Орфографическая зоркость
консультация (3 класс) на тему

Блинкова Ольга Владимировна

Статья о развитии орфографической зоркости у учащихся начальной школы. Содержит приложение: упражнения, диктанты, списывание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_orfograficheskaya_zorkost.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие   орфографической зоркости.

                       

 

        «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

                           Н.С. Рождественский

    Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. 
         Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. 
Необходимо учитывать 
факторы формирования орфографической зоркости:
         1. 
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому  необходимо развивать фонематический слух.  

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

 4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. 
         В начальном обучении русскому языку велико значение
 упражнений.

К упражнениям предъявляются следующие требования:

1.     Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2.     «Упражнения  должны быть систематическими», т.е. :

 «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»

«пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»

   «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».

3. «Упражнения должны быть логические. Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4.  «Упражнения должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным». 

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.  

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость

 

1.  Списывание.

Алгоритм списывания:

· Внимательно прочитай предложение.

· Повтори его не заглядывая в текст.

· Подчеркни в предложении все орфограммы.

· Прочитай предложение орфографически.

· Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

·  Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

· Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

       Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся  отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.

              Выборочное списывание:

1.  Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5.  Спиши слова определённой части речи.

6.  Выпиши словосочетания.

 

2. Комментированное письмо.

   Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3. Письмо с проговаривание.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

4.   Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

5.   Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний. 

6.  Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2.Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5.Чтение по предложениям.
6.Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время(1-2мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.

7.   Письмо по памяти:

 1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

 2.Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

 3. Упражнение в запоминании.

 4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

 5. Запись.

 6. Проверка.

8.     Диктант

· Предупредительный диктант

· Объяснительный диктант

· Выборочный диктант

· Свободный диктант

· Самодиктант

·Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивается зрительную память.

· Диктант с постукиванием.

 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
 · 
«Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

·Словарный диктант.

9. Орфографические минутки

 

 

Приложение.

Практическая часть.

Фонетика

1. Списать слова, поставить ударение.

Закреплению умения находить ударение помогает набор слов для диктантов и устной работы, в процессе которой дети учатся последовательно выделять звуки. Каждый последующие набор слов на один знак больше предыдущего.

Шар

рыба

груша

спички

крыльцо

чудесный

Шум

волк

крыло

бумага

пустыня

зубастый

Аня

ноты

сумка

тюлень

рубашка

клубника

Ира

кеды

парта

люстра

тюльпан

стройный

Ася

дыня

полка

радуга

духовка

Оля

пуля

папка

шнурок

ударный

сом

бусы

крупа

крючок

круглый

кот

Лена

школа

вулкан

бабушка

бор

Наша

шкура

бамбук

дедушка

бак

Гена

ручка

кактус

стрелка

бык

Нина

точка

тронул

красный

рот

Вера

шляпа

трудна

слыхали

гол

куры

бочка

рубили

журавль

гул

мама

майка

голуби

встреча

вой

корм

крыша

жмурки

книжный

вол

тигр

марка

страус

игрушка

пол

розы

буфет

улитка

кукушка

вес

грач

пачка

кузнец

букашка

нос

муха

вишня

журчит

фуфайка

ель

крот

кухня

отруби

дружный

дом

смех

чашка

хищный

каркнул

дым

волк

лампа

глупый

дно

урок

маска

банька

бук

бант

брюки

трубил

ком

барс

хвост

коршун

ива

брат

горка

радуга

кол

полк

крошка

птичка

рак

врач

галка

свинка

сор

утки

палка

волки

2. Списать. Сильную позицию гласной буквы в каждом слове обозначить знаком
ударения, гласную в слабой позиции выделить карандашом и точкой снизу.

В поле, красивые, играет

Запись в тетради

В поле, красивые, играет

3. Списать слова, словосочетания и предложения. Поставить ударение, пропустив
все гласные в слабой позиции.

Моросил, зимние сумерки. Запись в тетради: М-р-сил, зимн— сум-рк-.

4. Изменить слова горы, совы, сосны так, чтобы они называли один предмет.
Запись в тетради:

Г[о]ры - г[а]ра

с [о] вы - с[а]ва с[о]сны - с[а]сна

Г - ра, с - ва, с - сна .

5. В предложении на месте гласных в слабой позиции записать замену букв.
Ветер с силой налетает па деревья.

Запись в тетради:

Вет-р   с   сил -й   н-л-та-т  н-   д-ревья.

6. Прочитать слова. Записать только те из них, в которых есть орфограммы. Указать выбор.

Парка, корова, пол, линейка. Запись в тетради: К - рова,   л - нейка

7. Прочитать слова и записать только те из них, в которых нет орфограммы.
Дыня, веселый, буран.

Запись в тетради: Дыня, буран.

8. В словах грачи, зима доказать правильность написания букв а, и.
Запись в тетради:

Грачи, гр-чи, гр-чи (грач), грачи. Зима, з-ма, -ма (зимы), зима.

9.Текст контрольного задания.

В зрительно предъявленном тексте поставить ударение, найти и выделить орфограммы.

Кумушка - лиса

У лисы зубки остры, ушки на макушке.

Состав слова.

1.     При помощи приставок образуй однокоренные слова от корня лет.

2.     Спишите, раскрывая скобки.

Скоро (на) ступит весна. (По) текут ручьи, (за) поют (в) садах птицы

3.  Разбери слово по составу.
Подснежник, прогулка, кормушка.

4.   Приведи по три примера слов с окончанием

5. Запишите прилагательные с существительными, выдели окончание
Осенний (день, погода, утро, дни)

Горячий (камень, вода, молоко, пироги)

6. Подбери к данным схемам по три слова

7. Подбери к словам с пропущенными буквами проверочные слова. Напиши.
Р..чной порт, г..ристый берег, п..левой цветок.

8. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.
Моряк, рыбак, море, путь, дорога, путник.

9. Допиши корень слова.

Лес - ...ная чаща, сад - ...овая дорожка, поле - ...евая травка.

10.   Измените данные слова или подберите родственные так, чтобы гласная Е пре
вратилась в Ё.

грести - грёб

Вести, село, лежать, летать, нести, сестра, пчела, надежда, темнеть, ель, слеза.

Морфология.

1.  Просклоняй имена существительные стол, окно, доска. Выдели окончания.

2.  Поставь к существительному вопрос и определи падеж.
Образец: плыл по чему? По реке (Д.п.)

Подплыл... к берегу (...), пролетел... над городом (...)

3. Вставь пропущенное окончание.

а) Золот... дождь, золот... антилопа, золот... кольцо, больш... пальма,   больш...
кинжал, больш... гнездо;

б) печн... заслонка, ножн... управление, дурн... сон, чуж... собака.

4. Вставь вместо пропусков прилагательное.

На..... планете жили... человечки, у них были ... глаза, ... волосы, ... уши. За
то очень ... характер. Домикиу человечков были ..., с ... крышами. Возле каждого домика
сидела ... собачка.

5. Определи род и выдели окончания у существительных.
Дочь, молоко, крыша, овес, ручка, стержни, пшеница, краски.

6. Выпиши в три столбика существительные, прилагательные и глаголы. Выдели
корень.

Купить, золото, крап, золотой, бегать, стоять, бег, красивый.

7. Игра «Фея и Колдунья».

Какой идеал учеников в Феи и Колдуньи. Подобрать эпитет.

8. Спишите предложения, поставьте существительные 1-го склонения в нужном
падеже, окончания их выделите, обозначьте падеж.

Вся листва облетела, вся трава пожелтела. Просят звери прислать (волшебница Зима). Зима принесла (вьюга), (пороша), (стужа), (метелица).

9. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни глаголы в будущем времени.

Перед далън... дорогой скв...рцы пос.дят немного у своих домиков, кое-что даже споют на прощание. Пос.дят, попоют и пол...тят. Хотя в ч...жих кр...ях и т...пло и сытно, но они не будут петь и выводить птенцов.

Диктанты

Диктант № 1

Сухая осень.

Сухая осень вступила в свою последнюю пору. Оставшиеся осенние листочки ждали резкого порыва ветра. Налетел ветер. Он сорвал их и погнал по дорожке. Часть листвы осела в овраге. Другая часть перелетала от ямки к ямке.

Утренники обожгли землю. Мелкие существа попрятались под толстым слоем прелых листьев, под корнями старого дерева. природа оскудела съестным. выглянуло из-за леса солнце. оно тускло осветило землю. Природа затихла. Все ждали прихода зимы.

Слова для справок: оскудела съестным, утренники.

Проверочное списывание

Снежинки.

Они родились коротким осенним днем. На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча. Закружились в воздухе снежинки. В вихре танца они вспыхивали удивительными огоньками. Снежинки пролетали над рощей, полем, деревней. Где остановиться на ночлег? На крыше одинокой избушки было пусто. Снежные красавицы решили здесь сделать остановку. Они украсили дорожку к речке, верхушку старой ели. Пушистым ковром легли на луг. Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц.

Слова для справок: остановиться, здесь.

Диктант № 2

Снеговик.

Снеговик жил во дворе. Он весело поглядывал по сторонам. Особенно ему нравилось смотреть в окошко. Там на четырех ножках стояла печка. Красные язычки пламени обвивали поленья. Снеговик мечтал стать другом печки. Печка бросала мягкий свет на пол и стены. Маленькие ребятишки играли у печки. Мама вязала кофту. Снеговику хотелось быть рядом.

Слова для справок: нравилось, обвивали.

Контрольный диктант

Белки.

У старой ветвистой ели резвятся весёлые белочки. Рады они тёплому солнцу и молодой зелени. Зверьки сменили к весне свои пушистые серые шубки. Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу, скрывались в густой чаще. С ёлки на ёлку носились белочки по лесу, грызли тяжёлые смолистые шишки.

Много забот будет летом у белки. Нужно выкормить маленьких бельчат, сделать запасы орехов. В голодные годы белка пускается в далёкие и опасные путешествия. Смело она переплывает широкие реки, перебегает открытые поля, забегает в города. Миролюбивые белки не делают вреда. Радостно смотреть на белок в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографическая зоркость - важнейшее условие орфографической грамотности обучающихся.

Вопросы развития у младших школьников орфографической зоркости и воспитания орфографического самоконтроля являются актуальными для практики изучения русского языка....

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.

         Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...

Орфографические понятия: орфографическая зоркость, орфографический самоконтроль.

Технология формирования грамотности младшего школьника...