"Народная игра как важный фактор воспитания личности учащихся"
материал по теме

Вовченко Галина Геннадьевна

В данной статье раскрывается роль народной игры в воспитании личности ребёнка. Приводятся примеры игр,  безвозвратно ушедшие в прошлое, и их  краткое описание . Материал можно использовать при подготовке к родительскому собранию, лекторию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 6 городского округа – город Камышин

Лекторий

«Народная игра как  важный фактор воспитания личности ребёнка»

                                                                                             Подготовила и провела

                                                                                                      учитель начальных классов:

                                                                            Вовченко Г.Г.

2011 г.

 «Народная игра

как важный фактор

воспитания личности ребёнка»

В условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества, современные исследователи заняты поиском путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдаётся тем, которые,

во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвёртых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Таким средством воспитания является народная игра.

Она, как и любая другая игра, имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

Народная игра- это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.
Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов.
Игра - деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты ни были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры немыслимо формирование человека, как полноценной личности. 
И культура славян - один из лучших тому примеров, т.к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр.
 На Руси умели и работать и весело отдыхать.

Славянские народные игры - самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа.

Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет “казакам-разбойникам”. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические.

Народные игры можно разделить  на несколько типов:

  • игры, отражающие отношения человека и Природы
  • игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
  • игры по религиозно-культовым мотивам

 игры на находчивость, быстроту и координацию

  • игры на силу и ловкость
  • военные игры

Деление это весьма условно и не ставит перед собой цели обязательно загнать все игры в определенные классификационные рамки.

Народная игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, даёт отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеётся, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.

В жизни русского народа различного вида игры  и игрища, с древнейших времён, занимали весьма видное место. В народных играх находит отражение история той или нации. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и  воспитания, но и как средство духовного формирования личности. Оздоравливающее, гигиеническое значение игры зависит ещё от одного фактора, на значение которого непременно указывали все выдающиеся педагоги и философы, начиная с Платона, - это интерес и чувство удовольствия, радости, сопровождающие игру.

Народные игры – ценнейшее средство всестороннего воспитания личности ребёнка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. В игре дети живут; всё житейское отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение всё существо играющего: как физическое, так и духовное.

Игра – это занятие, во-первых, не по обязанности, а добровольное, по желанию, приносящее радость; во-вторых, эта радость непосредственна, свободна от расчёта на вознаграждение; в-третьих, игра не похожа на учение, труд, искусство и другие серьёзные стороны жизни, но способна во многом воспроизводить, моделировать абсолютно любые из них; в-четвёртых, в игре создаётся на время особый, условный мир  со своими законами.

Игра – это самостоятельный вид развивающей деятельности; самая свободная и естественная форма проявления деятельности, в которой осознаётся окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения; путь поиска ребёнком в коллективах сотоварищей, в обществе, человечестве, во Вселенной; свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество; главная сфера общения детей.

Игра  - это своеобразная школа социализации ребёнка.

С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, культура общения, воспитанная у детей вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание игр, изображение коллективного труда, благородных поступков, способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. Такое единство игровых и реальных отношений помогает создать нравственную направленность поведения детей.

Игра помогает детям справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, неуверенностью в себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства и поступки, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. Игра даёт возможность каждому проявить себя, добиваться лучших результатов во всех отношениях, т.е. игра – для всех и во благо всем.

Участвуя в народных играх, невозможно оставаться пассивным. Народные игры построены на сюжетах, знакомых детям. Они зажигают, заводят детей, будят воображение. Дети, передавая игры друг другу, осваивают их, вносят свои изменения. Здесь имеет место детское творчество.

Через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи и нравы, черты характера. Поэтическое слово, выразительные интонации, которые пронизывают народные игры с припевами, являются прекрасным средством воспитания любви к Родине и к окружающей природе. Поэтический текст многих народных игр передаёт красоту русской природы. Ребёнок, воспитанный на народных играх, песнях, сказках, познавший обычаи и культуру своего народа, с уважением начинает относиться к чужим обычаям и предметам искусства.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра – самое любимое занятие детей и взрослых. Игра – самая лучшая и самая эффективная форма получения новых знаний, навыков, умений, опыта.

 В играх человек учится всему, что ему нужно в жизни. Именно поэтому в славянской традиции весь процесс обучения детей строился в форме игры. Однако сейчас многие взрослые не помнят игр, в которые играли в детстве. И вспоминая их на праздниках веселятся, как дети. Вспомните и вы те игры, в которые играли вы и ваши пра-пра-пра...родители. Кто, если не вы, передаст эти игры вашим детям?

«Жмурки»)

Жмурку, выбранного жеребьевкой, ставят в центре игровой площадки и завязывают глаза, а он поворачивается несколько раз. Затем следует диалог: «Где стоишь?» — «На мосту». — «Что продаешь?» — «Квас». — «Ищи три года нас». Участники игры расходятся по комнате, жмурка идет их искать.

Пока жмурка ищет, никто не сходит со своего места, но все могут приседать, вставать на колени, обмениваться деталями одежды, чтобы, перехитрить жмурку.

 Участник, названный по имени, становится жмуркой.

«Жмурки» — старинная игра, которая имеет много разновидностей. В нее играют дети всех возрастов. Количество участников обычно от 4 до 25 человек. Во всех разновидностях суть одна: водящий с закрытыми глазами — «жмурка» — должен ловить других игроков и угадывать, кого поймал.

«ЖМУРКИ С ГОЛОСОМ»

Все играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий (по жребию) становится в середину круга. Ему завязывают глаза или надевают на голову колпак, закрывающий глаза. В руки водящему можно дать палочку, можно играть и без нее.

Все играющие двигаются по кругу в какую-либо сторону до тех пор, пока водящий не остановит командой «Стой!». Тогда все останавливаются, а водящий протягивает вперед руку. За нее должен взяться тот из играющих, на кого она направлена. Водящий просит его подать голос, т. е. что-нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук, изменив голос. Если водящий угадает, кто подал голос, он меняется с ним местом и ролью. Если не угадает, то продолжает водить.

Правила

Требовать подачу голоса можно до 3 раз, после чего водящий должен сказать, кто держит его за руку (или палочку).

Если водящий не смог угадать 3 раза, его сменяют новым водящим по жребию или выбору.

Когда водящий просит подать голос, должна быть полная тишина.

«Пол, нос, потолок»

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.

 «Горелки»
«12 палочек»

Для этой игры нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих качелей. На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись.
Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры.
Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для 
водящего подкрасться к качелям и вновь разбить палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящийвновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся.
Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом 
водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.

Детали:
Водящий подбирает и укладывает палочки обратно на качели строго по одной

Чехарда
Один из игроков выбирается на роль козла. Оставшиеся по очереди должны через него перепрыгивать. Кто не сумел перепрыгнуть через козла, или его свалил, или сам упал после прыжка, становится на место козла, а бывший козел идет прыгать. Для сложности вместо одногокозла можно выбирать нескольких, и прыгающий должен преодолеть без ошибок всю цепочку.

Детали:
Козлу запрещено умышленно прогибаться, уворачиваться или иным способом мешать прыгающему.

«Лапта»

Старинная игра «Лапта», часто называемая «Русской лаптой», причем в разных местах она имеет свое название (например, в Таджикистане эта игра называется «Тулуфбози», в Башкирии — «Уральский мяч», в Каракалпакии — «Кошамаран») и некоторые различия в правилах. Приведенные ниже правила игры применяются главным образом в средней полосе РСФСР.

В «Лапту» играют на большой площадке, лужайке в летнее время. Участвуют в ней школьники, молодежь и взрослые, от 8 до 30 человек. Игра проводится самостоятельно. Судьями в игре обычно бывают капитаны команд, или «матки», как их часто называют в этой игре.
Для игры требуются небольшой тряпичный, резиновый или теннисный мяч и лапта — круглая палка длиной 70—80 см и толщиной 3—3,5 см. С одного конца ее немного стесывают, чтобы легче было держать в руках; на другом конце она остается круглой (для начинающих можно сделать ее лопатообразной).

Описание.

На двух сторонах площадки — «поля» — на расстоянии 40—80 м чертят или отмечают ветками или другими предметами две линии — линию кона и линию «города». Выбирают двух капитанов («маток») и разделяются на две команды любым способом (обычно путем сговаривания). По жребию одна команда становится за линию «города»; другая размещается произвольно в «поле». Капитан «полевой» команды посылает одного игрока в «город» для подачи мяча.

По очереди первый метальщик — игрок «города» — берет лапту и становится у линии «города», напротив него находится подающий, который подбрасывает мяч, а метальщик отбивает его лаптой в «поле» как можно выше и дальше. Полевые игроки стараются поймать его с воздуха или схватить с земли. Пробивший удачно по мячу бежит на кон и возвращается в «город», за что зарабатывает 1 очко. Игроки «поля», схватив мяч с земли, пытаются осалить мячом перебегающих. Если кого-либо осалят, сами бегут в «город», а игроки из «города» бегут в «поле» и стремятся попасть мячом в игрока, не успевшего убежать в «город» (т. е. стремятся «от-салиться»).

Команда, успевшая в полном составе занять «город», остается там и начинает отбивать мяч в «поле». Если полевой игрок поймает его с воздуха («свечу»), вся его команда переходит в «город», а бывшие в «городе» идут в «поле». И так идет борьба за овладение «городом». Каждый сумевший пробежать на кон и обратно зарабатывает очко. Играют до определенного количества очков или на условленное время. Команда, получившая больше очков, выигрывает.

Правила

Игроки «города» отбивают мяч в «поле» по очереди, установленной капитаном.

Каждый игрок бьет по мячу 1 раз, а капитан имеет право на 3 удара.

Подающий должен подбрасывать мяч так, чтобы было легко ударить по нему, иначе он обязан повторить подбрасывание. И так до 3 раз. Если 3 раза он подбросит плохо, его сменяют.

Перебегающий должен оставить лапту в «городе», иначе обязан возвратиться за ней.

Попадание мячом засчитывается лишь в том случае, если он попадет в игрока непосредственно, а не отскочив от чего-либо.

Если игрок пробил мяч слабо, он может не бежать на кон, а ждать хорошего удара, выполненного затем кем-либо из других игроков. Поэтому одновременно могут бежать несколько игроков, пробивших мяч неудачно.

Подающий имеет право осаливать перебегающих, как и игроки «поля».

Перебегать можно только до тех пор, пока мяч находится вне «города».

Вернувшийся в «город» игрок имеет право опять отбивать мяч в «поле» в порядке очереди.

«Казаки-разбойники»

Играют две команды: одни «казаки» — догоняют, другие «разбойники» — убегают. «Разбойники»придумывают слово и убегают, оставляя на домах, асфальте, заборах стрелки мелом, указывая «казакам» свой путь. Но могут и запутать след.

 «Казаки» начинают погоню через 15 мин. после «разбойников». Они могут взять в плен «разбойника». Игра может длиться очень долго, пока все «разбойники» не будут пойманы, а загаданное ими слово не будет разгадано «казаками».

 «Водяной»

Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:

Дедушка водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку.

Раз, два, три – водяной не спи!

Хоровод останавливается, "водяной" встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих.

Задача водяного - определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Для большей сложности "водяной" при последних словах песни раскручивается навстречу движения хоровода.

P.S.

Когда долго играют, то многих уже узнают по одежде, поэтому наши ребята иногда меняются шарфами, или снимают какую-либо деталь одежды, чтобы было посложнее. Приседают пониже или встают на цыпочки.  Игра очень веселая. Как правило, в нее играют дольше всех.

«Ручеёк»

"Гуси-лебеди"

Играющие выбирают «волка» и «хозяина», сами изображают «гусей».

 На одной стороне площадки чертят дом, где живет «хозяин» и «гуси», на другой - поле.

 Между ними находится логово «волка».

 Все гуси летят на поле травку щипать.

Хозяин зовет их:

 - Гуси, гуси!

 - Га-га-га!

 - Есть хотите?

 - Да, да, да!

 - Ну летите же домой!

 - Серый волк под горой, не пускает нас домой.

 - Что он делает?

 - Зубы точит, нас съесть хочет.

 - Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

«Гуси» бегут в дом, «волк» пытается их поймать.

 Игра заканчивается, когда все «гуси» пойманы.

 Можно использовать и такую концовку: когда «волк» всех переловит, хозяин топит баню и приглашает «волка», «волк» изображает, что парится.

 Затем хозяин говорит ему: «Волкушко, я тебе коровушку брошу», - и бросает палку.

 «Волк» бежит за Палкой, а «гуси» в это время убегают к хозяину.

 Игру можно усложнить, введя в нее второго «волка».

 Указания к проведению: в игре могут принимать участие старшие дошкольники и младшие школьники, от 5 до 40 человек.

 Она проводится на просторной площадке.

 Интересно играть на лугу, на лесной поляне.

Правила игры "Гуси-лебеди":

 «гуси» должны летать по всей площадке, им разрешается возвращаться домой только после слов, сказанных хозяином.

 В конце игры можно отметить самых ловких «гусей» (ни разу не попавших к «волку») и лучшего «волка» (поймавшего больше «гусей»).

«Катание пасхальных яиц»

Действительно, играть можно практически во все. Было бы желание.

Из поколения в поколение, от старших к младшим передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших дней. Но кроме этого каждое поколение детей придумывало свои подвижные игры, которые можно было бы определить как современный детский игровой фольклор, например, игра в «Резиночку», в «Банки» и др.

«Резиночки»

«Банки»  

Таким образом, из вышесказанного сделаем выводы. Народные игры помогают детям познавать окружающий мир, знакомят с действительностью и жизнью взрослых через активную деятельность самих детей и через предметный мир. Они предоставляют возможность самопознания, выявления своей роли среди других людей и сверстников. В народных играх происходит первый опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоение нравственных, социальных норм и правил. Через народные игры ребёнок приобщается к культуре своей страны, усваивает народные традиции, обычаи, тем самым воспитывается любовь к Родине, к окружающей природе. Всё это играет очень важную роль для социализации ребёнка.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».                        

                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Народная игра как важный фактор воспитания личности ребёнка»

Слайд 2

многофункциональны по своему характеру; способствуют самореализации, самовыражению личности; интересны детям; органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Слайд 5

игры, отражающие отношения человека и Природы игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков игры по религиозно-культовым мотивам игры на находчивость, быстроту и координацию игры на силу и ловкость военные игры

Слайд 6

«ЖМУРКИ»

Слайд 7

«ПОЛ, НОС, ПОТОЛОК»

Слайд 8

«ГОРЕЛКИ»

Слайд 9

«12 ПАЛОЧЕК»

Слайд 10

«ЧЕХАРДА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно- нравственное воспитание как важный фактор становления личности( презентация)

Данная презентация может быть использована педагогами на МО, на родительских собраниях, на педсоветах....

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

Обобщенный педагогический опыт по теме" ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ   ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ   ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»...

Нравственно - эстетическое воспитание, как важнейший фактор формирования личности.

нравственно - эстетическое воспитание в начальной школе....

Учет индивидуальных особенностей как важнейший фактор формирования личности школьника

Изучение мной данной проблемы показывает, что трудности большинства учеников в освоении предмета, связаны не с его пониманием, а с не умением скоординировать свою деятельность с остальными членами гру...

Учет индивидуальных особенностей как важнейший фактор формирования личности школьника

Индивидуальный подход важен не только для того, чтобы ученик просто нормально развивался и учился, но и для нормирования таланта, творческой одаренности. Индивидуальность и одаренность – вещи взаимосв...

Формирование нравственного воспитания – одна из важнейших сторон развития личности учащихся

Формирование нравственного воспитания – одна из важнейших сторон развития личности учащихся...