Родительские собрания во 2 классе
материал на тему
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ВО 2 КЛАССЕ
КАК ХОРОШО,
ЧТО ЕСТЬ СЕМЬЯ,
КОТОРАЯ ОТ БЕД ЛЮБЫХ ВСЕГДА,
ВЕЗДЕ ХРАНИТ МЕНЯ…
УЧИТЕЛЬ: Кравченко С.В.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ СТОЛЬ ЖЕ ТРУДНЫ И СТОЛЬ ЖЕ ДРАМАТИЧНЫ, КАК ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮБЯЩИМИ.
А. МОРУА
ЗАДАЧИ СОБРАНИЯ:
1. Формировать нравственную культуру детей и родителей.
2. Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: собрание- праздник.
Подготовительная работа к собранию:
Собрание проводится в начале учебного года. Его целью является сплочение родителей после летних каникул, создание условий на дальнейшую совместную деятельность единым, дружным коллективом. Время проведения собрания – вторая половина сентября. Собрание проводится в актовом зале школы.
На собрание приглашаются дедушки и бабушки, папы и мамы, старшие и младшие дети в семьях. Присутствующие на собрании рассаживаются, согласно табличкам, прикреплённым к креслам. Например, «Семья Ивановых» и т. д.
Необходимо приготовить:
1. Пригласительные билеты. Пригласительные билеты могут быть такого содержания:
Уважаемые Иван Николаевич и Светлана Сергеевна!
Наш 2 класс и ваш сын Серёжа приглашают Вас принять участие в нашем общем празднике, посвящённом Семье.
Мы ждём Вас и надеемся, что в нашей школьной семье вы не будете чувствовать себя гостями.
Все ребята 2 класса и их классный руководитель Татьяна Алексеевна.
2. Оформление сцены.
На сцене – слова:
Любовью и уступками достигается всё. Жан Поль.
Я + Я = счастливая и дружная, надёжная и верная СЕМЬЯ.
Из картона или фанеры вырезается дерево, на верхушке которого надпись: «Дерево жизни». На ветках дерева прикреплены листочки, на которых фотографии каждой семьи в полном составе.
3. Выставка коллажей учащихся и родителей 2 класса на тему «Моя семья».
Каждая семья заранее получила лист ватмана и задание изобразить свою семью в форме коллажа. Коллажи развешиваются по всему залу.
ХОД ПРАЗДНИКА:
Звучат фанфары, и на сцену выходит фея в ярком и нарядном платье. Она подходит к дереву жизни и внимательно его рассматривает. В это время на сцену выбегают мальчик и девочка, взявшись за руки. Они подбегают к дереву, рассматривают его и видят фею.
Мальчик и девочка. Ой, здравствуйте!
Фея. Здравствуйте, дети! Вы тоже пришли на такой важный праздник?
Мальчик и девочка. А о каком празднике вы говорите, уважаемая Фея?
Фея. О празднике семьи.
Мальчик и девочка. Семья? А что это такое - семья? Мы живём на Голубой Планете и такое слово слышим впервые.
Фея. Мне вас жаль, дети Голубой Планеты. Вы не знаете, что означает семья. Может, вам помогут ребята Планеты Земля? Но прежде я расскажу вам одну сказку:
Звучит музыка к песне «Маленький принц».
Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»?
Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет, ни одной звёздочки похожей на меня. А так хочется видеть, и слышать кого-то рядом с собой!
« А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна.
« Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат»?
«Ты узнала тайну спешащих странников»? – спросила Луна.
«Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…»
«А какими были его глаза?» - недоумённо спросила его Луна.
«Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься, странник?»
И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».
Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».
Луна посмотрела на звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?»
«А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звёздочка.
Луна, не говоря больше ни слова, махнула руками своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочки, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья!»
Вам понравилась сказка, дети Голубой Планеты?
Дети. Да! Но мы хотели бы поподробнее узнать, что же такое семья.
Фея. Садитесь, пожалуйста, и внимательно слушайте! А наши ребята из 2 класса попробуют вам рассказать, что значит для них слово «семья»
Выходят ребята – второклассники и читают стихи.
Праздника такого нет в календаре,
Но для нас он важный в жизни и в судьбе.
Без него мы просто не смогли бы жить,
Радоваться миру, учиться и творить.
Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: Где я был тогда?
Отвечает папа: «Не было тебя!
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная счастливая семья?
Я так люблю, когда луна глядит в окошко,
И сказки тихо бродят по углам.
А рядом мама держит за ладошку,
И гладит мои волосы слегка.
Сегодня в доме выходной,
Сегодня – воскресенье.
Мы с папой на кухне колдуем вдвоём,
Для мамы печём печенье.
Мы стол накрываем и ставим цветы,
Печенье кладём на блюдо.
Мы маме подарим любовь и букет,
А мама помоет посуду.
Мой папа любит в дневнике
Красиво расписаться,
А с двойками, что ставят мне,
Он разрешает маме разбираться.
Сегодня праздник у меня,
Сегодня день рождения!
Придёт поздравить вся семья,
Готовим угощенье!
Две бабушки мои придут
И два солидных деда,
Рассказы слушать я люблю
Про светлый день Победы!
Придёт любимая сестра
С племянницей-малышкой.
И с важным видом буду ей
Показывать я книжки.
Сегодня очень счастлив я!
Я жду тебя, моя семья!
Фея. Дорогие гости! Вам понравился рассказ ребят?
Мальчик-ведущий. Мы могли бы говорить ещё больше, но нам хотелось бы дать слово и нашим гостям.
Девочка-ведущая. Мы объявляем конкурс для пап и мам, дедушек и бабушек, сеттер и братьев и для нас!
Блиц-интервью, которое проводят сами дети.
Вопросы могут быть такими:
-какого цвета глаза у мамы, бабушки?
- какую газету любит читать дедушка?
- когда родилась ваша семья?
- какая книга у вашего ребёнка любимая?
- какой размер обуви у мамы, папы?
- когда у членов семьи день рождения?
- ласковые имена вашего дома?
- самый счастливый день вашего дома?
Исполнение песни «Родительский дом». Поют дети вместе с родителями.
Конкурсы праздника.
В каждом конкурсе участвуют 3-4 семьи. Задания выполняются на время.
А. Мама и ребёнок опутываются скакалкой. Папа должен распутать её.
Б. Мамы должны накормить отцов какой-нибудь едой.
В. Ребёнок должен помочь бабушке втянуть нитку в иголку и пришить пуговицу, подобрав её в тон к одежде бабушки.
Г. Ребёнок должен выбрать среди разложенных газет ту, которую читает дедушка и как можно быстрее принести ему.
Конкурс пантомимы.
Ребята получают карточки, на которых указаны действия, которые они должны изобразить с помощью пантомимы.
Задания могут быть такими: мама спешит на работу; папа моет посуду; дедушка читает газету; сестра собирается на встречу с друзьями; бабушка печёт пироги; папа требует дневник.
Песенный конкурс.
Ребята и родители по очереди исполняют любимые песни детей и родителей, дедушек, бабушек.
Фея. Вот и подошёл к концу наш праздник. Ребята Голубой Планеты, вам у нас понравилось?
Мальчик и девочка. Да, очень. Нам очень захотелось вернуться на свою Родину и рассказать о семьях планеты Земля, с которыми мы сегодня познакомились.
А для того, чтобы наш рассказ был убедителен, мы хотели бы сделать фотографию на память у вашего дерева Жизни вместе со всеми участниками сегодняшнего праздника. Эта фотография станет самым главным украшением Голубой Планеты!
Все вместе. Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в семьях всегда!
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ВО 2 КЛАССЕ
ЗАКОНЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ, ЗАКОНЫ ЖИЗНИ КЛАССА
УЧИТЕЛЬ: Кравченко С.В.
1. Вступительное слово классного руководителя.
Новая встреча и новая тема для разговора. Этот разговор с вами хочется начать отрывком из произведения великого драматурга древней Греции Софокла.
Эти строчки, написанные так давно, актуальны и сегодня:
Ты прав, мой милый. Пред отцовской волей
Всё остальное отступить должно.
Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели воздавать.
А в детях, если не нашёл опоры –
Что скажем мы о нём? Не ясно ль всем,
Что для себя он лишь причину создал
И смех злорадный для врагов своих?
Софокл. Антигона.
Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью.
Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребёнок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»
Но сегодня, сидя за партой на том месте, на котором сидит ваш ребёнок, мы учимся постигать формулы родительской педагогики. Возьмите листочки, которые лежат перед вами, рассмотрите их: одна сторона его чиста, а вторая заполнена. На заполненной страничке написаны предложения, в которых рассказывается о том, что увидел педагог в вашем сыне или дочери за некоторое время, на что хочет обратить ваше внимание.
Мы никогда не будем вслух анализировать проблемы, неудачи, горести детей. Они остаются для индивидуального общения с классным руководителем. Это станет нашим с вами законом общения, нашей традицией родительских собраний.
(Родители читают и анализируют, размышляют о том, необходима ли индивидуальная встреча с классным руководителем.)
2. Работа с формулой.
Папы! Мамы! Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребёнка в семье. Расшифруйте их.
Законы семьи = + + + .
ед. тр. зн.похв. тр. уч. разд. благ.
(пятиминутная музыкальная пауза, пока родители выполняют задание.)
- У кого что получилось? Какие законы семьи здесь зашифрованы?
Затем идёт анализ зашифрованной формулы.
1 закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.
2 закон. Закон значимости похвалы для ребёнка.
3 закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
4 закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребёнка, значит ребёнок состоится, как человек, как личность.
3. Диагностика.
На прошлой неделе в классе прошёл парад самовизиток. Образец такой самовизитки висит на доске. Перед каждым из вас лежит чистая самовизитка. Вам нужно её заполнить вместо вашего сына или дочери. Выполните, пожалуйста, это задание. Время работы – 10 минут. Когда вы выполните эту работу, приступайте к следующей. Сравните вашу визитку с той, которую заполнили ваш сын или дочь. Сделайте выводы.
4. Итог собрания.
Каждый из вас получает в подарок законы жизни в семье. Обсудите их дома, в кругу семьи. Сделайте серьёзный вывод по проблеме: Насколько хорошо вы знаете своего ребёнка.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ВО 2 КЛАССЕ
ПЕРВЫЕ УРОКИ
ШКОЛЬНОЙ ОТМЕТКИ
ИЗМЕНИ СВОЁ МНЕНИЕ О ВЕЩАХ, КОТОРЫЕ ТЕБЯ ОГОРЧАЮТ, И ТЫ БУДЕШЬ В ПОЛНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОТ НИХ.
МАРК АВРЕЛИЙ
ЗАДАЧИ СОБРАНИЯ:
1. Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.
2. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: родительский педагогический тренинг.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ТРЕНИНГУ:
1. Анкетирование родителей по проблеме собрания.
Анкета для родителей № 1.
1. Я знаю, что школьная отметка – это …
2. Я говорю своему ребёнку, что школьная отметка – это…
3. Когда мой ребёнок идёт в школу, то я прошу его …
4. Когда мой ребёнок идёт в школу, то я требую от него …
5. Когда мой ребёнок идёт в школу, то я желаю ему …
6. Когда мой ребёнок получает хорошую отметку, то я …
7. Когда мой ребёнок получает плохую отметку, то я …
Анкета для родителей № 2.
Отметьте те фразы, которые вы чаще всего используете в общении со своим ребёнком, анализируя его учение.
- Что ты получил сегодня?
- Ничего, не расстраивайся, у нас есть время всё исправить.
- Я так и знала. И в кого ты такой уродился?
- Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!
- Ты ведь умница, и в следующий раз учительница в этом убедится.
- Сколько можно тебе объяснять!
- Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь ещё раз сделать самостоятельно?
- Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты?
- Садись и учи ещё раз, а я потом проверю!
- Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
- Знаешь, когда я была маленькой, мне этот материал тоже давался с трудом.
- Давай ещё раз заглянём в учебник. Я думаю, нам это поможет.
- Вот так и будешь на двойках и тройках ехать!
- Вот придёт отец! Он тебе покажет за двойку!
- Посмотри, как я учился, а ты?
2. Анкетирование учащихся по проблеме собрания.
Анкета для учащихся № 1.
- Если я получаю хорошую отметку, то …
- Если я получаю плохую отметку, то …
- Мои родители говорят, что я могу учиться …
- Мои родители говорят, что я не могу учиться …
- Если я получаю «пять», то родители мне …
- Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители говорят …
- Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они …
- Родители хотят, чтобы я был …
3. Анализ учащимися картины И. Репина «Опять двойка».
План ответа на вопросы по картине.
- Понравилась тебе картина или нет?
- Как чувствует себя мальчик, изображённый на картине?
- Как ему живётся в родном доме?
- Как, по твоему мнению, относятся к нему родные и близкие люди?
- Хотелось бы тебе ему помочь?
- Бывают ли в твоей жизни ситуации, похожие на изображённую на картине?
- Как, по твоему мнению, закончится эта история?
4. Подготовка памяток для учащихся и родителей по проблеме собрания.
Памятка № 1. Как относиться к отметкам ребёнка.
- Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
- Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
- Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
- Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
- Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку оценки вслух.
- Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
- Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
- Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
- Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
- Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.
Памятка для родителей № 2. Как помогать ребёнку в приготовлении домашних заданий.
- Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения домашних заданий. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависит его будущие школьные успехи.
- У вашего ребёнка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.
- Оформите рабочее место ребёнка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.
- Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
- Объясните ребёнку главное правило учебной работы – учебные принадлежности должны всегда находиться на своём месте. Постарайтесь привести в пример своё рабочее место.
- Постоянно требуйте от ребёнка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдёт немного времени, и он будет сам убирать своё рабочее место.
- Если ребёнок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать это успокаивает ребёнка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, ещё не начав это задание выполнять.
- Если ребёнок делает что-то не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
- Учите вашего ребёнка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребёнок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведённом на выполнение уроков.
- Если ребёнок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей и красной строки.
- Не заставляйте своего ребёнка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвёт ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
- Старайтесь как можно раньше приучить ребёнка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
- Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребёнка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребёнок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
- Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.
- В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!
5. Подготовка программы родительского педагогического тренинга.
Для проведения родительского педагогического тренинга необходимо подготовить помещение, в котором он будет проходить. Родители усаживаются по кругу. Если приходит много родителей, можно образовать внутренний и внешний круг.
Ход собрания:
1. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые папы и мамы! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребёнка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами вашей семьи и мерилом ценностей в воспитании ребёнка.
Сегодня мы построим своё собрание так, чтобы больше проиграть те ситуации, которые связаны со школьной отметкой. Это поможет вам избежать часто встречающихся ошибок в семейном воспитании, связанных с этой проблемой.
2. Педагогический тренинг.
Упражнение 1.
Родители, сидя в круге, отвечают на вопрос классного руководителя: «Что значит для вас школьная отметка вашего ребёнка?» Классный руководитель записывает на доске мнения родителей, которые наиболее часто повторяются; затем эти мнения обсуждаются совместно.
Упражнение 2.
Родители обсуждают свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками. Они осмысливают их со своей теперешней родительской позиции.
Упражнение 3.
Родителям предлагается вспомнить картину «Опять двойка».
Они должны попробовать нарисовать финал данной картины, но с позиции 21 века. Родители работают в парах.
Упражнение 4.
Классный руководитель знакомит родителей с описанием данной картины учащимися класс (без имён и фамилий). Затем идёт обсуждение мнения учащихся по кругу.
Упражнение 5.
Родителям предлагается обсудить в группах типичные ситуации, связанные со школьной отметкой и выработать коллективно стратегию поведения взрослых в предложенной ситуации. Это поможет родителям в решении ситуаций подобного типа, которые могут сложиться в их семье:
- ребёнок не хочет делать уроки самостоятельно и ждёт родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы;
- ребёнок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполненное задание плохой отметкой;
- во время выполнения домашнего задания ребёнок отвлекается, делает ошибки, неохотно доводит начатое дело до конца;
- ребёнок пишет плохо, неаккуратно, а переписывать задание не хочет;
- ребёнок приходит домой с очередной плохой отметкой;
- ребёнок получает плохую отметку, но говорит родителям, что получил отличную отметку. Это повторяется достаточно часто;
- ребёнок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.
Упражнение 6.
Родители знакомятся с анализом анкет учащихся класса.
Анализ представлен в виде плаката. Плакат разделён на две половины: на первой половине плаката – положительное мнение учащихся об отношении родителей к их отметкам.
На второй половине – отрицательное мнение. По каждому отрицательному мнению они должны высказать своё суждение.
Своё суждение они начинают со слов: Я считаю, что ребёнок…
3. Итог собрания.
В конце собрания родители высказывают своё мнение по содержанию собрания: что они узнали нового, в чём смогли убедиться, что вызвало их негативную реакцию. Для этого они заполняют «Отзыв о собрании». Он может выглядеть так:
Я узнал, что…
Новым для меня стало то, что…
Я убедился, что…
Меня не смогли убедить в том, что …
Я категорически против того, чтобы …
Я возмущён тем, что…
В конце собрания родители получают памятки, подготовленные классным руководителем по теме собрания.
Родительское собрание
во 2 классе
Причины и последствия детской агрессии
ПРОМЕДЛЕНИЕ МОЖЕТ ОБЕРНУТЬСЯ ЧЕМ УГОДНО, ИБО ВРЕМЯ ПРИНОСИТ С СОБОЙ КАК ЗЛО, ТАК И ДОБРО, КАК ДОБРО, ТАК И ЗЛО.
НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ
ЗАДАЧИ СОБРАНИЯ:
1. Обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка.
2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.
Форма проведения родительского собрания: беседа.
Вопросы для обсуждения:
1. Причины детской агрессии.
2. Родительская власть, её виды и пути влияния на ребёнка.
3. Пути преодоления детской агрессивности.
Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
Анкета для родителей № 1.
- Бывает ли ваш ребёнок агрессивным?
- В каких ситуациях он проявляет агрессию?
- Против кого он проявляет агрессию?
- Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребёнка?
Анкета для родителей № 2.
Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребёнка наиболее выражены и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребёнка:
- Доброта
- Сочувствие
- Покладистость
- Терпение
- Сопереживание
- Безразличие
- Упрямство
- Агрессивность
- Нетерпимость
- Эгоизм
Анкета для учащихся:
Чаще всего я радуюсь, когда…
Чаще всего я смеюсь, когда….
Чаще всего у меня хорошее настроение, когда …
Чаще всего я плачу, когда…
Чаще всего я злюсь, когда…
Чаще всего я обижаюсь, когда…
Мне хорошо, когда меня …
Мне плохо, когда меня…
Тест для учащихся:
Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более пяти.
Я – добрый
Я – злой
Я – терпеливый
Я – нетерпеливый
Я – упрямый
Я – безразличный
Я – хороший друг
Я – умный
Я – помощник
Я – обидчивый
2. Классный час «10 моих «Я».
3. Выставка рисунков «Мои чувства».
4. Анализ исследований психологической службы школы по проблеме детской агрессивности (по классу).
5. Памятка для родителей.
ХОД СОБРАНИЯ:
1. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев, компьютеров.
Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
2. Обсуждение анкет учащихся.
Анализ анкет показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются подчёркивать достоинства своего ребёнка не только перед другими людьми, но и впервую очередь в своём доме, то, безусловно, ребёнок будет стараться проявлять те качества, которые подчеркивают родители в нём.
Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребёнка, особенно перед чужими людьми, то ребёнку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолён, и можно продолжать повторять делать плохо.
Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьёй.
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчёркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе, и по отношению к собственному ребёнку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребёнка то, что им самим в ребёнке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учётом складывающейся ситуации.
Однако, родители должны помнить, что требовательность – это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.
Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.
К примеру, сегодня «лёгкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо. Не надо удивляться родителям этого ребёнка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.
Требовательность по отношению к ребёнку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребёнка.
Требовательность оправдана тогда, когда перед ребёнком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребёнка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребёнок будет выражать протест скрыто, а ребёнок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.
В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребёнку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребёнка, это даст возможность ребёнку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.
Если это удаётся длительное время, а затем налагается запрет, это приводит к проявлению агрессивности со стороны ребёнка.
3. Памятки для родителей по предупреждению детской агрессивности.
Памятка № 1.
- Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
- Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
- Не ставьте своему ребёнку каких бы то ни было условий.
- Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.
- Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
- Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.
- Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.
- Не бойтесь поделиться со своим ребёнком своими чувствами и слабостями.
- Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимости от его учебных успехов.
- Помните, что ребёнок – это воплощённая возможность!
- Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!
Памятка № 2.
Уважаемые папы и мамы!
Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребёнка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно ещё изменить. Пока ваш ребёнок во втором классе, ещё не поздно!
Агрессивность ребёнка проявляется, если :
-ребёнка бьют;
- над ребёнком издеваются;
- над ребёнком зло шутят;
- ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
- родители заведомо лгут;
- родители пьют и устраивают дебоши;
- родители воспитывают ребёнка двойной моралью;
- родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;
- родители не умеют любить одинаково своих детей;
- родители ребёнку не доверяют;
- родители настраивают ребёнка друг против друга;
- родители не общаются со своим ребёнком;
- вход в дом закрыт для друзей ребёнка;
- родители проявляют по отношению к ребёнку мелочную опеку и заботу;
- родители живут своей жизнью, ребёнок чувствует, что его не любят.
Для преодоления детской агрессии в своём педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.
4. Рефлексия собрания.
Обмен мнением родителей об услышанном в ходе собрания.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ВО 2 КЛАССЕ
ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ
ЧЕЛОВЕК ОБЛАДАЕТ СПОСОБНОСТЬЮ ЛЮБИТЬ, И ЕСЛИ ОН НЕ МОЖЕТ НАЙТИ ПРИМЕНЕНИЯ СВОЕЙ СПОСОБНОСТИ ЛЮБИТЬ, ОН СПОСОБЕН НЕНАВИДЕТЬ, ПРОЯВЛЯЯ АГРЕССИЮ И ЖЕСТОКОСТЬ. ЭТИМ СРЕДСТВОМ ОН РУКОВОДСТВУЕТСЯ, КАК БЕГСТВОМ ОТ СОБСТВЕННОЙ ДУШЕВНОЙ БОЛИ…
ЭРИХ ФРОММ
ФОРМА РАБОТЫ: круглый стол.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
- Анализ проблемы агрессивности.
- Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
- Поощрение, наказание в семье.
- Законы преодоления детской агрессии.
- Экспресс-анкетирование по проблеме собрания.
ХОД СОБРАНИЯ:
1. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.
Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.
Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т. д.). У старших, т. е. У наших с вами дтей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью, напористостью.
Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т. к. не допускает оскорбления, издевательства и т. д.
Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т. д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.
2. Исследование отношения детей к телепрограммам.
Вопросы записываются на доске. Ответы анализируются классным руководителем.
- Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?
- Что тебе в них нравится?
- Советуют ли тебе родители при выборе телепередач?
- Какие передачи привлекают твоих родителей?
- Какие передачи вы смотрите всей семьёй?
Номера вопросов 1 2 3 4 5 | |||||
Мальчики Девочки Папы мамы |
3. Продолжение выступления классного руководителя.
Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.
Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и она стала нормой его жизни.
Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребёнку:
а) преодолеть трудности;
б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка;
в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:
а) оно следует немедленно за проступком;
б) объяснено ребёнку;
в) оно суровое, но не жестокое;
г) оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества. Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
4. Анализ предварительного анкетирования учащихся.
Учащиеся предварительно заполнили следующую таблицу:
Если тебя наказывают, то … | Если тебя поощряют, то … | 4 «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают |
5. Итог собрания.
Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.
Каждый из вас получает «золотые» правила воспитания, связанные с данной темой собрания:
- Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
- Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
- Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
- Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
- К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ВО 2 КЛАССЕ
ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
НАКАЗАНИЕ – ЭТО ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ПРИЧИНЯЮЩЕМУ ВРЕД.
ПОХВАЛА – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОМКРАТ.
В. КРОТОВ.
ЗАДАЧИ СОБРАНИЯ:
1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.
2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ: обмен мнениями.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
- Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.
- Значение наказания и поощрения детей в семье.
Подготовительная работа к собранию:
1. Подготовка педагогических ситуаций по проблеме собрания.
Ситуация 1.
Родители долго думали, что подарить дочери-первокласснице к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: « Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители велосипед купили!»
Ситуация 2.
Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придёт – начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка».
Ситуация 3.
Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи ещё только в четвёртом классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».
Ситуация 4.
В семье родился маленький ребёнок. Старший ребёнок – ученик третьего класса резко изменился: стал плаксивым, всё чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии.
В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, третьеклассник ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.
Ситуация 5.
В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учёбы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
2. Подготовка анкет для родителей и учащихся по проблеме собрания.
Анкета для родителей.
- Можно ли воспитывать ребёнка без наказаний?
- Что может послужить в вашей семье поводом для наказания?
- Как реагирует ваш ребёнок на наказание?
- Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребёнка?
- Как вы ведёте себя по отношению к ребёнку после того, как наказали его?
- Какие меры воздействия на ребёнка вы в вашей семье считаете наказанием?
- Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребёнка или делаете в одиночку?
-Как долго помнит ваш ребёнок наказание?
- Какие меры наказания в вашей семье исключены?
3. Сочинение учащихся по теме собрания: «Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей…»
Отдельно оформляются выдержки из сочинений ребят о тех наказаниях, которые они хотели бы исключить из реалий нашей сегодняшней жизни. Важным показателем этих сочинений является то, что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами периодически страдают:
«Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнём, это очень больно. И тогда дети плачут. Мне их жалко».
«Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь я – волшебник».
«Однажды я разбил вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».
«Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы этому мальчику поменял бы маму. Ему было бы тогда хорошо, его бы никто не бил по лицу».
4. Оформление плаката с мнением детей о поощрениях в их доме.
Меня хвалят, если…
Мне дарят подарки, если …
Мне дарят деньги, если…
Мне разрешают…, если…
Классный руководитель оформляет плакат в виде статистики мнений учащихся о тех поощрениях, которые они получают от родителей.
5. Оформление памятки для родителей.
Ход собрания:
1. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые папы и мамы! Тема нашего сегодняшнего родительского собрания логически продолжает тему предыдущего собрания. Очень часто ребёнок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы наказания и поощрения.
Прежде, чем мы перейдём к активному анализу данной проблемы, давайте обратимся к высказываниям, которые стали сегодняшним эпиграфом нашего собрания.
(Родители высказывают своё мнение по высказываниям, написанным на доске).
А теперь давайте посмотрим, каково мнение наших детей по данной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит.
Прежде, чем вы увидите результаты статистики, мне, как классному руководителю хочется отметить, что в тех семьях, где родители неумело пользуются в воспитании ребёнка наказанием и поощрением, уровень тревожности его гораздо выше, а результаты учебной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод воспитания, не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребёнка, хотя родители им охотно пользуются.
Вот об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор.
А пока говорят дети…
2. Знакомство родителей со статистикой мнений учащихся по проблеме родительского собрания.
3. Анализ педагогических ситуаций (в группах), обмен мнениями родителей по предложенным ситуациям.
В родительский дневник.
С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это – метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребёнку нужно только повиноваться.
Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве.
Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в их силе их слабость: убедить своего ребёнка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться родителям.
Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребёнок остаётся при своём мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, своё мнение.
Так в отношении детей и родителей приходит отчуждённость.
Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребёнка. Он становится неискренним, лживым, прячет своё истинное лицо до определённого времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой.
Это приводит к тому, что он перестаёт быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.
Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
Памятка № 2.
Как поощрять ребёнка в семье.
- Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
- Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
- Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребёнка, его поведением.
- Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
- Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
- Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т. д.
- Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
- Дарите подарки своему ребёнку не только с учётом его желаний, но и с учётом возможностей своей семьи.
- Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребёнка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.
- Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно.
- Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.
- Позволяйте своему ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.
- Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьёзным нравственным проблемам.
- Учите своего ребёнка понимать и ценить поощрения своих родителей.
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок!
Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
4. Рефлексия собрания.
Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ВО 2 КЛАССЕ
ПРАЗДНИКИ И БУДНИ НАШЕЙ ЖИЗНИ
ЖИВИТЕ ТАК, ЧТОБЫ ВАМ НЕ БЫЛО СТЫДНО ПРОДАТЬ ДОМАШНЕГО ПОПУГАЯ ГЛАВНОЙ СПЛЕТНИЦЕ ГОРОДА.
У. РОДЖЕРС
ПОНИМАНИЕ – НАЧАЛО СОГЛАСИЯ.
СПИНОЗА
ЗАДАЧИ СОБРАНИЯ:
1. Обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье.
2. Формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.
3. Развивать чувство юмора детей и родителей, уважение друг к другу.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: родительско-ученический капустник.
Пояснение. Родительское собрание – капустник уместно проводить в конце учебного года. Оно может стать итогом совместной деятельности классного руководителя, родителей и детей в учебном году. Главное достоинство такого собрания состоит в том, что в весёлой и юмористической форме оно сможет поднять те нравственные проблемы, которые есть во многих семьях и позволит родителям взглянуть на себя, на свои методы воспитания со стороны.
Уместно это ещё и потому, что родители будут иметь возможность чаще общаться со своим ребёнком в летнее время, что позволит больше обратить внимание на те нравственные проблемы, которые обсуждаются в ходе собрания.
Очень здорово, если в подготовке собрания активное участие примут родители учащихся. Это позволит сделать праздник ярким и значимым с педагогической точки зрения.
Подготовительная работа к собранию:
1. Разработка сценария собрания.
2. Подготовка декораций, разучивание ролей.
3. Оформление художественной выставки работ учащихся на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо».
4. Оформление поздравительных писем родителям в связи с окончанием учебного года.
5. Подведение итогов объявленного в классе конкурса рассказов «Моя семья».
ХОД СОБРАНИЯ:
На сцену выходят ведущие (ведущими в этот день могут стать родители)
1-й ведущий. Кто умнее всех на свете?
Все родители (хором): Наши дети! Наши дети!
2-й ведущий. Кто милей нам всех на свете?
Все родители (хором): Наши дети! Наши дети!
1-й ведущий. Кто нам сердце любовью лечит?
Все родители (хором): Наши дети! Наши дети!
2-й ведущий. Кто так жаждет с нами встречи?
Все родители (хором): Наши дети!
Все ученики ( хором): Ваши дети!
1-й ведущий-школьник. Как любят нас наши мамы и папы!
2-й ведущий-школьник. Они нас одевают и обувают, стирают и готовят нам еду, переживают, если мы болеем.
1-й ведущий-школьник. И иногда не обращают внимания на то, как мы себя ведём.
2-й ведущий-школьник. Может, покажем, как это бывает?
1-й ведущий-школьник. А что, давайте. Хоть среди нас таких нет, но увидеть такое нашим мамам и папам не помешает.
Сцена первая.
Родители.
Здравствуйте, юные зрители!
Мы Петрушины родители,
Старик и старушка.
А это наш сын Петрушка.
Петрушка.
Здравствуйте, дети и их родители!
Пообщаться со мной не хотите ли?
Я – мальчишка удалой,
Очень шустрый, озорной.
А подраться, пошалить кто же может не любить?
Родители.
На часах девятый час,
Торопись, сыночек, в класс,
Вот тебе книжки и тетрадки,
Мама пирог положила сладкий,
С маком и корицей,
С перцем и горчицей.
Петрушка.
Я сегодня инвалид,
У меня живот болит.
Больно мне ворочаться –
В класс идти не хочется.
Родители.
Ты, сыночек, нездоров?
Позовём мы докторов.
Пусть тебя они осмотрят,
Капли разные дадут.
Если это очень нужно,
Пусть укол тебе введут.
Петрушка.
Не хочу я докторов.
Я уже почти здоров.
Только кружится слегка
Почему-то голова.
Родители.
Ты, сыночек, полежи!
И о школе не грусти!
Справочку тебе напишут
Твои добрые родители.
Ведущие-дети.
Папа с мамой за порог,
И Петрушка прыг – да скок.
Он к портфелю подбегает –
Где там с маком пирожок?
Помните, родители!
Есть такие дети!
Не пишите справок им
Ни за что на свете!
Ведущий-взрослый. Ребята! Кто-нибудь из вас себя узнал? Нет? Тогда смотрим дальше!
Сцена вторая
Мама.
Доченька! Доченька!
Сделай одолженье!
Покорми братика
Сливочным печеньем!
Дочка.
Надоело, мама, мне братом заниматься
На качелях я хочу в парке покататься!
Папа.
Доченька! Милая!
Убери в квартире!
На твоём столе давно
Горы мусора и пыли!
Дочка.
Если очень нужно вам –
Уберите сами!
Три часа уже решаю
Трудное заданье!
Бабушка.
Внученька, родная!
Едем мы на дачу.
Без тебя на даче
Наш котёнок плачет.
Внучка.
Я на дачу не хочу!
Что на даче делать?
Ведь полоть я не могу,
А малина не созрела!
Все вместе (кроме внучки)
Что поделать с девочкой
Подскажите нам!
Может показать её
Нужно Докторам?
Классный руководитель. Дорогие папы и мамы, девочки и мальчики! Давайте вместе поможем тем детям и родителям, о которых шла речь в нашем представлении. (Родители и дети предлагают варианты помощи детям и родителям).
А теперь родительский комитет объявит победителей конкурса рассказов «Моя семья», который проходил в нашем классе. (Дети-победители получают подписку на детский журнал)
Ведущие-взрослые. А вот ещё одна будничная картинка, которую представят вам ребята. Может быть, кто-то узнает себя и задумается?
Инсценировка стихотворения С. Маршака «Строгий отец».
«Отец! Мы здесь живём в Крыму,
Покорны слову твоему,
Но мы хотим пойти туда…» -
«Куда?»
«На Карадаг встречать рассвет.
Пойдёшь ты с нами?
«Нет!»
«Отец! Ты видишь склоны гор,
Там хорошо разжечь костёр,
Он будет сверху виден всем…»
«Зачем?»
«Отец! Отец! Ты обещал,
Что мы увидим перевал,
Ты говорил, что мы пойдём…»
«Потом!»
«Отец! Есть бухта за горой,
Такой на свете нет второй.
И нас в поход зовут друзья…»
«Нельзя!»
«Отец! Отец! Скажи, когда
Ты нам ответишь словом «Да»,
И что нам делать наконец,
Скажи, отец!»
«Вы – дети! Вы должны меня
Не раздражать в теченье дня…
И понимать, в конце концов,
Что я похож на всех отцов!»
«Отец! Ты прав, всё это так,
Но мы идём на Карадаг
Твоим советам вопреки…»
«Да как вы смеете, мальки?!
Я тоже многого хочу,
И в мыслях далеко лечу,
И часто слышал я ответ
От папы моего лишь «нет»
А впрочем… Что-то понял я…
«Идём мы вместе, папа?» - «Да».
1-й ведущий-школьник. Да, грустный у нас рассказ получился.
2-й ведущий-школьник. Ничего грустного я здесь не нахожу. Главное – папа и дети поняли друг друга. А это так важно, когда мы можем понимать друг друга.
1-й ведущий-школьник. И не только понимать, а и прощать друг друга.
2-й ведущий-школьник. В жизни часто плохое и хорошее идут рядом.
1-й ведущий-школьник. Что такое хорошо и что такое плохо мы сейчас увидим на нашей художественной выставке. Слово нашим экскурсоводам.
Ведущие-взрослые. Сегодня многие взрослые и дети узнали себя в выступлениях ребят. Давайте мы сейчас все вместе мысленно попросим друг у друга прощения: взрослые у детей, дети у взрослых.
Пусть истории, рассказанные сегодня нашими детьми и родителями, никогда не происходят в нашей жизни.
Вместо горьких и обидных слов давайте говорить друг другу комплименты. Ведь это всё любви счастливые моменты.
Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты…»
Под музыку идёт вручение благодарственных писем родителям и детям.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ВО 2 КЛАССЕ
РОЛЬ КНИГИ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ РЕБЁНКА
ВСЁ, ЧЕГО Я ДОСТИГ В ЖИЗНИ, СТАЛО ВОЗМОЖНЫМ, БЛАГОДАРЯ КНИГЕ.
РИЧАРД БАХ
ЗАДАЧИ СОБРАНИЯ:
1. Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.
2. Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: круглый стол.
Вопросы для обсуждения:
-Значение книги в жизни младшего школьника.
- Как развивать читательский интерес ребёнка.
- Культура чтения школьника. В чём она заключается.
Подготовительная работа к собранию:
1. Анализ читательских интересов учеников.
По результатам исследования школьных библиотекарей составляется таблица.
Ф. И. ученика | Кол-во прочитанных книг на момент исследования | Читательские интересы ученика | Эфф-ть читательских умений ученика (умение рассказать о прочитанной книге, умение делать собственный вывод о прочитанном) | Соотношение читательских умений с учебными результатами по чтению |
2. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
Анкетирование учащихся.
- Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
- Нравится ли тебе читать книги?
- Какие книги ты читаешь с удовольствием?
- Нравится ли тебе получать книги в подарок?
- Какую книгу ты теперь читаешь?
- Тебе её подарили или ты взял её в библиотеке?
- У вас дома много книг?
- Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?
Анкетирование родителей.
- Нравится ли вашему ребёнку читать книги?
- Сколько времени он проводит за книгой?
- Убеждаете ли вы своего ребёнка читать или он делает это без принуждения?
- Как вы поощряете его читательские стремления?
- Дарите ли вы своему ребёнку книги?
-Есть ли у вас на этот счёт какие-то убеждения?
- Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанное?
- Считаете ли вы себя активным читателем?
- Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?
3. Конкурс на самого лучшего чтеца класса.
4. Памятки для родителей по развитию читательских умений детей.
Памятка № 1. Правила чтения для учащихся.
- Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10-15 минут в день.
- Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.
- Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
- Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
- Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
- Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
- Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
- Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её в руки чистой и опрятной.
- Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
- Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернёшься к этим словам, выполняя задание учителя.
Памятка № 2. Как готовить домашнее задание по чтению.
- Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.
- Посмотри, кто автор произведения.
- Внимательно прочитай весь текст.
- Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
- Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
- Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
- Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
- Составь план пересказа текста.
- Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
- Не гляди в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
- Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
- Выскажи своё мнение по прочитаннму тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей.
- Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
- Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
- Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.
- если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
- Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
- Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
- Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.
Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Ход собрания:
1. Вступительное слово классного руководителя.
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому- восьмому классу читают всё хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребёнка читать. Анализ ответов анкет родительского коллектива нашего класса это подтверждает.
2. Анализ анкет родителей.
Как же обстоят дела с чтением ребят на школьных уроках и после них?
3. Выступление школьного библиотекаря (по результатам исследования читательских интересов по классу). Анализ техники чтения учащихся класса.
4. Знакомство родителей класса с выставкой рекомендуемой и обязательной литературы, которую необходимо иметь в детской домашней библиотеке.
5. Вручение родителям списка обязательной и рекомендуемой литературы для чтения в начальной школе.
6. Вручение поздравительных писем родителям за победу их детей в конкурсе на лучшего чтеца.
7. Копилка родительского опыта.
Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса и читательских умений в семье. Работа с памятками, подготовленными классным руководителем к родительскому собранию. Их обсуждение и анализ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительские собрания (1 класс)
"Мотивы учения младших школьников"."Родителям о внимании и внимательности". "Трудности адаптации первоклассников к школе"....
Итоговая работа .Родительское собрание 3 класс
Это работа предназначена для учителей начальных классов, для проведения родительского собрания. Готовые темы родительские собрания 3класса ....
Тематика родительских собраний 1 класс
Тематика родительских собраний 1 класс...
родительское собрание 1 класс
Собрать информацию об учащихся, их родителях, о льготниках...
родительское собрание 1 класс
1. выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; 2. дать рекомендации родителям о том, как формируются у детей навыки самоконтроля....
Родительское собрание, 4 класс. Тема "Мудрость родительской любви".
Цель: привлечение внимания родителей к проблеме проявления родительской любви к своему ребенку,консультирование родителей по выбору стиля семейного воспитания детей....
Родительское собрание 2 класс на тему "Критерии оценок во 2 классе.Как к ним относиться"
В презентации даны критерии оценок за 2 класс по математике и русскому языку.Даны советы для родителей....