"Как проходит адаптация ребенка к школе"
консультация по теме

Осипцева Светлана Валерьевна

Методические рекомендации по адаптации ребенка  к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семилетний ребенок пришел в школу.Много придется освоить маленькому первокласснику.Уровень развития и  уровень жизни детей заметно меняется.Каждый родитель должен помнить ,что ребенок попал совершенно в новую среду перед ним открываются новые школьные двери ,где очень много народу ,где к ребенку предъявляются требования ,где необходимо получить знания и  умения.

Следует хорошо осознавать и родителям и всем взрослым принимающих участие в учебном процессе ,что поступление ребенка в школу является для него переломным моментом,означающим переход к новому образу жизни:от привычной игровой деятельности к учебной.

Вот уже две недели нынешние первоклашки ходят в школу. Позади волнительные сборы, торжественная линейка, первые насыщенные дни. Жизнь потихоньку входит в свою колею, ребенок привыкает к школе. Но так ли все гладко?

 Нагрузка для первоклассника. Все мы знаем как тяжело и даже немного страшновато приниматься за новое дело, полное неизвестности. А от ребенка в этот период требуется активизация внимания и сосредоточенности, соблюдение дисциплины, напряженного умственного труда. К этому прибавляется необходимость спокойно сидеть на уроках, что приводит к снижению двигательной активности ребенка.

Поможем ребенку. Этому процессу можно и нужно помочь. Ведь тяжелая и затяжная адаптация ребенка к школе грозит серьезным истощением организма из-за частых переутомлений, простудных заболеваний, эмоциональных перегрузок. Поэтому нужно постараться, чтобы адаптация ребенка к школе прошла как можно безболезненнее.

Всех первоклассников по способности адаптации к школе можно разделить на три основные группы. 

Первая группа адаптируется легко – процесс адаптации проходит в течение первых 2-х месяцев после начала учебы. Такие дети лишь иногда испытывают сложности с освоением новых норм и правил поведения, а чаще всего они спокойны, добросовестно выполняют требования педагога.

Следующая группа отличается более длительным периодом адаптации к школе. Дети, относящиеся к этой группе, не сразу готовы принять требования учителя. На уроках они могут играть, разговаривать. На замечания педагогов обижаются, могут расплакаться. Учебная программа в первом полугодии дается детям довольно трудно, но зато уже к концу первого полугодия дети полностью готовы выполнять требования школы.

И, наконец, третья группа детей – это группа, к которой относят детей с очень трудной социально-психологической адаптацией. Такие дети проявляют негативное поведение, отрицательные эмоции, учебная программа дается им с большим трудом. Часто дети этой группы становятся объектами жалоб учителей: они мешают учебному процессу, постоянно нарушают дисциплину.

Как же понять, насколько легко или тяжело дается ребенку школьная нагрузка? Внимательные родители смогут найти ответ на этот вопрос. Следующие признаки могут свидетельствовать о том, что адаптация ребенка к школе проходит не очень гладко:

  • ребенок не хочет рассказывать родителям о школьных делах
  • ребенок стал нервным, раздражительным, бурно проявляет свои негативные эмоции, хотя ранее это было ему не свойственно
  • ребенок старается избежать школы, хитрит, чтобы не идти в школу
  • в школе ребенок либо активно нарушает дисциплину в классе, ссорится с одноклассниками, т.е. активно «протестует»
  • в школе ребенок пассивен, не играет с одноклассниками, не внимателен, находится в подавленном настроении – это «пассивный протест»
  • в школе ребенок тревожен, часто плачет, боится

Как помочь ребенку в этот нелегкий период? 

Главное, как бы банально это ни звучало, - это родительская любовь, ласка, забота. Ребенок как никогда нуждается в них. Семейные неурядицы – враг успешной адаптации ребенка к школе и, наоборот, комфортная психологическая обстановка в семье поможет ребенку легче адаптироваться к школе.

В период адаптации к школе дети часто начинают вести себя «как маленькие»: просятся на руки, капризничают. К этому нужно отнестись с пониманием: просто в этот период ребенок хочет убедиться, что он по-прежнему в безопасности, что мама и папа всегда рядом.

Участие родителей в адаптации ребенка. Можно помогать ребенку собирать вещи с вечера, тогда утром ему не нужно будет торопиться. Если есть возможность, лучше отводить ребенку в школу, а не отпускать его самого. Ребенку будет приятно, если мама или папа проведут его до класса.

По дороге из школы можно заходить с ребенком в книжный магазин, кафе-мороженое или выполнять любой другой ритуал, приятный ребенку. Тогда и в школу ребенок будет идти с большей охотой.

Учитель нач.классов: Осипцева С.В.

Школа № 588

Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация ребенка к школе.

Данный теоретический материал можно использовать для работы с родителями в 1 классе.Мы с коллегой использовали  его для выступления на курсах повышения квалификации по теме "Здоровый образ жизни"...

Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.

Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации....

"Мой ребенок стал учеником. Адаптация ребенка в школе."

Расширение представления родителей о готовности детей к школьному обучению.Участие  родителей в воспитание своих детей....

Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе

Описываются трудности, которые возникают у первоклассников в период адаптации в школе и пути их решения....

Конспект родительского собрания "Адаптация ребенка к школе. Как помочь ребенку"

Конспект родительского собрания для первых классов на тему "Адаптация ребенка в школе. Как помочь ребенку"...

Разработка родительского собрания в 1 класса "ЗДравствуй, школа!". Адаптация ребенка в школе.

Разработка родительского собрания в 1 класса "ЗДравствуй, школа!". Адаптация ребенка в школе....

Изучение социально – психологической адаптации ребенка в школе по «Шкале адаптации» Э.М. Александровской

Изучение социально – психологической адаптации ребенка в школепо «Шкале адаптации» Э.М. Александровской...