Скоро в школу или кризис 7 лет.
консультация по теме
Выступление на собрании родителей будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.doc | 48.5 КБ |
skoro_v_shkolu_ili_krizis_7_let.pptx | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на собрании родителей будущих первоклассников.
Тема: «Скоро в школу или кризис 7 лет».
Учитель МБОУ «Гатчинская гимназия им. К. Д. Ушинского» Филимонова Светлана Юрьевна.
Слайд 1. Скоро в школу.
Ваш ребенок в будущем году пойдет в первый класс? Поздравляю – начинается новый этап в вашей жизни. Да, именно в вашей жизни, потому что посещение школы ребенком внесет изменения в привычный семейный ритм.
Многие родители сравнивают начало обучения в школе – с началом посещения детского садика. Помните, как это было у вас? Сейчас придется пережить нечто подобное, только в большей мере, так как требования к ребенку значительно возрастут.
Слайд 2. Изменения в развитии ребенка.
Кроме того родителям важно знать, что поступление ребёнка в школу совпадает с началом нового возрастного периода в жизни ребёнка - периода младшего школьного возраста.
Какие изменения происходят в развитии ребёнка при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту?
Слайд 3. Дошкольный период (5-7 лет).
Во время старшего дошкольного периода (5-7 лет) ребёнок воспринимает мир через эмоции и чувства. Это может выражаться в быстрой смене настроения.
Дети непосредственны в общении, не умеют лукавить и врать. Часто говорят то, что думают или слышат от взрослых. Копируют в игре и в общении поведение родителей, знакомых, литературных и мультгероев.
Все жизненные навыки ребёнок получает через сюжетно - ролевую игру. Она необходима ребёнку. Только если в дошкольном возрасте ребёнок достаточно наиграется, он сможет вовремя перейти к новой учебной деятельности.
Именно в этом возрасте очень хорошо развивается память. Все знания усваиваются дошкольником с опорой на конкретные ситуации.
Нужно также отметить, что ребёнок дошкольного возраста имеет ещё неадекватно завышенную самооценку. Он не умеет критически оценивать своё поведение, переживать за свои плохие поступки.
Слайд 4. Младший школьник.
И вот наступает период, когда вы всё чаще и чаще начинаете замечать, что ваш ребёнок как-то изменился. Причём изменения произошли не только во внешности, но и в поведении. Старайтесь внимательно наблюдать за ребёнком и фиксировать для себя эти перемены:
- За короткий период ребёнок быстро вырастает.
- Молочные зубы начинают постепенно заменяться постоянными.
- У маленького человека начинает появляется свой внутренний мир: ребёнок уже не всегда делится с вами всеми своими переживаниями, открытиями, появляются первые неумелые попытки утаить что-то от родителей, слукавить.
- Прежде послушный и спокойный ребёнок вдруг становится манерным, вертлявым, капризным. В общественных местах и среди незнакомых людей он начинает паясничать или капризничать. В этот момент, вам кажется, что он делает это специально, пытается вас разозлить.
- В этот период можно заметить, что ребёнок начинает чаще обычного спорить с вами, старается делать все наоборот. И все чаще и чаще вы думаете: "Он стал неуправляемым. Я не могу справиться с ним. Как реагировать на его поступки?»
Слайд 5 . «Кризис непосредственности» или кризис 7 лет.
Если постепенно вы стали замечать у ребёнка появление тех или иных перемен, названных выше, то вы должны понять, что ваш ребёнок вступил в новый переходный период своего развития. Психологи называют его "кризисом потери непосредственности" или "кризисом 7 лет".
Слайд 6.
С чем же связаны такие перемены в поведении ребёнка, и какие новые черты младшего школьного возраста должны образоваться?
В этот возрастной период желания ребенка увеличиваются, а умения остаются пока на том же уровне.
Чтобы удовлетворить свои желания, ребёнок начинает искать новые способы получить знания. К вопросу "почему?" добавляется вопрос "как узнать?". Но не всё получается с первого раза, не сразу удаётся найти новый способ познания. В душе ребёнка возникает тревога, страх и неопределённость. Это и есть первая причина психологического дискомфорта и непонятного поведения ребёнка.
Слайд 7.
Имея завышенную пока самооценку дошкольника, ребёнок начинает осознавать, что он не самый замечательный и не самый умный.
Это вторая причина психологического дискомфорта и непонятного поведения ребёнка. Постепенно самооценка маленького гения начинает снижаться. Ребёнок уже может чётко оценивать, что он делает хорошо, а что ещё не очень. Конечно, дети, которые ежеминутно слышали хвалебные оды в свой адрес, будут переживать это разочарование сложнее. И "кнута", и "пряника" должно быть в меру. Так в поведение ребёнка появляется новая форма. Ребёнок начинает по-разному оценивать своё поведение, свои знания и умения: "Это я делаю хорошо, а это не очень. Это я умею, а это нет".
Постепенно начинает изменяться отношение ребенка к игре, он начинает понимать, что игровые правила не всегда действуют в обычных жизненных отношениях в семье, с друзьями, со взрослыми. Их нельзя менять по собственному желанию. В жизни нужно знать и уметь пользоваться правилами общества. Именно эти правила могут теперь помочь получить новые знания, а значит быть значимым не только для себя, но и для окружающих его людей – родителей, воспитателей, сверстников, учителей.
Слайд 8.
Так у ребёнка появляется самый важный признак возрастных изменений - произвольность. Это умение управлять собственными психическими функциями (памятью, вниманием, восприятием, теоретическим мышлением), желаниями; способность критически оценивать себя.
Сразу спешу вас успокоить. Не совсем адекватное поведение ребенка закончится через год, полтора. Ваш ребёнок взрослеет, поэтому взрослый тоже должен взрослеть вместе с ним.
Начинайте вести себя с ребёнком не как с дошкольником, а как с человеком, который хочет стать школьником. В повседневной жизни давайте ребёнку больше самостоятельности, но ограниченной. Это значит, что вы разрешаете уже больше, но ещё не все.
Договоритесь о том, что увеличение количества прав, увеличивает и количество обязанностей и уровень ответственности ребёнка за свои поступки.
Новая модель поведения родителей поможет легче пережить ребёнку кризис, стать более спокойным, почувствовать защищённость.
Слайд 9.
И несколько советов для вас, уважаемые родители.
Слайд 10
1. На сегодняшний день одной из самых распространенных родительских ошибок является стремление вырастить вундеркинда. Еще до поступления в школу ребенка обучают большей части учебной программы первого класса, и ему становится неинтересно на уроках. Конечно, родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо учился и вообще был «самым-самым». Однако, если Ваш ребенок действительно гений, то он все равно проявит себя. А перегрузка ребенка занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться. Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии – процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики. Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире.
Слайд 11.
2. Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будет проблем с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
Слайд 12.
3. Обязательно уже сейчас соблюдайте режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье Вашего ребенка, а значит и его способность лучше и проще усваивать учебный материал! Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевания, слезливость, грубость, головные боли и т.д.). Особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствует повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.
Слайд 13.
4. Ограничьте время нахождения Вашего ребёнка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что времяпрепровождение перед телевизором и за компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряжённого дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребёнка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность.
Слайд 14.
5. У ребенка должна быть сформирована волевая готовность, которая заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель. Ребенок должен научиться управлять своим поведением, умственной деятельностью. Приучайте ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их. Воспитывайте у ребенка стремление к достижению результата в любой деятельности.
Слайд 15.
6. У каждой личности должно быть своё пространство. Если у ребёнка нет своей комнаты, нужно организовать для него рабочее место. Ребенок должен обладать хотя бы элементарными навыками самоорганизации. У него должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте.
Слайд 16.
7. Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания.
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться столовыми приборами, носовым платком, и т. д.
Слайд 17.
8. Слова «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне…», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям). Помните, что хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.
Слайд 18.
Известно, если человек предупрежден, то он уже вооружен. Сегодня мы постарались ознакомить вас с наиболее важной, на наш взгляд, информацией, которая может помочь вашей семье принять оптимальное решение и сделает школьные годы вашего ребенка по-настоящему чудесными.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изменения в развитии ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту
Дошкольный период (5 – 7 лет) Особенности ребенка в данный период. ребенок воспринимает мир через эмоции и чувства н епосредственность в общении п олучение жизненных навыков через сюжетно-ролевые игры н еадекватно завышенная самооценка
Младший школьник Изменения во внешности и поведении з а короткий период ребёнок быстро вырастает м олочные зубы начинают постепенно заменяться постоянными у маленького человека начинает появляется свой внутренний мир п режде послушный и спокойный ребёнок вдруг становится манерным, вертлявым, капризным ребёнок начинает чаще обычного спорить с вами, старается делать все наоборот
«Кризис потери непосредственности» или кризис 7 лет
С чем же связаны такие перемены в поведении ребёнка, и какие новые черты младшего школьного возраста должны образоваться? 1. В этот возрастной период желания ребенка увеличиваются, а умения остаются пока на том же уровне. Чтобы удовлетворить свои желания, ребёнок начинает искать новые способы получить знания. К вопросу "почему?" добавляется вопрос "как узнать?". Но не всё получается с первого раза, не сразу удаётся найти новый способ познания. В душе ребёнка возникает тревога, страх и неопределённость. Это и есть первая причина психологического дискомфорта и непонятного поведения ребёнка.
2 . Имея завышенную пока самооценку дошкольника , ребёнок начинает осознавать , что он не самый замечательный и не самый умный. Это вторая причина психологического дискомфорта и непонятного поведения ребёнка. 3. Происходит изменение отношения ребенка к игре. Понимание того, что игровые правила не всегда действуют в обычных жизненных отношениях в семье, с друзьями, со взрослыми. Их нельзя менять по собственному желанию. В жизни нужно знать и уметь пользоваться правилами общества.
4. Появляется самый важный признак возрастных изменений – произвольность. Это умение управлять собственными психическими функциями (памятью, вниманием, восприятием, теоретическим мышлением ); желаниями; критически оценивать себя.
Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии – процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики. Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире.
Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будет проблем с устными ответами.
Обязательно уже сейчас соблюдайте режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье Вашего ребенка, а значит и его способность лучше и проще усваивать учебный материал!
Ограничьте время нахождения Вашего ребёнка за телевизором и компьютером до 1 часа в день.
У ребенка должна быть сформирована волевая готовность, которая заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель. Ребенок должен научиться управлять своим поведением, умственной деятельностью.
У каждой личности должно быть своё пространство. Если у ребёнка нет своей комнаты, нужно организовать для него рабочее место.
Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания.
Слова «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне…», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Помните, что хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»
Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...
Статья "Первоклашка скоро в школу"
Статья предназначена для родителей будущих первоклассников....
Буклет "Скоро в школу"
Рекомендации для родителей первоклассников....
Скоро в школу!
Вот и наступил год и приближается тот день, когда ваши дочка или сын впервые войдут в школьный класс. Но еще раньше начинается тревожный и радостный этап жизни – подготовка ребенка к школе....
Скоро в школу. Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?
Скоро в школу.Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?...
Рабочая программа «Скоро в школу» (подготовка детей 6-7 лет в школу) учителя начальных классов первой квалификационной категории
Рабочая программа «Скоро в школу» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего...
Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу" (84 часа)
Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу"...