Общение с ребёнком
Задание 1. Посмотрите, насколько Вам удаётся принимать Вашего ребёнка. Для этого в течение дня (а лучше двух-трёх дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз Вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько – с отрицательными (упрёком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у Вас не все благополучно. Задание 2. Закройте на минуту глаза и представьте себе, что Вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как Вы показываете, что рады ему, что он дорог Вам и близок? А теперь представьте, что это Ваш собственный ребёнок: вот он приходит домой из школы, и Вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь Вам легче это будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если Вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь «испортить» его в течение этих минут, это совершенно немыслимо. Задание 3. Обнимайте Вашего ребёнка не менее четырех раз в день (обычные утренние приветствия и поцелуй на ночь не считаются). Примечание: неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи. Задание 4. Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребёнка, да и на свои собственные чувства тоже. Общение с подростком Когда ребёнок достигает подросткового возраста, родители замечают, что их отношения с ним становятся напряженнее и сложнее, а иногда просто невыносимыми. Эта проблема встречается наиболее часто в нашей повседневной жизни. У ребёнка начинается переходный период от детства к взрослости, длительность которого варьируется в зависимости от темпов его развития. Обычно через три-четыре года всё входит в колею. Но как бывает трудно пережить эти годы, и сколько ошибок совершается за это время!… Основная особенность подросткового возраста – это резкие гормональные и функциональные изменения в организме. Это отражается на психическом состоянии подростка. Он становится более ранимым, эмоционально неустойчивым, совершает необъяснимые, с точки зрения логики, поступки. У подростка формируется «чувство взрослости», которое родителям необходимо поддерживать, подтверждая примерами из повседневной жизни: «Ты помог мне…, ты заметно повзрослел, многому научился», «Ты сделал… уже как взрослый самостоятельный человек, мне очень приятно» и т. п. Кроме того, многие родители замечают, что их дети, став подростками, больше стремятся к общению со своими сверстниками, могут часами говорить с ними по телефону. Это тоже одна из особенностей данного возраста. И чем сложнее отношения подростка с родителями, тем больше он прислушивается к мнению сверстников. Это происходит потому, что им он начинает доверять больше. В этот возрастной период родителям очень важно сохранить доверие и понимание в отношениях с ребёнком. Большую часть в наших отношениях составляет общение. Свою значимость оно доказывает уже с самого рождения человека. Благодаря общению, мы можем сохранить «ниточку доверия и понимания» на всю жизнь или же оборвать ее на любом этапе развития ребёнка (чаще на подростковом). В основе доверительного общения, в первую очередь, должно лежать отношение к ребёнку как к личности уже с самого рождения. Необходимо уважать его мнение и учитывать в построении совместных планов. Особенно это важно в подростковом возрасте. Самое главное в отношениях с ребёнком – это искренность. Подростки особенно чувствительны ко лжи. В этом возрасте им сложнее простить родителям их неискренность. Иногда они не прощают ее вообще. В построении отношений с ребёнком данного возраста родителям важно учитывать его возрастные особенности. В помощь родителям предлагается несколько способов эффективного общения с подростком. Применение их в повседневной жизни поможет сохранить доверие и понимание между родителями и их детьми. Слушая ребёнка, дайте ему понять и почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребёнка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трёх «зайцев»: - - ребёнок убедится в том, что вы его слышите;
- - ребёнок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
- - ребёнок убедится, что вы его поняли правильно.
- Придерживайтесь следующих правил:
- Разговор на серьёзную тему проводите, когда вокруг больше никого нет.
- В разговоре следите за своим тоном. Он не должен быть насмешливым. Придерживайтесь спокойного тона, слушайте внимательно. У вас не должно быть готовых ответов на все вопросы.
- Старайтесь не говорить: «Мне всё равно, что они там делали, но тебе лучше в это не ввязываться», «Я знаю, что для тебя лучше», «Делай то, что я тебе говорю, и проблема решится».
- Поддерживайте и подбадривайте ребёнка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
- Никогда не сравнивайте его с кем- то, не говорите ему, что он должен быть на кого-то похож.
- Советуйте ребёнку, но предоставьте ему свободу выбора действия.
- Слушая ребёнка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
- Никогда не унижайте ребёнка даже словами.
10. Не ставьте своего ребёнка в неудобное положение в присутствии чужих людей. 11. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом…». 12. Оторвитесь от телевизора и отложите газету, когда ребёнок хочет с вами поговорить. 13. Дайте понять вашему ребёнку, что вы интересуетесь им и всегда готовы помочь.
|