рекомендации подготовки к школе
статья по теме

Eрмолаева Светлана Валентиновна

занятия с детьми при подготовки к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_podgotovki_k_shkole.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по подготовке детей к школе

Мотивационная готовность:

- Основными параметрами сформированности мотивационной готовности к школьному обучения являются:

  1. Потребность в познании, то есть в овладении новыми знаниями, умениями и навыками;
  2. Осознание общественной значимости школьного обучения;
  3. Умение подчинять свое "хочу" слову "надо";
  4. Стремление к успеху и умение доводить начатое дело до конца.

- Формирование учебных мотивов и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогов детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

- Для того, чтобы мотивировать ребенка на обучение в школе, необходимо сформировать у него:

  • правильное представление о школе и учебном процессе;
  • положительное отношение к школе.

          Это можно сделать с помощью: беседы о школе, экскурсии в школу, чтения рассказов и рассматривания картинок, отражающих школьную жизнь, рисования школы и игры в школу. Рассказывая ребенку о школе, подчеркните ее значимость в жизни каждого человека. Скажите, что в процессе обучения он узнает много нового и интересного, и эти знания обязательно пригодятся ему в жизни. В школе он познакомится со своей первой учительницей, а среди одноклассников наверняка найдет себе новых друзей. Создать образ доброго учителя. Возбудить чувство доверия к учителю.

Общая осведомленность:

  1. Необходимо знать свое ФИО.
  2. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
  3. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
  4. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
  5. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
  6. Что бывает раньше – обед или ужин?
  7. В какой садик ходишь?
  8. Свой домашний адрес.
  9. Свой город и его главные достопримечательности.
  10. Страну, в которой живешь, название планеты.
  11. Фамилию, имя, отчество своих родителей, их профессию.
  12. Времена года (последовательность, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
  13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
  14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  15. Профессии, что делает почтальон, врач, учитель?
  16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
  17. Ты хочешь пойти в школу?
  18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
  19. Знать названия 12 месяцев года.
  20. Дни недели, называть день, следующий за средой т д.
  21. Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка и пр.).
  22. Знать 1-3 комнатных растения.
  23. Уметь различать по внешнему виду птиц.
  24. Домашних и диких животных и их детенышей.
  25. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
  26. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
  27. Транспорт наземный, водный, воздушный.
  28. Электроприборы.
  29. Находить или называть предметы в окружающего мира похожие на геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.).
  30. Различать одежду, обувь и головные уборы, овощи, фрукты и ягоды.
  31. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал.
  32. Знать, как правильно попросить о помощи в любом деле (использовать вежливые слова).
  33. Правила поведения в общественных местах и на улице.

Понятийное образное мышление:

- Определять последовательность событий (используя наглядный материал).

- Находить сходства и различия между предметами по картинке, объяснять их.

- Находить лишнее понятие среди группы предметов, объяснять свой выбор.

- Достраивать простейшую закономерность.

Использовать игры:

«Четвертый лишний»,

«Найди по аналогии»,

«Что к чему подходит».

«Найди отличия»,

«Найди одинаковые предметы» и др.

Понятийное логическое мышление:

- Определять на слух лишний предмет из группы предложенных, уметь отвечать на вопрос - почему лишний:

Река, озеро, море, мост, пруд.

Огурец, яблоко, морковь, лук.

Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Стол, ковёр, кресло, кровать, табурет.

Медведь, заяц, бабочка, лиса, волк.

Туфли, нога, ботинки, тапки.

Весёлый, быстрый, вкусный, грустный, осторожный.

Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.

Синица, голубь, птица, воробей, утка.

Стеклянный, деревянный, легкий, железный, пластмассовый.

Простыня, наволочка, пододеяльник, полотенце, кровать.

- Подбирать слова по речевой аналогии:

- у рыбы - чешуя, у кошки - …? (шерсть),

- магазин – продавец, больница…? (доктор, врач) и т.д.

Правильные ответы выделены в ряду жирным шрифтом:

1. Огурец - овощ

Роза - …?     сорняк, роса, садик, цветок, земля

2. Медведь-берлога

Птица - …?  клюв, чайка, гнездо, перья, хвост

3. Перчатка - рука

Сапог - …?   чулки, подошва, кожа, нога, щётка

4. Стул – деревянный

Игла - …?  острая, тонкая, блестящая, короткая, железная 

5. Стол — скатерть

Пол - ... ?   Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди.

6. Огород—морковь

Сад - ...?    Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка.

7. Часы—время

Градусник - ...? Стекло, больной, кровать, температура,  врач

8. Машина — мотор

Лодка -  ... ? Река, маяк, парус, волна, берег.

- Группировать предметы по определенным признакам, без наглядной основы. Называть каждую группу обобщающим словом (мебель, посуда, обувь, животные, рыбы, города, одежда, птицы и т.д.).

- Решать логические задачи:

«Если папа выше сына, значит сын…?».

«Две девочки рисовали ромашки, а одна – колокольчики. Маша рисовала ромашки, Ира рисовала колокольчики, значит Катя рисовала...?».

«Шли два мальчика Коля и Петя, они были один – в желтой, другой – в синей футболке. Коля не в желтой, в какой футболке был Петя…?».

«У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?».

«Первый Иван шел на базар, второй Иван — с базара. Какой Иван купил товар, какой шел без товара?».

«Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? ( 6)».

«Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)».

«Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (Все месяцы, кроме февраля)».

«Сколько ушей у трех мышей?».

«Если съесть одну сливу, что останется? (Косточка.)».

Использовать игры:

-  «Чем похожи и чем отличаются?» (ромашка и одуванчик, ручка и карандаш, петух и ворона);

-  «Выбери нужное» (у дерева есть: листья, цветы, плоды, корень, пень);

-  «Логическая концовка» (Ты ходишь ногами, а бросаешь…);

-  «Ответь на вопросы» (Собаку укусила оса. Кто кусался?);

-  «Назови одним словом» (Яблоко, груша, банан);

-  «Закончи предложение» (Если завтра будет сильный мороз то…) и т.п.

        

Визуальное мышление:

Или самостоятельность мышления (мысленное структурирование спонтанно представленной зрительной информации) – это умение детей практически без помощи взрослого самостоятельно разбираться и работать с полученными заданиями.

- Необходимо способствовать развитию умения детей проводить в уме операции сравнения различных изображений и их деталей, а также продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам, видеть закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения («видеть» структуру) и оперировать этими закономерностями, переносить их в рамках данной визуальной структуры, то есть мыслить по аналогии. Можно использовать для занятий с детьми разнообразный наглядный материал, например: энциклопедии, книги, альбомы с картинками, а так же матрицы Равенна и др.

Кратковременная речевая память:

- Запомнить ряд из 8-10 простых по смыслу коротких слов.

- Запомнить на слух и повторить 5-7 цифр.

- Запомнить и повторить 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Например, медведь – малина, зима – снег, кошка – мышка и т.д.

- Запомнить простейшие считалки и скороговорки.

- Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

- Рассказывать наизусть стихи, пересказывать сказки.

Кратковременная зрительная память:

- Можно предложить ребенку заметить отсутствие картинки, если ему сначала показывают серию из трех-четырех картинок, а затем одну убирают, также можно предложить ребенку посмотреть и запомнить несколько (7-12) картинок (предметов, игрушек), потом забрать или спрятать и попросить ребенка назвать все, что он запомнил.

Развитие внимания:

      Выполнение корректурных заданий способствуют развитию и концентрации внимания, развитию самоконтроля, усидчивости, что является необходимым для будущих школьников при выполнении письменных работ. Для проведения можно использовать любые печатные тексты, карандаши. В течение 5 мин. Нужно найти и зачеркнуть или обвести любую букву, например, (А) и т.д. Искать по картинкам 10 отличий, находить два одинаковых предмета среди нескольких похожих. Копировать в точности узор или движение.

Играть в игры:

- «Чем похожи, чем отличаются».

- Выполнять упражнения на быстроту реакции, например, «Услышишь правильный ответ – похлопай в ладоши, неправильный – потопай ногами».

- «Найди игрушку по описанию взрослого»;

- «Камень, ножницы, бумага»;

- «Да и нет не говори»;

- «Что перепутал художник» (картинки – нелепицы); 

- «Найди пару»;

- «Найди пропущенное число (букву, знак)»; 

- «Съедобное – несъедобное».

Творческое воображение:

Придумывание оригинальных изображений, дорисовывание фигур или второй половины заданного предмета; продолжение рисунка, перерисовка геометрических фигур с сохранением величины и расположения на листе бумаги.

Эскизы. На листах по 4-е фигуры (круги, квадраты, треугольники). Необходимо добавить любые детали или линии к изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки.

Изучение географической карты. Представь, что ты (летишь на самолете или плывешь на теплоходе) смотришь вокруг себя. и вот обо всем, что ты видишь и чувствуешь, расскажи, пожалуйста, мне.

Кляксы.  Посмотри внимательно на эти черные кляксы и скажи, на что они похожи.

Точки. Соедини рассыпанные точки так, чтобы получилось чье-то изображение или узор.

Дать задание ребенку придумать загадку – зарисовать ее, дать ответ – зарисовать. Можно использовать занятие – выполнение фигурок из палочек.

Развитие речи и готовность к овладению грамотой необходимо:

- Правильно подбирать антонимы, играть в «Противоположности»: 

старый – молодой, сильный – слабый, большой – маленький, острый – тупой, высокий – низкий, широкий – узкий, глубокий – мелкий, левый – правый, черный – белый и др.

- Зачитайте детям предложения с ошибками, а затем спросите верно это предложение или нет. Предложите им найти и исправить ошибку. Можно чередовать правильные предложения с неправильными.

    Инструкция: «Послушайте предложение и подумайте, правильное оно или нет. Если предложение неправильное, скажите так, чтобы было верно».

     Например: Начал таять снег и закончилась весна.

Правильный ответ: Начал таять снег и началась весна.

                                 Начал таять снег и закончилась зима.

- Зачитайте предложение, делая паузу на месте пропуска. Предложите детям подумать какое слово можно поставить на месте пропуска.

     Инструкция: «В предложении, которое я сейчас зачитаю, в середине что-то пропущено (слово или несколько слов). Вставьте, пропущенное и скажите, какое предложение получится».

     Например: Мама решила ……. юбку. 

Варианты ответов: постирать, погладить, зашить, надеть.

                        Девочка ……. своего маленького брата.

Варианты ответов: любит, кормит, одевает, умывает, держит за рук.

- Завершение предложений. 

Ребенку необходимо произнести вторую половину предложения:

«Если завтра будет сильный мороз, то...».

«В комнате погас свет, потому что...».

«Мальчик упал с велосипеда и разбился, потому что...».

«Валя еще плохо умеет читать, хотя ...».

«Если пойдет сильный дождь, то...»

«Мальчик весело смеялся, потому что...».

«Если взлететь высоко, как птица, то   ...».

  • Уметь четко произносить все звуки речи.
  • Уметь интонационно выделять звук в словах.
  • Уметь определять место звука в слове.
  • Уметь произносить слова по слогам.
  • Уметь составлять предложения из 3-5 слов.
  • Уметь использовать в речи обобщающие понятия.
  • Уметь составлять рассказ по картинке.
  • Уметь составлять несколько предложений о предмете.
  • Уметь наизусть читать любимое стихотворение. Знать автора прочитанного стихотворения.
  • Уметь передавать содержание сказки.
  • Объяснять смысл простейших пословиц – «Делу - время, потехе – час».

Зрительно-моторная координация:

     Рекомендуется в работе с детьми для развития зрительно-моторной координации использовать - штриховки, закрашивание, раскрашивание, а также графические игры и упражнения на срисовывание предметов. Ребенок должен научиться:

- правильно держать ручку и карандаш в руке;

- проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

- обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

- уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;

- копировать с образца геометрические фигуры;

- уметь продолжить штриховку рисунка;

- уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры

     Ребенку надо помогать, постепенно приучая его к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы и сличению ее с образцами. Основным содержанием работы с детьми по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и движения кистей и пальцев рук.

     Можно также использовать в работе с детьми задания «графические диктанты» - это упражнение для развития устойчивого внимания, умения удерживать внимание в работе по инструкции, получаемой на слух. Данные упражнения закрепляют пространственную ориентацию и тренируют точную моторику руки.

     Можно использовать упражнения на прохождения лабиринта – эти задания развивают внимание, ориентацию в пространстве, точную моторику руки, произвольное внимание и координацию движения руки.

     

Развитие произвольности:

- Необходимо развивать произвольность действий - умение детей внимательно слушать и точно выполнять указания в соответствии с правилом, самостоятельно действовать по заданию взрослого, использовать образец, воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий.

- Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку (правая – левая сторона, верх – низ и т.д.).

Эмоционально-волевая регуляция деятельности:

- Развивать умение контролировать свои эмоции.

- Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

- Умение самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу.

- Усидчивость.

- Настойчивость.

- Умение преодолевать препятствия.

- Доводить начатое дело до конца.

- Заинтересованность в результатах выполнения заданий.

- Активность.

- Уметь устанавливать социальные контакты.

- Иметь адекватную самооценку.

- Подчинять личные интересы общественным.

Элементарные математические представления:

  • Знать цифры от 0 до 9
  • Уметь считать до 10 и обратно
  • Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
  • Знать знаки +, -, =, <, >
  • Уметь сравнивать числа первого десятка
  • Уметь соотносить цифру и число предметов
  • Уметь сравнивать 2 группы предметов
  • Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
  • Знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг
  • Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
  • Уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «вперед», «за», «между»
  • Уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы

           

          Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению – это целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития интеллектуальной и мотивационной сфер, а также сформированность волевой регуляции. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других и в конечном итоге негативно сказывается на общей готовности ребенка к школьному обучению. Поэтому, родителям совместно с воспитателями детского сада необходимо проводить комплексную подготовку детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации " Подготовка к школе" по письму и развитию речи

Материал предназначен для учителей начальных классов, занимающихся подготовкой к школе...

Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе"

Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе". Материал для педагогов и родителей  будущих первоклассников....

Рекомендации родителям по подготовке к школе

Практические упражнения по подготовке к школе...

Родительское собрание в начальной школе "Подготовка к школе"

(Собрание проводится в форме игры, в ходе которой надо показать родителям важность развития мышления, памяти, внимания для успешногообучения ребёнка в школе)эВ представлении многих взрослых подготовка...

Подготовка к школе: рекомендации

Буклет для родителей будущих первоклассников...

Презентация к занятиям по подготовке к школе по тетради О. Холодовой "За три месяца до школы"

Предлагаемая презентация поможет организовать подготовку дошкольников к обучению в 1 классе. Составлена в соответствии с первыми десятью занятиями рабочей тетради О. Холодовой "За три месяца до ш...