Программа родительского всеобуча "Погода в доме".
рабочая программа (2 класс) на тему
Изменившиеся социальные условия, разрушение однообразной школы советского периода, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений (ОУ).
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_roditelskogo_vseobucha_pogoda_v_dome.docx | 89.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Программа
родительского всеобуча
«Погода в доме»
Составитель:
Левицкая Е. В.,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория.
г. Лабытнанги, 2014г.
Содержание
- Пояснительная записка 3
- Целевое назначение 6
- Механизм реализации программы 7
Управление, контроль, мониторинг 8
Основные направления организации работы 8
Формы взаимодействия педагогов и родителей 8
Ожидаемые результаты работы 9
Кадровое обеспечение реализации программы 9
IV Психология младшего школьника 9
V Структура родительского всеобуча 18
VI Методические материалы 19
Тема 1 Что нужно знать родителям, если их ребёнок пошёл во II
класс 19
Тема 2: Индивидуальные особенности детей младшего школьного
возраста. 20
Тема: 3 Понимаете ли вы своего ребёнка? 20
Тема 4 Детская агресс ивность и её причины 24
Тема 5 Мы – дружная семья. 24
Тема 6 Самооценка младшего школьника. 27
Тема 7. Педагогическая культура родителей. 28
Тема 8 Воспитание коллективизма в начальной школе. 30
Тема 9 .Семейные традиции в организации жизнедеятельности
ребенка младшего школьного возраста. 31
Литература и Интернет-ресурсы 31
Пояснительная записка
В обществе произошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая и рассогласовавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе. Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи со школой. Суть этих напряжений – в тревоге родителей за успешность ребенка в учебе и росте недоверия к школе.
Изменившиеся социальные условия, разрушение однообразной школы советского периода, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений (ОУ).
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.
В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.
Вряд ли мы преувеличим, утверждая, что в питании детской души родительская и педагогическая любовь являются основными. Дефицит любви и внимания родителей, педагогов-воспитателей мстит за себя повсюду. Мера помощи, степень заботы тех и других все еще остаются в жизни ребенка недостаточными.
Причина этого нами видится в недопонимании того, откуда мы родом. Очень рано мы забываем о своем детстве, о том, «что движет солнце и светила».
Ребенок только начинает самоутверждаться, требует к себе уважения, а мы, взрослые, становимся в позу: «Кто ты такой?». Ежедневные его сто тысяч «почему» раздражают нас. Любая его попытка привлечь к себе внимание обрывается строгим взглядом, замечанием. Забываем, что вопрос ребенка – это еще одна попытка понять мир, в котором он живет, и приоткрыть занавес мира взрослых, основанного на опыте, мудрости поколений.
Что стоит за неумением вашего ребенка или ученика прощать и забывать обиды, отсутствием понимания, сострадания, терпимости к человеку, отсутствием самоконтроля, навыков этикета и способности видеть себя со стороны в минуты гнева и обиды? Излишняя опека? Удовлетворение любого желания? Тепло, взаимопонимание, терпимость к любому поступку?
Как смириться с тем, что ваш образованный, ласковый, правдивый, не ведающий зла, считающий всех людей замечательными ребенок среди избалованных сверстников является чужим?
Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни. Поэтому важно помочь нашим мальчикам и девочкам в самостоятельном преодолении глупостей и ошибок, не забывая об их потребностях, возможностях и способностях. Видеть мир глазами ребенка, наслаждаться его впечатлениями в осеннем лесу, зоопарке, цирке – чрезвычайно важное условие питания нашей и детской души.
Почаще вспоминайте свое детство, чистое, наполненное благородным смыслом. Как созвучны радость, возвышенность, оптимизм нашего детства и мира растущего ребенка.
Воспитание, основанное на сопереживании, облагораживает, возвышает ребенка. А мы, родители, воспитатели, приобщаясь к светлому мира детства, делаем свою жизнь более полноценной.
В настоящее время семья в Российской Федерации переживает противоречивое и сложное состояние:
1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.
2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).
3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).
4. Наблюдаются тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.
5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).
Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:
- потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
- инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;
- открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной
- с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка;
- со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;
- с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.
Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.
Проблемное поле педагогического образования родителей представлено следующими блоками:
1. Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности.
2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи.
3. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.
Принципы:
- первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
- достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);
- практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);
- взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
- развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);
- гуманизации отношений и общения;
- системности воспитательных воздействий на ребёнка;
- преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;
- сотрудничества по созданию Образа Человека.
Целевое назначение
Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается мной как
- система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;
- особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;
- процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.
Цель программы: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания, обеспечить педагогическое образование родителей.
Основные задачи программы:
1. Разработать обоснованное содержание (информационное сопровождение) педагогического образования родителей, обеспечивающее формирование активной педагогической позиции родителей.
2. Повысить воспитательный потенциал семьи.
3.Вооружить родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
4. Предупредить наиболее распространённые ошибки родителей в воспитании детей.
5. Привить интерес родителей к педагогическому самообразованию.
6. Разработать методические рекомендации (методическое сопровождение) по сопровождению родителей в процессе их педагогического образования.
Процесс родительского образования в школе осуществляется на основе документов Министерства образования и науки Российской Федерации:
- Конвенции о правах ребенка.[1]
- Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».[2]
- Закона ТО «Об основных гарантиях прав ребенка».
- Закона РФ «Об образовании».
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов .
Отличительные особенности программы - ориентир на позитивный результат образования и воспитания учащихся новой школы.
В предлагаемой программе педагогического всеобуча родителей на теоретико-методологическом уровне обоснованы целостная система дифференцированного психолого-педагогического просвещения, адекватная современному социальному заказу характерных групп родителей учащихся и учитывающая реальные возможности современного образовательного учреждения, определены формы всеобуча, его научно-методическое обеспечение.
Программа рассчитана на 1 год обучения в начальной школе. Родительский всеобуч предполагается проводить 1 раз в месяц. Всего 9 занятий
Первая четверть – 2 занятия. Третья четверть – 3 занятия.
Вторая четверть – 2 занятия. Четвёртая четверть – 2 занятия.
Механизм реализации программы
Осуществляется через:
- мониторинговые исследования и определение перспектив;
- установления партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;
- психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания, проведение совместных проблемных семинаров;
- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;
- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций.
Управление, контроль, мониторинг
Управление и контроль над реализацией программы осуществляет педагогический совет совместно с родительским комитетом. Координатором программы является заместитель директора по учебно-воспитательной работе образовательного учреждения. Мониторинг программы осуществляется по итогам каждого года обучения.
Основные направления организации работы
- Организация диагностической работы по изучению семей. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
- Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
«Круглый стол», тематическая дискуссия самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
«Университет педагогических знаний» и др. – способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к формированию ЗОЖ детей.
Тематические конференции по обмену опытом формирования здоровьесохраняющих условий.
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением специалистов.
Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем.
Встречи родительской общественности с администрацией школы. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Ожидаемые результаты работы
1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
2. Улучшение микроклимата в семье.
3. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком.
4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
5. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами.
Кадровое обеспечение реализации программы
Классный руководитель;
Педагог-психолог;
Медицинский работник.
Психология младшего школьника
Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка с 7 до 10-11 лет. Психическое и физическое развитие младшего школьника во многом зависит и от анатомо-физиологических особенностей детей, от того, как эти особенности учитываются взрослыми в процессе воспитания.
К 6-7 годам происходит структурное оформление всех слоев клеток в коре полушарий, мозг достигает 90% мозга взрослого человека, усиливается развитие лобных долей, совершенствуется аналитическая и синтетическая деятельность коры. Изменяется соотношение между процессами возбуждения и торможения (процесс торможения становится более устойчивым, чем у дошкольника). Таким образом, мозг ребенка способен к более сложной деятельности, чем у дошкольника. В восприятии и осмысливании семилетнему ребенку доступны выделение главных признаков предметов и явлений, отражение их существенных сторон; усвоение элементарных понятий.
Если внимательно присмотреться к работе ребенка, то нетрудно убедиться, что работает он, как правило, напряженно, порой совершая много лишних движений, напрягая не только мышцы рук, но и спины, шеи, даже языка, ног. В младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной системы организма: формируется позвоночник (однако окостенение скелета еще не заканчивается), энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, увеличивается мышечная сила. Крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, нежели к выполнению мелких, требующих точности движений. Наблюдается большая подвижность детей, стремление к беганью, прыганью, лазанью. Наоборот, малая подвижность и вялость движений говорят о заболевании или слабом здоровье. Чувствуя изменения, произошедшие в их мускулатуре, прирост мышечной энергии, дети хотят работать вместе со взрослыми. Это положительное стремление важно использовать, не допуская чрезмерного переутомления детей.
Значение двигательных навыков для психического развития детей в этом возрасте трудно переоценить:
- во-первых, совершенное владение своим телом, развивающееся у детей на протяжении этого периода, наделяет их чувством «я могу» и позволяет оценить себя по достоинству, что важно для их психического здоровья;
- во-вторых, умение хорошо владеть своим телом способствует признанию со стороны сверстников: неуклюжих, с плохой координацией часто не принимают в групповые игры, занятия, и они могут продолжать чувствовать себя лишними еще олго после того, как их физическая неловкость сама собой исчезнет.
В младшем школьном возрасте ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с окружающими. Переход ребенка в школу, новый образ жизни оказывают существенное влияние на дальнейшее формирование его личности. Как бы хорошо ребенок ни был подготовлен к школе, он приобретает типичные черты школьника только после того, как начнет учиться в школе.
Возрастает напряжение в семейной системе: у ребенка – в связи с включением в новый институт и изменением требований, у родителей – в связи с тем, что «продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения». Задача родителей – поддержать ребенка и помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, порождающим ряд трудностей и проблем:
1. Трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения, прежде всего, вследствие низкой произвольной регуляции поведения и организованности.
2. Трудности адаптации ребенка к классному коллективу.
3. Трудности, связанные с взаимоотношениями ребенка с учителем, истоки которых могут лежать в сфере детско-родительских отношений и быть обусловлены стилем семейного воспитания. Если ребенок привык в семье удовлетворять свои потребности через капризы, он, скорее всего, будет вести себя так же и в школе, где данный способ поведения оказывается неприемлемым.
4. Трудности, связанные с необходимостью принять новые требования со стороны родителей. Одной из распространенных проблем этого периода является школьная фобия у ребенка. Некоторым детям сложно привыкнуть к школьным требованиям, и они начинают бояться. Бояться отвечать у доски, быть наказанным, получить двойку и т.д.
В начальной школе у ребенка формируются основные элементы учебной деятельности, которая оказывает существенное влияние на его развитие. Включая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества со сверстниками, принятие авторитета учителя, учебная деятельность определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.
Многочисленные исследования показывают, что с развитием школьника изменяются и мотивы его учебной деятельности. Все большую роль наряду с познавательными мотивами начинают играть социальные мотивы, стремление к общению и совместной с другими деятельности.
Мотив влияет не только на учебную деятельность, но и на отношение ребенка к учителю, школе, окрашивая их в позитивные или негативные тона.
Например, если ребенок учится, чтобы избежать наказания со стороны авторитарных, требовательных родителей, учебная деятельность протекает напряженно, со срывами, окрашена негативными эмоциями, тревожностью. И наоборот, учение ради познания делает его легким, радостным, увлекательным.
Необходимо различать мотивы, порождаемые самой учебной деятельностью, связанные непосредственно с содержанием и процессом учения, и мотивы, лежащие за пределами учебной деятельности .
В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учебной деятельности, лежит познавательная потребность. Она рождается из более ранней детской потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности, имеющихся у ребенка с первых дней жизни. Развитие познавательной потребности неодинаково у разных детей: у некоторых она выражена ярко и носит «теоретическое» направление, у других сильнее выражена практическая ориентация, у третьих она вообще очень слабая.
В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Это качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового отношения к действительности; ориентация на группу сверстников. Однако значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее характера и результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности. Если же это чувство в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности.
Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса «А кто еще в классе получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?») или вообще мало что волнует – школьная жизнь почти не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?! – рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Нормально», «Ничего особенного». Примечательно, что ценности учения детей и их родителей полностью совпадают в первом классе и расходятся к четвертому классу.
В то же время, учебная деятельность, которую осуществляет младший школьник, – не единственная его деятельность. Вторая по значению роль принадлежит труду в двух характерных для этого возраста формах – в форме самообслуживания и в форме изготовления поделок. Главное психологическое достижение труда младшего школьника – это формирование и совершенствование у детей умения планировать предстоящую работу и находить пути и средства ее реализации, пробуждающие смекалку, сообразительность, креативность ребенка.
Учение не исключает также игры, которая хоть и утрачивает позиции ведущей деятельности, но занимает много места в жизни младших школьников. Это продолжающиеся сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры-драматизации, компьютерные игры. Эти игры в младшем школьном возрасте дополняются дидактическими и соревновательными играми.
Важным в этот период оказывается организация родителями адекватной помощи школьнику. Чтобы облегчить первокласснику освоение позиции ученика, нужно
· с самого начала ввести в жизнь ребенка четкие правила, связанные со школой;
· не делать домашние задания за ребенка, а делать вместе с ним (особенно на первых порах);
· проявлять повышенный интерес к соблюдению школьных «Заповедей», собирать портфель, следить за формой и т.д.;
· не ревновать к учителю; не высказывать при ребенка опасений по поводу квалифицированности учителей и несовершенства школьных программ;
· внимательно относиться ко всем перипетиям школьной жизни, узнавать о взаимоотношениях с одноклассниками, школьные новости;
· обратить внимание на вопросы ребенку после посещения школы, ведь именно в свободном общении, ненароком родители передают ребенку свои мысли и опасения: «Тебя не обижают?», «Тебя сегодня не ругали?» и т.д.
В последнее время родители часто задают вопросы: «Действительно ли современные учебные программы вызывают перегрузку, или это миф для ленивых детей и ленивых родителей, которым не хочется дополнительно заниматься с ребенком?», «Нужно ли ребенка нагружать сверх учебной программы и чем?», «Как развивать ребенка, «не перегибая палку»?». Ответить однозначно на эти вопросы нельзя. Смотря, какой ребенок, смотря в какой школе, по какой программе и у какогоучителя он учится. Решая вопрос о том, в какие дополнительные занятия включить своего ребенка, родителям следует внимательно, как можно более объективно, как бы со стороны, посмотреть на него и ответить на несколько вопросов:
· Как он переносит умственные и физические нагрузки? Какие занятия его утомляют, изматывают, а какие – воодушевляют и придают силы? Первые, если они необходимы, должны иметь минимальный объем, а вторые полезны в любых количествах (если, конечно, не потеснили основные учебные занятия). Дополнительные занятия не должны наносить вред здоровью ребенка.
· Что его интересует? Что он любит? Хорошо бы найти что-то близкое к его сегодняшним интересам или связать с ними занятия, которые Вам кажутся нужными.
· Каковы его способности? Можно развивать способности, уже проявившиеся, и на этом пути относительно быстро достичь определенного успеха. Но можно развивать те способности, которые с точки зрения родителей необходимы, но у ребенка отсутствуют хорошие задатки. В последнем случае путь будет более долгим и сложным, а удовлетворяющих успехов в конце его может вообще не быть. Но способности, если ребенок включен в соответствующую деятельность, все равно будут развиваться (особенно, если занятия привлекательны для ребенка, вызывают у него интерес).
· Если дополнительные занятия начались, как он относится к преподавателю, какие отношения у них сложились? Есть ли продвижение в освоении этого вида деятельности, или все совсем «не идет», и ребенка это огорчает или раздражает? Комфортно ли ему?
Кроме того, если ребенок уже начал чем-то заниматься дополнительно (все равно чем – иностранным языком, шахматами, рисованием, танцами и т.д.) и родители по какой-то причине хотят занятия прекратить, необходимо взвесить все «за» и «против». Младший школьный возраст – время, когда ребенок должен научиться делать то, что неинтересно, но необходимо. Именно в этом возрасте развивается произвольность (воля). В основном, это происходит в процессе школьного обучения, благодаря обязательным учебным занятиям. Но важную роль в развитии произвольности могут играть и дополнительные занятия. Любые занятия требуют усилий. Любая, самая любимая работа включает в себя моменты рутинные, нудные, скучные, и трудности, которые нужно преодолевать, и отдельные неудачи. В не очень интересной работе всех этих неприятностей много. Если родители «отменяют» занятия, которые были для ребенка трудными или не особенно интересными, у него может появиться надежда или уверенность в том, что трудности преодолевать необязательно, от любых неприятностей можно избавиться и ничего не делать. Очень важны здесь объяснения, которые получит ребенок.
Если у младшего школьника с успеваемостью все в порядке, он относительно быстро выполняет домашние задания и у него остается много свободного времени, родителям нужно проследить, чем он его заполняет. Впереди – подростковый возраст, с его особыми интересами и соблазнами. Если ребенок привык к пустому времяпрепровождению, если он не занимается ничем полезным, позже, когда он станет подростком, родители вряд ли смогут отправить его в секцию, студию или кружок, опасаясь сомнительных компаний. ёНачинать разумно загружать его свободное время нужно с дошкольного и младшего школьного возрастов.
Развитие отдельных психических процессов происходит на протяжении всего младшего школьного возраста. Среди наиболее важных особенностей развития познавательных процессов можно выделить следующие:
- ощущение, восприятие, представления и воображение у младшего школьника развиты гораздо лучше, чем мышление, которое, будучи наглядно-образным, еще очень зависимо от чувственной картины мира, то есть от восприятия;
- внимание и память направлены преимущественно на результат познания, а не на способ достижения этого результата, то есть ребенку гораздо легче запомнить, что именно он сделал (увидел, понял, услышал, узнал), чем воспроизвести в памяти или обратить внимание на то, как именно он это делал, в какой последовательности, по каким правилам, с использованием каких знаний;
- волевые процессы и произвольная регуляция у младшего школьника еще очень слабы и часто компенсируются эмоциями – отсюда проистекают его конфликты между желаниями и долженствованиями (так называемые конфликты «хочу – надо»). Младший школьный возраст – время становления таких нравственных чувств, как чувство товарищества, долга, любви к Отечеству, а также способности к сочувствии, сопереживанию.
Наблюдаются и изменения в эмоционально-волевой сфере. Общая ориентация эмоций младшего школьника связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий.
Можно выделить следующие показатели нормы и отклонений в эмоциональной сфере младшего школьника:
Норма | Отклонения |
1. Желание идти в школу и быть школьником. 2. Безусловно уважительное отношение к учителю. 3. Яркая эмоциональная окраска оценок. 4. Удовлетворение от овладения социальными способами деятельности, прежде всего учебной. 5. Наличие эмоционального смещения (может радоваться событиям недельной давности или ожидаемым в перспективе и легко переносить актуальные трудности. 6. Сочувствие и соучастие в жизни сверстников. | 1. Отрицательное отношение к школе, полное отсутствие познавательной потребности. 2. Игнорирование оценок своей деятельности, доходящее до равнодушия. 3. Развитие психологической защиты, приводящее к полному игнорированию потенциально значимых оценок учителя и других учеников. |
В 1 классе у детей отмечается сильная непроизвольность в эмоциональной жизни, которая обнаруживается в некоторых импульсивных реакциях ребенка (смех на уроке, нарушения дисциплины). Но уже ко II-III классу дети становятся более сдержанными в выражении своих эмоций и чувств, контролируют их и могут «сыграть» нужную эмоцию в случае необходимости.
В младшем школьном возрасте эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется – появляются сложные высшие чувства:
- нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, гордость, ревность, сопереживание);
- интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие, разочарование и т.п.);
- эстетические (чувство прекрасного, чувство красивого и безобразного, чувство гармонии;
- праксические чувства (при изготовлении поделок, на занятиях физкультурой или танцами).
Чувства в младшем школьном возрасте развиваются в тесной связи с волей: часто они одерживают верх над волевым поведением и сами становятся мотивом поведения.
Интеллектуальные переживания могут заставить ребенка часами заниматься решением учебных задач, но эта же деятельность будет подтормаживаться, если ребенок будет переживать чувства страха, неуверенности.
Волевое поведение в 1 классе во многом зависит от инструкций и контроля взрослых, но уже ко 2-3 классу направляется собственными потребностями, интересами и мотивами ребенка.
Однако, во-первых, ребенок обладает большой внушаемостью и может совершить какой-либо поступок просто «как все» или потому, что на этом настоял кто-то, имеющий для ребенка авторитет. Во-вторых, в этом возрасте еще сохраняются элементы непроизвольности в поведении и иногда ребенок не может устоять перед удовлетворением какого-либо своего желания.
Тем не менее, именно в этом возрасте могут быть сформированы такие волевые качества, как самостоятельность, настойчивость, выдержка, уверенность в своих силах, так как учебная деятельность, осваиваемая детьми, обладает для этого большими ресурсами.
В возрасте 7-11 лет ребенок, в целом, осознает, что представляет собой некую индивидуальность. Он знает, что обязан учиться и изменять себя в процессе обучения, усваивая коллективные знания и соответствуя системе социальных ожиданий в отношении его поведения и ценностных ориентаций. В то же время дети начинают понимать, что отличаются от других, и начинают переживать свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.
Новые требования школы, эмансипация от родителей способствуют развитию самооценки ребенка, основанной на представлениях о себе и оценках окружающих.
Первоклассники, характеризуя себя, используют прилагательные «хороший – плохой», «добрый – злой».
Третьеклассники демонстрируют более богатый и дифференцированный психологический словарь для описания как своего поведения, так и других людей, качеств характера.
Одним из центральных моментов характеристики самого себя становится школьная оценка успеваемости. При этом самооценка в одном виде деятельности может значительно отличаться от самооценки в других: например, в рисовании – может оценивать себя высоко, а в математике – недооценивать. Критерии оценки собственной успеваемости зависят от учителя.
В младшем школьном возрасте самосознание ребенка интенсивно развивается, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Первое изменение касается имени и фамилии. Если дети дошкольного возраста чаще всего любят свои имя и фамилию, то младший школьник тонко улавливает то, как к его имени и фамилии относятся одноклассники. В процессе общения со сверстниками ребенок начинает ценить доброжелательное отношение к себе окружающих, выражаемое в том, как к нему обращаются, и сам учится разным формам обращения. Большое значение для ребенка этого возраста имеют также особенности лица и телесная экспрессия. Как и дошкольник, младший школьник упражняется в гримасничанье. Кроме лица внимание привлекает собственное тело.
У ребенка постепенно складывается образ своего тела и формируется двигательный стиль.
В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности. Осознание свое половой роли предполагает понимание и того, как к этому относятся окружающие, насколько его пол соответствует их ожиданиям. В то же время, по данным психоаналитиков, младший школьный возраст считается относительно спокойным в плане выраженной фиксации на полоролевыхотношениях. Вместе с тем, младшие школьники способны долго обсуждать, что такое «мужская» и что такое «женская работа», чем девочки отличаются от мальчиков, какие способы они используют, чтобы привлечь друг к другу внимание.
По мнению третьеклассников, чтобы понравиться девочке, мальчики ей надоедают; за ней гоняются; ставят подножку, чтобы упала; поднимают юбки; дергают за косы; портфель уволакивают; в пузо могут кулаком дать; дарят шоколадки, конфеты и жвачки; носят портфель; защищают. А чтобы понравиться мальчику, девочки кусаются и царапаются; ногами дерутся; говорят неприличные слова; крутятся на глазах; пишут записки «Вика+Коля=Любовь»; дают списывать; смотрят на него на уроке и вздыхают.
Несмотря на большое значение лица, тела, пола, главную роль в самоопределении младшего школьника играет учебная деятельность. Если потребность в самоутверждении не удовлетворяется, она может вылиться в капризы, уныние, зависть или в постоянное чувство соперничества. Неуспех в учебе ведет к падению самооценки детей и к снижению уровня притязаний.
Важным этапом в развитии личности является любовь к близким. Прежде всего в образ «Я» попадают мать и члены семьи. Любовь к родным вызывает переживание и понимание того, что беды и радости другого человека могут восприниматься как свои страдания и благополучие.
Итак, процесс осознания себя очень сложен для ребенка младшего школьного возраста и порождает множество переживаний. В первую очередь, это связано с пониманием отличия себя от других по физическим, половым, психологическим, социокультурным признакам и с формированием множества комплексов на этой основе.
Структура родительского всеобуча
Образовательные области | Тема | Цель | Форма проведения | Кол-во занятий | Время проведения |
Возрастная и социальная психология | Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс | ознакомить родителей с особенностями развития детей – учеников второго класса, предложить практические рекомендации по воспитанию детей данного возраста. | университет педагогических знаний | 1 | сентябрь |
Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста | предложить рекомендации родителям по выявлению и развитию индивидуальных особенностей детей. | вечер вопросов и ответов | 1 | октябрь | |
Понимаем ли мы своего ребенка? |
| тренинг | 1 | ноябрь | |
Детская агрессивность и ее причины | обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка; сформировать у родителей понимание проблемы детской агрессии и путей ее преодоления. | дискуссия | 1 | декабрь | |
Педагогика и социология воспитания | Мы- дружная семья | обсудить проблемы воспитания школьников в семье, обменяться опытом. | круглый стол | 1 | январь |
Самооценка младшего школьника | предложить родителям способы формирования у младшего школьника адекватной самооценки. | диспут | 1 | февраль | |
Педагогическая культура родителей | познакомить родителей со стилями семейного воспитания | университет педагогических знаний | 1 | март | |
Воспитание коллективизма в начальной школе | определить роль коллектива в жизни младшего школьника; предложить рекомендации по включению ребенка в коллектив сверстников. | дискуссия | 1 | апрель | |
Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста | определить место и значение семейных традиций в жизни ребенка; предложить практические рекомендации по формированию семейных традиций. | Круглый стол | 1 | май | |
Итого: | 9 |
Методические материалы
Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс
Цель: ознакомить родителей с особенностями развития детей – учеников второго класса, предложить практические рекомендации по воспитанию детей данного возраста.
Осознанность процесса учения. Особенности мотивации учения данного возраста. Уверенность во взаимоотношениях с учителем, со сверстниками. Подражательность второклассников. Рефлексия как новообразование возраста. Доминирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у детей данного возраста. Начальный период формирования способности к саморегуляциивнешней и внутренней. Трудности в воспитании, работе, общении с учащимися-второклассниками и возможные пути решения этих проблем.
Тема 2. Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста
Цель: предложить рекомендации родителям по выявлению и развитию индивидуальных особенностей детей.
Внутренний мир ребенка. «Область достижений» и «область ограничений». Особенности характера ребенка младшего школьного возраста. Индивидуальный подход к ребенку и его возможностям. Компенсация недостатков и развитие талантов. Способности ребенка и пути их развития. Помощь ребенку со стороны родителей, учителя в развитии его индивидуальности.
Тема 3. Понимаем ли мы своего ребенка?
Цель:
- знакомство с приемами взаимопонимания и, в первую очередь, обучение активному выслушиванию ребенка;
- развития умения сообщать о своих чувствах и понимать чувства другого в конфликтной ситуации.
Форма: общение в виде тренинга.
Подготовка к всеобучу:
- нарисовать плакат «Учимся правилам активного слушания»;
- написать родителям на карточках или одном большом листе ватмана типичные ситуации общения родителей с детьми, приводящие к конфликту.
Оборудование кабинета:
- в помещении, где будет проходить собрание, лучше всего поставить стулья кругом;
- изготовить плакаты, на которых написаны правила активного слушания.
Ход всеобуча
Родители рассаживаются на стулья по кругу.
Вступительное слово руководителя.
Многие из нас, несмотря на то, что прожили значительную часть своей жизни, так и не научились общаться между собой. Общение является обычным обменом информацией между людьми, но успех любого общения определяется взаимопониманием. Часто конфликты возникают по причине отсутствия взаимопонимания. Ссоры и несогласия усиливаются из-за того, что мы не способны увидеть ситуацию глазами другого человека. При отсутствии взаимопонимания не может быть и доверия. Если мы будем владеть всеми приемами эффективного общения, нам легче будет понимать своих детей, а им проще будет с нами. Мы не роботы и не компьютеры. Наше общение – это обмен не только информацией, но и эмоциями, переживаниями, чувствами.
На этом тренинге мы попытаемся научиться активно слушать.
Часто мы умение слушать подменяем паузой, которую выдерживаем, ожидая возможности высказаться самому, когда наш собеседник, наконец, перестанет говорить. Учитывая, что наш собеседник «бесправный» ребёнок, рассчитывать, что его не только выслушают, но и поймут, не приходится.
Активно слушать ребенка нужно всегда. Бывают случаи, что совсем маленькие дети, едва умеющие говорить, вдруг лепечут поразительно интересные вещи. Школьник значительно старше, у него самостоятельная жизнь, и прислушиваться к нему необходимо. В текучке дней мы не всегда обращаем на это внимание, но есть моменты, когда мы обязаны быть внимательными. Это когда у нашего ребенка эмоциональные проблемы: он сконфужен, унижен, обижен, ему стыдно и больно.
В качестве примера рассмотрим очень типичный случай.
Приходит школьник домой со слезами на глазах, бросает в угол комнаты портфель (сумку) и заявляет, что больше в эту проклятую школу не пойдет. Лицо искажено гримасой обиды на весь белый свет.
Как поступают родители в подобных случаях? Есть три варианта. Рассмотрим их по очереди.
Первый: родители тоже устали, раздражены, замучены безденежьем и связанными с ним проблемами. В этом случае часто следует окрик: «Что значит, не пойду? Я тебе дам, не пойду! Пойдешь, как миленький. Хочешь неучем остаться?». Далее могут последовать тирада о пользе учения и угрозы, связанные с нежеланием отрока учиться. Школьник в этом случае или замыкается в себя, или убегает к друзьям. Родители не поняли серьезности ситуации, в которую попало их любимое чадо, иначе повели бы себя совсем по-другому.
Второй вариант: родители пытаются узнать, что случилось, но у них с сыном (дочкой) нет взаимопонимания. Они раньше не очень к нему прислушивались. Все попытки узнать правду заканчиваются молчанием или малопонятными фразами, из которых картину случившегося выстроить не удается. Эффект тот же: ребенок отгораживается стенкой или уходит туда, где его поймут и посочувствуют.
В третьем случае к родителям, умеющим слушать, ребёнок придет сам как к последней надежде в его сложном положении. Его боль и унижение, которым он подвергся, сразу передадутся и им. Сопричастность и сострадание самых близких ему людей сделают его обиду не такой жестокой. Спокойный голос, взгляд глаза в глаза еще более расположат к вам ребенка. На вопрос «Что случилось?» вы не сразу получите ответ. Положение вашего сына (дочки) подсказывает ему, что и у вас из-за него могут быть неприятности. Какое-то время он изворачивается, не говорит правды. Наконец, понимает, что деваться все равно некуда, и рассказывает вам все начистоту. Выясняется, что группа ребят из старшего класса занимается откровенным грабежом школьников младшего возраста. Мало того, что забирают все, что дают родители на завтраки, так еще заставляют принести из дома.
Далее опять вопрос взаимопонимания: «Как ты мог так поступать!» – мог вскричать отец с последующей тирадой о том, что нужно было сразу все сказать. В этой ситуации нужно поставить себя на место своего сына. Как бы вы поступили? И тогда вопрос будет другой: «Чего ты хочешь, сынок? Я могу перевести тебя в другую школу, сдать подонков в милицию или пойти с приятелем и переломать им ребра». В такой ситуации подросток чаще выбирает другую школу. Он боится мести друзей этих ребят и выбирает самый безопасный путь и для себя, и для своего отца.
Своим умением слушать вы подводите ребенка к конструктивному решению проблемы, сохраняя с ним хорошие отношения.
Теперь, после того как классный руководитель привел пример, участвующие разбиваются на пары (один – «взрослый», другой – «ребенок»). На карточках или большом ватмане расписаны конфликтные ситуации. Выбрав некоторые из них, участники начинают игру.
Правила активного слушания написаны на плакате, и играющие могут ими воспользоваться:
- смотреть в лицо ребенка, глаза на одном уровне;
- стараться изображать чувства, испытываемые ребенком;
- использовать утвердительную форму высказывания и вопросов стараться не задавать;
- давать ребенку время на обдумывание, для чего держать паузу.
После игры предложить родителям высказаться. Высказывания записать на доску или плакат.
Высказывания могут быть примерно такими:
- ребенок рассказывает значительно больше, когда видит, что его внимательно слушают;
- после разговора подросток сам пытается решить свою проблему;
- мы начинаем лучше понимать друг друга;
- переживания ребенка значительно уменьшаются.
Теперь, после игры, мы разобрались, что активное слушание – это путь к установлению лучшего контакта с ребенком.
Далее игра будет другой. Речь шла о переживаниях ребенка. Но ведь и родители сильно переживают за своих чад и очень расстраиваются, когда те невнимательны, грубы, черствы, эгоистичны и т.д. Требуя к себе внимания, выполнения тех или иных работ по дому, взрослые повышают голос, требуют, приказывают, оскорбляют, а в ответ получают то же самое. В лучшем случае подросток на это не реагирует.
Наиболее типичные фразы родителей: «Сколько раз тебе повторять: вынеси мусор!», «Ты опять прогулял школу, хочешь неучем остаться!», «Когда ты, наконец, будешь приходить вовремя!».
Все эти высказывания содержат негативную оценку поведения и самой личности подростка, поэтому они и неприемлемы. В них везде звучит местоимение «ты», поэтому подобные высказывания получили название «Ты-высказываний».
Психологи советуют избегать таких высказываний и использовать «Я-высказывания». Вот какие у них признаки.
- В конфликтной ситуации стараться описывать свои чувства и эмоции.
- Кратко, без оценок описать ситуацию или поступок ребенка, при этом касаться только поведения, но не трогая личность.
- Сформулировать результат, который вам желателен.
В этом случае приведенные выше высказывания станут выглядеть таким образом:
«Я собираюсь готовить обед, но мусор складывать совершенно некуда. Очистки от овощей вываливаются на пол. Как хорошо, если бы мусорное ведро было пустым».
«Сегодня я говорила с твоим классным руководителем по поводу твоих оценок. Мне было очень стыдно. Я не знала, как себя вести. Если начались проблемы с занятиями или твоим поведением в школе, давай сядем и поговорим об этом. Помощь мы тебе всегда окажем».
«У нас в семье принято приходить домой в определенное время. Когда любой член нашей семьи задерживается, я сильно переживаю и нервничаю. Я очень прошу тебя приходить домой вовремя. Если тебе нужно задержаться, ты будешь предупреждать, и я буду чувствовать себя спокойно».
Разговаривать в такой манере трудно. Родительская власть требует своего. Чтобы высказываться о своих чувствах и эмоциях в таком виде, нужна длительная тренировка. Результат «Я-высказываний» тоже будет не мгновенным и неоднозначным. Большая часть детей поймет и оценит, но будут и такие, которые примут это за родительскую слабость. Этого нельзя исключать. Для черствых и слабовольных детей жесткие методы эффективнее: факт скандала дома будет служить для них сдерживающим фактором. Авторам известны уже выросшие дети, к которым родители относились, как к равным. Они видели от родителей только любовь и уважение, но, несмотря на это, мусор их нельзя было заставить вынести (ни в какой форме), и уйти они могли на всю ночь, имея при себе мобильный телефон и не отвечая до утра на звонки родителей. Я не могу этот феномен объяснить ничем, кроме генетической предрасположенности. Возможно, что тут именно «битие» определяло сознание, но оно не использовалось по причине высокой культуры семей. У казаков за проступки секли даже атаманов, но уважение к ним после этого было еще больше.
Итак, вернемся к нашей тренировке. Безусловно, что для большинства детей данный способ достаточно эффективен, потому что основан на уважении и доверии. Он дает возможность и ребенку, и родителям лучше понять друг друга и прийти к диалогу.
Для примера проведем две ролевые игры, где одна и та же ситуация будет обыграна с помощью «Ты-высказываний» и с помощью «Я-высказываний».
Ситуация для всех участников тренинга: «Время шесть часов вечера.. Сын задерживается на улице, хотя должен прийти в три часа, в крайнем случае – в четыре. Родители нервничают, потому что не знают причину задержки. Около семи часов сын появляется дома, и начинается диалог...».
«Легенда» для сына: «Вы были в гостях у одноклассника, играли в новую компьютерную игру. Опомнились, когда одного из группы позвали домой взволнованные родители. Вы тут же побежали домой, понимая, что заставили волноваться родителей. Дома состоялся диалог...».
Тема 4. Детская агрессивность и ее причины
Цель: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка; сформировать у родителей понимание проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.
Понятие агрессии и ее характерные черты. Виды агрессии: инструментальная агрессия как средство достижения определенной цели; враждебная агрессия как способ причинить человеку боль. Ситуативная и устойчивая формы агрессии. Причины детской агрессии. Расположение и неприятие как факторы, позитивно и негативно влияющие на формирование детской агрессии. Разумная требовательность родителей по отношению к себе и собственному ребенку – одно из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей. Рекомендации родителям по профилактике и коррекции детской агрессивности: сказкотерапия, психические освобождающие игры, режиссерские игры и др.
Тема 5. Мы дружная семья
Цель: обсудить проблемы воспитания подростков в семье, обменяться опытом.
Подготовка : изготовление памяток; желательно при проведении всеобуча создать благоприятный музыкальный фон.
Ход всеобуча
Классный руководитель обращается со вступительным словом. Он говорит о том, что важнее воспитания нового поколения у человечества нет задачи. Эта задача решается главным образом в семье. Не исключая и ответственности школы, общества и генетических предрасположенностей нового поколения, семья является основным воспитательным инструментом. Сегодняшнее собрание посвящается воспитанию подростка именно в семье.
Далее родителям предлагается анкета, которая помогает выявить отношение к воспитанию ребенка.
Анкета
1. Ваш ребенок совершил нехороший поступок. Ваша реакция:
А) поставите себя на место Вашего ребенка
Б) разберетесь и накажете
В) накажете без особых разговоров
2. Ваш подросток так себя повел, что вывел Вас из себя. Ваша реакция:
А) Вы сохраните самообладание
Б) покажете свое неудовольствие
В) накричите и накажете
3. Считаете ли Вы, что с Вашим ребенком нужно советоваться по разным вопросам?
A) да
Б) иногда
B) нет
4. Можете ли Вы устоять против просьб подростка, понимая, что это каприз?
А) да
Б) иногда
В) нет
5. У Вас важные дела, а ребенок подошел со своей проблемой, Вы:
А) оставите дела и займетесь ребенком
Б) попросите подождать
В) попросите не лезть не вовремя
6. В случае, если Вы совершили ошибку при общении с подростком:
А) признаетесь и извинитесь
Б) признаетесь в ошибке
В) посчитаете себя правым
7. Всегда ли Вы отказываетесь от обидных слов в адрес подростка?
A) да
Б) иногда
B) никогда
8. Выделяете ли Вы день, когда ребенок предоставлен сам себе?
A) да
Б) иногда
B) никогда
9. Помогаете ли Вы своему подростку делать уроки?
A) да
Б) иногда
B) нет
10. Всегда ли Вы поощряете своего ребенка, когда он по собственной инициативе сделал доброе дело?
A) да
Б) иногда
B) никогда
Результаты анкеты классный руководитель может проанализировать позже и дать рекомендации слишком жестким или, наоборот, слишком добрым родителям. Далее классный руководитель произносит небольшое вступительное слово.
Дорогие родители!
Для вас не секрет, что ваши дети, перейдя в подростковый возраст, сильно изменились. Раньше они были послушными, добрыми, ласковыми, хотя и тогда бывали конфликты, но они носили ненапряженный характер и проходили в считаные минуты. Подростки другие. Они внезапно становятся непослушными, резкими, порой и грубыми. Именно от их грубости больше всего страдают родители. В чем же причины этого явления?
К 14-15 годам подросток начинает чувствовать себя взрослым и не понимает, почему его продолжают считать ребенком. Наступает пубертатный период, т.е. период полового созревания. Идет полная перестройка организма, перестраивается вся эндокринная система. В кровь огромным потоком начинают поступать гормоны, которые «играют» его настроением. Эта двойственность состояния между детским возрастом и взрослым приводит к неуверенности в себе. Появляются тревога, излишняя нервозность, резкая смена настроения. Только что жизнерадостный ребенок вдруг сник, опустил голову и загрустил. Такое явление в это время не редкость. Подростки пытаются быть самостоятельными, независимыми от взрослых, и, если в это время их не понимают и излишне опекают, то, кроме отрицательных результатов, такое воспитание ничего не даст. Bозрастают конфликты, ребенок становится нетерпим к любым воспитательным воздействиям и особенно – к нравоучениям. Они часто заканчиваются ссорой и грубостью с обеих сторон.
Подростки часто ходят обиженными, непонятыми и в этой связи готовыми доказать свою правоту любой ценой. Бывает, что и ценой собственной жизни. Именно в этом возрасте формируются переживания, которые психиатры называют сверхценными. Простые жизненные проблемы они могут рассматривать очень серьезно.
В этой ситуации нужно помогать ребенку выходить из подобных состояний, объяснять, что ничего серьезного не произошло, что скоро все кончится и он сам посмеется над тем своим состоянием, которое сейчас его сильно угнетает. Всегда надо помнить, что, как бы надуманны, искусственны и смехотворны ни были переживания подростка, угрозу для его жизни они представляют весьма реальную. Мы же не можем влезть в его голову и оценить масштаб катастрофы, которую он сам себе там представил. Примеров таких в жизни очень много. Недавно произошел один такой случай, настолько нелепый, что его комментировали по нескольким каналам телевидения. Девочка 14 лет встречалась с мальчиком. Ее кавалер психически был не совсем здоров, но она вела себя совершенно нормально – нежная, ласковая, отзывчивая, добрая девочка, помогала по дому, хорошо училась, никаких конфликтов ни в семье, ни в школе, ни со сверстниками у нее не было. Мальчик задумал самоубийство и пригласил ее. Она пошла, и они вместе прыгнули с высоковольтной мачты с высоты почти 30 м. Расследование показало, что следов борьбы или насилия не было. Сделали подростки это вместе, добровольно. Что тут скажешь? Остается только развести руками со слезами на глазах.
Очень трудно в таких ситуациях выдерживать золотую середину. С одной стороны, процесс воспитания не должен прерываться, и подросток должен находиться под опекой взрослых, с другой – нужно дать ему возможность самореализоваться. Он должен быть достаточно самостоятельным, чтобы принимать решения и нести за них ответственность. Любому человеку, а подростку в особенности, нужно, чтобы его понимали, любили, ценили, уважали (вспомните фильм «Доживем до понедельника»). Тогда ему легче совершенствоваться в делах, в учебе и в жизни в целом, легче реализовать свои способности. Подросток должен любить себя, т.е. иметь высокую самооценку. Она закладывается, в первую очередь, его родителями. Если они внимательны и терпеливы к его недостаткам и кропотливо, но ненавязчиво работают над их исправлением, ребенок вырастает с адекватной самооценкой. Если же его все время критикуют, ругают, муштруют, его самооценка будет низкой. Ведь как подросток может оценить себя? В первую очередь, по поведению окружающих. Уже позже, имея жизненный опыт, став взрослым человеком, он может сравнить себя с другими людьми и сформировать собственную оценку.
Но вернемся к подросткам. Если родители его хвалят, поощряют, он чувствует любовь и заботу, то и в душе у него складывается ощущение, что с ним все в порядке. Если его все время критикуют, говорят обидные слова, а иногда и наказывают, то у него формируется низкая самооценка. Тогда он нарочно начинает совершать плохие поступки. Это его протест, в котором скрываются горечь и отчаяние. Родителям нужно постоянно следить за собой и не допускать перекосов ни в одну, ни в другую сторону. Как найти середину?
Тема 6. Самооценка младшего школьника
Цель: предложить родителям способы формирования у младшего школьника адекватной самооценки.
Самооценка и ее влияние на развитие личности младшего школьника. Оптимальный уровень самооценки. Самооценка и уровень притязаний. Следствия завышенной, заниженной, адекватной самооценки. Пути формирования адекватной самооценки младшего школьника. Причины формирования неадекватной самооценки ребенка: попустительский стиль воспитания, потакание капризам, необъективная похвала, равнодушие к проблемам ребенка, пренебрежение успехами ребенка и др. Способы коррекции самооценки. Правила повышения самооценки. Влияние родительской любви (нелюбви) к ребенку на формирование его самооценки. Сравнение успехов ученика с его собственными (вчерашними) как важнейший фактор формирования адекватной самооценки.
Тема 7.Педагогическая культура родителей
1. Опросник для родителей «Типы воспитания детей»
Источник: Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. Ростов н/Д., 2006. С. 77-85.
2. Стили семейного воспитания
Попустительский стиль[2]. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют поиск у ребенка наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимство.
Состязательный стиль. При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу.
Рассудительный стиль. Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. Родители считают, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет.
Предупредительный стиль. Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что ему интересно.
Контролирующий стиль. В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка. Родители достаточно активно используют методы наказания. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка.
Сочувствующий стиль. Условием формирования такого стиля воспитания является отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей. В таких семьях ребенок с раннего детства предоставлен сам себе.
Гармоничный стиль семейного воспитания. В таких семьях ребенок является всегда желанным. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются.
Принципы семейного общения
Создание положительной психологической атмосферы в семье. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном уважении и доверии их друг к другу.
Принятие ребёнка родителями. Формула истиной родительской любви, формула принятия – это не «люблю, потому что ты хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть».
Личный пример родителей. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
3. Наиболее распространенные ошибки, которые допускают родители при воспитании детей:
1. Несоответствие требований родителей возможностям и потребностям детей, ритму их психофизиологического развития, конституциональным и половым особенностям.
2. Наличие повышенной заботы (гиперопека) со стороны родителей. Гиперопека приводит к формированию у ребенка таких черт характера, как зависимость, неуверенность в себе, трудности в самостоятельном принятии решений, тревожность.
3. Непринятие индивидуальности и эмоциональное непринятие детей.
4. Неравномерный характер воспитания в различные периоды жизни детей со стороны одного или обоих родителей.
5. Несогласованный подход в воспитании со стороны родителей и других членов семьи.
6. Непоследовательность воспитания, его неровность и противоречивость у каждого из родителей в отдельности.
7. Неустойчивость в обращении с детьми означает повышенный тон, крик, общую эмоциональную неровность.
8. Тревожность в воспитании – это постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений и предохранений.
9. Отреагирование на детях эмоционального напряжения в виде раздраженно-нетерпеливого отношения и физических наказаний (шлепков).
4. Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания
Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений.
Гиперопека – излишняя забота о ребёнке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, – приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
Чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- принимать активное участие в жизни семьи;
- всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
- интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
- с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
(Источник: http://doshkolnik.ru/)
Тема 8. Воспитание коллективизма в начальной школе
Цель: определить роль коллектива в жизни младшего школьника; предложить рекомендации по включению ребенка в коллектив сверстников.
Коллектив и развитие личности младшего школьника. Расширение сферы и содержания общения, включение ребенка в сложную систему человеческих отношений. Углубление общения и начало образования неофициальных объединений детей на базе личных интересов. Двойственность воздействия реального коллектива на личность школьника. Пути устранения отрицательного и усиления положительного влияния коллектива на личность младшего школьника. Застенчивый, замкнутый ребенок. Пути объединения коллектива, включения младшего школьника в коллектив сверстников.
Тема 9. Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста
Цель: определить место и значение семейных традиций в жизни ребенка; предложить практические рекомендации по формированию семейных традиций.
Роль семейных традиций в формировании личности ребенка младшего школьного возраста. Национальные традиции семейного воспитания. Семейные праздники и их значение для ребенка. Семейный этикет. Формирование и сохранение семейных традиций. Презентация семейных традиций.
Литература и Интернет-ресурсы
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991.
- Васютин А., Васютина Н. Самая лучшая книга по воспитанию детей или как воспитать физически, психически и социально здорового человека из своего ребенка.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
- Детская психология для родителей – http://www.psyparents.ru
- Детский портал «Солнышко» - http://www.solnet.ee
- Детство.ру (сайт для детей, мам и пап) - http://detstvo.ru/
- Директору школы о сотрудничестве с родителями/Под ред. д.п.н., проф. А.С. Роботова, к.п.н. И.А. Хоменко, к.п.н. доц. И.Г. Шапошникова. М.: Сентябрь, 2001.
- Журнал «Здоровье школьника» - http://www.za-partoi.ru
- Закон РФ «Об образовании».
- Лютова Е., Монина Г. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000.
- Попова Д.А. Как подготовить ребенка к школе? – М., 2006.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М., 2010.
- Проект «СоцОбраз» - http://wiki.openclass.ru
- СанПиН 2.4.2./2821-10.
- Семейная педагогика: традиции и инновации: материалы VII Международного конгресса «Российская семья». М.: Изд. РСГУ «Союз», 2010.
- Современные требования к организации образовательного процесса. Методические рекомендации. / Под редакцией Н.Н. Ценарёвой, Е.В. Губановой. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008. – 220 с.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
Федеральный портал дополнительного образования детей www.vidod.edu.ru
[1] Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989, вступила в силу 2 сентября 1990.
[2] Принят Государственной думой 3 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания "Тепло дома твоего"
Цели: 1. Расширить представления детей и родителей о семье как величайшей человеческой ценности; 2. Показать, что мир в семье – главное условие благополучия, ...
Родительское собрание "Тепло дома твоего"
Воспитывать чувство любви и гордости за свою семью и свой дом...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 1 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа включает предметы:- Русский язык (2 часа)- Литературное чтение (1 час)-Математика (2,5 часа)- Окружающий мир (1 час )-Технология (0.5 часа)-Изо, музыка (по 0,25 часа)- Физическ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 2 класс по программе "Школа России"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 2 класс по программе "Школа России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа индивидуального обучения на дому 3 класс по программе "Школа России"...
Родительское собрание "Один дома"
Родительское собрание "Один дома" направлено на выявление отношения родителей к своим детям, какие главные компоненты включены в воспитательный момент каждой семьи....
Родительское собрание "Играем дома - пальчиковая гимнастика."
У младших школьников с умственной отсталостью уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Представленные упра...