"Как помочь детям подготовиться к основной школе".Материалы для родительского собрания в 4 классе.
материал (4 класс) на тему
Четвероклассники - это выпускники начальной школы.Именно это расставляет те акценты, которые так важны во взаимодействии взрослого и ребёнка данного возраста.Завершился первый этап школьной жизни ребёнка.Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать внимание на сформированность учебных умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материалы для родительского собрания в 4 классе | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь детям подготовиться к основной школе
Материал к родительскому собранию в 4 классе.
Четвёртый год обучения завершает первый этап школьной жизни ребёнка. Четвероклассники - это выпускники начальной школы. Именно этот и расставляет те акценты, которые так важны во взаимодействии взрослого и ребёнка данного возраста.
Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у 4-классиков учебных умений и навыков.
К 4-му классу у большинства детей уже складывается свой, индивидуальный стиль учебной работы. Это ясно видно из того, как готовятся домашние задания. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода домой, другие - нуждаются в отдыхе (имеющем разную продолжительность). Кто-то сразу и легко включается в работу, а другим нужно много времени на подготовительный этап. Многие дети начинают готовить Д/з с трудных предметов, а другие, наоборот, с лёгких. Одни усваивают материал лучше, если он подкреплён рисунками или схемами, другим достаточно его услышать и т.д.
Эти различия по выполнению учебной работы связаны с индивидуальнотипологическими особенностями детей, с их работоспособностью, с спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.
Индивидуальный стиль учебной работы выделяется не только на фоне подхода к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками разных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приёмами учебной работы означает, что ребёнок приобрёл умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
Какие умения важны для успешного обучения?
Среди них можно выделить следующие:
- слушать учителя;
- выделять главную мысль сообщения;
- связно пересказывать текст;
- отвечать на вопросы к тексту;
- ставить вопросы к тексту;
- делать содержательные выводы на основе полученной информации;
- письменно выражать свою мысль;
- привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словари, энциклопедии);
- адекватно оценивать результаты своей работы;
Умения опираются на мыслительные способности: умения сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.
Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока учебная нагрузка не так велика. В среднем звене эти умения будут жизненно необходимыми, так как новое и более объёмная информация появляется именно здесь (сложное её содержание). В этой ситуации не работает такой популярный способ в начальной школе как многократное повторение. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.
Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассник владеет некоторыми из основных приёмов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребёнок готовится к пересказу заданного на дом текста по окружающему миру:
- читает ли весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить всё сразу;
- читает ли один раз, и, не пересказывая, уверен, что всё хорошо знает;
- читает главные или отдельные абзацы, не устанавливая связи между
ними;
- отвечает ли на вопросы к тексту?
Детей необходимо учить работать с текстом, учить выделять главную мысль, составлять план текста, запоминать содержание по опорным словам, пересказывать его и т.д.
Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале, но и по содержанию прочитанной книги, увиденного фильма и т.д.
С целью повышения психологической грамотности можно за ориентир для занятий с детьми взять приёмы выделения смысловых мнемических опор (методика «Смысловые единицы» разработана К. П, Мальцевой (см: Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е. Е. Данилова Под ред. И. В. Дубровиной. М„ 1999г. С. 67-71)).
К 4-му классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие - меньше ( это в дальнейшем поможет ребёнку выбрать правильно и точно тематику предпрофильного обучения).
Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребёнка: кому-то нравится математика, у кого-то проявляются лингвистические способности и т.д.
А может ребёнок не обладать никакими способностями, особенными предпочтениями или интересами? (Ответы родителей). Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже, если ребёнок не выделяется своими успехами, безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребёнка, и необходимо поддерживать,
Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За её пределами ребёнок может быть погружён в такие занятия, которыепозволяют ему проявить свою смелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе, что тоже немало важно. В этом вам поможет «Анкета способностей вашего ребёнка». Анкета поможет вам, дорогие родители, лучше осознать интересы своего ребёнка, его склонности, выбрать для него подходящую область внешкольных занятий. Разработчики анкеты: де Хаан и Коф (см: Матвеева Л. Г., Выбойщик И. В., Мякушин Д. Е. «Что я могу узнать о своём ребёнке?» психологические тесгы. - Челябинск 1996г. с. 170-175).
С помощью этой анкеты, включающей исследования различных специальных способностей, вы можете выяснить, какими из них обладает ваш ребёнок. Ниже перечислены восемь областей, в которых ребёнок может проявить свои таланты (даны характеристики этих областей).
Области: - интеллектуальные способности;
- художественные способности;
- музыкальный талант;
- способности к занятию научной работой;
- литературный талант;
- артистический талант;
- технические способности;
- способности к спорту;
Даётся оценка каждому из качеств в баллах. Далее составляется график способностей вашего ребёнка.
Ломаная линия на графике - профиль способностей ребёнка.
Эта анкета, уважаемые родители, своего рода опорная схема для наблюдений за вашим ребёнком. Предлагаемые характеристики могут помочь вам при анализе поведения ребёнка, его умственного и физического развития.
Конечно, анкета не исчерпывает всех проявлений поведения ребёнка. (Можно, если это необходимо, добавить собственные характеристики его способностей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материалы для родительского собрания 2 класс
Данные материалы помогают учителю правильно и эффективно организовать родительские собрания во 2 классе...
памятка родителямКАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
памятка родителямКАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ...
Материалы для родительского собрания "Готовность к школе"
Данное выступление будет актуально для родителей будущих первоклассников....
Как помочь детям подготовиться к ВПР
Как помочь детям подготовиться к ВПР...
Рекомендации психолога. Как помочь детям подготовиться к ВПР
В наших силах сделать так, чтобы ВПР-это было не трудно, а интересно!...
Родительское собрание 1 класс «Как мы можем помочь своим детям?»
Первый год обучения особенно трудный для ребенка, происходит его адаптация к новому укладу жизни, к новым друзьям, педагогическому коллективу, к новым требованиям. Наблюдения за первоклассниками показ...
Поступаем в 1 класс. Как помочь родителям подготовить ребёнка к школе?
Поступление в 1 класс - это очень важный этап в жизни ребёнка. Как помочь родителям сделать всё для успешной учёбы детей? Давайте разберёмся вместе....