рекомендации подготовки к школе
статья по теме
занятия с детьми при подготовки к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_podgotovki_k_shkole.docx | 29.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по подготовке детей к школе
- Основными параметрами сформированности мотивационной готовности к школьному обучения являются:
- Потребность в познании, то есть в овладении новыми знаниями, умениями и навыками;
- Осознание общественной значимости школьного обучения;
- Умение подчинять свое "хочу" слову "надо";
- Стремление к успеху и умение доводить начатое дело до конца.
- Формирование учебных мотивов и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогов детского сада и семьи в подготовке детей к школе.
- Для того, чтобы мотивировать ребенка на обучение в школе, необходимо сформировать у него:
- правильное представление о школе и учебном процессе;
- положительное отношение к школе.
Это можно сделать с помощью: беседы о школе, экскурсии в школу, чтения рассказов и рассматривания картинок, отражающих школьную жизнь, рисования школы и игры в школу. Рассказывая ребенку о школе, подчеркните ее значимость в жизни каждого человека. Скажите, что в процессе обучения он узнает много нового и интересного, и эти знания обязательно пригодятся ему в жизни. В школе он познакомится со своей первой учительницей, а среди одноклассников наверняка найдет себе новых друзей. Создать образ доброго учителя. Возбудить чувство доверия к учителю.
Общая осведомленность:
- Необходимо знать свое ФИО.
- Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
- Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
- Сейчас утро или вечер (день или утро)?
- Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
- Что бывает раньше – обед или ужин?
- В какой садик ходишь?
- Свой домашний адрес.
- Свой город и его главные достопримечательности.
- Страну, в которой живешь, название планеты.
- Фамилию, имя, отчество своих родителей, их профессию.
- Времена года (последовательность, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
- Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
- Почему снег бывает зимой, а не летом?
- Профессии, что делает почтальон, врач, учитель?
- Зачем в школе нужна парта, звонок?
- Ты хочешь пойти в школу?
- Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
- Знать названия 12 месяцев года.
- Дни недели, называть день, следующий за средой т д.
- Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка и пр.).
- Знать 1-3 комнатных растения.
- Уметь различать по внешнему виду птиц.
- Домашних и диких животных и их детенышей.
- Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
- Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
- Транспорт наземный, водный, воздушный.
- Электроприборы.
- Находить или называть предметы в окружающего мира похожие на геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.).
- Различать одежду, обувь и головные уборы, овощи, фрукты и ягоды.
- Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал.
- Знать, как правильно попросить о помощи в любом деле (использовать вежливые слова).
- Правила поведения в общественных местах и на улице.
Понятийное образное мышление:
- Определять последовательность событий (используя наглядный материал).
- Находить сходства и различия между предметами по картинке, объяснять их.
- Находить лишнее понятие среди группы предметов, объяснять свой выбор.
- Достраивать простейшую закономерность.
Использовать игры:
«Четвертый лишний»,
«Найди по аналогии»,
«Что к чему подходит».
«Найди отличия»,
«Найди одинаковые предметы» и др.
Понятийное логическое мышление:
- Определять на слух лишний предмет из группы предложенных, уметь отвечать на вопрос - почему лишний:
Река, озеро, море, мост, пруд.
Огурец, яблоко, морковь, лук.
Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
Стол, ковёр, кресло, кровать, табурет.
Медведь, заяц, бабочка, лиса, волк.
Туфли, нога, ботинки, тапки.
Весёлый, быстрый, вкусный, грустный, осторожный.
Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.
Синица, голубь, птица, воробей, утка.
Стеклянный, деревянный, легкий, железный, пластмассовый.
Простыня, наволочка, пододеяльник, полотенце, кровать.
- Подбирать слова по речевой аналогии:
- у рыбы - чешуя, у кошки - …? (шерсть),
- магазин – продавец, больница…? (доктор, врач) и т.д.
Правильные ответы выделены в ряду жирным шрифтом:
1. Огурец - овощ | Роза - …? сорняк, роса, садик, цветок, земля |
2. Медведь-берлога | Птица - …? клюв, чайка, гнездо, перья, хвост |
3. Перчатка - рука | Сапог - …? чулки, подошва, кожа, нога, щётка |
4. Стул – деревянный | Игла - …? острая, тонкая, блестящая, короткая, железная |
5. Стол — скатерть | Пол - ... ? Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди. |
6. Огород—морковь | Сад - ...? Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка. |
7. Часы—время | Градусник - ...? Стекло, больной, кровать, температура, врач |
8. Машина — мотор | Лодка - ... ? Река, маяк, парус, волна, берег. |
- Группировать предметы по определенным признакам, без наглядной основы. Называть каждую группу обобщающим словом (мебель, посуда, обувь, животные, рыбы, города, одежда, птицы и т.д.).
- Решать логические задачи:
«Если папа выше сына, значит сын…?».
«Две девочки рисовали ромашки, а одна – колокольчики. Маша рисовала ромашки, Ира рисовала колокольчики, значит Катя рисовала...?».
«Шли два мальчика Коля и Петя, они были один – в желтой, другой – в синей футболке. Коля не в желтой, в какой футболке был Петя…?».
«У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?».
«Первый Иван шел на базар, второй Иван — с базара. Какой Иван купил товар, какой шел без товара?».
«Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? ( 6)».
«Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)».
«Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (Все месяцы, кроме февраля)».
«Сколько ушей у трех мышей?».
«Если съесть одну сливу, что останется? (Косточка.)».
Использовать игры:
- «Чем похожи и чем отличаются?» (ромашка и одуванчик, ручка и карандаш, петух и ворона);
- «Выбери нужное» (у дерева есть: листья, цветы, плоды, корень, пень);
- «Логическая концовка» (Ты ходишь ногами, а бросаешь…);
- «Ответь на вопросы» (Собаку укусила оса. Кто кусался?);
- «Назови одним словом» (Яблоко, груша, банан);
- «Закончи предложение» (Если завтра будет сильный мороз то…) и т.п.
Визуальное мышление:
Или самостоятельность мышления (мысленное структурирование спонтанно представленной зрительной информации) – это умение детей практически без помощи взрослого самостоятельно разбираться и работать с полученными заданиями.
- Необходимо способствовать развитию умения детей проводить в уме операции сравнения различных изображений и их деталей, а также продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам, видеть закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения («видеть» структуру) и оперировать этими закономерностями, переносить их в рамках данной визуальной структуры, то есть мыслить по аналогии. Можно использовать для занятий с детьми разнообразный наглядный материал, например: энциклопедии, книги, альбомы с картинками, а так же матрицы Равенна и др.
Кратковременная речевая память:
- Запомнить ряд из 8-10 простых по смыслу коротких слов.
- Запомнить на слух и повторить 5-7 цифр.
- Запомнить и повторить 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Например, медведь – малина, зима – снег, кошка – мышка и т.д.
- Запомнить простейшие считалки и скороговорки.
- Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
- Рассказывать наизусть стихи, пересказывать сказки.
Кратковременная зрительная память:
- Можно предложить ребенку заметить отсутствие картинки, если ему сначала показывают серию из трех-четырех картинок, а затем одну убирают, также можно предложить ребенку посмотреть и запомнить несколько (7-12) картинок (предметов, игрушек), потом забрать или спрятать и попросить ребенка назвать все, что он запомнил.
Развитие внимания:
Выполнение корректурных заданий способствуют развитию и концентрации внимания, развитию самоконтроля, усидчивости, что является необходимым для будущих школьников при выполнении письменных работ. Для проведения можно использовать любые печатные тексты, карандаши. В течение 5 мин. Нужно найти и зачеркнуть или обвести любую букву, например, (А) и т.д. Искать по картинкам 10 отличий, находить два одинаковых предмета среди нескольких похожих. Копировать в точности узор или движение.
Играть в игры:
- «Чем похожи, чем отличаются».
- Выполнять упражнения на быстроту реакции, например, «Услышишь правильный ответ – похлопай в ладоши, неправильный – потопай ногами».
- «Найди игрушку по описанию взрослого»;
- «Камень, ножницы, бумага»;
- «Да и нет не говори»;
- «Что перепутал художник» (картинки – нелепицы);
- «Найди пару»;
- «Найди пропущенное число (букву, знак)»;
- «Съедобное – несъедобное».
Творческое воображение:
Придумывание оригинальных изображений, дорисовывание фигур или второй половины заданного предмета; продолжение рисунка, перерисовка геометрических фигур с сохранением величины и расположения на листе бумаги.
Эскизы. На листах по 4-е фигуры (круги, квадраты, треугольники). Необходимо добавить любые детали или линии к изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки.
Изучение географической карты. Представь, что ты (летишь на самолете или плывешь на теплоходе) смотришь вокруг себя. и вот обо всем, что ты видишь и чувствуешь, расскажи, пожалуйста, мне.
Кляксы. Посмотри внимательно на эти черные кляксы и скажи, на что они похожи.
Точки. Соедини рассыпанные точки так, чтобы получилось чье-то изображение или узор.
Дать задание ребенку придумать загадку – зарисовать ее, дать ответ – зарисовать. Можно использовать занятие – выполнение фигурок из палочек.
Развитие речи и готовность к овладению грамотой необходимо:
- Правильно подбирать антонимы, играть в «Противоположности»:
старый – молодой, сильный – слабый, большой – маленький, острый – тупой, высокий – низкий, широкий – узкий, глубокий – мелкий, левый – правый, черный – белый и др.
- Зачитайте детям предложения с ошибками, а затем спросите верно это предложение или нет. Предложите им найти и исправить ошибку. Можно чередовать правильные предложения с неправильными.
Инструкция: «Послушайте предложение и подумайте, правильное оно или нет. Если предложение неправильное, скажите так, чтобы было верно».
Например: Начал таять снег и закончилась весна.
Правильный ответ: Начал таять снег и началась весна.
Начал таять снег и закончилась зима.
- Зачитайте предложение, делая паузу на месте пропуска. Предложите детям подумать какое слово можно поставить на месте пропуска.
Инструкция: «В предложении, которое я сейчас зачитаю, в середине что-то пропущено (слово или несколько слов). Вставьте, пропущенное и скажите, какое предложение получится».
Например: Мама решила ……. юбку.
Варианты ответов: постирать, погладить, зашить, надеть.
Девочка ……. своего маленького брата.
Варианты ответов: любит, кормит, одевает, умывает, держит за рук.
- Завершение предложений.
Ребенку необходимо произнести вторую половину предложения:
«Если завтра будет сильный мороз, то...».
«В комнате погас свет, потому что...».
«Мальчик упал с велосипеда и разбился, потому что...».
«Валя еще плохо умеет читать, хотя ...».
«Если пойдет сильный дождь, то...»
«Мальчик весело смеялся, потому что...».
«Если взлететь высоко, как птица, то ...».
- Уметь четко произносить все звуки речи.
- Уметь интонационно выделять звук в словах.
- Уметь определять место звука в слове.
- Уметь произносить слова по слогам.
- Уметь составлять предложения из 3-5 слов.
- Уметь использовать в речи обобщающие понятия.
- Уметь составлять рассказ по картинке.
- Уметь составлять несколько предложений о предмете.
- Уметь наизусть читать любимое стихотворение. Знать автора прочитанного стихотворения.
- Уметь передавать содержание сказки.
- Объяснять смысл простейших пословиц – «Делу - время, потехе – час».
Зрительно-моторная координация:
Рекомендуется в работе с детьми для развития зрительно-моторной координации использовать - штриховки, закрашивание, раскрашивание, а также графические игры и упражнения на срисовывание предметов. Ребенок должен научиться:
- правильно держать ручку и карандаш в руке;
- проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
- обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
- уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
- копировать с образца геометрические фигуры;
- уметь продолжить штриховку рисунка;
- уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры
Ребенку надо помогать, постепенно приучая его к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы и сличению ее с образцами. Основным содержанием работы с детьми по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и движения кистей и пальцев рук.
Можно также использовать в работе с детьми задания «графические диктанты» - это упражнение для развития устойчивого внимания, умения удерживать внимание в работе по инструкции, получаемой на слух. Данные упражнения закрепляют пространственную ориентацию и тренируют точную моторику руки.
Можно использовать упражнения на прохождения лабиринта – эти задания развивают внимание, ориентацию в пространстве, точную моторику руки, произвольное внимание и координацию движения руки.
Развитие произвольности:
- Необходимо развивать произвольность действий - умение детей внимательно слушать и точно выполнять указания в соответствии с правилом, самостоятельно действовать по заданию взрослого, использовать образец, воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий.
- Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку (правая – левая сторона, верх – низ и т.д.).
Эмоционально-волевая регуляция деятельности:
- Развивать умение контролировать свои эмоции.
- Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
- Умение самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу.
- Усидчивость.
- Настойчивость.
- Умение преодолевать препятствия.
- Доводить начатое дело до конца.
- Заинтересованность в результатах выполнения заданий.
- Активность.
- Уметь устанавливать социальные контакты.
- Иметь адекватную самооценку.
- Подчинять личные интересы общественным.
Элементарные математические представления:
- Знать цифры от 0 до 9
- Уметь считать до 10 и обратно
- Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
- Знать знаки +, -, =, <, >
- Уметь сравнивать числа первого десятка
- Уметь соотносить цифру и число предметов
- Уметь сравнивать 2 группы предметов
- Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
- Знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг
- Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
- Уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «вперед», «за», «между»
- Уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы
Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению – это целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития интеллектуальной и мотивационной сфер, а также сформированность волевой регуляции. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других и в конечном итоге негативно сказывается на общей готовности ребенка к школьному обучению. Поэтому, родителям совместно с воспитателями детского сада необходимо проводить комплексную подготовку детей к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации " Подготовка к школе" по письму и развитию речи
Материал предназначен для учителей начальных классов, занимающихся подготовкой к школе...
Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе"
Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе". Материал для педагогов и родителей будущих первоклассников....
Рекомендации родителям по подготовке к школе
Практические упражнения по подготовке к школе...
Родительское собрание в начальной школе "Подготовка к школе"
(Собрание проводится в форме игры, в ходе которой надо показать родителям важность развития мышления, памяти, внимания для успешногообучения ребёнка в школе)эВ представлении многих взрослых подготовка...
Подготовка к школе: рекомендации
Буклет для родителей будущих первоклассников...
Презентация к занятиям по подготовке к школе по тетради О. Холодовой "За три месяца до школы"
Предлагаемая презентация поможет организовать подготовку дошкольников к обучению в 1 классе. Составлена в соответствии с первыми десятью занятиями рабочей тетради О. Холодовой "За три месяца до ш...
Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников « Интегрированный курс подготовки к школе»
Программа подготовки первоклассников к обучению и социализации в школе...