Родительское собрание в 1 классе
статья (1 класс) на тему

Евлантьева Наталья Николаевна

Цель  собрания:

Обсудить с родителями особенности адаптации детей к первому году обучения в школе.
Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Участники:

- классный руководитель;

- родители детей класса;

- школьный психолог;

-школьный фельдшер.

Форма проведения: круглый стол.

Организация родительского собрания:

·        подготовка приглашений для родителей;

·        анкетирование;

·        проведение исследования психологом  по проблеме детской адаптации;

·        разработка сценария собрания;

·        подготовка памятки для родителей;

·        организация выставки детских рисунков на тему «Мои первые дни в школе».

·          Фото-презентация: «Ура! Мы - школьники».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Трудности адаптации первоклассников в школе.»

        

2014

Цель  собрания:

Обсудить с родителями особенности адаптации детей к первому году обучения в школе.
Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Участники:

- классный руководитель;

- родители детей класса;

- школьный психолог;

-школьный фельдшер.

Форма проведения: круглый стол.

Организация родительского собрания:

  • подготовка приглашений для родителей;
  • анкетирование;
  • проведение исследования психологом  по проблеме детской адаптации;
  • разработка сценария собрания;
  • подготовка памятки для родителей;
  • организация выставки детских рисунков на тему «Мои первые дни в школе».
  •   Фото-презентация: «Ура! Мы - школьники».

Ход собрания.

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ...

как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

Л. Кьюби

  1. Вступительное слово учителя. (Слайд 2)

Уважаемые мамы и папы! Тема нашей сегодняшней

встречи серьезна и трудна:«Трудности адаптации первоклассников в школе.»


     Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста». Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения. Что же происходит? Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.
     Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.
Краеугольный вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро? Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода.

Анализ анкетирования детей,

проводимый при подготовке к собранию

Ваши дети проучились в школе месяц . Послушайте , как они ответили на вопросы:

- Нравится ли вам здесь учиться? -  90  %

-Хорошо ли вы будете учиться? - 100  %

-Легко ли получать знания? – 80 %

-  Нужно хорошо вести себя на уроках и переменах?- 100       %


     II. Родительский практикум ( родители работают в группах)
Ситуация 1. Ребёнок отправляется в школу. На прощание вы говорите ему:

а) Смотри, веди себя как следует. 
б) Сегодня увидимся в … часов. 
в) Не вздумай болтаться на улице, сразу иди домой.

Ситуация 2. В утренней спешке ребёнок забыл положить в портфель учебник, дневник или пластилин. Вы скажете:

а) Неужели я доживу до того дня, когда ты сам вспомнишь, что надо брать в школу. 
б) Вот разиня! Ты бы и голову дома забыл,.

в) Вот твой учебник (дневник, пластилин)

Ситуация 3. Ребёнок пришёл из школы. Вы спросите:

а) Что сегодня получил?
б) Что сегодня было интересного в школе? 
в) Чему сегодня научился?

Ситуация 4. Вашего ребёнка трудно уложить спать. Вы:

а) Объясняете ему важность сна для его здоровья. 
б) Позволяете делать ему что хочет (когда ляжет, тогда и ладно) 
в) Всегда в одно время, даже если со слезами.

Слово-эстафета.

Родители должны продолжить начатое классным руководителем предложение: “Мой ребёнок лучше адаптируется к школе и будет успешнее учиться, если я … ”, при этом будут передавать мяч.

     III.    Обсуждение вопроса «Физиологические условия адаптации ребенка к школе». (Слайд 5)
Школьный фельдшер Зайцева Ольга Анатольевна  знакомит родителей с проблемами в здоровье ребенка, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка, обращает  внимание родителей на:
     •    Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.
     •    Двигательной активности ребенка между выполнением уроков.
     •    Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.
     •    Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
     •    Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
     •    Организация правильного питания ребенка.
     •    Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.
     •    Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.
     IV.    Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка к школе». (Слайд 5)

Школьный психолог Железко Галина Петровна  знакомит родителей  с психологическими условиями адаптации ребенка к школе»
     •    Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.
     •    Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
     •    Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей.
     •    Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
     •    Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.
     •    Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
     •    Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
     •    Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
     •    Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
     •    Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
     •    Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Анализ исследований психологом :

Психологическое состояние ребёнка в школе по результатам проективной  рисуночной методике

«Я в школе»

Благополучное состояние-88%

Неблагополучное -12%

Методика самооценки « лесенка»

Завышеннная -47%

Адекватная-41%

Заниженная -12%


     V.  Взаимоотношение с ребёнком в семье. 
  
  1. Шкала общения родителей с ребенком. (Слайд 8)
 
   Прежде всего Ваш ребенок, конечно, общается с Вами, и климат в семье для него в основном зависит от Вас и от Ваших эмоций. А климат семьи — индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь рядом с Вами, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет Вам шкала общения родителей с ребенком.
 

Методы воспитания, вызывающие у ребенка

положительные эмоции

отрицательные эмоции

Сколько раз Вы сегодня ребенка (ребенку, ребенком)

хвалили 
  поощряли
  одобряли
  целовали
  обнимали
  ласкали
  симпатизировали
  сопереживали
  улыбались
  восхищались
  делали приятные
  делали подарки

подавляли
  унижали
  обвиняли
  осуждали
  отвергали
  одергивали
  позорили
  читали нотации
  лишали чего-то необходимого
  шлепали
  пороли
  ставили в угол


По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как обращаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в процессе Вашего общения с малышом.

     2. Правила, которые помогут ребёнку в общении. (Слайд 9)
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.
     •    Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
     •    Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
     •    Не дерись без причины.
     •    Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно. 
     •    Играй честно, не подводи своих товарищей.
     •    Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
     •    Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
     •    Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
     •    Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
     •    Старайся быть аккуратным.
     •    Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
    •    Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
    
 3.    Фразы для общения с ребёнком. 
     Не рекомендуемые фразы для общения: (Слайд11)
          -Я тысячу раз говорил тебе, что…
          -Сколько раз надо повторять…
          -О чём ты только думаешь…
          -Неужели тебе трудно запомнить, что…
          -Ты становишься…
          -Ты такой же как,…
          -Отстань, некогда мне…
          -Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…
     Рекомендуемые фразы для общения: (Слайд 12)
          -Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
          -Как хорошо, что  у меня есть ты.
          -Ты у меня молодец.
          -Я тебя очень люблю.
          -Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
          -Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
          -Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

     4.Несколько советов психолога «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки». (Слайд 6)
          - Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
          - Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
          -    Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
          - Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
          - Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
          - Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
          - После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
          -Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.
          -Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
          -В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».
          -Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
          -Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педагогики решайте без него.
          -Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
          -Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.


Подведение итогов

Наша встреча подходит к концу. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, заставила задуматься.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты к собранию “Трудности адаптации первоклассников в школе”. Ваши откровенные полные ответы на вопросы помогут нам в организации родительского собрания и работе с детьми.

1. Охотно ли Ваш ребёнок посещал детский сад:

а) да;
б) не всегда;
в) всегда с неохотой?

2. Есть ли у Вашего ребёнка желание ходить в школу:

а) да;
б) не очень;
в) всегда с нежеланием?

3. По каким признакам Вы судите о том, что Ваш ребёнок хочет (не хочет) ходить в школу?

4. Чем болел Ваш ребёнок?

5. Часто ли болеет Ваш ребёнок:

а) да;
б) нет?

6. Чем Ваш ребёнок болеет чаще всего?

7. Есть ли у ребёнка чёткий режим дня? Соблюдается ли он?

8. Чему Вы отдаёте предпочтение: обучению чтения, счёту или общему развитию памяти, внимания, мышления?

9. От чего, по-вашему, зависит красивый почерк? Как Вы помогаете ребёнку развивать кисть руки?

10. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу адаптации ребёнка к школе?

Задайте вопросы учителю, психологу, логопеду , другим родителям.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

“Необходимые условия успешного воспитания и обучения школе.”

   Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку!  После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок в первом классе, еще не поздно!

1. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.

2. Перед началом выполнения домашнего задания выключите радио, телевизор. Не мешайте детям излишними замечаниями, громкими разговорами.

3. Не сидите с ребёнком за уроками, но ежедневно проверяйте их. Учите задания выполнять быстро, чётко, не отвлекаясь.

4. Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:

- собрать школьные принадлежности ;

- подготовить обувь, одежду.

5. Рационально организуйте режим дня :

- уроки готовить в установленное время, в проветренном помещении ;

- отдыхать на свежем воздухе ;

- вовремя ложиться спать.

- телевизор (компьютер) смотреть не более 1 часа.

6. К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.

7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм : “Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра. ”

Советы по преодолению трудностей адаптации первоклассников в школе.

  • Учитесь слышать своих детей.
  • Умейте принять и любить их такими, какие они есть.
  • Используйте  сказкотерапию,  психотехнические   освобождающие  и  режиссерские   игры.

Решение собрания

  • Наблюдать за  состоянием своего ребенка в различной обстановке.
  • Следовать правилам семьи по преодолению детских  трудностей .
  • -Помогать преодолевать детям адаптационный период.
           -Оказывать детям поддержку.
           -Обеспечить ребёнку достойные условия проживания и обучения.

        Просмотр фото – презентации  «Первые  дни  в  школе».

Список использованной литературы и ссылки на Интернет-источники

http://www.uchportal.ru/load/192-1-0-14041(материалы  для  собрания)

http://pedsovet.su/load/12-1-0-6902( шаблоны  для  приглашений  на  родительские  собрания)

Н.И.Дереклеева  « Родительские  собрания  в  начальной  школе»

Н.И.Дереклеева  « Справочник  классного  руководителя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания (1 класс)

"Мотивы учения младших школьников"."Родителям о внимании и внимательности". "Трудности адаптации первоклассников к школе"....

Итоговая работа .Родительское собрание 3 класс

Это работа предназначена для учителей начальных классов, для проведения родительского собрания. Готовые темы родительские собрания  3класса ....

Тематика родительских собраний 1 класс

Тематика родительских собраний 1 класс...

родительское собрание 1 класс

Собрать информацию об учащихся, их родителях, о льготниках...

Родительское собрание, 4 класс. Тема "Мудрость родительской любви".

Цель: привлечение внимания родителей к проблеме проявления родительской любви к своему ребенку,консультирование родителей по выбору стиля семейного воспитания детей....

Родительское собрание 2 класс на тему "Критерии оценок во 2 классе.Как к ним относиться"

В презентации даны критерии оценок за 2 класс по математике и русскому языку.Даны советы для родителей....

Сценарий родительского собрания 2 класс. Тема собрания: «Просвещение родителей по теме «Компьютер и здоровье ребёнка»»

Цель собрания: - провести беседу с родителями по теме: «Компьютер и здоровье ребенка», обсудить плюсы и минусы использования детьми компьютера.Подготовительные мероприятия:- анкетиров...