Родительское собрание "Режим дня - основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника"
материал (1 класс) по теме
Методическая разработка родительского собрания в 1 классе по теме
«Режим дня – основа сохранения и укрепления
здоровья первоклассника»
Цель: информирование родителей о режиме дня, рекомендуемом для учащихся 1 класса
Задачи:
· способствовать необходимости установления и соблюдения режима дня первоклассниками в школьной и домашней обстановке;
· формировать у родителей правильное отношение к режиму дня детей.
I.Организационный момент.
Сообщить тему собрания, аргументируя необходимость выбора данной темы (первый урок многие дети практически спят, забывая о том, что они пришли в школу добывать и получать знания, неприятно смотреть, как дети только и делают, что зевают, не успевая каждый раз прикрывать рот).
Сообщить цель собрания, задачи, его продолжительность.
II. Основной момент.
2.1. Введение в тему.
Сочетание «режим дня» известно каждому присутствующему здесь. Но так ли существенна роль режима дня, чтобы посвящать этой теме целое родительское собрание?
Режим дня – что это такое?
В понимании многих режим дня – это четкое и строгое следование определенному расписанию, но на самом деле это грамотное распределение времени ребенка, где учитывается время на занятия и отдых в течение суток. Цель, которую преследует расписание, – обеспечение высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования.
Для первоклассников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны – новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.
Если у ребенка отмечаются раздражительность, беспокойство, плохой аппетит, нарушения сна, отставание в физическом развитии, то причина чаще всего заключается именно в несоблюдении режима дня. Рационализация режима – одна из самых эффективных мер профилактики заболеваний и оздоровления детей.
С гигиенических позиций четко нормируются все виды деятельности и отдыха детей. Чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима осуществлялись строго последовательно и в одно и то же время. Когда предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для осуществления последующего, это способствует закреплению системы устойчивых условных рефлексов. Школьники, неукоснительно соблюдающие режим дня, быстрее втягиваются в работу, эффективнее трудятся, быстрее засыпают и меньше устают. На родительских собраниях, во время индивидуальных бесед с родителями моя задача, как учителя - пропагандировать необходимость обязательного соблюдения режима дня, поясняя значение каждого элемента режима для успеваемости и сохранения здоровья учащихся.
Значение режима увеличивается не только из-за изменения нагрузки, но ещё и потому, что новые обязанности требуют от первоклассников большей собранности и дисциплинированности. Режим помогает правильно сочетать труд и отдых. Врачи утверждают, что режим дня – это лучшая мера, предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Согласно исследованиям врачей-гигиенистов, работоспособность в течение дня не одинакова. Так, можно установить два пика трудоспособности. Первый пик приходится на промежуток времени с 8.00 до 11.00 часов утра – дети в это время находятся в школе (контрольные работы проводятся в этом временном промежутке). Затем происходит снижение трудоспособности. Второй пик приходится на промежуток времени между 16.00 и 18.00 часами, а потом следует резкий спад трудоспособности. Из этих данных следует, что жёсткий контроль выполнения домашних заданий после 18.00 часов вечера пользы не приносит, и эта работа может нанести скорее вред, чем пользу. Как же должен быть распределён весь обычный день первоклассника?
2.2.Практическая работа.
Каждому родителю выдаются таблицы для заполнения режима дня первоклассника в своей семье (Приложение 1.)
Алгоритм работы:
-выделите сначала основные режимные моменты,
-учитывайте время проведения кружков, время работы родителей.
Вам кажется удивительным, почему школьный товарищ вашего ребёнка всегда бодр и весел, хорошо учится и приходит в школу вовремя, а ваше чадо постоянно сидит над учебниками, а результата нет и нет, да и энергия равна нулю? Всё дело в правильном режиме дня. Первокласснику очень важны достаточный сон, полноценное питание и чередование прогулок на свежем воздухе и умственной нагрузки. Организовать всё это — главная задача родителей.
2.3. Обмен мнениями.
2.4. Сообщение по теме собрания.
Сейчас пройдёмся по основным режимным моментам.
Примерный режим дня первоклассника
Режимные моменты Подъём | Время 6.30 |
Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет | 6.30 – 7.00 |
Завтрак | 7.00 – 7.30 |
Дорога в школу | 7.30 |
Гимнастика до занятий (в школе) | 7.45 – 7.55 |
Занятия в школе | 8.00 – 13.00 |
Дорога из школы | 13.00 – 13.10 |
Обед | 13.20 – 13.45 |
Послеобеденный сон или отдых |
|
Кружки | 14.50 – 16.00 |
Полдник | 16.00 – 16.15 |
Выполнение домашних заданий | 16.15 – 18.00 |
Прогулка, игры на воздухе | 18.00 – 19.00 |
Ужин, свободное время, помощь семье, ручной труд, тихие игры | 19.00 – 20.30 |
Приготовление ко сну | 20.30 – 21.00 |
Сон | 21.00 – 6ва.30 |
Утро
В 6 час 30 минут – звенит будильник.
Утром ребёнку необходимо умыться, одеться, убрать свою постель. Эти умения должны быть сформированы до того, как ребёнок пойдёт в школу. Необходимо обойтись без лишней спешки и нервозности, одёргивания и покрикивания на детей.
Не стоит позволять малышу долго нежиться в постели, иначе это войдёт у него в привычку и утренние сборы превратятся в ежедневный стресс и для родителей, и для него самого.
Утро школьника начинается с пробуждения. Детям обычно довольно сложно проснуться, и для того чтобы процесс пробуждения был легче, нужно заниматься зарядкой, которая и облегчит этот переход от сна к бодрствованию. В самом слове «зарядка» заложен глубокий смысл - это не просто физические упражнения, а мероприятия, направленные на получение бодрости и заряда энергии.
Зарядка должна быть направлена на активную работу разных групп мышц. Она может продолжаться от 10 до 30 минут, сложность и скорость упражнений увеличивается постепенно. Родители должны строго следить за тем, чтобы в комнате, где занимается ребенок, был приток свежего воздуха.
После физической нагрузки ребенок должен принять душ и пройти все водные процедуры, которые можно совместить с процедурами закаливания. После того как ребенок умылся, но ещё не чистил зубы, можно приступать к завтраку. Он должен быть довольно плотным и горячим, так как это основной запас энергии ребенка на первую половину дня, которая по праву считается самой сложной. Важно, чтобы завтрак проходил в теплой, спокойной обстановке. Только после завтрака ребенок должен почистить зубки (это рекомендации стоматолога!), одеваться и идти в школу. Второй завтрак, малыш должен получить в школе, калорийность его должна составлять 10 – 15% от дневного рациона.
Дорога до школы
Лучше использовать путь до школы для неторопливой прогулки перед уроками, поэтому из дома лучше выходить заранее. В 7:45 начинается зарядка в школе, приходить в класс надо не за минуту до звонка, а немного заранее, чтобы было время отдышаться, пообщаться с одноклассниками и настроиться на учёбу.
Занятия в школе
Дорога из школы домой
Нужно сделать обязательным требование: после школы сразу домой.
Переодевание после школы. Школьная форма – только на занятия.
Обед
Следите за тем, чтобы это был полноценный приём пищи, который помогал бы восстановить калории.
Сбалансированное питание
- Белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода, должны быть в рационе в достаточном количестве.
- На завтрак школьнику могут быть предложены каша, яйца или запеканка. Запить завтрак можно чаем, молоком, кефиром или какао.
- В состав обеда должны входить три-четыре блюда: суп, мясо или рыба с гарниром, третье блюдо, а также закуска (овощные салаты, тертая морковь, капуста).
- Полдник, в отличие от остальных приемов пищи, может состоять из печенья, булочки, зефира или хлеба с мармеладом. Подходящие напитки - сок, молоко, чай или какао.
- Ужин — последний за день прием пищи, после которого не должно быть никаких перекусов. В том числе семечек, чипсов или попкорна перед телевизором (за два часа перед сном). Ужин состоит из горячего блюда, например, рыбы, каши, яичницы или запеканки.
- В течение дня можно есть фрукты или овощи.
+++Далее у нас класс как бы поделился на две группы: 1 группа – учащиеся, которые посещают все кружки, 2- ни один из кружков.
Послеобеденный сон или отдых
После обеда святое для первоклассников — тихий час. Если ваше чадо категорически отказывается спать днём, не стоит заставлять его насильно, но это время нужно провести спокойно: никакого телевизора и компьютера, лучше почитать книгу, заняться рисованием, полежать. Тихий час не должен затягиваться надолго, иначе ребёнок не уснёт вечером.
Кружки с 15 час до 16 часов (если нет кружка – послеобеденный сон или отдых)
Полдник
Выполнение домашнего задания
Помните, что каждый ребёнок индивидуален: один расправится с уроками быстрее, другому придётся посидеть подольше.
Наиболее приемлемым временем для приготовления уроков считается 16 – 18 часов: как раз в это время мозг ребенка наилучшим образом настроен на получение информации. Начинать заниматься лучше всего с несложных предметов, постепенно переходя к более трудным. Во время выполнения домашнего задания родители должны строго следить за тем, как сидит ребенок, как держит ручку и на каком расстоянии глаза от учебника и тетрадки.
Как правильно проводить оздоровительные минутки
при выполнении домашних заданий
- Оздоровительная минутка проводится через каждые 10-15 минут выполнения домашнего задания.
- Общая продолжительность оздоровительной минутки не более 3 минут.
- Если перед этим ребенок выполнял письменное задание, то необходимо сделать упражнения для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями и др.
- После длительного сидения ребенку необходимо встать, сделать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.
Прогулки, игры на воздухе
Оставшееся свободное время ребёнок должен использовать для занятий по интересам, но лучшим времяпрепровождением являются не компьютерные игры, а прогулки на улице в соответствии с погодными условиями. Кружки и секции допустимы, но не стоит нагружать ребенка: для первоклассника необходимо выбрать не более 2 кружков.
Дайте ему время привыкнуть к школе, подружиться со сверстниками, освоиться с новыми обязанностями. Через некоторое время уже можно будет подумать о творчестве или спортивной нагрузке.
Ужин, свободное время, помощь семье, ручной труд, тихие игры
Ужин должен быть менее плотным, чем завтрак, его калорийность должна составлять примерно 20 – 25% от дневного рациона ребенка.
После этого можно провести время в кругу семьи и спокойно готовиться к отходу ко сну, включая:
- посильную работу по дому, которая должна быть регулярна и контролироваться со стороны взрослых. Школьный возраст является идеальным временем для приучения ребенка к домашним делам и навыкам самообслуживания. Первокласснику, как мальчику, так и девочке, можно предложить убрать со стола и помочь помыть посуду. У школьника должны быть обязанности, за которые он несет полную ответственность, например, вынос мусора или прогулка с собакой. Такие обязанности не только положительным образом скажутся на умении обслуживать себя, но и дадут ребенку понимание его полноценности в семье.
- общение с ребёнком;
- непродолжительный просмотр детских передач по телевизору или работе на компьютере.
Просмотр телевизора
- Младшим школьникам настоятельно рекомендуется ограничить просмотр телевизора до 45 минут в день. Телевизор желательно смотреть сидя, на расстоянии от 2 до 5м от экрана. Нежелательно выполнять домашние занятия перед сном. Вечерние часы обязательно должны быть свободными и посвящены отдыху.
Приготовление ко сну. Сон
В 21 час — отбой, не позволяйте вашему чаду бодрствовать дольше, иначе он не сможет восстановить силы для нового школьного дня. Особого внимания в школьном режиме заслуживает соблюдение режима сна и бодрствования. Именно во время сна замедляется работа практически всех систем организма ребенка, и только мозг продолжает активно работать, «переваривая» всю информацию, которую он получил за день. Детки, посещающие начальную школу, должны спать не менее 10,5 часов в сутки, и очень важно, чтобы ребенок ложился и вставал примерно в одно и то же время. При соблюдении этих условий можно гарантировать легкое пробуждение и быстрое засыпание. Чтобы ребенок быстро отходил ко сну, перед сном необходимо принять теплый душ и хорошо проветрить комнату. Свежий и прохладный воздух обеспечит малышу крепкий и здоровый сон. Стоит помнить, что систематическое недосыпание может привести к переутомлению ребенка и спровоцировать неврологические расстройства.
Полноценный сон
- Общая продолжительность сна - 12ч/с, (1ч - послеобеденный сон).
- Ночной сон является продолжительным отдыхом и восстанавливающим силы организма.
- Учащиеся должны вставать в 6.30 часов утра и ложиться в 20 часов 30 минут — 21 час,
- Чтобы сон ребенка был глубоким, необходимо, чтобы перед сном школьник не занимался шумными играми, спорами, рассказами, вызывающими сильные переживания. Глубокому сну препятствуют также внешние раздражители: разговоры, свет и др.
- Спать ребенок должен в отдельной кровати, соответствующей размерам его тела.
Полноценный сон даёт возможность легче воспринимать информацию на уроках, повышается работоспособность .
2.5. Выводы.
Весь режим дня первоклашки строится на основе работы биологических часов. Первоклассники легко адаптируются к распорядку дня, поэтому придерживаться такого режима дня необходимо и дома.
Грызть гранит науки не так просто, тем более первоклашкам, которым предстоит тяжелый период смены режима дня и адаптации. Процесс обучения и школьная программа довольно насыщены, а родители нередко хотят всесторонне развивать ребенка и отдают его во множество секций и кружков. Отсюда возникает множество проблем – и у детей, и у родителей. Так чем помочь школьнику в этом длительном и тяжелом марафоне длиной в 11 лет? Ответ довольно прост – правильно организованный режим дня школьника.
Звоночком для вас должно явиться то, что ваш первоклассник стал постоянно капризничать, тяжело просыпается по утрам, мгновенно проваливается в сон вечером, а днём его буквально не оторвать от подушки. В этом случае вам необходимо пересмотреть режим дня вашего первоклассника — возможно, нагрузка для него слишком велика, и ему просто необходимо больше отдыхать.
Помните, что ребёнок — не робот, заведённому графику удастся следовать не всегда, однако эти правила нужно взять за основу.
На первый взгляд кажется, что соблюдение такого режима дня просто невыполнимо. Конечно, на первых порах будет сложно, но ничто так не стимулирует соблюдение режима дня, как родители, которые придерживаются примерно такого же расписания. И на первых порах именно родители должны заботиться об организации всех условий соблюдения режима дня.
Роль режима дня станет нормализирующей жизнь семьи только после того, как соблюдение режима дня станет для первоклассника привычкой. Но работы для этого предстоит проделать очень много Желательно, чтобы табличка с таким режимом дня висела над рабочим столом первоклассника.
Памятка для родителей .
1.Составьте для своего ребёнка режим дня с учётом особенностей жизни вашей семьи. Приучайте ребёнка к его соблюдению.
2.По мере возможности контролируйте, как ребёнок соблюдает режим дня, проанализируйте результаты и сделайте выводы.
3.Обратите внимание на то, достаточно ли развиты у вашего ребёнка навыки самообслуживания, привлекайте его к участию в домашних делах.
Родительские «нельзя» при соблюдении режим дня .
- Докажите почему? Выступления родителей.
- Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
- Кормить ребенка перед школой и после сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
- Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
- Сразу после школьных уроков выполнять домашнее задание.
- Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок.
- Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права.
- Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашнего задания.
- Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.
- Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий.
- Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять домашнее задание.
- Сидеть за компьютером и телевизором более 40-45 минут.
- Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
- Ругать ребенка перед сном.
- Не проявлять двигательной активности в свободное от уроков время.
- Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.
- Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
После того как родители прослушали выступление о режиме дня первоклассника, родителям предлагается письменно ответить на следующие вопросы анкеты.
Анкета «Режим дня в жизни ребёнка» (Приложение 2)
Вопросы | Ответы |
1.Существует ли в вашей семье определённый распорядок, режим дня? | Да или Нет |
2.Если существует, то в течение какого периода времени? Если не существует, то появилось ли желание попробовать жить по определённому расписанию? |
Да или Нет |
3.Ощущаете ли вы полезность соблюдения режима дня? | Да или Нет |
4.Может ли оказывать влияние соблюдения режима дня на самочувствие вашего ребёнка? | Да или Нет |
5.Какие режимные моменты могут оказаться наиболее сложными для выполнения в вашей семье? |
|
6.Какие режимные моменты легки и просты для вашей семьи? |
|
7.Связано ли соблюдение дня ребёнка напрямую с сохранением и укреплением его здоровья? |
|
После заполнения анкеты предлагается озвучить свои ответы нескольким родителям класса. Остальные присутствующие поддерживают разговор, приведя примеры из жизни своей семьи, касающиеся соблюдения определённых режимных моментов.
Для того чтобы без ущерба для здоровья справляться с многочисленными нагрузками, ребенку необходимо соблюдать рациональный режим дня, т.е. целесообразно установленный и постоянно выполняемый порядок чередования труда (умственного и физического), отдыха, приема пищи и сна. Хорошо составленный и соблюдаемый режим дня повышает работоспособность, успеваемость, дисциплинирует школьника. Систематическое выполнение режима дня способствует нормальному росту и развитию организма.
Сегодня мы попытались составить примерный режим дня первоклассника. С возрастом соотношение отдельных компонентов режима по времени меняется, более продолжительными становятся учебные занятия, менее продолжительными прогулки. Однако главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умственных и физических нагрузок и труда и отдыха, при этом всякая деятельность, как интеллектуальная, так и физическая, по характеру и длительности должна быть посильной для подростка, не превышать пределов его работоспособности, а отдых – обеспечивать полное функциональное восстановление организма.
Памятка для родителей
- Быть для ребенка положительным примером в следовании навыкам гигиенического поведения и правильного питания, так как одна из психологических особенностей младших школьников – склонность к подражанию.
- Поощрять попытки ребенка придерживаться режима питания, выполнять гигиенические процедуры, соблюдать культуру поведения за столом.
- Правильно организовать режим дня школьника: обеспечить ему достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну; предусмотреть регулярный прием пищи (4-5-разовое питание); установить определенное время приготовления уроков; выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности, свободных занятий и помощи в семье.
- Не впадать в крайности: не ставить ребенка под шквал замечаний и указаний. Добиваться, чтобы все необходимое он делал с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.
- Обращать внимание на хорошее в ребенке, чем на его ошибки, но не захваливать, иначе стремление к одобрению, к похвале может стать главным мотивом здравотворческой деятельности.
III.Итоги родительского собрания
1.Согласиться с необходимостью режима дня учащимися 1 класса.
2. Осуществлять контроль за соблюдением режимных моментов дома – родителями, в школе – классным руководителем.
3.Довести до сведения детей важность соблюдения режима дня для их здоровья.
4.Провести классный час с учащимися по теме « Составление и соблюдение режима дня»
Буклеты каждому родителю (Приложение 3)
Закончить хочу следующими словами Пример взрослых
· Для любого ребенка, именно родители – объект для подражания: их привычки, образ жизни и манеры следует безукоризненно повторять! И родители должны подавать достойный пример, постепенно внедряя здоровый образ жизни и в свою жизнь
Приложение 1
Режим дня первоклассника в нашей семье
Режимные моменты | Время |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Анкета «Режим дня в жизни ребёнка»
Вопросы | Ответы |
1.Существует ли в вашей семье определённый распорядок, режим дня? | Да или Нет |
2.Если существует, то в течении какого периода времени? Если не существует, то появилось ли желание попробовать жить по определённому расписанию? | постоянно или с сентября
Да или Нет |
3.Ощущаете ли вы полезность соблюдения режима дня? | Да или Нет |
4.Может ли оказывать влияние соблюдения режима дня на самочувствие вашего ребёнка? | Да или Нет |
5.Какие режимные моменты могут оказаться наиболее сложными для выполнения в вашей семье? |
|
6.Какие режимные моменты легки и просты для вашей семьи? |
|
7.Связано ли соблюдение режима дня ребёнком напрямую с сохранением и укреплением его здоровья? |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya_pervoklassnikov.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 1 классе
« Адаптация первоклассников к школе»
Цели: 1. Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения.
2. Дать практические советы по организации общения родителей с первоклассником.
Вопросы для обсуждения
1. Возрастные особенности первоклассников.
2. Особенности современного первоклассника.
3. Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.
4. Советы и памятки для родителей.
5. Родительский практикум.
В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы год этот стал удачным стартом школьной жизни!
Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет. Для кризиса 7 лет характерны: манерничанье, капризы, паясничание. Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.
Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность напряжение. Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.
Возрастные особенности первоклассников.
Формируется самооценка личности.
Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей.
Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам.
Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни.
Период приспособления к требованиям школы, существует у 1-классников. У одних он длиться 1 месяц, у других 1 четверть, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год.
Особенности современного первоклассника:
У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки.
Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот!
У современных детей более слабое здоровье.
Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Как сформировать у ребенка положительное отношение к школе и помочь ему адаптироваться в новых условиях, объясняет педагог-психолог В. В. Данилова.
Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.
* В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
* Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
* Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
* Для детей характерна высокая утомляемость
Когда уместна тревога?
Обычно
* Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям.
* Начинает время от времени ныть, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным.
* Радуется, когда не надо делать домашнее задание.
* Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.
* Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.
Опасно
* Полное отсутствие интереса к учёбе,
* Делает уроки только «из-под палки»
* Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, понос), которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов.
* Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию
* Ничего не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.
* Вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков
Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.
Уровни адаптации:
Оптимальный – высокие адаптационные результаты при адекватных условиях;
Высокий – избыточный уровень; высокие результаты адаптации, достигнутые благодаря значительному психическому и моральному напряжению;
Низкий – обусловлен недостаточной требовательностью к себе;
Дезадаптационный – плохое эмоциональное самочувствие; невротические реакции (неумение приспосабливаться к школьной жизни).
Показатели адаптационных затруднений:
* Недостаточная реализация личностного потенциала;
* Слабая интегрированность ребёнка в детском коллективе – низкий статус в группе, отсутствие авторитета, неполное принятие роли ученика;
* Трудности в общении;
* Острое переживание неудач;
* Неадекватная самооценка;
* Несамостоятельность, поиск причин во вне.
Советы родителям:
Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, - это повод для родительской тревоги.
«Любознательность создаёт учёных». Надо учить задавать вопросы, прежде всего самому себе, использовать словари и т.п. Родители должны провоцировать задавание вопросов и ни в коем случае не отмахиваться от них.
Семья должны формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Объяснить ребёнку, что бесполезных знаний нет: всякое знание приносит пользу, только одно – сегодня, другое – завтра. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.
Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления. Умение размышлять сформирует у него представление о последствиях каждого действия. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать…
Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её. Необходимо развивать внимание и память ребёнка
Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа. Всегда можно найти какие-то успехи ребёнка, сравнивая его предыдущие успехи, отмечая его продвижение вперёд. Но нельзя сравнивать их с другими детьми.
Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей. Нельзя сказать: «Ты всегда неаккуратный», а нужно: «Вот эта часть работы сделана неаккуратно».
Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.
Памятка родителям первоклассника
1. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью.
«Уроки задают тебе, ты их и делай», - заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам.
«Ну, что нам сегодня задано?» - спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться.
Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень.
2. За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений.
3. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха.
4. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.
5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.
6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»
7. Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»
8. После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»
9. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.
10. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть!»
Взаимоотношения с ребенком в семье.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к жизни среди одноклассников в школе.
- Не отнимай чужого, но свое не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – защищайся.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого не проси.
- Из – за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из – за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
- Старайся все делать во время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
-Почаще говори: давай дружить, давай играть.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Уважаемые родители! Будьте чуткими наставниками, добрыми друзьями, чуть – чуть волшебниками, не разрушайте в ребёнке первоначальное восприятие школы как настоящего храма Знаний.
Возьмите себе в союзники терпение, внимание и понимание, и тогда всё у вас получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию "Режим дня- основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника"
Презентация к родительскому собранию "Режим дня- основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника"...
Родительское собрание "РЕЖИМ ДНЯ – ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕРВОКЛАССНИКА"
Основные задачи данного собрания: показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника; убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполн...
Методическая разработка родительского собрания в первом классе по теме "Режим дня - основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника"
Данная методическая разработка в полном объёме раскрывает значение соблюдения режима дня первоклассника....
Родительское собрание «Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника»
Сочетание « режим дня» известно каждому. Режим дня для первоклассника приобретает особенно важное значение, его следует рассматривать как «установленный порядок чего-нибудь», так писал С.И.Ожего...
Родительское собрание в 1 классе «Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника»
Задачи: показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника; убедить родителей в необходимости формирования у ребёнка привычки выполнения режима дня.Форма пров...
Материал для родительского собрания на тему "Режим дня-основа сохранения и укрепления здоровья первоклассников"
Данный материал предназначен для проведения родительского собрания в 1 классе...
Родительское собрание на тему: «Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника»
Вступительное слово классного руководителя:Статистика актуальности темы.Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания. Работоспособность детейПримерный вариант режима дня младшего шко...