Родительское собрание. Адаптация первоклассников
материал (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
02.12.2014 г.
Родительское собрание. Адаптация первоклассников.
Прошло несколько месяцев, как ваши дети стали учениками. Это важная ступень в их жизни. Они не просто дети, которые могут гулять, играть сколько хотят. Они – школьники. У них появились обязанности. Они должны ходить в школу каждый день, соблюдать новый режим дня, правила поведения в школе, требования учителя. Говоря другими словами, дети должны адаптироваться т.е. привыкнуть к новой роли. Роли ученика.
Игра «Мы разные».
У всех вас получились разные фигурки. Дети тоже все разные, но все они привыкнут к школе.
От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость школьника в последующие годы.
Период адаптации к школе может длиться от 2 – 3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей первоклассника, характера его взаимоотношений с окружающими, степени подготовленности к школьной жизни.
Как понять привык ли ребенок к школе?
Хорошо адаптировавшийся школьник:
- С радостью идет в школу.
- Хорошо усваивает школьную программу.
- Спокойно и позитивно рассказывает вам о школе.
Первый год обучения в школе – серьезное испытание для ребенка. Психологи отмечают, что дети переживают психологический кризис. Важное изменение в жизни первоклассников – «прилюдность» поведения, контроль со стороны учителя, одноклассников, родителей. Публичность жизни может забирать значительную долю психологической энергии ученика. Для снятия нагрузки нужно давать детям дома возможность для уединения, а также постараться не делать им лишних замечаний.
Положению первоклассника не позавидуешь. Он попал в новое окружение, появились новые требования, ему надо уметь слушать, концентрировать внимание, отвечать на вопросы, при этом, подавляя желание побегать, поиграть и повеселиться. Если со всем этим ученик справляется, то он радостен, увлечен, верит в свои силы. Тогда речь может идти о полной адаптации. Если первоклассник по разным причинам не справляется с учебной нагрузкой, то со временем он попадает в разряд неуспевающих, что приводит к неврозам , отсутствию желания учиться.
Анкетирование родителей. Обсуждение результатов.
Раздаю родителям тетради детей. Объясняю уровень адаптации каждого. Обсуждение. Ответы на вопросы.
Что делать, если процесс адаптации затягивается? В ваших силах помочь детям.
- Показать, как ухаживать за школьной одеждой, рассказать зачем это нужно делать (с аккуратным и опрятным учеником охотнее общаются сверстники, это уважение окружающих и т.д.)
- Вместе с ребенком купить школьные принадлежности и по необходимости пополнять их запас в течение года.
- Регулярно интересоваться успехами ребенка, его школьной жизнью.
- Уважительно относиться к учителям и другим работникам школы.
- Посещать родительские собрания.
Анкета для родителей первоклассников
по определению уровня адаптации к школе
- Охотно ли идёт ребёнок в школу?
- красный: охотно, с радостью
- синий: неохотно
- жёлтый: без особой охоты
- Приспособился ли к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?
- красный: в основном да
- синий: пока нет
- жёлтый: не совсем
- Переживает ли ребёнок свои учебные успехи и неудачи?
- красный: в основном да
- синий: скорее нет, чем да
- жёлтый: не вполне
- Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?
- красный: довольно часто
- синий: не делится
- жёлтый: иногда
- Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
- красный: в основном положительные впечатления
- синий: в основном отрицательные впечатления
- жёлтый: и то, и другое
- Сколько времени ребёнок тратит ежедневно на выполнение домашних заданий?
(Укажите конкретную цифру).
- Нуждается ли ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
- красный: не нуждается
- синий: довольно часто
- жёлтый: иногда
- Как ребёнок преодолевает трудности в работе?
- красный: настойчив в преодолении трудностей
- синий: перед трудностями сразу пасует
- жёлтый: обращается за помощью
- Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
- красный: может, если захочет
- синий: сам этого сделать не может
- жёлтый: когда как
- Часто ли ребёнок жалуется и обижается на товарищей по классу?
- красный: такого практически не бывает
- синий: довольно часто
- жёлтый: бывает, но редко
- Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
- красный: скорее да, чем нет
- синий: нет
- жёлтый: скорее нет, чем да
Обработка:
КЛЮЧ К ВОПРОСАМ:
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
1 красный | 2 красный | 3 красный | 4 красный | 5 красный | 6 цифра | 7 красный | 8 красный | 9 красный | 10 красный | 11 красный |
Данные по вопросу №6 анализируются и обобщаются.
Подсчёт баллов: «+» - 3 балла
«- » - 0 баллов
«когда как » - 1 балл
Блок А - общий эмоциональный фон, отношение к школе (№№ 1, 3, 4, 5, 10) max.15
Блок В - учебная мотивация (№№ 7, 8, 9) max.9
Блок С - общее психофизическое состояние (№№ 2,11) max.6
Уровни школьной адаптации:
I | высокий (25-30 баллов) |
II | средний (20-24 баллов) |
III | поверхностный (15-19 баллов) |
IV | ниже среднего (10-14 баллов) |
V | низкий (0 -9 баллов) |
Тринадцать заповедей ученика.
- Не отнимай чужого, но свое не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – защищайся.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого не проси.
- Из – за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из – за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
- Старайся все делать во время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
-Почаще говори: давай дружить, давай играть.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Симон Соловейчик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Адаптация первоклассников"
Мы все и родители, и учителя, с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребенок пойдет в первый класс, станет школьником. Это важное событие в его жизни, но оно не менее значимо и дл...
Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе"
Вашему вниманию предлагается подробный конспект собрания и презентация....
Родительское собрание "Адаптация первоклассников"
Данный материал разработан к родительскому собранию в 1 классе....
Родительское собрание "Адаптация первоклассников"
Наступил долгожданный день. когда дети переступили порог школы. Радостное настроение, ожидание успехов ребенка... Но уже через неделю вам кажется, что все изменилось! Почему? Что происходит с первокла...
Родительское собрание "Адаптация первоклассников"
Рекомендации родителям первоклассников по адаптации детей к школьной жизни....
Родительское собрание "Адаптация первоклассников"
Данное собрание рекомендую для учителей первоклассников...
Родительское собрание "Адаптация первоклассников"
Данный материал поможет учителю начальных класов провести родительское собрание по адаптации первоклассников к школе...
Комментарии
Шмелева Н. А.
У меня подготовительная группа. Обязательно использую ваш материал на родительском собрании для будущих первоклассников. Спасибо.