повторение 3 класс- памятка для родителей
консультация (3 класс) на тему

В данной памятке представлен обобщающий материал за 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_dlya_3klassa-_pamyatka_dlya_roditeley.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение для 3класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

1.

 Предложение –состоит из слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Предложения высказываются с определенной целью – сообщение (повествовательное, в конце ставится точка); побуждение к действию ( восклицательное , в конце восклицательный знак); постановка вопроса (вопросительное, ставим вопрос)-  это предложения по цели высказывания. Предложения по интонации могут быть восклицательные или невосклицательные. Предложения могут быть нераспространенные( состоят из 1-2 слов: подлежащее, сказуемое) и распространенное (состоит из 3х и более слов), простое (ничем не осложнено) ,сложное.

Подлежащее и сказуемое – это ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Подлежащее (Кто? Что?) о ком или о чем говорится в предложении; сказуемое – что говорится о подлежащем.

Например:

Пришла весна. (Объяснение: в этом предложении говорится о весне ЧТО? – весна, весна – что сделала – ПРИШЛА. Грамматическая основа –пришла весна.)

Мама пришла из магазина. (Кто?-мама – это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, мама что сделала?- пришла – это сказуемое подчеркиваем двумя чертами. Грамматическая основа: МАМА ПРИШЛА).

Определение — это второстепенный член предложения , выраженный  именем прилагательным ( отвечают на вопрос какой? Какая? И т.д ), подчеркиваем волнистой линией

Обстоятельство — это  второстепенный член предложения (наречия, краткие прилагательные, имена существительные,) которые отвечают на вопросы: Когда? Где? Как?, полчеркиваем черточка-точка.

Дополнение — это второстепенный член предложения ( имя существительное, отвечающее на падежнае вопросы), подчеркиваем черточками.

Текст . текст состоит из предложений, связанных по смыслу. Текст можно озаглавить. В тексте есть главная мысль( это для чего, зачем написан этот текст). Любой текст состоит из трех частей:

1.Вступление (начало)

2.Основная часть (описание событий)

3.Концовка (вывод или выражение своего отношения к происходящему).

Текст бывает 3х видов текст повествование (отвечает на вопрос что случилось? Что произошло?), текст-описание (на вопрос какой? Какая? какое?), текст –рассуждение (на вопрос почему?). должны уметь делить текст на части, соблюдать красную строку (абзац- отступ)

Слово. Слово состоит из слогов. (сколько в слове гласных столько и слогов). Один слог – ударный (выделение голосом).

Перенос слов- слова переносим по слогам.(одну букву оставлять на строке или переносить одну букву нельзя).

Например:

Ко-рова, ру-чьи, тай-га, клас-сный, крыль-цо

Слова близкие по значению –синонимы (смелый-отважный), слова, противоположные по значению –антонимы (верх-низ, право-лево). Слова бывают многозначные – омонимы (кисть: руки, для рисования, кисть винограда) . Есть слова,которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному –ононимы (замок- замок)

Звуки и буквы. Звуки – мы слышим и произносим. Буквы видим и пишем.

Звуки и буквы могут быть гласными (состоят из голоса, можно тянуть, петь, при произношении выдыхаемый воздух не встречает преграды, отдельный гласный звук образует отдельный слог) и согласные (состоят из голоса, шума, при произношении выдыхаемый воздух встречает преграды, отдельный согласный звук слога не образует).

Гласные буквы: А,О,У,Ы,Э – дают твердость согласному

                              Я,Е,Ё,Ю,И – дают мягкость согласному

Гласных букв -10, а гласных звуков -6 (А,О,У,Ы,Э,И)

Гласные буквы Я,Е,Ё,Ю – обозначают один звук (А,Э,О,У; например: берёза, Маня, Нюша), а могут образовывать два звука (ЙА, ЙЭ,ЙО, ЙУ – яблоня, зеленая, объявление, семья; ель, красивые,съездить, веселье; ёлка, съёмка; юла, вьюга, красивую)- если эти гласные стоят вначале слова, после гласной, после разделительного мягкого и твердого знака.

Разделительный мягкий знак – стоит после согласной перед гласными Я,Е,Ё,Ю в корне слова

Разделительный твердый знак - стоит после согласной перед гласными Я,Е,Ё,Ю

Характеристика гласного звука –ударный( падает ударение- выделяем голосом, безударный- без ударения)

Согласный звук может быть твердым (твердость дает Ъ, А,О,У,Ы,Э) и мягкими (мягкость дает Ь,Я,Е,Ё,Ю,И)

Согласный звук может быть звонким (Н,М,Л,Р,Й,Б,В,Г,Д,Ж,З)  и глухими (П,Ф,К,Т,Ш,С,Х,Ц,Ч,Щ) могут  быть парными (Б-П, В-Ф, К-Г, Д-Т, З-С, Ж-Ш) и непарными (Л,М,Н,Й,Р,Х,Ц,Ч,Щ)

Характеристика согласного звука- парный звонкий, парный глухой, непарный звонкий, непарный глухой, мягкий, твердый.

Согласные Ж,Ш,Ц – всегда твердые.

Согласные Ч,Щ,Й – всегда мягкие.

Ъ и Ь звука не обозначают.

Звукобуквенный анализ слова

Образец:

Корова- ударение на второй слог, два слога, 6 букв,

  • К АРОВА  , 6 звуков

К     -согл., парный, глухой, твердый

О     -гласный безударный

Р       - согл., непарный звонкий, твердый

О      - глас, ударный

В      - согл, парный  звонкий, твердый

А      - глас, безударный

Яблоко – ударение на первый слог, 3 слога, 6 букв

  • ЙАБЛАКА    , 7 звуков

Я -     - согл., непарный звонкий, мягкий

          - гласн., ударный

Б        - согл, парный звон., тверд

Л        - согл, непарн. Звонк., тверд.

О       - гласн., безударн.

К       -согл., парн. Глух, тверд.

О       - гласн., безударн.

Ручьи – ударение на второй слог, 2 слога, 5 букв

  • РУЧИ        4звука

Р       - согл., непарн. Звонк.. тверд

У       - глас. Безударн.

Ч       - согл., непарн. Глух., мягк.

Ь

И        - гласн., ударн.

В  квадратных скобках записывается транскрипция слова ( как слышим), запятая над буквой говорит о мягкости согласного.

У любого слова есть лексическое значение (что слово обозначает, другими словами – понятие).

Определять части речи

существительное

Прилагательное

Глагол

Предлог

местоимение

Предмет

Признак предмета

Действие предмета

Служит для связи слов в предложении

Заменяет существительное,

Кто? что? (подлежащее – подчеркиваем одной линией; остальные существительные либо дополнение _ _ _ _ (кем? Чем? Кому? Чему? Кого? Чего? О ком? О чем?) или обстоятельство _._._._ (когда?)

Какой какая какое какие ( волнистой линией – определение)

Что делать? что сделать и т.д ( двумя линиями – сказуемое)

Членом предложения не является

В предложении подлежащее

или дополнение (черточками- пунктиром)

Изменяется по числам (единственное, множественное), одуш., неодуш, собствен., нариц., бывает мужского (он) , женского (она), среднего (оно) рода

Изменяется по числам (красивая- красивые), по родам (красивая-красивое, красивый)

Изменяется по числам (придет- придут), по родам (пришла-пришло-пришел), стоит рядом с существительным

Предлог пишется отдельно ( между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос: в (чем?) лесу, в (дремучем) лесу), всегда стоит либо с существительным, либо с прилагательным

Может быть единственного числа (я, ты, он, она, оно) и множественного (вы, мы, они)

Меня, тебя, ним, вам, себя, мне и тд.- это тоже местоимение

Служебные части речи:

 предлог, частица, союз

Самостоятельные части речи:

существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное

Части слова: корень ( чтобы выделить корень подбираем однокоренные слова/ общая одинаковая часть слова называется корень), окончание (изменяемая часть слова), приставка ( часть слова, которая стоит перед корнем), суффикс, ( часть слова, которая стоит между корнем и окончанием), основа ( все слово до окончания). У глаголов есть постфикс —СЯ, который стоит после окончания, обозначается как суффикс.

Должны уметь выделять орфограммы.

ОРФОГРАММА (слабая позиция  буквы в слове– правило)

1.Правописание гласных с шипящими (ЖИ-ШИ с И, ЧА-ЩА с А, ЧУ-ЩУ с У, ЧК,ЧН,ЧТ,ЩТ,ЩН без Ь)

2.Оформление предложения. (первое слово в предложении пишется с большой буквы, слова в предложении пишутся отдельно друг от друга, в конце предложения ставится вопросительный, восклицательный знак или точка)

3. Имена собственные (ФИО, кличка, географические объекты, названия произвения, картин в кавычках и с большой буквы)

4. Словарные слова (написание, которых надо запомнить)

5.мягкий знак показатель мягкости (после согласной или между согласными)

6.разделительный мягкий знак

7. безударная гласная в корне проверяемая ударением (трава-травы)

8. правописание предлогов ( между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос)

9.парная звонкая и глухая согласная в корне слова или на конце (изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная: дуб-дубы)

10.непроизносимая согласная в корне слова (изменить слова так, чтобы все согласные слышаись четко: радостно- радость)

Подбирать однокоренные слова ( сходное лексическое значение и общая одинаковая часть – корень: большой- большущий ( слова большой-большая не являются однокоренными т.к. изменена только форма слова – окончание)

  1. не с глаголами (частица НЕ с глаголом пишется раздельно)
  2. Правила переноса
  3. Глаголы 2 лица на -ешь, -ишь — пишутся с мягким знаком
  4. Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать?, пишутся с Ь знаком
  5. Правописание ь знака после шипящих в существительных женского рода
  6. Правописание суффиксов и приставок, написание которых надо запомнить
  7. Правописание  падежных окончаний имен прилагательных

ЗНАТЬ ПАДЕЖИ

Именительный КТО? ЧТО? ( начальная форма имени существительного – подлежащее)

Родительный нет КОГО? Нет ЧЕГО? ( дополнение)

Дательный дать КОМУ? ЧЕМУ? ( дополнение)

Винительный вижу КОГО? ЧТО? ( дополнение)

Творительный творю КЕМ? ЧЕМ? ( дополнение)

Предложный говорю о КОМ? О ЧЕМ? ( дополнение)

ЛИТЕРАТУРА

Должны читать целыми словами с интонацией 80-85 слов в минуту. Отличать жанры литературы: рассказ (повествование о чем или о ком либо), стихотворение (есть рифма, ритм, мелодичность, структура стихотворения – написано в столбик, каждая строчка с большой буквы), загадка, пословица и поговорка, потешка, скороговорка,шутка или прибаутка, сказка. Отличать научный (энциклопедический) текст от литературного.

Должны уметь передавать содержание текста (пересказывать), задавать вопросы по содержанию текста , выделять главную мысль (для чего автор написал), находить главных героев и давать им характеристику (какой он и почему- подтверждать словами или предложениями из текста) делить текст на части и озаглавливать их. Составлять развернутый план ( подробный) , краткий.

МАТЕМАТИКА

Примеры – это числовое выражение. Значение выражения –это результат или решение примера.

Компоненты при сложении: слагаемое +слагаемое= сумма

Компоненты при вычитании: уменьшаемое – вычитаемое = разность

Компоненты при умножении: множитель х множитель= произведение

Компоненты при делении: делимое: делитель= частное

Способы чтения числовых выражений

Сложение

Вычитание

Умножение

Деление

1.Первое слагаемое 3, второе слагаемое 5, сумма равна 8

2. К 3 прибавить 5 получится 8

3. три плюс 5 равно 8

4. Сумма чисел 3 и 5 равна 8

5. три увеличить на 5 получится 8

  1. Из 9 вычесть 5 получится 4
  2. Девять минус 5 равно 4
  3. Разность чисел 9 и 5 равна 4
  4. Уменьшаемое 9 вычитаемое 5 разность равна 4
  5. 9 уменьшить на 5 получится 4

1.первый множитель, второй множитель, произведение

2.3 умножить на 5  получится 15

3. 3 увеличить в 5 раз получится 15

4. произведение чисел 3 и5 равно 15

5. трижды пять пятнадцать

1. делимое15 делитель 3 частное равно 5

2. частное чисел 15 и 3 равно 5

3. 15 разделить на 3 получится 5

4. 15 уменьшить в 3 раза получится 5

Правило от перестановки слагаемых результат суммы не изменяется :3+5=8 и 5+3=8

от перестановки множителей результат произведения не изменяется :3х5=15 и 5х3=15

умножение суммы (разности) на число: два способа

  1. (24+45)х6 – найти сумму, а затем умножить ее на число 6
  2. (24+45)х6=24х6+45х6

Деление суммы (разности) на число- два способа

1.        (24+42):6 – найти сумму, а затем разделить  ее на число 6

2.        (24+42):6=24:6+42:6

 сложение проверяем вычитанием; вычитание – сложением или вычитанием, произведение – делением, деление – произведением или умножением.

Уравнение:

Неизвестное слагаемое находим вычитанием

Неизвестое вычитаемое – вычитанием

Неизвестное уменьшаемое – сложением

Неизвестный множитель – делением

Неизвестное делимое – умножением

Неизвестный делитель – делением

Равенство –между правой и левой частью выражения можно поставить знак равно (7+3=3+7)

Неравенство – между правой и левой частью выражения можно поставить знак больше или меньше (7+3>2+4 , 10-5< 6+3: чтобы сравнить эти числовые выражения надо найти результат выражения)

Уметь начертить отрезки заданной длины (отрезок имеет начало и конец), сравнивать отрезки ( 3 способа: на глазок, наложением, измерением), прямую (можно провести по линейки, не имеет ни начала ни конца), ломаную (состоит из звеньев (отрезков) и можно начертить с помощью линейки; длина ломаной – чтобы найти, нужно измерить каждое звено и результаты сложить),  кривую(чертим от руки), квадрат ( прямоугольник с равными сторонами и прямыми углами), прямоугольник ( четырехугольник с прямыми углами, у которого противоположные стороны равны).  Ломаная может быть разомкнутой, может быть замкнутой (квадрат, прямоугольник, многоугольник и т.д.). находить периметр многоугольника:

Рквадрата= а+а+а+а или ах4

Ртреугольника=а+в+с

Рпрямоугольника=а+а+в+в или ах2+вх2 или (а+в)х2

Sквадрата=аха

Sпрямоугольника=ахв

Чтобы найти сторону равностороннего треугольника, зная периметр, надо периметр разделить на 3

Знать единицы длины 1см=10мм, 1дм =10см=100мм, 1м=10дм=100см

1неделя = 7 дней

Работа с задачами.

Задача состоит из нескольких частей

1.условие ( о чем  и что говорится в задаче)

2.вопрос ( что спрашивается

3. решение (действие)

4. ответ (пишется полностью, если нет объяснения после действия)

При решении задачи ищем ключевые слова и в условии и в вопросе

Сложением

вычитанием

Умножением

делением

Было

Осталось

Взяли по

Разложили по

Стало

На меньше

В больше

один

Приехали, добавили, подошли

Уехали, ушли, съели

Неизвестное делимое

количество

Всего

На сколько больше, на сколько меньше

много

цена

На больше

стоимость

В меньше

Неизвестное уменьшаемое

Неизвестное слагаемое

всего

Во сколько раз меньше, во сколько раз больше

Неизвестное вычитаемое

Неизвестный делитель

Неизвестный множитель

Должны уметь решать уравнение и буквенные выражения( подставлять вместо буквы значение(число) и находить значение выражения.

Должны составлять задачи по выражению, уметь ставить вопрос к задаче.

Знать таблицу сложения и вычитания в пределах 10 и 20, знать состав чисел от 2 до 20 таблицу умножения и деления повторить (за лето)

МНОГОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА – трехзначные ( умножение, деление, вычитание, сложение в столбик)

Алгоритм сложения(вычитания) трехзначных чисел:

Единицы пишем под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями

Складываем ( вычитаем) единицы, десятки, сотни

Читаю ответ…

Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное:

Умножаем единицы, пишем под единицами, умножаем десятки пишем под десятками, умножаем сотни- пишем под сотнями. Читаем ответ…

Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное:

Определяем количество цифр в частном ( 735:5) ( т.к. 7 сотен делится на 5, т.к. оно больше 5, то цифр в частном три). Делим на 7, ищем близкое число до 7, которое делится на 5 без остатка. Это число 5. 5:5=1. В частном пишем 1. Умножаем 1 на 5. Вычитаем 7-5=2. Сносим десятки. 13:5. Ищем близкое число до 13, которое делится на 5 без остатка. Это 10. 10:5=2. Пишем в частном. Умножаем 5Х2=10, вычитаем. 13-10=3. Сносим единицы. 35:5=7. Пишем в частном 7. Вычитаем. Читаем ответ 127.

Определить количество единиц( 1-ый разряд), десятков (2-ой разряд), сотен (3-ий разряд)

Например: 785 – 7 сотен8десятков5 единиц

Всего 7 сотен, 78 десятков, 785 единиц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка-совет родителям и памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Поведение - это  зеркало, в  котором  отражается истинный  облик  каждого!  Не хочется быть навязчивыми, но даже самым замечательным родителям не помешает памятка-совет и...

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Памятка для родителей "Правила речевого поведения родителей по предупреждению нарушения произношения у дошкольников"

Полезный материал для родителей ребят из подготовительной группы детского сада....

повторение 2 класс- памятка для родителей

В данной памятке представлен обобщающий материал за 2 класс...

повторение 1 класс- памятка для родителей

Памятка составлена для родителей в оказании помощи обучающимся...

Упражнения для развития полноценного навыка чтения у учащихся младших классов. Памятки для родителей и учеников.

Упражнения для развития полноценного навыка чтения у учащихся младших классов....

Выступление логопеда на родительском собрании в 1 классе. Памятка для родителей "Речевые игры с детьми дома".

В статье освещается тема необходимости родительской помощи в развитии речи детей, способы, игры, а также предлагается памятка для родителей "Речевые игры с детьми дома"....