когда и как учить ребенка читать
статья (1 класс) на тему

По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов 6-ти летний возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_i_kak_uchit_rebenka_chitat.docx15.31 КБ

Предварительный просмотр:

Когда и как учить ребенка читать

   6-лет. По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

И еще один важный вопрос. Могут ли занятия по чтению быть вредными для ребенка? Могут — в том случае, если взрослый, организующий эти занятия, не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, перегружает его учебными заданиями вместо естественной для дошкольника деятельности — игры, ставит самоцелью любой ценой научить ребенка читать.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ МЕТОДИКИ

МЕТОДИКА НИКОЛАЯ ЗАЙЦЕВА

Это самая любимая родителями методика. И не потому, что она больше нравится ребенку (ему-то сравнивать не с чем) — эта методика наиболее доступна для понимания родителями и достаточно проста в преподавании.

 Козырь Зайцева: таблицы.

 По его собственному признанию, «затабличить» он готов все что угодно. Уже давно разработаны таблицы для обучения чтению и счету, таблицы с грамматикой русского и английского языков. Он так ловко систематизирует данные, что самые сложные правила и законы становятся четкими, обоснованными, а значит — легко запоминаемыми.

 Вообще для Зайцева раннее развитие не самоцель. Он предлагает технологию. Кто ею воспользуется — все равно. Это может быть и ребенок, и взрослый. Зайцев ничего не говорит о пользе раннего чтения или счета. Обучать по кубикам можно и годовалого, и шестилетнего.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ПО БУКВАРЮ Н.С.ЖУКОВОЙ.

Этот букварь пользуется любовью родителей. Букварь основан на традиционном подходе к обучению чтению на русском языке, и дополнен оригинальными решениями. Надо отметить, что выделение слога из речи психологически проще и требует меньше аналитических усилий, чем выделение отдельного звука.

Именно на этом принципе и построена методика Жуковой — начинаем читать слоги уже с 3-го занятия. Поскольку на начальном этапе чтение — это механизм воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели, то ребенку необходимо знание букв.

Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита. Проще познакомиться вначале с гласными. Это буквы, которые умеют «петь» А, У, О. Их проще соединять в слоги: АУ, УА, ЭО, ОЫ и т.д. В итоге ребенок должен самостоятельно, водя пальчиком от одной буквы к другой, научиться читать слоги из двух гласных. И только после знакомства с гласными — переходим к согласным.

 Одновременно с началом обучения детей чтению, определяйте с ребенком на слух, сколько вы звуков (букв) произнесли. Какой звук (буква) был первым, какой — второй, и учите их выкладывать с помощью разрезной азбуки. Если ребенок овладел слитным прочтением слога, состоящего из двух букв, переходите к слогам из трех и четырех букв: О-СА, У-СЫ, МА-МА.

 Но и эта замечательная методика, которая основана на разработках разных систем обучения и методах раннего развития тоже имеет минус — букварь не имеет развлекательного или занимательного характера, его задача — обеспечить ребенку наибыстрейшее овладение техникой чтения, что должно (в теории) доставить детям радость и удовольствие в награду за труд.

Но кроме зацикленности на раннем развитии вашего чада, старайтесь не забывать, что до 3-х лет дети воспринимают мир через чувства и эмоции, познание мира идет от общего к частному. Поэтому наполните мир вашего ребенка переживаниями положительных эмоций. Не надо раньше времени сужать его мир до размера букв и цифр.

Интерес к книге у детей возникает еще задолго до посещения школы и развивается очень легко. В книге для них заключено много прекрасного, героического, таинственного, поэтому им страстно хочется научиться читать, а пока не научились, - слушать чтение старших. Родителям надо только не заглушать этот пробудившийся интерес, а идти навстречу детским желаниям: читать им, приобретать для них книги и брать в библиотеке.
Долг родителей - всячески поощрять чтение детьми хороших книг. Поощрять чтение - это значит проявлять уважение и внимание к читающему ребенку, не отрывать его от книги без существенной необходимости, для выполнения каких-нибудь несрочных работ, поддерживать в комнате тишину, чтобы не мешать чтению, проявлять интерес к содержанию прочитанных детьми книг. Хорошо бы в семье установить традицию: в дни рождения детей, после успешного окончания ими школьных занятий, дарить им книги. Пусть у детей создается настроение, что книги- это лучший подарок, что появление на их полке или этажерке новой книги - это праздник.
С самых ранних лет у детей должно воспитываться и бережное отношение к книге.

В семье должны быть определенные правила обращения с книгами. Например, прежде чем брать книгу для чтения, вымыть руки. Никогда на книге не писать, не рисовать. Не класть в книгу карандаш, перо или что-либо твердое, тяжелое. По прочтении всегда класть книгу на определенное место. Соблюдение этих правил будет воспитывать привычку культурного обращения с книгой. Общее же отношение к книге как к источнику знаний, как к «учебнику жизни», как к верному и надежному спутнику во всей нашей жизни, проводимые в семье чтения вслух, беседы о прочитанных книгах несомненно характеризуют культурный уровень семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать."

              Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать." На носу перв...

«Когда и как учить читать детей с нарушениями речи»

Выступление на тему: «Когда и как учить читать детей с нарушениями речи»...

Надо ли учить ребенка читать до школы?

Данный материал можно использовать на собраниях родителей будущих первоклассников...

КАК И КОГДА НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ.

Уважаемые взрослые, конечно, чтение — одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. Мозг ребёнка, умеющего читать, и, особенно, читающего с удовольствием, работае...

как учить ребенка самостоятельно читать

методическая рекомендация для учителей начальных классов...

Когда начинать учить ребёнка читать.

Статья содержит вопросы, которые помогут выявить готовность ребёнка к обучению чтению....

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности

Консультация для родителей, в каком возрасте необходимо начинать обучение финансовой грамотности...