родительские собрания в 4 классе
материал на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskie_sobraniya_v_4_kl.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

В 4 КЛАССЕ

«ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ – ПРОФИЛАКТИКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ»

Цель: информировать родителей о системе профилактики вредных привычек  в младшем школьном возрасте; сформировать воспитательные подходы.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГА.

    Будучи уверенными в том, что их дети «ничего не знают» об алкоголе и табаке, взрослые  не считают нужным специально объяснять, чем опасно знакомство с этими веществами. Между тем установлено, что уже к 7-9 годам мальчики и девочки обнаруживают определённую осведомлённость в отношении одурманивающих веществ. Младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Они имеют представление и о том, как действуют никотин и алкоголь на организм человека, даже если личного опыта использования этих одурманивающих веществ у них нет: возникает головокружение, меняется настроение и т. д. Информированность «в теме» довольно противоречива. С одной стороны, дети, конечно, «в курсе», что употребление алкоголя и курение опасны для здоровья. Однако они далеко не всегда понимают и могут объяснить, в чём конкретно заключается эта опасность, повторяя традиционные «страшилки» взрослых: «Если будешь курить – заболеешь, от вина живот будет болеть» и т. д.

    С другой стороны, дети почти ежедневно оказываются свидетелями сцен, демонстрирующих «привлекательность» одурманивающих веществ или во всяком случае их «безвредность»: реклама пива на экране телевизора, праздничное застолье дома, красивая дама на скамейке парка с дымящейся сигаретой… В сознании ребёнка возникает так называемый когнитивный (информационный) диссонанс – одновременное присутствие противоречивых сведений об алкоголе или курении. Именно этот когнитивный диссонанс является основой для возникновения любопытства к одурманивающим веществам. Ребёнку становится интересно: а что же на самом деле представляют эти «таинственные» вещества? Почти треть младших школьников утверждают, что хотели бы попробовать алкоголь, не прочь покурить.

    Сегодня возраст начала наркотизма – приобщения к одурманивающим веществам – постоянно снижается. Есть дети, уже в 6-7 лет попробовавшие вино за праздничным столом или вместе с приятелями тайком покуривающие в подъезде. Чем раньше ребёнок знакомится с одурманивающими веществами, тем выше риск того, что в более «зрелом» возрасте у него возникнет пристрастие к алкоголю, курению.

    Возрастные особенности, способные провоцировать риск раннего приобщения к алкоголю и курению.

    В младшем школьном возрасте ребёнок проходит через так называемый кризис 7 лет. Он связан с изменением  социальной позиции ребёнка. Теперь он школьник: у него новые обязанности и возможности, новое окружение, он знакомится с множеством людей – учителями, одноклассниками и т. д. Считается, что кризис 7 лет – это рождение социального «Я» ребёнка.

    Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Теперь наибольшую значимость для ребёнка представляет всё, что так или иначе связано со школой, - школьные успехи, отношение учителя, отношение одноклассников и т. д. Для ученика его ситуация в школе – мощный источник положительных или отрицательных эмоций.

    Ситуация в школе во многом может повлиять на формирование определённого отношения к алкоголю и курению. Ребёнок, не нашедший себя в школе, чувствующим себя изгоем, пытается найти способы компенсации позиции отстающего. Тут все способы хороши, в том числе и попытки продемонстрировать свою самостоятельность, используя «вещества взрослых». Причём если в младшем школьном возрасте это просто демонстрация, то впоследствии для подростка это становится и способом получения положительных ощущений, избавления от неприятных переживаний, связанных в том числе и со школой.

    Во-первых, позаботиться о том, чтобы у ребёнка не формировался комплекс неполноценности (или сделать всё, чтобы избавить ребёнка от этого комплекса). Нужно дать ему шанс почувствовать себя хоть в каком-нибудь деле успешным. Это может быть спорт, опека младшего брата – любая деятельность. Во- вторых, важно замечать любые, даже малейшие, продвижения в учении. Если у ребёнка в стройном ряду «двоек» появилась хотя бы одна «тройка» - это уже победа! Эффективно и действенно сравнение его сегодняшних результатов с вчерашними.

    Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является реакция имитации, или подражания. Через стадию «маленьких обезьянок» проходит практически каждый ребёнок, копируя черты человека, который наиболее авторитетен для него. Чаще всего таким образцом для младшего школьника являются его родители. И тут особое значение имеет отношение взрослого к одурманивающим веществам. Не случайно в семьях, где есть курильщики, дети раньше приобщаются к курению.

    Ещё одна поведенческая реакция – это демонстрация своей «взрослости», отражающая стремление к самостоятельности. Зачастую способом такой демонстрации становится курение или знакомство с алкоголем. Чтобы ребёнок выбрал другие способы самоутверждения, необходимо создать условия, при которых он сможет почувствовать свою значительность, самостоятельность без вреда для здоровья.

    Биологические, психологические, социальные факторы, повышающие риск курения и знакомства с алкоголем.

    Биологические факторы. В настоящее время точно установлено, что существует генетически обусловленное нарушение, при котом в организме человека  вырабатывается недостаточное количество эндорфинов – веществ, «ответственных» за возникновение положительно окрашенных ощущений (недаром эти вещества называют «веществами удовольствия»). Люди с этим нарушением подсознательно постоянно ищут способ компенсировать недостаток эндорфинов, поэтому алкоголь, курение да и наркотики могут представлять для них особую привлекательность. В этом случае даже единственная проба того или иного  одурманивающего вещества чрезвычайно опасна, поскольку зависимость от химического стимулятора формируется чрезвычайно быстро. Необходимо с раннего возраста учить его иным – не наносящим ущерба здоровью – способам регуляции своего состояния. Особое значение здесь приобретают занятия спортом, закаливание, повышающие тонус организма и стимулирующие образование эндорфинов.

    Помимо биологических факторов риска свою негативную роль могут сыграть и некоторые характерологические особенности ребёнка. В данном случае речь идёт об акцентуации характера. Психологи определяют акцентуацию как чрезмерное заострение некоторых личностных черт. В зоне риска находятся дети с неустойчивым типом акцентуации характера. Для них характерны быстрая переключаемость, неспособность длительное время сосредоточиваться на выполнении задания, повышенная утомляемость даже при не очень сложной работе. Начиная какое-то дело, они часто не доводят его до конца. Их отличают резкие перепады настроения, жажда развлечений, поиск новых ощущений. Поэтому такие дети легко идут на «эксперименты» с алкоголем и приобщаются к курению. Причём именно возникающий при этом эффект изменённого состояния для них чрезвычайно привлекателен.

    Особого внимания требуют и дети с истероидным типом акцентуации. Их отличительной чертой является стремление постоянно быть центром внимания окружающих. Часто им даже не важно, хвалят их или осуждают, главное, чтобы именно они были «темой разговора». Ради популярности они готовы совершать даже те поступки, которые  в душе не одобряют. Поэтому такие дети могут пробовать алкоголь и курить даже не потому, что им это нравится, а чтобы выделиться, подчеркнуть свою непохожесть, «взрослость».

    Особенности семейного воспитания. Огромное значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг другу.

    Очень опасно воспитание по типу гипоопеки, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых, оказываются предоставленными самим  себе. Причины гипоопеки могут быть разные. Это и явное пренебрежение родителями своими обязанностями, и постоянные конфликты между родителями, которые не могут найти общего языка и в пылу борьбы совершенно забывают о сыне или дочери. Но гораздо чаще причина гипоопеки совсем иная – загруженность родителей на работе.

    Но опасна не только гипоопека, но и прямо противоположный тип воспитания – гиперопека. В этом случае родители с раннего детства контролируют буквально каждый шаг ребёнка, не давая ему возможности проявить самостоятельность. В результате ребёнок не получает собственного опыта преодоления трудностей, борьбы с неудачами, побед над собой. Привыкнув к постоянному контролю, подчинению указаниям взрослых, мальчик или девочка становятся подвластны любому внешнему влиянию. Они просто не могут отказаться от сомнительного предложения – ведь этому их в семье не научили.

    При выкуривании одной сигареты в атмосферу переходят 0, 008 г никотина и другие вещества сгорания (табачные смолы, углекислый газ, сероводород и т. д.). Никотин – сильнейший нервный яд. Про судьбу бедной лошади, погибающей от капли этого вещества, известно всем. А вот о том, что для человека смертельной дозой является 0, 08 г никотина (такое количество содержится всего в 10 сигаретах), знают немногие. Понятно, что далеко не весь дым поступает в лёгкие. Курильщику достаётся около 25 % этого «дымного букета». Приблизительно 60 % рассеивается в атмосфере, а вот 15 % попадаёт в лёгкие окружающих. Кстати, если курильщик в той или иной мере защищён сигаретным  фильтром, то про некурящих этого сказать нельзя.

    В организме ребёнка механизмы, позволяющие за счёт работы печени, почек, лёгких по возможности быстро освобождаться от токсических веществ механизмы только формируются. Отсюда и печальная статистика: заболеваемость у детей курильщиков простудными инфекциями в 3 раза выше, бронхиальной астмой в 4 раза выше, аллергиями в 2 раза выше по сравнению с детьми из семей некурящих.

    Меры избежания пассивного курения.

- в семье должно быть наложено табу на курение в присутствии ребёнка.

- квартиру нужно часто и регулярно проветривать.

- нужно минимизировать воздействие запаха табачного дыма.

- научить ребёнка правильному поведению в присутствии курящих людей.

    Это касается не только детей курильщиков, но и мальчиков и девочек из некурящих семей. Ребёнок должен знать, что ему нельзя находиться в одном помещении с курящими. Он может выйти из комнаты, он имеет право попросить взрослых людей прекратить курение в его присутствии.

    Важно объяснить опасность курения для здоровья самого ребёнка. При этом главный акцент стоит делать на значимых для мальчика или девочки вещах. Все  дети мечтают быстрее вырасти, поэтому расскажите им о том, как курение влияет на рост. Все дети (особенно девочки) хотят иметь привлекательную внешность – и тут можно объяснить, что курение быстро старит и делает человека значительно менее привлекательным. Ну а если ребёнок мечтает о спортивных рекордах, занимается в спортивной секции, расскажите, что ещё ни одному курящему человеку не удавалось достичь высот в спорте.

    Что делать, если вы узнали, что ребёнок пробовал курить.

    Попросите его объяснить, почему он решил попробовать закурить. Причина, названная ребёнком, нередко может заставить взрослого задуматься, правильно ли вообще он строит взаимоотношения с сыном или дочерью. Только тут нужно учитывать важный момент – ребёнок не всегда может дать сразу какое-то внятное объяснение: во-первых, потому, что ему бывает сложно сформулировать эту причину, во-вторых, зачастую он сам себе не даёт отчёта, зачем же он это сделал. И тут очень важна доверительная атмосфера разговора. Сын или дочь должны понимать: за честным признанием не последует наказание.

    Следует разобраться в причинах, заставивших ребёнка попробовать закурить. Собственно говоря, обозначенная причина поможет вам найти ответ на вопрос, как добиться того, чтобы курение больше не повторялось. А причины могут быть разные – тут и неорганизованный досуг, и любопытство («а что будет, если …»), и влияние друга, и просто растерянность, и неумение отказаться…

    Ребёнок должен обязательно знать, что его поступок очень расстроил вас. Не бойтесь показать ему ваше огорчение, растерянность. Назовите ещё близких и авторитетных для ребёнка людей, которые огорчатся, узнав о его курении. Ребёнок в этом возрасте уже может и должен прогнозировать реакцию окружающих на его действия. Попросите его успокоить вас: дать обещание больше не повторять свой проступок.

    За праздничным столом.

    Спиртное – непременный атрибут праздничного стола. О пользе умеренного употребления некоторых алкогольных напитков говорят с самых серьёзных научных трибун маститые медики. Понятно, что никто из родителей не хочет, чтобы его ребёнок приобщился к алкоголю. Но надо сказать, что реакции взрослых на ситуации, связанные с алкоголем и курением детей, разительно отличаются друг от друга. Если к детскому курению абсолютное большинство взрослых относится крайне негативно, рассматривая его как недопустимое, то в случае с алкоголем довольно много пап и мам считают возможным эпизодические пробы напитка.

    По нашим данным, около 78 % детей младшего школьного возраста попробовали первый раз алкоголь у себя дома, 45 % сделали это с разрешения взрослых.

    Обычно происходит это так. Праздничный стол, за которым сидят вместе взрослые и дети. Бокалы наполняются красиво пенящимся напитком, то-то произносит тост, все приподнимаются, чтобы соприкоснуться бокалами и … и в этот момент раздаётся тонкий ноющий голосок: «Мамочка, а я тоже хочу, ну дай попробовать, ну мам!..»

    Прежде всего важно понимать, что такие эксперименты далеко не столь «безобидны», как это может показаться кому-то из взрослых. На маленького ребёнка даже небольшая, незначительная, с точки зрения взрослого человека», доза алкоголя способна оказать весьма неожиданное воздействие. Так, даже 15 г шампанского или сладкого вина (глоток!) нередко вызывают рвоту, тошноту, головную боль.

    Но, на наш взгляд, главная опасность таких экспериментов даже не «физиологическая», а скорее психологическая. В сознании ребёнка снимается внутреннее табу на использование алкоголя. Такая форма поведения автоматически переходит в разряд разрешённых, тем более если алкоголь использовался с позволения родителей.

    Наставления взрослых – «не смей этого делать без спроса» - не будут иметь серьёзного воздействия. С одной стороны, «приступ» первого любопытства прошёл, но с другой – вероятность дальнейшего знакомства  с алкогольными напитками не уменьшилась, а скорее всего возросла. Если раньше ребёнка удерживал страх «первого шага», то теперь этот страх снят – ребёнок уже знает, что он может испытать, он просто повторит когда-то уже сделанное.

    Конечно, ребёнок должен присутствовать за столом на общих семейных праздниках. Но родителям стоит заранее объяснить ребёнку, что алкогольные напитки предназначены для взрослых, а ему их пробовать пока нельзя, так как это помешает ему вырасти, стать сильным и т. д. За столом обязательно должен быть любимый напиток ребёнка.

    Но совместные праздники с участием ребёнка ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки. Взрослый в состоянии опьянения (да ещё близкий, знакомый) – совершенно неподходящее зрелище для мальчика или девочки, особенно этот взрослый – отец или мать. Если ребёнок всё же стал свидетелем нежелательной сцены? Объясните ему, что взрослый очень плохо чувствует себя..

    Предотвращение знакомства с одурманивающими веществами.

    Как не покажется странным, но семейная профилактика наркомании должна заключаться не только и даже не столько в беседах об опасности одурманивающих веществ. Гораздо важнее сформировать у ребёнка свойства и качества, обеспечивающие ему успешную социальную адаптацию, дающие ему возможность решать возникающие проблемы и реализовать свои потребности без помощи наркотизации.

    Прежде всего, это формирование у ребёнка культуры здоровья. Понятно, что такой воспитательный процесс должен начинаться задолго до наступления младшего школьного возраста. Важность и значение его очевидны. Культура здоровья – один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровья – уже в младшем школьном возрасте мальчик или девочка должны понимать: здоровье – это одно из важнейших условий для счастливой жизни, его нужно беречь и укреплять.

    Можно превратить процесс воспитания ценности здоровья в увлекательную игру. Игра – наиболее действенный для школьника способ познания и взаимодействия с окружающим миром, в игре дети учатся общаться друг с другом и взрослыми, проверяют свои силы и т. д. Предложить сыну или дочери проводить  зарядку для своего младшего брата, вести дневник, где ставить себе «улыбки» каждый раз, когда без напоминаний вымыл руки, отправиться в путешествие «за здоровьем» в … ванну и т. д. Эффект таких нехитрых приёмов оказывается удивительным – то, чего родителям не удавалось добиться ежедневными напоминаниями и нотациями, легко достигается в игре.

    Игровая форма поможет вам объяснить ребёнку, почему и чем опасны одурманивающие вещества. Прекрасный пример – рассказ А. П. Чехова «Алёша». Маленький мальчик, тайком стянувший со стола сигары, со скукой слушает его поучения о том, как опасно курить. Но вот потерявший всякую надежду на понимание отец рассказывает сыну немудрёную сказку о короле, потерявшем сына из-за курения. И вдруг видит на щеках мальчика слёзы – растроганный сын бросается на шею отцу и обещает больше никогда не курить.

    А почему дети или подростки начинают использовать одурманивающие вещества? Мы уже называли тут и любопытство, и желание новых, ещё не испытанных ощущений, и стремление стать в компании своим, потребность завоевать авторитет своих сверстников и т. д. А это Значит, что второй важный секрет семейной профилактики заключается в том, чтобы помочь ребёнку освоить как можно больше способов реализации собственных потребностей, не прибегая к столь опасным способам. Только в этом случае можно говорить о существовании своеобразного внутреннего иммунитета к одурманиванию, поскольку оно теряет какое-либо значение и привлекательность для ребёнка: стоит ли рисковать, если можно достичь желаемого за счёт собственных усилий, умений.

    Поэтому родителям нужно учиться создавать условия для реализации потребности ребёнка в новом, неизвестном (удовлетворение любопытства), потребности в общении и признании сверстников, а также потребности в удовольствии от собственных усилий.

    Нередко раннее приобщение к одурманивающим веществам происходит из-за того, что подобным образом пытается завоевать авторитет среди сверстников, войти в компанию, стать «своим». Вот почему так важно научить ребёнка контактировать со взрослыми и ровесниками, помочь ему создать»свой круг», чтобы мальчик или девочка не испытывали одиночества и смогли реализовать свою потребность в общении. И рецепт тут тот же: сделать жизнь ребёнка разнообразной, чтобы у него была возможность общаться с большим кругом людей и учиться оценивать черты их характера, находить общий язык с окружающими, идти на компромиссы и отстаивать свою точку зрения.

    Таким образом, семейная профилактика оказывается тесно связанной с другими аспектами воспитания и в конечном итоге сводится к формированию у ребёнка культуры жизни – потребности и умения в самореализации, способности гармонично строить свои отношения с окружающим миром. Эти качества способны стать надёжными внутренними барьерами для ребёнка, предотвращающими многие беды, в том числе и «дружбу» с одурманивающими веществами.     

ТЕМАТИЧЕСКОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«НАШИ ТРУДНЫЕ ДЕТИ»

(4-Й КЛАСС)

ЦЕЛЬ: обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребёнка или поиск решения.

ЗАДАЧИ СОБРАНИЯ: 

1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.

2. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К СОБРАНИЮ: 

1. Учащимся класса предлагается заполнить таблицу следующего содержания:

Всё, что я делаю по собственному желанию и усмотрению

Всё, что я делаю по собственному выбору, но в определённых границах

Всё, допускается мне в определённых ситуациях

Всё, что запрещено навсегда

    Затем ребятам предлагается отметить те запреты родителей, которыми они особенно недовольны и которые приводят к конфликтам и непослушанию.

2. Подготовка проблемных вопросов для обсуждения в ходе собрания. Вопросы могут быть такими:

- Что стоит за словом «трудный» ребёнок?

-  Какие причины приводят к тому, что ребёнок становится трудным?

-  Как решать проблемы взросления без конфликтов?

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:

    На доске – тема собрания, большой лист ватмана, фломастеры, маркеры, крылатые фразы и афоризмы.

         Измени своё мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них.

                                                               Марк Аврелий

         Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.

    1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

    Наши дети взрослеют, становятся умнее и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса, учителями мы испытываем тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе искать причины трудностей в поведении учащихся.

2. ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК… ЧТО ЗА ЭТИМИ СЛОВАМИ, КАКОЙ ОН?

    Родителям предлагается нарисовать словесный портрет трудного ребёнка. Пока родители говорят, классный руководитель помечает характерные слова на лист ватмана.

- Что может стать причиной проблем в поведении ребёнка?

    Родители приводят свои аргументы и ситуации, связанные с данным вопросом.

3.КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЗНАКОМИТ РОДИТЕЛЕЙ с таблицей, которую заполняли учащиеся класса.

    Родители обсуждают получившиеся результаты и высказывают своё мнение по таблице.

4. РОДИТЕЛИ РАБОТАЮТ В ГРУППАХ.

    Классный руководитель просит родителей объединиться в группы и составить список причин нарушения поведения детьми. Родители работают в группах в течение 5 минут, а затем происходит обсуждение получившихся результатов.

5. «УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ».

    Классный руководитель знакомит родителей с четырьмя основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребёнок становится трудным и порой неуправляемым.

    Причина первая – борьба за внимание.

    Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.

    Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

    Причина третья – желание мщения. Ребёнок может мстить за:

- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами;

- унижение друг друга членами семьи;

- разводы и появление нового члена семьи в доме;

- несправедливость и невыполненные обещания;

- чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.

    Причина четвёртая – неверие в собственный успех вызываемой учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе и с учителем, низкая самооценка.

6. РОДИТЕЛИ ПОЛУЧАЮТ НАПЕЧАТАННЫЙ СВОД ЗАКОНОВ, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребёнка.

Закон 1. поздно предъявлять требования и налагать запреты в осознанном возрасте. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.

Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.

Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

Закон 5. Запреты и требования должны ребёнку разъясняться.

Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

7. РОДИТЕЛИ АНАЛИЗИРУЮТ ПОЛУЧЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЦЕПТЫ, обсуждают их совместно.

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

    Обсуждение с родителями притчи о перевёрнутом камне.

    Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. В нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые вы ведёте с ребёнком перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».

РОДИТЕЛЬСКИЙ РИНГ

«СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. КАК ИХ РЕШАТЬ?»

4 класс.

ЦЕЛЬ: изучение точек зрения родителей в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье.

ЗАДАЧИ:

1. Обсудить совместно различные ситуации воспитания и пути решения конфликтных ситуаций в семьях учащихся.

2. Развивать у родителей интерес к совместному общению и обсуждению проблем, возникающих в воспитании учащихся класса.

ХОД РИНГА:

1. Вступительное слово классного руководителя.

   Объявление темы ринга и его задач.

2. Обсуждение высказываний.

    На доске написано два высказывания великих учёных – педагогов. Родителям предлагается высказать своё мнение и своё отношение  к данным высказываниям. Необходимо высказать свою точку зрения и определить, кто «за» и кто «против».

                                                   «Воспитание может всё»

                                                                      Гельвеций

         «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах»

                                                                     Л. Н. Толстой

«Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить её приносить жёлуди».

                                                                      В. Г. Белинский

3. Ситуации для обсуждения под общим названием «Что делать, если…»

Ситуация 1.

    В последнее время ребёнок очень изменился, мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу сидит, о чём-то думает. На все расспросы родителей отвечает  уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители  склонны думать, что ребёнок страдает, но причины скрывает. Как поступить в такой ситуации?

Ситуация 2.

    В конце учебной четверти вы получаете дневник своего ребёнка и видите, что результат учения весьма и весьма успешный. Вы рады, хвалите ребёнка за достигнутые успехи, но через пару дней вас приглашают в школу для серьёзного разговора и там вы узнаёте, что ваш сын или дочь исправили оценки в дневнике и расписались за классного руководителя. Результаты учения плохие и ваш ребёнок вас обманул.

Ситуация 3.

    Ваш ребёнок достаточно большой. Он учится в меру своих способностей, но вот беда – он ничем не хочет помогать по дому. В комнату к нему лучше не заходить – всюду беспорядок, а на предложение что-то сделать отвечает категорическим отказом.

Ситуация 4.

    Застенчивость и неуверенность в себе – характерные черты вашего ребёнка. Это накладывает серьёзный отпечаток на его умение общаться с одноклассниками, учебную деятельность, результативность учения. Ребёнок от этого явно страдает.

Ситуация 5.

    Вы не узнаёте своего ребёнка. Он стал грубым, агрессивным, а  порой даже жестоким. Об этом говорят посторонние, проявление таких качеств вы наблюдаете сами, иногда это прорывается в ваш адрес.

4. Рубрика «Родителям на заметку».

    Каждый ринг должен знакомить родителей с правилами и эталонами поведения. Например, как любить своего ребёнка.

Правило 1.

    Уметь слушать своего ребёнка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребёнка при этом, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.

Правило 2.

    Уметь говорить со своим ребёнком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.

Правило 3.

    Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинства ребёнка, вселяя надежду на исправление.

Правило 4.

    Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – пример для положительного подражания каждый день.

Правило 5.

    Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

5. Подведение итогов ринга.

    Рефлексию встречи родителям предлагается определить по 5-балльной  шкале.   Результат ринга:

- полезность встречи;

- актуальность обсуждаемых ситуаций;

- атмосфера встречи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания (1 класс)

"Мотивы учения младших школьников"."Родителям о внимании и внимательности". "Трудности адаптации первоклассников к школе"....

Итоговая работа .Родительское собрание 3 класс

Это работа предназначена для учителей начальных классов, для проведения родительского собрания. Готовые темы родительские собрания  3класса ....

Тематика родительских собраний 1 класс

Тематика родительских собраний 1 класс...

родительское собрание 1 класс

Собрать информацию об учащихся, их родителях, о льготниках...

родительское собрание 1 класс

1. выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; 2. дать рекомендации родителям о том, как  формируются у детей навыки самоконтроля....

Родительское собрание, 4 класс. Тема "Мудрость родительской любви".

Цель: привлечение внимания родителей к проблеме проявления родительской любви к своему ребенку,консультирование родителей по выбору стиля семейного воспитания детей....

Родительское собрание 2 класс на тему "Критерии оценок во 2 классе.Как к ним относиться"

В презентации даны критерии оценок за 2 класс по математике и русскому языку.Даны советы для родителей....