Родительское собрание. Адаптация первоклассников
материал (1 класс) на тему

Макарова Марина Валерьевна

Объяснение родителям понятия "адаптация". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit_sobranie_1_kl.doc459.5 КБ

Предварительный просмотр:

02.12.2014 г.

Родительское собрание. Адаптация первоклассников.

Прошло несколько месяцев, как ваши дети стали учениками. Это важная ступень в их жизни. Они не просто дети, которые могут гулять, играть сколько хотят. Они – школьники. У них появились обязанности. Они должны ходить в школу каждый день, соблюдать новый режим дня, правила поведения в школе, требования учителя. Говоря другими словами, дети должны адаптироваться т.е. привыкнуть к новой роли. Роли ученика.

Игра «Мы разные».

У всех вас  получились разные фигурки. Дети тоже все разные, но все они привыкнут к школе.

От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость школьника в последующие годы.

Период адаптации к школе может длиться  от 2 – 3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей первоклассника, характера его взаимоотношений с окружающими, степени подготовленности к школьной жизни.

Как понять привык ли ребенок к школе?

Хорошо адаптировавшийся школьник:

  • С радостью идет в школу.
  • Хорошо усваивает школьную программу.
  • Спокойно и позитивно рассказывает вам о школе.

Первый год обучения в школе – серьезное испытание для ребенка. Психологи отмечают, что дети переживают психологический кризис. Важное изменение в жизни первоклассников – «прилюдность» поведения, контроль со стороны учителя, одноклассников, родителей. Публичность жизни может забирать значительную долю психологической энергии ученика. Для снятия нагрузки нужно давать детям дома возможность для уединения, а также постараться не делать им лишних замечаний.

   

Положению первоклассника не позавидуешь. Он попал в новое окружение, появились новые требования, ему надо уметь слушать, концентрировать внимание, отвечать на вопросы, при этом, подавляя желание побегать, поиграть и повеселиться. Если со всем этим ученик справляется, то он радостен, увлечен, верит в свои силы. Тогда речь может идти о полной адаптации. Если первоклассник по разным причинам не справляется с учебной нагрузкой, то со временем он попадает в разряд неуспевающих, что приводит к неврозам , отсутствию желания учиться.

Анкетирование родителей. Обсуждение результатов. 

Раздаю родителям тетради детей. Объясняю уровень адаптации каждого. Обсуждение. Ответы на вопросы.

        

Что делать, если процесс адаптации затягивается? В ваших силах помочь детям.

  • Показать,  как ухаживать за школьной одеждой, рассказать зачем это нужно делать (с аккуратным и опрятным учеником охотнее общаются сверстники, это уважение окружающих и т.д.)
  • Вместе с ребенком купить школьные принадлежности и по необходимости пополнять их запас в течение года.
  • Регулярно интересоваться успехами ребенка, его школьной жизнью.
  • Уважительно относиться к учителям и другим работникам школы.
  • Посещать родительские собрания.

                                                                 

                               Анкета для родителей первоклассников

                              по определению уровня адаптации к школе

  1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?

   - красный: охотно, с радостью

- синий: неохотно

    - жёлтый: без особой охоты

  1. Приспособился ли к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?

    - красный: в основном да

- синий: пока нет

- жёлтый: не совсем

  1. Переживает ли ребёнок свои учебные успехи и неудачи?

     - красный: в основном да

- синий: скорее нет, чем да

     - жёлтый: не вполне

  1. Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

     - красный: довольно часто

- синий: не делится

     - жёлтый: иногда

  1. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

     - красный: в основном положительные впечатления

- синий: в основном отрицательные впечатления

     - жёлтый: и то, и другое

  1. Сколько времени ребёнок тратит ежедневно на выполнение домашних заданий?

(Укажите конкретную цифру).        

  1. Нуждается ли ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

     - красный: не нуждается

- синий: довольно часто

     - жёлтый: иногда

  1. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?

     - красный: настойчив в преодолении трудностей

- синий: перед трудностями сразу пасует

     - жёлтый: обращается за помощью

  1. Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

- красный: может, если захочет

- синий: сам этого сделать не может

     - жёлтый: когда как

  1. Часто ли ребёнок жалуется и обижается на товарищей по классу?

- красный: такого практически не бывает

- синий: довольно часто

     - жёлтый: бывает, но редко

  1. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

- красный: скорее да, чем нет

          - синий: нет

          - жёлтый: скорее нет, чем да

Обработка:

   КЛЮЧ  К  ВОПРОСАМ: 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  +

1

красный

2

красный

3

красный

4

красный

5

красный

6

цифра

7

красный

8

красный

9

красный

10

красный

11

красный

Данные по вопросу №6 анализируются и обобщаются.

Подсчёт баллов:   «+»  - 3 балла

                               «- »  - 0 баллов

                              «когда как » - 1 балл

Блок А - общий эмоциональный фон, отношение к школе (№№ 1, 3, 4, 5, 10) max.15

Блок В - учебная мотивация (№№  7, 8, 9)  max.9

Блок С - общее психофизическое состояние (№№ 2,11) max.6

Уровни школьной адаптации:

I

высокий               (25-30 баллов)

II

средний               (20-24 баллов)

III

поверхностный   (15-19 баллов)

IV

ниже среднего     (10-14 баллов)

V

низкий                   (0 -9  баллов)

Тринадцать заповедей ученика.

- Не отнимай чужого, но свое не отдавай.

- Попросили – дай, пытаются отнять – защищайся.

- Не дерись без причины.

- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе.

- Играй честно, не подводи своих товарищей.

- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого не проси.

- Из – за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из – за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.

- Старайся все делать во время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

- Старайся быть аккуратным.

 -Почаще говори: давай дружить, давай играть.

- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Описание: Статистика МКОУ "Сибирская СОШ 2"

                                                          Симон Соловейчик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Мы все и родители, и учителя, с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребенок пойдет в первый класс, станет школьником. Это важное событие в его жизни, но оно не менее значимо и дл...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе"

Вашему вниманию предлагается подробный конспект собрания и презентация....

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Данный материал разработан к родительскому собранию в 1 классе....

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Наступил долгожданный день. когда дети переступили порог школы. Радостное настроение, ожидание успехов ребенка... Но уже через неделю вам кажется, что все изменилось! Почему? Что происходит с первокла...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Рекомендации родителям первоклассников по адаптации детей к школьной жизни....

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Данное собрание рекомендую для учителей первоклассников...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Данный материал поможет учителю начальных класов провести родительское собрание по адаптации первоклассников к школе...


 

Комментарии

Шмелева Наталья Анатольевна

У меня подготовительная группа. Обязательно использую ваш материал на родительском собрании для будущих первоклассников. Спасибо.