, вольно или невольно переводит разговор на другие темы;

 4. приходит из школы либо уставшим, либо, наоборот, очень возбуждённым;

 5. у него нарушаются сон, аппетит;

 6. стал чаще жаловаться на здоровье (голова, живот болит). Часто простывает. Нередко таким способом дети пытаются остаться дома, не ходить в школу;

 7. к пятнице настроение у него повышается, тогда как уже вечером в воскресенье или с утра в понедельник оно портится;

 8. становится плаксивым, капризным, раздражительным;

 9. жалуется на плохое отношение к нему в школе – со стороны ребят или учителя.

V. Подведение итогов родительского собрания.

Советы родителям.

1. Режим дня школьника должен быть построен с учётом его возраста и функциональных возможностей.

 2. Режим дня необходимо соблюдать точно и неукоснительно. Это обеспечит выработку определённого ритма в деятельности всех систем организма ребёнка.

 3. Большая учебная нагрузка должна совпадать по времени с подъёмом умственной активности ребёнка: в первой половине дня – с 9 до 12 часов, после полудня – с 16 часов.

 4. Выполнение уроков и приёма пищи всегда в одни и те же часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.

 5. Постоянство в соблюдении времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию, более продолжительному и глубокому ночному отдыху ребёнка.

 6. Пребывание на продлённом дне в школе не рекомендуется детям, имеющим слабую нервную систему и часто болеющим.

 7. Режим дня с ослабленным здоровьем должен быть щадящим, с обязательным дневным сном (1-1,5 часа) и дополнительным отдыхом на свежем воздухе (не менее 3-3,5 часов).

 8. Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может привести к расстройству выработанного ритма в деятельности организма ребёнка и к его неблагоприятным реакциям.

 9. Не забывайте чаще хвалить ребёнка за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режим дня - основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника

Здоровье можно рассматривать как «правильную деятельность животного организма» или просто «то или иное состояние организма…». Обратимся к ещё одному определению, которое можно определить ...

Режим дня - основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника

Данная презентация поможет интереснее провести родительское собрание по аналогичной теме....

Презентация к родительскому собранию "Режим дня- основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника"

Презентация к родительскому собранию "Режим дня- основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника"...

Режим дня - основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника

Лекторий для  выступления на родительском собрании в начале учебного года  по теме:"Режим дня первоклассника" . Небольшое выступление в основными этапами режима дня школьника. А также вопрос...

Родительское собрание "РЕЖИМ ДНЯ – ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕРВОКЛАССНИКА"

Основные задачи данного собрания: показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника; убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполн...