Рекомендации родителям
статья на тему
В повседневном поведении гиперактивным детям свойственны непоследовательность, импульсивность, непредсказуемость. Все это делает их нежелательными членами детского коллектива, осложняет взаимодействие со сверстниками, а дома с братьями, сестрами, родителями.
При воспитании гиперактивного ребенка мать (и другие близкие) должна избегать двух крайностей:
– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Проблема школьной неуспеваемости.
Проблема школьной неуспеваемости является сегодня очень актуальной. Много детей с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении многих школьных лет несут на себе ярлык отстающих. То, что дети не усваивают материал полностью само по себе не так страшно.
Негативные последствия сказываются на формировании личности ребенка:
Снижают его самооценку
Смиряют ребенка с неуспехом, неспособностью
Делают его пассивным, равнодушным к учебе, либо негативно настроенным на любое обучение.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос благополучным, успешным, счастливым человеком. И фундамент такого благополучия закладывается именно в школьные годы. Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости ребенка и сделать все возможное, чтобы школа со своими жесткими требованиями и мерками не закладывала подводные камни в его будущей взрослой жизни. От чего зависят трудности в обучении:
от недостаточной или несвоевременной сформированности отдельных функциональных систем психики ребенка,
от задержки психического развития.
В свою очередь, можно выделит две основные причины, ведущие к такой несформированости детской психики:
неблагоприятные условия жизни, негативное влияние окружающей среды: сложные семейные отношения, плохие бытовые условия, вредные экологические воздействия, педагогическая запущенность;
специфика созревания мозга ребенка. Она заключается в неравномерном развитии отдельных областей мозга, наличием отклонений в их работе.
Это может быть связано с неблагоприятным течением внутриутробного периода развития ребенка и патологическими родами. В последующем возникают трудности с определенными функциями психики — памятью, вниманием, мышлением, речью и связанных с ней письмом и чтением.
Выраженная патология нервной системы (врожденная или рано приобретенная) и связанные с этим грубые нарушение работы мозга изучаются в рамках дефектологии, которую недавно переименовали в «специальную психологию» и «коррекционную педагогику».
Большая часть неуспевающих школьников имеют незначительные нарушения и обозначаются как минимальные мозговые дисфункции (ММД). Вследствие своей минимальности эти отклонения никак ни проявляются в дошкольном детстве, но обнаруживают себя с началом обучения в школе. Большие интеллектуальные нагрузки, высокий темп обучения и строгий контроль результатов ложится непомерным грузом на еще не сложившиеся структуры мозга, обеспечивающие состояние психики.
Трудности в обучении могут быть связаны с отсутствием взаимодействия между психическими процессами:
ребенок не может освоить действия по пространственному анализу и синтезу, значимых для обучения счету, письму, чтению. Пространственные понятия складываются на основе представлений о схеме собственного тела и двигательной активности в реальном, жизненном пространстве;
компьютерные игры с пространственными конфигурациями на экране не могут заменить ребенку игры в жмурки, прятки, догонялки и им подобные в многомерном реальном пространстве. Ранняя компьютеризация дошкольников является серьезной причиной позднего формирования взаимосвязей психических функций.
Если психику ребенка представить в виде тумбы со множеством выдвижных ящичков, в которых хранится информация, то чтобы воспользоваться этой информацией, нужно знать, какие именно ящички и в какой последовательности выдвигать. Именно это нарабатывается в активных действиях, предметных и подвижных играх. Необходимо соответствие между педагогическими требованиями к ребенку и его возможностями, в том числе возможностями психики и нервной системы. Несоответствие и приводит к трудностям в обучении.
Психическая функция никогда не нарушается полностью и всегда остаются сохраненными многие составляющие детской психики.
На этом основывается психологическая коррекция и лечебная педагогика:
пострадавшие составляющие психической функции можно компенсировать за счет полноценно работающих звеньев внутри этой функции и других здоровых психических процессов.
Если малыш не успевает в школе, обязательно следует разобраться в причинах этой неуспеваемости с детским психологом. Это позволит подобрать для ребенка развивающие игры:
интеллектуальные,
подвижные,
ролевые,
а также рисование, лепку, вырезание, конструирование,
музыкальные занятия, хоровое пение,
занятие ритмикой, хореографией.
Благодаря развитию сохраненной психической функции произойдет компенсация более слабой функции и ребенку будет легче справиться со школьными заданиями.
Как воспитывать гиперактивного ребенка
Выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:
чрезмерная двигательная активность;
импульсивность;
отвлекаемость-невнимательность.
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.
В повседневном поведении гиперактивным детям свойственны непоследовательность, импульсивность, непредсказуемость. Все это делает их нежелательными членами детского коллектива, осложняет взаимодействие со сверстниками, а дома с братьями, сестрами, родителями.
При воспитании гиперактивного ребенка мать (и другие близкие) должна избегать двух крайностей:
– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).
Рекомендации:
Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить "нет", "нельзя", "прекрати" – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию"). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
Играйте с ребенком. Использование эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.
Как управлять гневом
Поведение агрессивных детей часто является деструктивным, что вызывает определенные трудности для родителей.
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств.
Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемым способом.
Любая психологическая работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей.
Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.
Шесть рецептов избавления от гнева:
1. Наладить взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с Вами спокойно и уверенно.
слушайте своего ребенка
проводите с ним как можно больше времени
делитесь с ним своим опытом
рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах
если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.
2.Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и Вас легко вывести из равновесия.
отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно)
старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения
3. Если Вы расстроены, то дети должны знать о Вашем состоянии.
говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях. Например: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».
4. В те минуты, когда Вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы Вас успокоить.
примите теплую ванну, душ
выпейте чаю
позвоните друзьям
сделайте «успокаивающую» маску для лица
просто расслабьтесь, лежа на диване
послушайте любимую музыку
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать Ваш гнев.
не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми Вы очень дорожите;
не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-то приятном) и ситуацией.
6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.
изучайте силы и возможности Вашего ребен если Вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте все загодя.
Литература для родителей
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком Как?
Скачать книгу можно, перейдя по этой ссылке:
http://lib.aldebaran.ru/author/gippenreiter_yuliya/gippenreiter_yuliya_obshatsya_s_rebenkom_kak/
2. Абрамов А. Микросоциология семьи, М., 1998.
3. Внешняя среда и психическое развитие ребенка. Под ред. P.В. Тонковой Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Х. Хабинковой. М., 1984.
4. Дружинин В.Н. Психология семьи, М., 1996.
5. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками.
Вопросы психологии, 1982, № 4.
6. Тингей К. Михаэлис. дети с недостатками развития. Книга в помощь родителям. М., 1988.
7. Министерство СЭН РФ Организация жизнедеятельности семьи, имеющей ребенка - инвалида. М., 1995.
8. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
Скачать книгу можно, перейдя по этой ссылке:
http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=267
9. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя...»: Психотерапевтические истории для детей.
Пер. с английского Г.А. Павлова — М.: Независимая фирма "Класс", 1996. — 224 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
Скачать книгу можно, перейдя по этой ссылке:
http://lib.aldebaran.ru/author/brett_doris/brett_doris_zhilabyla_devochka_pohozhaya_na_tebya/
10. Кларк М. Большие проблемы маленьких детей. Эксмо, 2003 г.
11. Безруких М.М. Проблемные дети. М.: Изд-во УРАО, 2000. — 312 с. ISBN 5-204-00217-0 (в пер.)
Скачать книгу можно, перейдя по этой ссылке:
http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=3188
12. Перрон Р. "Трудный" ребенок: что делать? 6-е изд. Спб.: Издательство "Питер", издание 6-е, 2004 год, 128 стр.
13. Круглова Е.А. Как помочь ребенку успешно учиться в школе
Спб.: Издательство "Питер", издание 1-е, 2004 год, 128 стр.
14. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Издательство: Речь, 2005.
15. Прихожан А.М. Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни М.: Знание, 1990. - 4,0 п.л. (в соавторстве с Н.Н. Толстых)
16. Бурлаков И.Психология компьтерных игр. Независимая фирма "Класс", 2000. — 144 с.
17. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. СПб.: издание: 1-е, 2005 год, 240 стр.
18.Возрастные стадии психического развития личности/ под редакцией А.Л.Меньщиковой.- СПб.: Издательский дом СПбМАПО.2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дефектолог советует. Рекомендации родителям. Сборник статей и памяток для родителей учащихся начальной школы
Пособие предназначено для родителей учащихся начальной школы. Авторы статей раскрывают причины некоторых школьных трудностей и способы их преодоления. В брошюру вошли рекомендации психологов, логопеда...
Памятка для родителей: "Рекомендации родителям на каждый день"
10 заповедей для родителей. Дети учатся у жизни.Рекомендации родителям на каждый день....
Рекомендации родителям на каждый день.10 заповедей для родителей
7 рекомендаций для родителей на каждый день и 10 заповедей для родителей (Януш Корчак)...
Рекомендации родителям "Рекомендации родителям будущих первоклассников"
Переход из детского садв в школу - важный этап в жизни каждого ребенка и родителя. Оказывшись в новых социальных условиях, дети часто оказываются не готовы и это сказывается на адаптации пер...
Как помочь ребёнку (Памятки и советы для родителей) Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации их детей.
Советы для родителей по организации режима дня, обучения детей, повышению уровня школьной мотивации....
13 советов по построению отношений между родителями и детьми (рекомендации родителям)
1. Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть, любите его не за то, что он умница, послушный или добрый, а за то, что он есть.2. Если вы видите, что вашему ребёнку сейчас трудно, обязательно помог...