Первый раз в первый класс!
консультация (1 класс) на тему

Киселёва Ольга Юрьевна
Данный материал - фрагмент родительского собрания на тему "Адаптация первоклассника", целью которого было объединение усилий школы и семьи по "снятию" адаптационных проблем ребёнка - первоклассника. Были поставлены такие задачи этого собрания, как : 1. Изучение механизмов адаптации первоклассников в новых для них условиях; 2. Анализ результатов диагностики учащихся и выявление противоречий и проблем; 3. Овладение приёмами поддержки ребёнка, принимающего новую социальную роль. В данном материале вы найдёте правила и советы для родителей первоклассников, которые впервые сталкиваются с проблемой адаптации ребёнка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervyy_raz_v_pervyy_klass.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Первый раз в первый класс!

   О том, что начало обучения в школе – один из самых серьёзных моментов в жизни ребёнка, знают все. Но что значит «серьёзный момент»?  На этот вопрос мы попросили ответить родителей первоклассников во время одной из встреч.. Вот типичные ответы: «Новый коллектив», «Новые занятия, учительница», «Новые обязанности», «Много новых впечатлений». И лишь одна мама написала: «Большие нагрузки». Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально – психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль – ученик – со своими плюсами и минусами. Но почему – то забывается, что школа – это и совершенно новые условия жизни и деятельности ребёнка, это большие физические и эмоциональные нагрузки.

   Изменяется вся жизнь: всё подчиняется школе, школьным делам и заботам.

    Начало обучения – очень напряжённый период ещё и потому, что школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно всё: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определённой позе и просто сидеть так долго.

   К слову, с началом систематического обучения в школе удельный объём статических нагрузок ( а сидение в определённой позе и есть такая нагрузка) значительно возрастает. Для детей, особенно шести – семилетних, статическая нагрузка является наиболее утомительной.

    Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, когда чётко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребёнку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь. Порой родителям не хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты. Часто из добрых  побуждений они становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего, потому, что не всегда учитывают сложность и длительность процесса. Ни день, ни неделя требуется для того, чтобы освоится в школе по-настоящему.

   Адаптация ребёнка к школе -  длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и дома должна быть построена так, чтобы и учитель и родители знали и учитывали, какой ценой расплачивается ребёнок за достигнутые успехи, особенно на первых порах обучения. Организм ребёнка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций.

   Наблюдения психологов показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе проходит на 5 – 6-й неделе обучения.

   Исследования школьников первых классов показали, что социально – психологическая адаптация детей к школе может проходить по-разному. Большинство детей(56%) адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.

   Иногда у этих детей отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им ещё трудно выполнять все требования правил поведения: хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка и т.п. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, нивелируются, отношения нормализируются, ребёнок полностью осваивается с новым статусом учащегося, с новыми требованиями, с новым режимом, он становится учеником.

    Вторая группа детей (30%) имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается, дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в освоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы.

   Третья группа (14%)  - дети, у которых социально – психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Кроме того, они не осваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители, они «мешают работать в классе», «третируют детей».

    Необходимо заметить, что за внешним проявлением негативных форм поведения, или, как обычно говорится ребёнка, могут быть самые разные причины. Среди этих детей могут быть и те, кто плохо воспитан, и те, у которых отмечается слабость нервной системы. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать эти затруднения адаптации, то всё это вместе может привести к срыву адаптации.

    Основными показателями благоприятной психологической адаптации ребёнка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Совместные усилия педагогов,  школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребёнка школьной дезадаптации и трудностей обучения, с помощью различных методик, бесед и т.п. Но родители должны быть безотрывно связаны с педагогическим процессом и способствовать успешной адаптации своего ребёнка, но не всегда знают как. Для этого, я представляю некую памятку – наставление родителям «Секреты добрых отношений»

Памятка для родителей

Правило 1. Никогда не оправляйте ребёнка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для 6 – 7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребёнка, начните водить его туда за год до начала учёбы или со второго класса.

Правило 2. Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Общая длительность занятий не должна превышать 1 часа.

Правило 3. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи –офтальмологи всего мира.

Правило 4. В течение первого года учёбы ваш малыш больше всего на свете нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним кто-то хочет дружить, а кто-то – нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек,  обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за грязь в тетради. Всё это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упрёков и наказаний ваш ребёнок потеряет веру в себя.

Секреты добрых отношений

Пробуждение ребёнка

  • Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки по оплошности, даже если вчера «предупреждали»;
  • Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если она вам плохо удаётся – это не вина ребёнка. Когда малыша утром торопят, то часто он делает всё ещё медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает;
  • Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придётся много поработать;
  • Ни в коем случае не предупреждайте на прощание: «смотри не балуйся!»,  «Веди себя хорошо!», «Что бы сегодня не было плохих отметок!» - ребёнок не воспринимает частицу «не».  Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.

Возвращение из школы

  • Не задавайте вопросы, на которые дети дают привычные ответы:

- Как дела в школе?

- Нормально.

- А что в школе делали?

- А ничего. И т.п.

Понаблюдайте за ребёнком, какие эмоции «написаны» у него на лице. (день был трудный? Ты ,наверное, еле дождался конца? Ты рад, что пришёл домой?). Но не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте ему расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться чем –то, не отмахивайтесь, выслушайте, это не займёт много времени.

  • Если видите, что ребёнок огорчён, молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет сам;
  • Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил наедине. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны и не торопиться с выводами;
  • После школы не торопитесь сажать ребёнка за уроки, надо1,5 -2 часа отдыха (а в первом классе хорошо и поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов;
  • Во время приготовления уроков не сидите у малыша над душой, дайте ему возможность работать самому, но уж если нужна ваша помощь – наберитесь терпения. Спокойный тон, «поддержка» («успокойся», «всё получится», «давай разберёмся вместе!», «я тебе помогу»), похвала (даже если не получается) – необходимы.

Пора спать

  • Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «Ты уже большой!» 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день;
  • Старайтесь не вспоминать перед сном неприятности, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную;
  • Не надо вступать в спор, если ребёнок сообщает, что забыл умыться и попить.

Завтра новый учебный день, и вы должны сделать всё, чтобы ребёнок был спокойным, добрым и радостным. При желании можно прожить его без нервотрёпки и нотации.

Несколько коротких советов

  • Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения;
  • Выработайте единую тактику в семье, свои разногласия по поводу педагогических приёмов решайте без ребёнка;
  • Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребёнку, что он хуже всех;
  • Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребёнка;
  • Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребёнком;
  • Учите ребёнка свободно и непринуждённо общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми;
  • Не стесняйтесь подчёркивать, что вы им гордитесь;
  • Будьте честны в оценках своих чувств к ребёнку;
  • Всегда говорите ребёнку правду, даже когда вам это не выгодно;
  • Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка;
  • Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создаёт атмосферу разрушения личности ребёнка
  • Признавайте права ребёнка на ошибки;
  • Думайте о детском банке воспоминаний;
  • Ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые;
  • И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего дитя, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним;

   Используя эти простые и в тоже время сложные правила и советы, я надеюсь, вы можете  не только успешно и безболезненно перешагнуть ступень адаптации к школе, но и стать своему ребёнку другом, и ваш малыш доверит вам самое откровенное!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый урок в первом классе "Первый раз-в первый класс"

Первый урок  для первоклассника - это праздник. который он должен запомнить на всю жизнь....

Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе.

Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе. ...

Первый раз в первый класс План первого урока в первом классе

Первый урок познакомит детей со школой, правилами поведения в ней.Создаст праздничное настроение, чувство радости от встречи с учителем, ребятами-одноклассниками....

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс!"

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс!"...

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс"

Разработка интересного сценария первого урока для первоклашек....

Проведение первого урока в 1-м классе 1 сентября, посвященного Дню знаний «Первый раз в первый класс!»

Цель: создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.Задачи:создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом.познакомить детей...

Сценарий первого урока в первом классе "Первый раз - в первый класс"

Конспект первого урока в первом классе  с  презентацией "Правила поведения в школе"....