повторение 3 класс- памятка для родителей
консультация (3 класс) на тему
В данной памятке представлен обобщающий материал за 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_dlya_3klassa-_pamyatka_dlya_roditeley.docx | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторение для 3класса
РУССКИЙ ЯЗЫК
1.
Предложение –состоит из слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Предложения высказываются с определенной целью – сообщение (повествовательное, в конце ставится точка); побуждение к действию ( восклицательное , в конце восклицательный знак); постановка вопроса (вопросительное, ставим вопрос)- это предложения по цели высказывания. Предложения по интонации могут быть восклицательные или невосклицательные. Предложения могут быть нераспространенные( состоят из 1-2 слов: подлежащее, сказуемое) и распространенное (состоит из 3х и более слов), простое (ничем не осложнено) ,сложное.
Подлежащее и сказуемое – это ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Подлежащее (Кто? Что?) о ком или о чем говорится в предложении; сказуемое – что говорится о подлежащем.
Например:
Пришла весна. (Объяснение: в этом предложении говорится о весне ЧТО? – весна, весна – что сделала – ПРИШЛА. Грамматическая основа –пришла весна.)
Мама пришла из магазина. (Кто?-мама – это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, мама что сделала?- пришла – это сказуемое подчеркиваем двумя чертами. Грамматическая основа: МАМА ПРИШЛА).
Определение — это второстепенный член предложения , выраженный именем прилагательным ( отвечают на вопрос какой? Какая? И т.д ), подчеркиваем волнистой линией
Обстоятельство — это второстепенный член предложения (наречия, краткие прилагательные, имена существительные,) которые отвечают на вопросы: Когда? Где? Как?, полчеркиваем черточка-точка.
Дополнение — это второстепенный член предложения ( имя существительное, отвечающее на падежнае вопросы), подчеркиваем черточками.
Текст . текст состоит из предложений, связанных по смыслу. Текст можно озаглавить. В тексте есть главная мысль( это для чего, зачем написан этот текст). Любой текст состоит из трех частей:
1.Вступление (начало)
2.Основная часть (описание событий)
3.Концовка (вывод или выражение своего отношения к происходящему).
Текст бывает 3х видов текст повествование (отвечает на вопрос что случилось? Что произошло?), текст-описание (на вопрос какой? Какая? какое?), текст –рассуждение (на вопрос почему?). должны уметь делить текст на части, соблюдать красную строку (абзац- отступ)
Слово. Слово состоит из слогов. (сколько в слове гласных столько и слогов). Один слог – ударный (выделение голосом).
Перенос слов- слова переносим по слогам.(одну букву оставлять на строке или переносить одну букву нельзя).
Например:
Ко-рова, ру-чьи, тай-га, клас-сный, крыль-цо
Слова близкие по значению –синонимы (смелый-отважный), слова, противоположные по значению –антонимы (верх-низ, право-лево). Слова бывают многозначные – омонимы (кисть: руки, для рисования, кисть винограда) . Есть слова,которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному –ононимы (замок- замок)
Звуки и буквы. Звуки – мы слышим и произносим. Буквы видим и пишем.
Звуки и буквы могут быть гласными (состоят из голоса, можно тянуть, петь, при произношении выдыхаемый воздух не встречает преграды, отдельный гласный звук образует отдельный слог) и согласные (состоят из голоса, шума, при произношении выдыхаемый воздух встречает преграды, отдельный согласный звук слога не образует).
Гласные буквы: А,О,У,Ы,Э – дают твердость согласному
Я,Е,Ё,Ю,И – дают мягкость согласному
Гласных букв -10, а гласных звуков -6 (А,О,У,Ы,Э,И)
Гласные буквы Я,Е,Ё,Ю – обозначают один звук (А,Э,О,У; например: берёза, Маня, Нюша), а могут образовывать два звука (ЙА, ЙЭ,ЙО, ЙУ – яблоня, зеленая, объявление, семья; ель, красивые,съездить, веселье; ёлка, съёмка; юла, вьюга, красивую)- если эти гласные стоят вначале слова, после гласной, после разделительного мягкого и твердого знака.
Разделительный мягкий знак – стоит после согласной перед гласными Я,Е,Ё,Ю в корне слова
Разделительный твердый знак - стоит после согласной перед гласными Я,Е,Ё,Ю
Характеристика гласного звука –ударный( падает ударение- выделяем голосом, безударный- без ударения)
Согласный звук может быть твердым (твердость дает Ъ, А,О,У,Ы,Э) и мягкими (мягкость дает Ь,Я,Е,Ё,Ю,И)
Согласный звук может быть звонким (Н,М,Л,Р,Й,Б,В,Г,Д,Ж,З) и глухими (П,Ф,К,Т,Ш,С,Х,Ц,Ч,Щ) могут быть парными (Б-П, В-Ф, К-Г, Д-Т, З-С, Ж-Ш) и непарными (Л,М,Н,Й,Р,Х,Ц,Ч,Щ)
Характеристика согласного звука- парный звонкий, парный глухой, непарный звонкий, непарный глухой, мягкий, твердый.
Согласные Ж,Ш,Ц – всегда твердые.
Согласные Ч,Щ,Й – всегда мягкие.
Ъ и Ь звука не обозначают.
Звукобуквенный анализ слова
Образец:
Корова- ударение на второй слог, два слога, 6 букв,
К -согл., парный, глухой, твердый О -гласный безударный Р - согл., непарный звонкий, твердый О - глас, ударный В - согл, парный звонкий, твердый А - глас, безударный | Яблоко – ударение на первый слог, 3 слога, 6 букв
Я - - согл., непарный звонкий, мягкий - гласн., ударный Б - согл, парный звон., тверд Л - согл, непарн. Звонк., тверд. О - гласн., безударн. К -согл., парн. Глух, тверд. О - гласн., безударн. | Ручьи – ударение на второй слог, 2 слога, 5 букв
Р - согл., непарн. Звонк.. тверд У - глас. Безударн. Ч - согл., непарн. Глух., мягк. Ь И - гласн., ударн. |
В квадратных скобках записывается транскрипция слова ( как слышим), запятая над буквой говорит о мягкости согласного.
У любого слова есть лексическое значение (что слово обозначает, другими словами – понятие).
Определять части речи
существительное | Прилагательное | Глагол | Предлог | местоимение |
Предмет | Признак предмета | Действие предмета | Служит для связи слов в предложении | Заменяет существительное, |
Кто? что? (подлежащее – подчеркиваем одной линией; остальные существительные либо дополнение _ _ _ _ (кем? Чем? Кому? Чему? Кого? Чего? О ком? О чем?) или обстоятельство _._._._ (когда?) | Какой какая какое какие ( волнистой линией – определение) | Что делать? что сделать и т.д ( двумя линиями – сказуемое) | Членом предложения не является | В предложении подлежащее или дополнение (черточками- пунктиром) |
Изменяется по числам (единственное, множественное), одуш., неодуш, собствен., нариц., бывает мужского (он) , женского (она), среднего (оно) рода | Изменяется по числам (красивая- красивые), по родам (красивая-красивое, красивый) | Изменяется по числам (придет- придут), по родам (пришла-пришло-пришел), стоит рядом с существительным | Предлог пишется отдельно ( между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос: в (чем?) лесу, в (дремучем) лесу), всегда стоит либо с существительным, либо с прилагательным | Может быть единственного числа (я, ты, он, она, оно) и множественного (вы, мы, они) Меня, тебя, ним, вам, себя, мне и тд.- это тоже местоимение |
Служебные части речи:
предлог, частица, союз
Самостоятельные части речи:
существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное
Части слова: корень ( чтобы выделить корень подбираем однокоренные слова/ общая одинаковая часть слова называется корень), окончание (изменяемая часть слова), приставка ( часть слова, которая стоит перед корнем), суффикс, ( часть слова, которая стоит между корнем и окончанием), основа ( все слово до окончания). У глаголов есть постфикс —СЯ, который стоит после окончания, обозначается как суффикс.
Должны уметь выделять орфограммы.
ОРФОГРАММА (слабая позиция буквы в слове– правило)
1.Правописание гласных с шипящими (ЖИ-ШИ с И, ЧА-ЩА с А, ЧУ-ЩУ с У, ЧК,ЧН,ЧТ,ЩТ,ЩН без Ь)
2.Оформление предложения. (первое слово в предложении пишется с большой буквы, слова в предложении пишутся отдельно друг от друга, в конце предложения ставится вопросительный, восклицательный знак или точка)
3. Имена собственные (ФИО, кличка, географические объекты, названия произвения, картин в кавычках и с большой буквы)
4. Словарные слова (написание, которых надо запомнить)
5.мягкий знак показатель мягкости (после согласной или между согласными)
6.разделительный мягкий знак
7. безударная гласная в корне проверяемая ударением (трава-травы)
8. правописание предлогов ( между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос)
9.парная звонкая и глухая согласная в корне слова или на конце (изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная: дуб-дубы)
10.непроизносимая согласная в корне слова (изменить слова так, чтобы все согласные слышаись четко: радостно- радость)
Подбирать однокоренные слова ( сходное лексическое значение и общая одинаковая часть – корень: большой- большущий ( слова большой-большая не являются однокоренными т.к. изменена только форма слова – окончание)
- не с глаголами (частица НЕ с глаголом пишется раздельно)
- Правила переноса
- Глаголы 2 лица на -ешь, -ишь — пишутся с мягким знаком
- Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать?, пишутся с Ь знаком
- Правописание ь знака после шипящих в существительных женского рода
- Правописание суффиксов и приставок, написание которых надо запомнить
- Правописание падежных окончаний имен прилагательных
ЗНАТЬ ПАДЕЖИ
Именительный КТО? ЧТО? ( начальная форма имени существительного – подлежащее)
Родительный нет КОГО? Нет ЧЕГО? ( дополнение)
Дательный дать КОМУ? ЧЕМУ? ( дополнение)
Винительный вижу КОГО? ЧТО? ( дополнение)
Творительный творю КЕМ? ЧЕМ? ( дополнение)
Предложный говорю о КОМ? О ЧЕМ? ( дополнение)
ЛИТЕРАТУРА
Должны читать целыми словами с интонацией 80-85 слов в минуту. Отличать жанры литературы: рассказ (повествование о чем или о ком либо), стихотворение (есть рифма, ритм, мелодичность, структура стихотворения – написано в столбик, каждая строчка с большой буквы), загадка, пословица и поговорка, потешка, скороговорка,шутка или прибаутка, сказка. Отличать научный (энциклопедический) текст от литературного.
Должны уметь передавать содержание текста (пересказывать), задавать вопросы по содержанию текста , выделять главную мысль (для чего автор написал), находить главных героев и давать им характеристику (какой он и почему- подтверждать словами или предложениями из текста) делить текст на части и озаглавливать их. Составлять развернутый план ( подробный) , краткий.
МАТЕМАТИКА
Примеры – это числовое выражение. Значение выражения –это результат или решение примера.
Компоненты при сложении: слагаемое +слагаемое= сумма
Компоненты при вычитании: уменьшаемое – вычитаемое = разность
Компоненты при умножении: множитель х множитель= произведение
Компоненты при делении: делимое: делитель= частное
Способы чтения числовых выражений
Сложение | Вычитание | Умножение | Деление |
1.Первое слагаемое 3, второе слагаемое 5, сумма равна 8 2. К 3 прибавить 5 получится 8 3. три плюс 5 равно 8 4. Сумма чисел 3 и 5 равна 8 5. три увеличить на 5 получится 8 |
| 1.первый множитель, второй множитель, произведение 2.3 умножить на 5 получится 15 3. 3 увеличить в 5 раз получится 15 4. произведение чисел 3 и5 равно 15 5. трижды пять пятнадцать | 1. делимое15 делитель 3 частное равно 5 2. частное чисел 15 и 3 равно 5 3. 15 разделить на 3 получится 5 4. 15 уменьшить в 3 раза получится 5 |
Правило от перестановки слагаемых результат суммы не изменяется :3+5=8 и 5+3=8
от перестановки множителей результат произведения не изменяется :3х5=15 и 5х3=15
умножение суммы (разности) на число: два способа
- (24+45)х6 – найти сумму, а затем умножить ее на число 6
- (24+45)х6=24х6+45х6
Деление суммы (разности) на число- два способа
1. (24+42):6 – найти сумму, а затем разделить ее на число 6
2. (24+42):6=24:6+42:6
сложение проверяем вычитанием; вычитание – сложением или вычитанием, произведение – делением, деление – произведением или умножением.
Уравнение:
Неизвестное слагаемое находим вычитанием
Неизвестое вычитаемое – вычитанием
Неизвестное уменьшаемое – сложением
Неизвестный множитель – делением
Неизвестное делимое – умножением
Неизвестный делитель – делением
Равенство –между правой и левой частью выражения можно поставить знак равно (7+3=3+7)
Неравенство – между правой и левой частью выражения можно поставить знак больше или меньше (7+3>2+4 , 10-5< 6+3: чтобы сравнить эти числовые выражения надо найти результат выражения)
Уметь начертить отрезки заданной длины (отрезок имеет начало и конец), сравнивать отрезки ( 3 способа: на глазок, наложением, измерением), прямую (можно провести по линейки, не имеет ни начала ни конца), ломаную (состоит из звеньев (отрезков) и можно начертить с помощью линейки; длина ломаной – чтобы найти, нужно измерить каждое звено и результаты сложить), кривую(чертим от руки), квадрат ( прямоугольник с равными сторонами и прямыми углами), прямоугольник ( четырехугольник с прямыми углами, у которого противоположные стороны равны). Ломаная может быть разомкнутой, может быть замкнутой (квадрат, прямоугольник, многоугольник и т.д.). находить периметр многоугольника:
Рквадрата= а+а+а+а или ах4
Ртреугольника=а+в+с
Рпрямоугольника=а+а+в+в или ах2+вх2 или (а+в)х2
Sквадрата=аха
Sпрямоугольника=ахв
Чтобы найти сторону равностороннего треугольника, зная периметр, надо периметр разделить на 3
Знать единицы длины 1см=10мм, 1дм =10см=100мм, 1м=10дм=100см
1неделя = 7 дней
Работа с задачами.
Задача состоит из нескольких частей
1.условие ( о чем и что говорится в задаче)
2.вопрос ( что спрашивается
3. решение (действие)
4. ответ (пишется полностью, если нет объяснения после действия)
При решении задачи ищем ключевые слова и в условии и в вопросе
Сложением | вычитанием | Умножением | делением |
Было | Осталось | Взяли по | Разложили по |
Стало | На меньше | В больше | один |
Приехали, добавили, подошли | Уехали, ушли, съели | Неизвестное делимое | количество |
Всего | На сколько больше, на сколько меньше | много | цена |
На больше | стоимость | В меньше | |
Неизвестное уменьшаемое | Неизвестное слагаемое | всего | Во сколько раз меньше, во сколько раз больше |
Неизвестное вычитаемое | Неизвестный делитель | ||
Неизвестный множитель |
Должны уметь решать уравнение и буквенные выражения( подставлять вместо буквы значение(число) и находить значение выражения.
Должны составлять задачи по выражению, уметь ставить вопрос к задаче.
Знать таблицу сложения и вычитания в пределах 10 и 20, знать состав чисел от 2 до 20 таблицу умножения и деления повторить (за лето)
МНОГОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА – трехзначные ( умножение, деление, вычитание, сложение в столбик)
Алгоритм сложения(вычитания) трехзначных чисел:
Единицы пишем под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями
Складываем ( вычитаем) единицы, десятки, сотни
Читаю ответ…
Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное:
Умножаем единицы, пишем под единицами, умножаем десятки пишем под десятками, умножаем сотни- пишем под сотнями. Читаем ответ…
Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное:
Определяем количество цифр в частном ( 735:5) ( т.к. 7 сотен делится на 5, т.к. оно больше 5, то цифр в частном три). Делим на 7, ищем близкое число до 7, которое делится на 5 без остатка. Это число 5. 5:5=1. В частном пишем 1. Умножаем 1 на 5. Вычитаем 7-5=2. Сносим десятки. 13:5. Ищем близкое число до 13, которое делится на 5 без остатка. Это 10. 10:5=2. Пишем в частном. Умножаем 5Х2=10, вычитаем. 13-10=3. Сносим единицы. 35:5=7. Пишем в частном 7. Вычитаем. Читаем ответ 127.
Определить количество единиц( 1-ый разряд), десятков (2-ой разряд), сотен (3-ий разряд)
Например: 785 – 7 сотен8десятков5 единиц
Всего 7 сотен, 78 десятков, 785 единиц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка-совет родителям и памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей
Поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого! Не хочется быть навязчивыми, но даже самым замечательным родителям не помешает памятка-совет и...
Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"
Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....
Памятка для родителей "Правила речевого поведения родителей по предупреждению нарушения произношения у дошкольников"
Полезный материал для родителей ребят из подготовительной группы детского сада....
повторение 2 класс- памятка для родителей
В данной памятке представлен обобщающий материал за 2 класс...
повторение 1 класс- памятка для родителей
Памятка составлена для родителей в оказании помощи обучающимся...
Упражнения для развития полноценного навыка чтения у учащихся младших классов. Памятки для родителей и учеников.
Упражнения для развития полноценного навыка чтения у учащихся младших классов....
Выступление логопеда на родительском собрании в 1 классе. Памятка для родителей "Речевые игры с детьми дома".
В статье освещается тема необходимости родительской помощи в развитии речи детей, способы, игры, а также предлагается памятка для родителей "Речевые игры с детьми дома"....