Родительские собрания в 1 классе
материал на тему
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
В 1 классе
«ЭМОЦИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ»
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: СЕМЕЙНЫЙ СОВЕТ.
ЦЕЛЬ: ознакомиться с самооценкой учеников класса; определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.
ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ СОБРАНИЯ:
1. Выступление педагога.
Уважаемые мамы и папы! У нас сегодня родительское собрание, которое мы проводим в форме семейного совета. Семейный совет собирается тогда, когда дело не терпит отлагательств и требует всестороннего анализа. Прежде чем мы перейдём к совету по проблеме, обозначенной в приглашениях к разговору, послушайте, пожалуйста, магнитофонную запись: идёт магнитофонная запись ответов детей на вопрос, какой я? (например, я – добрый, красивый, умный и т. д.)
2. Общение с родителями.
После прослушивания записи родители должны ответить на вопрос о мотивах выбора ребёнком прилагательных, обозначающих положительные и отрицательные качества? Происходит обмен мнениями.
Сегодняшний ваш разговор о человеческих эмоциях. Мне хотелось обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребёнка. Это эмоции разрушения – гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания – боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.
После обмена мнениями открывается доска, где изображена схема, на которой обозначены негативные проявления эмоций.
Гнев злоба агрессия
Эмоции
Боль страх обида
Гнев, злоба, агрессия – эмоции разрушения. Боль, страх, обида – эмоции страдания.
3. Родительский тренинг.
1. Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.
2. Можете ли вы сказать, что в ответах ребят на магнитофонной ленте вы услышали отзвуки негативных эмоций? (Положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают, а отрицательные – при неудовлетворении потребностей). Как формировать положительные эмоции? С чего начать?
3. Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещённые в общении с ребёнком в семье и рекомендуемые и желательные.
4. Сравните выражения, записанные вами, с представленными на доске.
При общении с детьми не употреблять следующие выражения:
- я тысячу раз говорил тебе, что …
- сколько раз надо повторять …
- о чём ты только думаешь …
- неужели тебе трудно запомнить, что …
- ты становишься …
- ты такой же, как …
- отстань, некогда мне …
- почему Лена такая, а ты - нет …
При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:
- ты у меня самый умный, красивый и т. д.
- как хорошо, что у меня есть ты…
- ты у меня молодец …
- я тебя очень люблю…
- как ты хорошо это сделал, научи меня…
- спасибо тебе, я тебе очень благодарна …
- если бы не ты, я бы никогда с этим не справилась…
4. В родительский дневник.
- Безусловно принимайте своего ребёнка.
- Активно слушайте его переживания, мнения.
- Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
- Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
- Помогайте, когда просит.
- Поддерживайте и отмечайте успехи.
- Рассказывайте о своих проблемах, делитесь чувствами.
- Разрешайте конфликты мирно.
5. Анкета для родителей.
1. Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребёнка? Как вы это делаете?
2. Проявляет ли ваш ребёнок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?
3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребёнка? Приведите примеры.
Анкетирование проводится в течение хода собрания, педагог выделяет для этого 10-15 минут. листки с ответами родители отдают педагогу, которые использует их в дальнейшей работе с родителями и учащимися.
Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям, моим родителям.
(Первое родительское собрание)
- Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чём прошу. Я просто проверяю вас.
- Не бойтесь проявлять твёрдость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.
- Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила – это всё, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.
- Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
- Не давайте пустых обещаний. Это подорвёт моё доверие к вам.
- Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».
- Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
- Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я – «центр Вселенной».
- Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдёт, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
- Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.
- Не делайте мне замечание в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
- Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я всё равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.
- Не пытайтесь меня всё время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
- Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, это – преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придётся притвориться глухим, чтобы как-то защититься.
- Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу это объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам это объяснить, но на это надо время.
- Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.
- Не забудьте, что я развиваюсь, а значит – экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.
- Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
- Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания.
- Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне её предлагают.
- Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.
- Никогда не считайте, что извиниться передо мной – ниже Вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно тёплые чувства.
- Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придётся быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.
- Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
- Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.
- Не забывайте, что мне нужно ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.
- Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
- Не забывайте, ваши добрые мысли и тёплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы, вернутся вам сторицей.
- Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо
Я – ВАШ РЕБЁНОК!
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ»
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: КРУГЛЫЙ СТОЛ.
ЦЕЛЬ: познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения; предложить практические советы организации общения с первоклассником.
Вопросы для обсуждения:
1. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
2. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
3. Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению.
4. Родительский практикум.
ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ СОБРАНИЯ:
1. Обсуждение с родителями первой школьной недели ребёнка.
Родители делятся друг с другом и учителями, какие впечатления оставила первая школьная неделя, как его поздравляли члены семьи, какие подарки получил ребёнок в кругу семьи в честь того, что он стал школьником.
2. Родительский практикум-игра «Корзина чувств».
Это может выглядеть примерно так: «Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его».
Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.
3. Обсуждение вопроса «Физиологических условий адаптации ребёнка к школе».
Ознакомление педагога с проблемами здоровья ребёнка.
-Изменение режима дня ребёнка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.
- Необходимость смены игр учебной деятельностью ребёнка дома, создание условий для двигательной активности ребёнка между выполнением уроков.
- Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.
- Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
- Обязательное введение в рацион ребёнка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
- Организация правильного питания ребёнка.
- Забота родителей о закаливании ребёнка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.
- Воспитание самостоятельности и ответственности ребёнка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.
4. Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребёнка к школе».
- Создание благоприятного психологического климата по отношению к ребёнку со стороны всех членов семьи.
- Роль самооценки ребёнка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе).
- Первое условие школьного успеха – самоценность ребёнка для его родителей. - Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню.
- Неформальное общение со своим ребёнком после пройденного школьного дня.
- Обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
- Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Поощрение ребёнка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребёнка.
5. Элементы системы взаимоотношений с ребёнком в семье.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к жизни среди одноклассников в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребёнку и с их помощью готовить ребёнка к взрослой жизни.
- Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – защищайся.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
- Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребёнка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребёнка на то, какие правила ему удаётся выполнять, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребёнком свои правила.
Родительское собрание
В 1 классе
«ТЕЛЕВИЗОР В ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
ЦЕЛЬ: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребёнка с телевизором; определить наименования и количество передач для просмотра детьми.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Статистика о роли телевидения в жизни ребёнка.
2. Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребёнка.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ.
1. Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?
2. Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребёнка?
3. Как, на ваш взгляд, необходимо организовать общение ребёнка с телевизором. Назовите возможные варианты.
ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ СОБРАНИЯ.
1. Вступительное слово учителя.
Телевизор в жизни ребёнка – это хорошо или плохо? Сколько и что должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребёнку будет неинтересна. Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа, а теперь немного статистики:
- две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно;
- время ежедневного просмотра телепередач ребёнком составляет в среднем более двух часов;
- 50 % детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений;
- 25 % детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд;
- 38 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьёй.
2. Результаты опроса.
Но, возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Я хочу показать вам результаты опроса в классе, проведённого приблизительно по следующим вопросам:
1. Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
2. Ты смотришь телевизор один или со своей семьёй?
3. Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
4. Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной.
Педагог приводит данные анализа ответов детей на предложенные вопросы.
Ознакомившись со статистикой и результатами ответов детей, родители, как правило, задают вопросы, что же делать и нужно ли что-то делать? Возможно стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребёнка определёнными программами. Что даёт ребёнку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников, нечто положительное?
3. Проводится обсуждение проблемы и обмен мнениями.
Мнения учащихся о просмотре телепередач.
Просмотр телевизора даёт возможность:
- расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний;
- находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости;
- понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
- узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
- развить воображение, фантазию, эмоциональную сферу.
Мнение родителей об ответах детей.
4. Экскурсия по выставке рисунков учеников, подготовленной к собранию. Учащиеся готовят выставку рисунков «Я смотрю телевизор», которые отражают их предпочтения.
Правила борьбы с телеманией.
1. Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра взрослыми и детьми на последующую неделю.
2. Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра.
3. Выслушивание «за» и «против» детей по поводу взрослых передач и мнения взрослых по поводу детских.
4. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребёнка.
5. Необходимо помнить о том, что ребёнок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкнет к ним и даже испытывает от таких эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.
Домашнее задание родителям
1. Обратите внимание, сколько времени проводит ваш ребёнок у телевизора?
2. Задаёт ли ребёнок вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?
3. Какие передачи предпочитает?
4. В какой передаче хотел бы сам принять участие?
5. Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «Опять уроки вечером делаешь?!», «Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?» и т. д.
В родительский дневник.
Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. К примеру первоклассники, по результатам исследований, не могут чётко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулируя их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видит на экране.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
В 1 КЛАССЕ
РОДИТЕЛЯМ О ВНИМАНИИ И ВНИМАТЕЛЬНОСТИ
ГЕНИЙ – ЭТО ВНИМАНИЕ.
НЕ ВАЖНО, КТО ЭТО СКАЗАЛ, ВАЖНО, ЧТО ЭТО ТАК.
ЗАДАЧИ СОБРАНИЯ:
1. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.
2. Познакомить родителей с методами и приёмами развития внимания первоклассников.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: творческая лаборатория родителей.
Вопросы для обсуждения:
- Значение внимания для результативности учебной деятельности.
- Приёмы развития внимания ребёнка дома.
Подготовительная работа к родительскому собранию:
1. Анализ работы учащихся на уроках, проверка устойчивости внимания учащихся в учебной деятельности.
Для проверки внимательности учащихся им предлагаются следующие задания:
а) Нарисуй точки в тетради так, как они расположены на листочке (рисунок заранее готовится учителем).
б) Подчеркни слово, в котором есть буква «д»:
Портной, подвал, антракт, земляк.
в) Каким по счёту будет в перечне слов слово «мот»?
Рот, кот, мот, год, крот.
г) Учащимся предлагается решить примеры на вычитание и сложение. Примеры даны с однозначными и двузначными числами. По команде учителя дети выполняют задание с однозначными числами, затем переходят на двузначные. Установка меняется несколько раз:
2 + 3 = 10 – 5 = 30 – 12 =
5 + 5 = 10 + 10 = 28 – 14 =
6 – 2 = 12 – 10 = 10 + 14 =
4 + 6 = 13 + 11 = 18 + 12 =
8 – 4 = 14 + 10 = 16 + 13 =
4 + 3 = 11 + 12 =
6 – 4 = 14 + 16 =
5 + 6 =
7 - 3 =
9 + 1 =
д) Учащимся предлагается диктант:
Жуки сидят на траве. Банка стоит на столе.
Папа надел сапоги. Крокодил плавает в реке.
Красные розы цветут в саду.
2. Анализ типичных ошибок учащихся, связанных с невнимательностью. Плакат с типичными ошибками по материалам анализа контрольных текущих письменных работ.
Материалы для плаката:
- Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам. («жуки» - «зуки»).
- Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах. (трва – трава).
- Если ребёнок добавляет в слова гласные буквы, это связано с неустойчивостью произвольного внимания.(тарава – трава).
- Если ребёнок переставляет слоги в словах, это связано с неустойчивостью внимания.
В материалы плаката вставляются примеры из работ учащихся класса.
3. Подготовка упражнений по развитию внимания учащихся в домашних условиях. С этой целью сделать распечатку для родителей.
Упражнение 1.
Для развития произвольного внимания можно предложить ребёнку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их. Например:
АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА.
Упражнение 2.
Ребёнку можно предложить переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова:
1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА
2. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРА КЛАТИМОР
3. РЕТАТЕРТА ГРУММОПД ЛАЙОНОСАНДЕРА
4.ОСТИМЕРА ОСТИМАРЕ
Упражнение 3.
Корректурная проба.
Ребёнку можно предложить выполнить следующую работу:
- В таблице предложенных букв необходимо вычёркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, З. Эта таблица называется таблицей Бурдона.
ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОЖБЮР
МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШ
ТВЮФГРВКДУЕКБЖЯАПРСОЮТБГЕ
МСНБШРМ ФИТЯВУЛКИБЮШЛЧБДНХ
ПГОНБИЖЮАЗБОВЕХЧЮИЕЛФВАМЮ
ЭМШДЕКТБШЛМХПЗИАРШУДОЛБХ
ДИОМГРЛЯЗТКЕЖПСАКТДНВТПРШ
ГМЮНХДКСУНФМЮЛТПСРЗШАФЧХД
СПОЯЮИАЖДЯСУАЕНЛЖОЯЧМЖИЕУ
АХРСФСФЯУХИЮКГЕПВХСФХЧОВТЯ
ОВУПМТБХФАЧЗБУЛНРКИЗГЧДИЕ
ЛЗФОУБХШЧЖНЛЕЮШМГАВЯЖНФМБ
БКДЮЯФМБНСШЛХДТБЮХВИПШУГР
ТЯЖОЗХЧТВЮАКЯФСРКЕДРФХЖСП
ОМИЕПРШПАБЕНЖИКАФСПЮЛТВОФ
ХЮШМЛСНГЕВЧЛЗСВАУОЖСНВМЗЮ
НУЮХКЧАКЗБДГШЛМХБИВХТУГЧРШ
ЗНОРШИХТТАЛБИФОМУБКГЕЧЮАЯЕ
ПКФЖГЕРБЗТПЧОГДТХАФПРДСЧК
МЗЯДУЖИЕГЛЖУТЗБКИДОВРАНЖИ.
Упражнение 4.
В ниже приведённых рядах букв можно предложить ребёнку найти «спрятавшиеся» там слова:
АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ (газета, дом)
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД (очки, пакет)
АВМЛБЕРЁЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ (берёза, книга)
ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАУЕКЫМЧСЯ (кошка, весна)
ЗВНКПЕНАЛВАСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ пенал, лес)
Упражнение 5.
Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой слова.
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА
КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО
Упражнение 6.
Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой предложения:
БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМ ЛУЧАМ.
Упражнение 7.
Ребёнку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова:
МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫБАЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕЛИСКРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕЮ
Упражнение 8.
Ребёнку предлагается расставить числа в порядке возрастания: 5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42.
Упражнение 9.
Ребёнку предлагается найти 12 ошибок в приведённых ниже примерах:
3 + 12 = 15 15 – 8 = 17 16 + 4 = 22
3 + 3 = 10 16 + 8 = 23 13 – 4 = 9
16 – 9 = 7 16 + 9 = 28 13 – 2 = 11
12 – 6 = 6 15 + 9 = 25 15 – 4 = 11
15 – 2 = 13 19 + 5 = 24 12 – 4 = 16
15 + 5 = 10 14 – 9 = 5 12 – 9 = 3
5 + 17 = 22 7 + 18 = 25 2 + 11 = 13
4 + 18 = 22 6 + 15 = 22 18 – 8 = 10
16 – 5 = 11 12 – 7 = 5 19 – 7 = 13
17 + 7 = 23 19 – 6 = 13 5 + 13 = 18
14 – 8 = 6 16 + 6 = 22 13 – 5 = 8
18 – 4 = 12 14 + 9 = 23 16 – 2 = 14
Упражнение 10.
Предложите своему ребёнку решить следующую задачу: на столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?
Упражнение 11.
Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы сало, масло, спички, мясо. Что же он забыл купить?
4. Памятка для родителей по развитию внимания учащихся.
Уважаемые папы и мамы!
Помните, что внимание – одно из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребёнка. Для того, чтобы ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.
- В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребёнка.
- Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.
- Постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.
- Развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи.
- Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.
- В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.
- Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.
- Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребёнку достичь успехов.
Ход собрания:
1. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.
Внимание как познавательный интерес входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.
Если внимание хорошо развивается, то собственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
Умение концентрировать своё внимание помогает ребёнку сосредоточенно, и не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.
Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье.
Ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – всё это может привести к несформированности произвольного внимания и в последствии к проблемам в учебной деятельности.
2. Анализ таблицы, составленной педагогом по результатам учебной деятельности учащихся. Результаты заданий на внимание.
3. Обсуждение упражнений по развитию произвольного внимания учащихся класса с помощью родителей дома.
Анализ типичных проблемных ситуаций учащихся. Для того, чтобы анализ был не голословным, классный руководитель раздаёт родителям результаты исследования произвольного внимания учащихся. Родители работают с тетрадями, в которых учащимися выполнено тестовое задание и обмениваются мнением с учителем, задают интересующие их вопросы.
4. Классный руководитель раздаёт памятки по развитию внимания учащихся и комментирует их.
5. Итог собрания.
В конце собрания родители каждого ребёнка получают индивидуальные рекомендации по развитию внимания ребёнка дома. Рекомендации составляются классным руководителем. Учитель составляет их с учётом анализа письменных работ ученика.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
В 1 КЛАССЕ
ПЕРЕЛИСТЫВАЯ СТРАНИЦЫ УЧЕБНОГО ГОДА…
Перед зеркалом
Я, я, я. – Что за дикое слово?
Неужели вот тот – это Я?
Разве мама любила такого,
Желторотого, полуседого
И всезнающего, как змея?..
В. Ходасевич
На этом собрании хочется остановиться особо. Здесь подводится итог работы педагога, родителей, учащихся за год. Встреча должна быть торжественной, интересной, необычной. Собрание проводится совместно с учащимися. К собранию проводится большая подготовительная работа в классе.
Задачи собрания:
1. Подвести итоги совместной деятельности учителя, учащихся и родителей за учебный год.
2. Способствовать развитию инициативы родителей и учащихся, умению общаться и формированию культуры взаимодействия.
Форма проведения: устный журнал.
Подготовительная работа к итоговому родительскому собранию:
1. Анкетирование родителей.
Содержание анкеты может выглядеть так:
Уважаемые папы и мамы!
Закончился первый год учёбы вашего ребёнка в школе. Каким он был, этот год для вашей семьи, с какими проблемами вы столкнулись, что вас радовало в общении со школой и что огорчало – на эти и другие вопросы прошу Вас ответить в данной анкете. Ваши искренние ответы помогут в будущем учебном году сделать жизнь ребят в школе яркой, значительной и радостной.
Мы надеемся на активное сотрудничество!
Вопросы анкеты:
- Как вы можете оценить свои отношения со школой, в которой учится Ваш ребёнок?
А. Хорошие.
Б. Нормальные.
В. Посредственные.
Г. Плохие.
- Как часто Вы бывали в школе в этом учебном году?
А. Каждую неделю.
Б. Один раз в месяц.
В. Один раз в четверть.
Г. Два раза в год.
Д. Значительно чаще.
- С какой целью вы приходите в школу?
А. На родительское собрание.
Б. На встречу с классным руководителем, чтобы быть в курсе всех дел класса своего ребёнка.
В. Для участия в воспитательных мероприятиях в классе, в котором учится ребёнок.
Г. Для оказания помощи классному руководителю.
Д. По вызову учителя и администрации школы.
- Какие чувства вы испытываете после посещения школы и бесед с учителем?
А. Удовлетворение.
Б. Радость.
В. Надежду.
Г. Тревогу.
Д. Разочарование.
Е. Растерянность.
Ж. Грусть.
- С какой проблемой в обучении и воспитании ребёнка вы столкнулись в школе?
- Что бы вы хотели изменить в общении вашего ребёнка и школы, классного руководителя?
2. Фотопортрет класса.
Фотопортрет класса готовится следующим образом: на кусок голубой ткани, который вырезается в виде кусочка неба, наклеиваются звёзды из фольги, на которых наклеены фотографии ребят класса.. На фотографиями – слова: «Если звёзды зажигают, - значит это кому-нибудь нужно…» Под фотографиями детей – их интересные высказывания, замечания, мысли, мнения о себе и о сверстниках.
3. Фотомонтаж или видеомонтаж уроков и внеклассных мероприятий за весь учебный год.
4. Большая книга, склеенная из листов ватмана, с надписью, к примеру: «История жизни 1-го класса». 2004 год. Каждая страница этой книги оформляется детьми и родителями. В ходе собрания дети иллюстрируют каждую страницу этой книги своим выступлением.
5. Школьный зал празднично украшен. На стенах – работы ребят, их рисунки.
6. Выставка тетрадей, поделок ребят.
Страницы устного журнала.
Страница 1. «Наша жизнь на уроках» (фрагменты уроков).
Страница 2. «Наши переменки» (физкультминутки, игры и т. д.)
Страница 3. «Наша жизнь после уроков» (самые яркие моменты мероприятий, проведённых в классе за год).
Страница 4. «Наше творчество» (выставка творчества учащихся, чтение стихов, песен, кружковая деятельность).
Страница 5. «Мы и наши родители» (награждение родителей за работу в классе). Медаль – детская ладошка, разрисованная и расписанная детьми.
Страница 6. «Наши планы на лето» (каждый ученик получает на лето задание, которое он должен выполнить для всего класса).
В конце собрания вручается фотография всего класса вместе с родителями и учителями.
Ход собрания:
В зале определены места для родителей, бабушек и дедушек, ребят класса. Звучит музыка. Ребята приглашаются на импровизированную сцену. После того, как дети встали на сцене, взрослые ведущие, это могут быть ребята-старшеклассники, объявляют:
Год 2004! Солнечный май настал!
Весёлый и счастливый праздник нас всех сегодня собрал!
1-й ведущий. Посмотри, какие красивые и нарядные наши малыши!
2-й ведущий. Тоже скажешь – малыши! Ты знаешь, у них уже год трудового стажа, и они умеют трудиться, а это значит, что они заработали право быть на этой сцене героями сегодняшнего праздника!
1-й ведущий. Так давай дадим им слово!
Звучит музыка.
Начинается самопредставление учащихся класса. Каждый ребёнок называет своё имя и ребята хором дают характеристику этому ребёнку, выраженную одним словом. К примеру, Анисимов Сергей – молчун.
После самопредставления ребята проходят в зал. На сцене остаются лишь ведущие взрослые и ведущие-малыши класса.
1-й ведущий. Как вы все похожи, и какие вы разные! Наверно, трудно было вашему учителю с вами?
Первоклассник. Так давайте спросим у нашей учительницы!
Слово учителю.
Первоклассник. Всем понятно? С нами всегда интересно! Давайте заглянём в наш классный архив! Вот какими были наши уроки!
По группам учащиеся класса выполняют на сцене задания. Задания им вручаются в больших и ярких конвертах. Задания могут быть такими:
Задание 1.
Составить как можно больше слов из букв, которые вложены в конверт.
Задание 2.
В конверте лежит в гармошку сложенное предложение, которое состоит из набора слов. Слова нужно в этом большом предложении увидеть и прочитать. Например,
МИРСОЛНЦЕЗЕМЛЯКНИГАСЛОВОДРУЖБАРАДОСТЬУРОКУЧИТЕЛЬМАМАДОМТЕПЛОУЛЫБКАДРУГЛЕТОСЕНТЯБРЬ
Задание 3.
Незнайка увидел в пещере на стене знаки и никак не может их расшифровать. Если он их не расшифрует, то никогда из пещеры не выберется. Попробуйте помочь Незнайке. В конверте лежат листы бумаги с цифрами, написанными вверх ногами.
Задание 4.
Для выполнения этого задания ребята получают два конверта. В одном из них лежат примеры, а в другом – ответы на примеры. Ребятам необходимо подобрать соответствующие примерам ответы.
Задание 5.
Учащимся предлагается придумать рассказ, используя слова, которые лежат в конверте. К примеру, ученик, школа, котёнок, портфель, урок, звонок, смех.
Задание 6.
Ребятам предлагается написать стихотворение, используя предложенную рифму.К примеру, зима – ура; урок – каток; отдыхать – загорать; помогать – удивлять.
Между выполнением заданий ребятам вручаются сувениры и грамоты. На всём протяжении выполнения заданий звучит музыка.
1-й ведущий. Вот тебе и малыши!
2-й ведущий. Я тебе говорил, что они больше нас с тобою знают!
Первоклассник. А мы ещё поём и танцуем, даже песни можем сочинять. И сейчас мы это с удовольствием покажем.
Первоклассники представляют свою концертную программу.
Первоклассник. Да, бедные наши папы и мамы!
Первоклассник. А чего это они бедные?
Первоклассник. Сидят, смотрят на нас и, я заметил, плачут!
Первоклассник. Плачут? Так это им на сцену хочется! Давай им дадим такую возможность?
Первоклассник. Ладно, пусть поиграют. Мне не жалко. Когда ещё у них такая возможность будет!
Конкурс для родителей.
В начале конкурса первоклассники сами экзаменуют своих родителей. С микрофоном они подходят к родителям и задают им вопросы. Вопросы могут быть такими:
- Какой цветок вручили чемпиону? (пион)
- Как называется блюдо, которое приготовила стряпуха? (уха)
- Как называется водоём, у которого растёт гречка? (речка)
- Куда забросили хомут? (омут)
- Как написать сухая трава четырьмя буквами? (сено)
- Что посреди реки Волги стоит? (вол)
- Название какого города состоит из имени одного мальчика и сиа девочек? (Севастополь)
- У деда десять овечек. Все, кроме девяти, сдохли. Сколько осталось овечек? (одна сдохла, девять осталось)
- Какой иглой нельзя шить? (рыбой-иглой)
- Какое слово состоит из половины буквы? (полк)
Интересные задания предлагаются для выполнения семьям учащихся. После выполнения задания родители награждаются за активное участие в жизни класса в течение учебного года.
- Вспомните расписание уроков своего ребёнка по дням недели.
- Сколько детей в классе, в котором учится ваш ребёнок?
- За какой партой сидел ваш ребёнок в этом учебном году?
- Как зовут лучшего друга вашего ребёнка в этом классе?
- Сколько уроков физкультуры в неделю было у вашего ребёнка?
- Как зовут директора школы?
- Сколько килограммов весит портфель ученика нашего класса?
- Какие слова приветствуют вас при входе в школу?
Первоклассник. Видишь, какие у нас родители? Всё про нас знают, во всём хотят помочь.
Первоклассник. За это мы их любим и хотим, чтобы нашим мамам и папам хотелось быть с нами рядом всегда, вот так, как сегодня.
Общая песня детей и родителей.
Заключительное слово классного руководителя.
Вручение учащимся праздничных писем-посланий классного руководителя. Содержание писем направлено на то, чтобы поддержать каждого ребёнка и пожелать ему успехов в новом учебном году.
Содержание письма может быть примерно таким:
Андрюша!
Вот и закончился твой первый учебный год в школе!
Он был для тебя и твоей семьи непростым!
Утренний подъём, когда так хотелось ещё минутку полежать; уроки, на которых нужно было много работать и внимательно слушать; ссоры с одноклассниками на перемене и дружба на уроках; маленькие первые победы и разочарования – всё это у нас было в этом незабываемом 2003 году, когда ты стал ШКОЛЬНИКОМ!
Тебе было очень трудно, но ты был не одинок. Рядом были любящие тебя папа и мама, твои родные, твоя сестра. Они надеются на тебя, они доверяют тебе, они любят тебя и ждут, что ты оправдаешь их надежды.
Ты – молодец. Ты многому научился, многое узнал и открыл для себя. Но самое главное, скажу я тебе – это верить в свои силы и сохранить желание быть умным и добрым, сильным и смелым всегда, в любой момент твоей жизни.
Будь таким! Не бойся делать ошибки, стремись быть самым лучшим в глазах тех, кто тебе дорог и кем ты любим!
Я надеюсь на тебя и верю, что мои ожидания не напрасны!
Твой любящий УЧИТЕЛЬ!
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
В 1 КЛАССЕ
РЕЖИМ ДНЯ
В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА
ЗАДАЧИ СОБРАНИЯ:
1. Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.
2. Убедить родителей в необходимости формирования у ребёнка привычки выполнения режима дня.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: семинар-практикум.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К СОБРАНИЮ:
1. Анкетирование учащихся класса.
- В котором часу ты встаёшь утром?
- Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?
- Ты встаёшь охотно или с трудом?
- Какие процедуры входят в твой утренний туалет?
- Делаешь ли ты зарядку по утрам?
- Ты делаешь её один или вместе с родителями?
- Как долго ты делаешь уроки?
- Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?
- Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задания?
- В котором часу ты идёшь спать?
2. Анкетирование родителей учащихся класса.
Анкета для родителей.
- Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребёнка выполнение им режима дня?
- Ваш ребёнок встаёт сам или вы его будите?
- Он встаёт охотно или с трудом?
- Как вы на это реагируете?
- Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребёнка?
- Делает ли ваш ребёнок зарядку?
- Являетесь ли вы для него в этом примером?
- Позволяете ли вы своему ребёнку увлекаться телевизором?
- Гуляет ли ваш ребёнок достаточное время на свежем воздухе?
- Ваш ребёнок делает уроки сам или вы ему помогаете?
- Как долго по времени делает уроки ваш ребёнок?
- Каков ежедневный ритуал ухода ко сну вашего ребёнка?
- Какие приёмы вы используете для того, чтобы ребёнок чувствовал себя здоровым и бодрым?
Примерный вариант режима дня первоклассника | Время |
Подъём | 7.30 |
Зарядка, умывание, уборка постели | 7.30 – 8.00 |
Завтрак | 8.00 – 8.20 |
Дорога в школу | 8.20 – 8.40 |
Занятия в школе | 9.00 – 13.00 |
Прогулка на свежем воздухе | 13.00 – 14.30 |
Обед, отдых, помощь по дому | 14.30 – 16.00 |
Приготовление уроков | 16.00 – 17.00 |
Свободное время | 17.00 – 19.00 |
Ужин | 19.00 – 19.30 |
Свободное время | 19.30 – 20.30 |
Личная гигиена, подготовка ко сну | 20.30 – 21.00 |
3. Разработка памяток для родителей по созданию условий ребёнку для выполнения режима дня.
Памятка для родителей № 1. Как сделать зарядку любимой привычкой ребёнка.
Папы и мамы! Помните!
Дефицит двигательной активности ребёнка первоклассника составляет 40 % от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребёнок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.
Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребёнка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
- Приучать своего ребёнка к гимнастике с 2-3 лет.
- Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
- Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
- Включать весёлую и ритмичную музыку.
- Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
- Выполнять зарядку вместе со своим ребёнком.
- Выполнять зарядку в течение 10-20 минут.
- Включать в комплекс зарядки не более 8-10 упражнений.
- Подмечать и подчёркивать достижения своего ребёнка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
- Менять упражнения, если они наскучили ребёнку и придумывать вместе с ним новые упражнения.
Памятка № 2. Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий первоклассником.
- Оздоровительная минутка проводится через каждые 10-15 минут выполнения домашних заданий.
- Общая продолжительность оздоровительной минутки не более 3 минут.
- Если ребёнок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнить упражнения для рук: сжимание и расжимание пальцев, потряхивание кистями и т. д.
- Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения. Они могут быть такими:
А. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.
Б. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.
В. «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно её поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и расжимать ладошку, совершая хватательные движения.
- После длительного сидения ребёнку необходимо делать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.
- Если ваш ребёнок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
- Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный, спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели и т. д.
- Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребёнком. Только тогда он поймёт их важность и необходимость!
4. Упражнения при подготовке домашних заданий.
Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий:
- исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперёд к столу и сделать выдох. Повторить 5-6 раз.
- Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
- Исходное положение – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
- Исходное положение – сидя, посмотреть прямо перед собой 2-3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, затем опустить руку.
- Исходное положение – сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
- «Рисование картины». Найти в комнате какой-нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней стороны.
5. Мини-сочинение учащихся класса «Как я делаю уроки».
Вопросы для обсуждения на родительском собрании.
- Здоровье ребёнка и школьные нагрузки.
- Особенности рационально организованного режима дня.
- Приёмы сохранения психического и физического здоровья ребёнка с помощью режима дня.
Ход собрания:
На плакате - статистика по теме собрания. Классный руководитель приводит
цифры статистики, тем самым подчёркивая актуальность выбранной темы для собрания.
Статистика актуальности темы.
- Лишь 20-25 % первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе.
- К концу 1 четверти худеют 30 % учащихся-первоклассников.
- 15 % первоклассников жалуются на головную боль, усталость, сонливость, отсутствие желание учиться.
- Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения.
- 10 % детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести.
- 20 % детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.
- Лишь 24 % первоклассников выдерживают ночной норматив сна.
- Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.
1. Вступительное слово классного руководителя.
Начало обучения ребёнка в школе – это, в первую очередь, экзамен на зрелость той семьи. В которой он растёт и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребёнка, со временем есть вероятность того, что ребёнок войдёт в одну из статистических групп, приведённых на доске.
Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребёнка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребёнком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребёнка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребёнком как некую догму.
Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранять физическое и психическое равновесие, что даёт возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведёт к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребёнка. Низкая работоспособность характеризуется:
- снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребёнок выучил материал урока;
- повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
- рассеянностью и невнимательностью ребёнка, быстрой утомляемостью;
- изменением почерка ребёнка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребёнка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье. Как это организуют родители нашего класса?
2. Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания.
3. Анализ сочинений учащихся «Как я делаю уроки».
4. Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня.
Родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребёнком режима дня. Родители работают в группах в течение 20 минут, затем каждая группа выступает с докладом. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ», который записывается в родительский дневник.
НЕЛЬЗЯ:
- будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
- кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребёнку такая еда нравится;
- требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
- сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
- лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
- заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права;
- кричать на ребёнка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
- заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
- не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
- ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
- сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;
- смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
- ругать ребёнка перед сном;
- не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
- разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно;
- не прощать ошибки и неудачи ребёнка.
5. Знакомство родителей с рекомендуемым режимом дня школьника.
6. Анализ памяток, предложенных родителям, по проблеме выполнения школьником режима дня.
7. Беседа с родителями отдельных учащихся, приглашение их на индивидуальную консультацию по проблеме.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
В 1 КЛАССЕ
ЧТО НАДО ЗНАТЬ
О ЛЕВОРУКОСТИ
РЕБЁНКА
Есть ещё леворукие дети в праворуком обществе…
Из высказывания учителя
Задачи собрания:
1. Обсудить с родителями проблему обучения детей-левшей.
2. Показать возможности в учебной деятельности детей-левшей.
3. Настроить родителей на понимание трудностей, связанных с обучением детей-левшей.
Форма проведения: лекция.
Основные положения лекции:
1. Проблемы семьи, имеющей ребёнка-левшу.
2. Переучивание ребёнка и проблемы, связанные с ним.
3. Особенности письма детей-левшей.
Подготовительная работа к родительскому собранию:
1. Статистика детской леворукости по школе.
Статистика включает в себя анализ количества в классах мальчиков и девочек-левшей (по годам).
2. Выставка работ детей-левшей из класса и из школы. Это – картины, поделки, вышивки, награды детей-левшей за различные достижения.
3. Результаты учебной деятельности детей-левшей по классу и по школе. Эта статистика должна сделать упор на результаты учебной деятельности детей-левшей. Для сопровождения лекционного материала уместно иметь небольшой видеоролик, который продемонстрирует возможности детей-левшей в учебной деятельности.
4. Памятка для родителей по проблеме собрания.
Уважаемые папы и мамы!
Ваш ребёнок нуждается во внимании, поддержке и терпении. Это и есть главное условие его победы в учебной деятельности, помните об этом!
- Никогда не проявляйте негативного отношения к тому, что ваш ребёнок-левша.
- Не демонстрируйте леворукость вашего ребёнка с негативной позиции посторонним и незнакомым людям.
- Не драматизируйте школьные неудачи своего ребёнка, связанные с тем, что он – левша.
- Преодолевайте школьные неудачи с помощью дополнительных, интересных занятий, которые помогут ребёнку справиться с учебными проблемами.
- Откройте для своего ребёнка мир лепки и рисования, вязания и плетения макраме.
- Писать левой рукой непросто – поэтому помогите ребёнку избегать перегрузки и переутомления.
- Не раздражайтесь, если ребёнок сделал что-то не так, лучше поддержите его и отметьте его успехи.
- Демонстрируйте положительные достижения леворуких людей.
- Не пытайтесь что-то делать за ребёнка, в таком случае вы только усугубляете его проблемы.
- Закрепляйте достигнутые ребёнком умения, постоянно их тренируя.
ПОМНИТЕ!
- Леворукость ребёнка – не патология, а один из вариантов нормы!
- У леворукого ребёнка есть свои особенности в усвоении учебного материала, которые необходимо знать взрослым для того, чтобы помочь ему достичь успеха.
- Среди леворуких людей достаточно талантов и гениев. Возможно, ваш ребёнок – один из них?
Ход собрания:
1. Вступительное слово классного руководителя.
Прошло несколько месяцев обучения детей в первом классе, и наступило время сказать о первоначальных неудачах и победах, поражениях и проблемах.
В работе с классом можно найти много тем для обсуждения с родителями, но тема обучения ребёнка-левши в первом классе является наиболее значимой и важной.
Это вовсе не связано с тем, что дети-левши не развиты интеллектуально или не способны справляться с учебными нагрузками. Это собрание необходимо в первую очередь и для родителей, у которых ребёнок-левша, и для родителей детей-правшей, в обществе которых ребёнок-левша учится.
Всё дело в том, что и по сегодняшний день существует предубеждение общества по отношению к леворуким детям.
Кто-то считает, что левши – это люди с патологией. Кто-то, наоборот, поддерживает идею о гениальности левшей.
Многие педагоги старшего поколения также, как и многие дедушки и бабушки, одержимы идеей переучивания ребёнка-левши. И переучивают, чем творят непоправимое зло, тормозя развитие интеллекта ребёнка.
Многие родители стремятся переучить ребёнка только лишь потому, чтобы в детском коллективе он был таким как все, чтобы другие дети над ним не смеялись.
Родители приходят на консультацию и приводят в защиту аргументов за переучивание такие доводы, что ребёнку, к примеру, придётся испытывать трудности при выборе профессии и т. д.
Один из главных аргументов состоит в том, что общество, абсолютное большинство которого праворуко, не готово к сотрудничеству с левшами
Эти аргументы могут существовать только до тех пор, пока не будет приведён главный аргумент: преимущественное владение той или иной рукой связано не с двигательными функциями, а с работой головного мозга. Переучивая ребёнка, мы позволяем себе вмешиваться в работу головного мозга и меняем его функции.
Родители должны быть очень внимательны в определении ведущей руки ребёнка. Наблюдая за играми своего ребёнка, необходимо определить, какая рука выполняет ведущую функцию, и какая рука – вспомогательную функцию.
Бывает и так, что ребёнка ещё до школы переучат или пытаются переучить, а потом это выливается в трудности с обучением.
Многие родители хотят и даже требуют переучивания ребёнка. Как правило, это заканчивается нервно-психическим срывом. В первую очередь, нервно-психический срыв связан с письмом. Письмо даётся детям достаточно тяжело, а переученным – в особенности. У детей непроизвольно наступает писчий спазм – дрожание рук, в некоторых случаях это приводит даже к судорогам.
Родители должны помнить, что чаще всего леворукие дети более возбудимы и эмоциональны, у них чаще проявляется неусидчивость и утомляемость. На выполнение учебных заданий у леворуких детей уходит гораздо больше времени, чем у праворуких.
Если родители считают, что переучивать ребёнка необходимо, то они должны знать, чем это может обернуться для здоровья своего ребёнка. А это может быть: нарушение сна и аппетита, головные боли и спазмы в животе, страхи, энурез, заикание и тики, двигательная неусидчивость или заторможенность.
Необходимо, чтобы родители детей-левшей руководствовались следующими правилами при выполнении домашних заданий ребёнком.
- Ребёнок должен учиться писать прямо, не загораживая себе линию строки.
- Нельзя требовать от леворукого ребёнка безотрывного письма.
- При письме и рисовании леворукого ребёнка свет должен падать справа.
- При выполнении домашнего задания по письму необходимо определить вместе с ребёнком траекторию движения руки. Это поможет ребёнку определить, где начинать написание элемента буквы, куда вести и где закончить. Эту инструкцию ребёнок должен ещё самостоятельно повторить и только потом приступать к письму.
- Полезно сделать для ребёнка карточки с элементами написания каждой буквы и с самими буквами. Это позволит превратить обучение письму в увлекательную игру.
- Важно помнить, что леворукие дети переживают адаптацию к школе гораздо тяжелее, чем их праворукие сверстники. Они боятся насмешек одноклассников, но ешё больше – негативной оценки взрослыми их деятельности.
- Родители должны терпеливо относиться к грязным тетрадям, ошибкам и каракулям своего ребёнка, помня о том, что письмо даётся ему гораздо труднее, чем другим детям.
- Леворукому ребёнку надо предлагать больше заданий на развитие двигательной активности руки, для развития группы мелких мышц. Очень хорошее упражнение – вырезание букв крупного формата из газет. Ребёнок быстрее запоминает буквы, видит их в зеркальном изображении, запоминает их контуры.
Ещё одно упражнение – лепка букв и цифр. Это тоже помогает ребёнку быстрее усвоить технику письма.
Родители должны помнить, что, несмотря на праворукость нашего общества, блоху смог подковать только Левша!
2. Знакомство со статистикой успеваемости левшей в школе.
Демонстрация достижений леворуких детей в классе и в школе. Выставка их работ.
Просмотр видеоролика о левшах школы. Обсуждение увиденного с родителями. Комментарий уроков.
3. Рефлексия собрания.
Ответы на вопросы родителей. Работа с памяткой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительские собрания (1 класс)
"Мотивы учения младших школьников"."Родителям о внимании и внимательности". "Трудности адаптации первоклассников к школе"....
Итоговая работа .Родительское собрание 3 класс
Это работа предназначена для учителей начальных классов, для проведения родительского собрания. Готовые темы родительские собрания 3класса ....
Тематика родительских собраний 1 класс
Тематика родительских собраний 1 класс...
родительское собрание 1 класс
Собрать информацию об учащихся, их родителях, о льготниках...
родительское собрание 1 класс
1. выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; 2. дать рекомендации родителям о том, как формируются у детей навыки самоконтроля....
Родительское собрание, 4 класс. Тема "Мудрость родительской любви".
Цель: привлечение внимания родителей к проблеме проявления родительской любви к своему ребенку,консультирование родителей по выбору стиля семейного воспитания детей....
Родительское собрание 2 класс на тему "Критерии оценок во 2 классе.Как к ним относиться"
В презентации даны критерии оценок за 2 класс по математике и русскому языку.Даны советы для родителей....