Работа с одаренными детьми
статья на тему

Догадина Ирина Анатолиевна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

ТЕМА: «Работа с одаренными детьми».

ЦЕЛЬ: создание условий для развития и реализации способностей одаренных детей, активизации и поощрения их творческой деятельности;

Ход собрания

Образование не даёт ростков в душе,

 если оно не проникает до значительной глубины.

 Протагор

1. Слово учителя

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области, государства. Образовательная практика показывает снижение заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и работе с одаренными учащимися. Остается острой проблема раннего выявления одаренного ребенка, обеспечения грамотной психолого-педагогической поддержки его гармоничного развития и социализации. Таким образом, необходим поиск условий, позволяющих качественно улучшить работу по выявлению, поддержке и дополнительному развитию одаренных детей при одновременном сохранении высокого уровня универсального образования. Кроме того, важно объединить разрозненные технологии диагностики одаренности, обучениям развития интеллектуально одаренных детей в целостную «работающую» систему. Важнейшим направлением решения данной проблемы является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие их одаренности.

Одаренность — совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких областях выше среднего (по К.К. Платонову и A.M. Передник).

Одаренная личность — личность отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, сфере общения (лидерство), психомоторной (формула министерства образования США).

Одаренность бывает проявленной или скрытой, общей и специальной

Виды специальной одаренности

  • интеллектуальная (высокие показатели конвергентного мышления);
  • техническая;
  • творческая (в виде высоких показаний дивергентного мышления);
  • художественна;
  • моторно-двигательная (спортивная);
  • социальная (лидерство);
  • академическая;
  • интеллектуально-рациональная одаренность (левополушарные):
  • эмоционально-художественная одаренность (правополушарные)

Показатели одаренности:

  • любознательность и потребность в познании выходят за рамки возможностей традиционного обучения;
  • высокие интеллектуальные и творческие показатели (общая одаренность);
  • высокий уровень развития абстрактного мышления и речи (способность в языковой форме делать выводы);
  • легкость в общении, коммуникабельность;
  • активность;
  • высокая мотивация к учебной деятельности;
  • стихийное стремление к построению целостной картины мира.

Показатели умственной (интеллектуальной) одаренности:

  • сформированность любознательности;
  • проявление высокоинтенсивной познавательной активности
  • способность к целеполаганию и связанному с этим проективному мышлению (предвосхищение, отбор инструментария, коррекция);
  • быстрота и точность выполнения логических действий (анализ, синтез, индукция, дедукция, доказательство);
  • произвольность, устойчивость и контролируемость внимания;
  • богатство активного словаря, быстрота и оригинальность вербальных ассоциаций;
  • максимальный коэффициент полезного действия в процессе обучения;
  • вкус к новизне и установка на творческое выполнение заданий.

Комплекс качеств творческой личности (по Г.С.Альтшуллеру и И.М.Верткину):

  • наличие новой, значительной, общественно полезной достойной цели;
  • наличие программы (пакета программ) достижения поставленной цели и контроль их выполнения;
  • высокая работоспособность при выполнении намеченных планов;
  • «умение держать удар» — способность отстаивать свои идеи;
  • результативность деятельности.

Казалось бы, ребенку с активным познавательным интересом, повышенной умственной активностью и творческой жилкой, опережающему своих сверстников по уровню интеллекта, - такому ребенку уготовано детство более счастливое, чем у других. Однако чаще всего это оказывается не так. У детей с ранним развитием умственных способностей возникают специфические проблемы дома и в школе, в отношениях с другими детьми. Причины многих личностных проблем одаренных детей закладываются родителями в раннем детстве. Как избежать подобных трудностей и сделать жизнь одаренного ребенка более счастливой?

Одна из самых сильных потребностей человека – потребность в любви, в симпатии со стороны окружающих его людей. Для ребенка это так же важно, как удовлетворение его биологических потребностей.

Наше поведение, реакции, мимика, жесты и слова показывают ребенку, что мы ценим в нем, что в его поступках важно и поддерживается нами. Если наиболее значимым для нас является преуспевание ребенка в той или иной деятельности, и именно это вызывает у нас радость, улыбку, похвалу, то ребенок усваивает, что главное – преуспеть, стать лучшим. Если к тому же мы активно используем состязательный, соревновательный мотив, позволяем себе сравнивать ребенка с другими детьми вместо того, чтобы делать акцент на его собственных достижениях, ребенок теряет продуктивную внутреннюю мотивацию деятельности. То или иное дело для него становится интересным не само по себе, а лишь с той точки зрения, может ли он победить, обогнать других. Отсюда появляются неумение проигрывать, болезненное отношение к критическим замечаниям и многие другие личностные проблемы одаренных и не только одаренных детей.

Поэтому очень важно, уделяя внимание развитию способностей ребенка в той области, где его одаренность проявляется наиболее ярко, стимулировать развитие других его возможностей, способствовать формированию у ребенка таких личностных качеств, как доброта, сострадание, готовность помочь, щедрость, скромность, терпение, надежность и т.д.

Отношение взрослых к способностям ребенка бывает различным. Довольно часто мы восхищаемся его незаурядными способностями, охотно демонстрируем их знакомым и незнакомым, подогревая детское и собственное тщеславие... Это сулит немало проблем, связанных со становлением личности ребенка. Важно избавиться от отношения к нему как к «вундеркинду во что бы то ни стало», отказаться от нереальных ожиданий, забыть о завышенных требованиях, оставить попытки реализовать посредством ребенка собственные амбиции и неосуществленные надежды. Если учитель замечает в поведении одаренного ученика следствия такого к нему отношения – самое время поговорить с родителями и объяснить им негативные стороны подобной семейной позиции.

Иногда мы, взрослые, реагируем на детскую одаренность прямо противоположным образом: мы начинаем бить тревогу, стремимся (вольно или невольно) сдерживать умственную активность ребенка, тормозим его развитие, опасаясь за его психическое здоровье. Мы боимся, что у ребенка будет трудная жизнь из-за непринятия его окружающими, зависти, из-за проблем, связанных с тем, что он – необычный, «не такой, как все». В этом случае необходимо избавиться от страха перед неординарным интеллектом ребенка, прекратить нивелировать, приглушать или игнорировать его способности, стремясь сделать его «таким как все».

К счастью, в большинстве своем как родители, так и педагоги понимают, что способные дети требуют к себе осторожного и внимательного отношения, поддержки и помощи со стороны взрослых. Такое отношение строится на любви и безусловном признании самоценности ребенка как личности. Необходимо показывать ему, что он любим и дорог сам по себе, а не за достижения и успехи. Важно хвалить и ободрять ребенка, особенно – за проявления доброты, сострадания, терпимости и других положительных личностных качеств. Нужно помнить, как болезненно ребенок воспринимает, когда его сравнивают с другими, негативно высказываются, оценивая его личность: «ты – эгоист», «ты – жадный», «ты – злой» и т.д. Именно похвала и поддержка помогут ребенку не только приблизиться к решению своих личностных проблем, но равно будут способствовать более полной реализации его одаренности.

Развитию одаренности детей способствует поощрение их самостоятельности и независимости. Необходимо учить их принимать решения, предоставлять им возможность делать самостоятельный выбор, помогать строить собственные планы, обсуждать и принимать совместные решения. Задача учителя быть готовым помочь ребенку справиться с разочарованием, сомнением, неудачным опытом, помочь проанализировать все это; понять и поддержать его. Сказанное очень важно еще и потому, что со стороны учителя помощь прекрасно успевающим детям, как правило, отсутствует: от них ждут самостоятельных решений, а потому – отказывают в помощи, которая в данный момент может быть им необходима.

Часто позитивные, казалось бы, качества одаренных детей порождают сложные личностные проблемы. Например, отличительным свойством одаренных детей являются необычайные сосредоточенность и упорство, которые они проявляют в доведении до совершенства своего дела, в достижении поставленной цели в интересующей области. Эти позитивные качества порождают неудовлетворенность, большую уязвимость ребенка в случае, если не удается завершить дело, добиться желаемого результата и т.п. Поэтому важно, чтобы ребенок участвовал в разнообразных занятиях, в том числе и в тех, в которых он не достигает самых высоких результатов. Надо помочь одаренному ребенку увидеть талантливость других и стать более терпимым, к окружающим, - чтобы лучше понять самого себя, свои возможности, научиться переживать неуспех.

Одаренные дети часто проявляют обостренное чувство справедливости. Они больше улавливают и понимают в окружающем мире, в человеческих взаимоотношениях. Такая чувствительность, восприимчивость порождает их уязвимость. Одаренные дети болезненно реагируют на то, что не задевает обычного ребенка, чрезвычайно чувствительны к недовольству окружающих (часто воспринимают все на свой счет и необоснованно испытывают чувство вины). Они эмоционально нестабильны, нетерпеливы, порывисты, склонны к эмоциональным перепадам, сменам настроения. Эти дети нередко с трудом адаптируются к новым условиям, неадекватно реагируют на проблемы, они капризны, упрямы. Надо научить их понимать, что зачастую замечания и недовольство окружающих с ними вовсе не связаны. Важно со вниманием относиться к проблемам таких детей, спокойно, но настойчиво учить их управлять своими эмоциями, опираясь на развитое у них чувство справедливости по отношению к окружающим.

Для одаренных детей характерна еще одна особенность – стремление прерывать собеседника, поправлять его, демонстрируя собственные знания, посмеиваться над окружающими (одаренные дети часто обладают отличным чувством юмора). Это связано с тем, что одаренный ребенок, как правило, чувствует, что хочет сказать собеседник, или знает и понимает то, о чем сам он говорит тоньше и лучше. Однако подобное поведение мешает ребенку устанавливать контакты с окружающими людьми. Нужно, опираясь на обостренное чувство справедливости таких детей, учить их терпеливо ожидать, когда другой человек завершит свою мысль. Очень важно не забывать одобрять и хвалить ребенка, когда ему удается проявить терпение, выслушать собеседника, не поправляя и не перебивая его.

Проблемы, возникающие у одаренного ребенка при контактах со сверстниками, связаны еще и с тем, что зачастую их интересы он не разделяет. Одаренный ребенок лучше общается с более старшими детьми – сверстниками не по возрасту, а по интеллекту.

Трудности возникают у одаренных детей при общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Иногда эти дети замкнуты, непопулярны в группе детей (исключая социально о Они эгоцентричны, сосредоточены на собственных стремлениях, интересах и переживаниях и безразличны к стремлениям, интересам и переживаниям других людей, а это отталкивает окружающих.

Характер этих личностных проблем ребенка во многом определяется особенностями формирующейся самооценки. Многие одаренные дети очень критичны к себе. Обладая неадекватно заниженной самооценкой, они часто не могут реализовать свои потенциальные возможности. Одаренные дети очень ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку. Поэтому задача учителя – воспитывать в ребенке позитивное самовосприятие, поддерживать, поощрять, укреплять в нем уверенность в собственных возможностях и силах.

Таким образом, у нас есть все для того, чтобы вырастить и воспитать не одно поколение одаренных детей, если мы способны:

  • любить их, говорить им об этом, проявлять наши чувства и искреннее внимание, живой интерес и готовность отвечать на все их вопросы;
  • забыть о безразличии и пренебрежении к тому, что их интересует;
  • создать им условия для освоения мира, расширения кругозора, не проявляя при этом насилия;
  • помочь нашим детям формировать отношение к интеллектуальной деятельности, обучению как к процессу, который доставляет радость, удовольствие, - чтобы ребенок, занимаясь умственным трудом, действительно переживал эти чувства;
  • обеспечить детям возможность и условия для того, чтобы заниматься деятельностью, которая вызывает у них положительные эмоции.

 ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Лета Холлингуорт (1923, 1926, 1931, 1936, 1942) внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед интеллектуально одаренными людьми. Педагогам и родителям необходимо учитывать эти проблемы .

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

Список этот был продолжен другими исследователями. Уитмор (1980), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы.

1. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

2. Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда — ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

4. Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Советы родителям

  1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?
  2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
  3. Оценивайте уровень развития ребенка. Речевой, обмен даже с очень развитым ребенком дошкольного возраста не является наиболее эффективным путем к пониманию.
  4. Избегайте длинных объяснений или бесед.
  5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.
  6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

В свое время Джон Гауэн (Gowan and Torrance, 1971) предложил целую серию полезных советов родителям, заботящимся об умственном здоровье и счастье своих детей. С помощью этих советов родителям предоставляется возможность сдать своего рода автоэкзамен.

  1. Создайте устную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.
  2. Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка. (Не следует говорить ребенку, как его произведение можно улучшить: «Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы...» В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош.)
  3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
  4. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. (Желания и цели детей принадлежат им самим, а родительская помощь может порой восприниматься как «нарушение границ» личности. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в своем стремлении разделить с ребенком радость живого творческого воображения.)
  5. Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценим другими.
  6. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.
  7. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими. Оно, пусть и не скоро, но придет. (В этой связи дневники и автобиографии известных творческих личностей могут помочь ребенку понять, что он не одинок в своей борьбе. Правда, официальные биографии, написанные восхищенными учениками, склонны преуменьшать эксцентричность и отчуждение великих творцов.)
  8. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны — терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.
  9. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного. (Острая словесная карикатура на знакомого может быть очень точной и остроумной—но и очень недоброй.)
  10. Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную (предсознательную) идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами и сделать ее понятной для окружающих. (Есть некоторые основания полагать, что такие предсознательные фантазии являются полуоформившимся, нестройным истоком интимного творческого вдохновения.
  11. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты — как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
  12. Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
  13. Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Таким образом, он сможет стать конструктивным, скорее чем неконструктивным неконформистом. Чем шире мы открываем возможности для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.
  14. Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей. Для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола. Одаренная девочка должна знать сотню детей, чтобы найти одного ребенка, похожего на нее. Если этот сотый ребенок оказывается мальчиком — проблемы не кончаются, поскольку незыблемым правилом школьных и дворовых площадок является однополое группирование. Ей нужна девочка, которой может быть 8 лет, но мыслит она как 11-летняя. Родителям, возможно, придется объездить все окрестности, но это лучше, чем позволить ребенку погрузиться в одиночество и избегать общения.

Знайте, что, если ребенок в начальных классах слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе равных

Обмен мнениями

Подведение итогов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....