Схема изучения моторного развития детей 5 лет
тест по теме

Зверева Мария Васильевна

Схема изучения моторного развития детей 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_izucheniya_motoriki_5_let.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Схема изучения моторного развития детей 5 лет

План:

  1. Изучение общей моторики
  2. Изучение мелкой моторики пальцев рук
  3. Изучение мимики
  4. Изучение подвижности органов артикуляции

Тесты  М.О. Гуревича, Н. Озерецкого

Изучение общей моторики

Тест 1. Стояние в течение 10с на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Испытуемый приподнимается на пальцах ног (становиться «на цыпочки»), руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты; пятки и носки сомкнуты.

Тест 2. Прыжки с открытыми глазами попеременно то на правой, то на левой ноге на расстояние 5м. Испытуемый сгибает ногу в коленном суставе под прямым углом, руки на бедрах. По звуковому сигналу он начинает прыгать и, достигнув заранее указанного места, опускает подогнутую ногу; после перерыва в 30с прыгает на другой ноге. Скорость не учитывается.

Тест 3.  Испытуемый садиться за стол, на который кладут раскрытый спичечный коробок (на расстоянии, достаточном для того, чтобы его легко можно было достать полусогнутой в локте рукой). Справа и слева от коробка (на расстоянии, равном длине спички) уложены тесно в ряд (вертикально) по 10 спичек. По звуковому сигналу испытуемому предлагают начать укладывание спичек в коробок, для чего он должен большими и указательными пальцами обеих рук одновременно  брать с каждой стороны по спичке и одновременно же класть их в коробок.  Первыми следует брать спички, лежащие ближе к коробку. В течение 20с с каждой стороны должно быть уложено не менее, чем по 5 спичек; если уложено меньше, хотя и одинаковое  с обеих сторон количество спичек, рекомендуется повторение теста; если при повторном выполнении задания снова возникает такая же ситуация, задание расценивается минусом.

Тест 4. выполнить три движения и их повторить.

Упражнение для рук: руки вперед, вверх, в стороны, перед грудью, на пояс, вниз.

Тест 5. Выполнить  движения - ноги в стороны, на ширине плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки на поясе.

Критерии количественного анализа

0 баллов – невозможность выполнения задания, отказ;

1 баллов  – неполное соответствие в правильности и последовательности выполнения задания;

2 баллов – полноценное, четкое, правильное выполнение.

Максимальное количество баллов за выполненные задания 10 баллов.

Минимальное количество баллов – 0 баллов.

Изучение мелкой моторики пальцев рук

Тест 1. Испытуемому дают квадратный листок (размером 5x5см)  папиросной бумаги и предлагают как можно быстрее пальцами правой руки скатать его в шарик. Помогать другой рукой во время работы не разрешается. Задание выполняется при положении руки на весу. После 15-секундного перерыва предлагают скатать шарик другой рукой. Тест необходимо выполнять в течение 15с для правой руки и 20с – для левой (для левшей цифры обратные).

Тест 2. Наматывание нитки на катушку. Испытуемый левой рукой держит за один конец катушку, с которой отмотана нитка 2м; он берет нитку указательным и большим пальцами правой руки и по звуковому сигналу, делая рукой круговые вращательные движения, начинает с наибольшей скоростью наматывать нитку на катушку. Для того чтобы каждый раз не отмерять нитку, рекомендуется сделать на ней отметку фломастером на расстоянии 2м от конца. (Для испытания левой руки конец катушки удерживается правой рукой.) Следят за время испытания за тем, чтобы рука, в которой зажата катушка, оставалась неподвижной и не делала круговых вращательных движений, при наличии которых прерывают испытание, чтобы повторить его снова, но не более 3 раз для каждой руки. (Экспериментатору разрешается поддерживать у умственно-отсталых детей руку, в которой зажата катушка.)

 Тест 3. Зашнуровать ботинок кукле. Следить за правильностью и последовательностью выполнения задания.

Тест 4. По подражанию. Выполнить подсчет: пальцы сжать в кулак - разжать (5-6 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз); сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз).

Тест 5. Попеременно  соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (для дошкольников провести в виде игрового упражнения «Здравствуй, пальчик»). На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый пальцы (5-6 раз). На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и, наоборот, третьи на вторые (5-6 раз).

Критерии количественного анализа

0 баллов – невозможность выполнения задания, отказ;

1 баллов  – неполное соответствие в правильности и последовательности выполнения задания;

2 баллов – полноценное, четкое, правильное выполнение.

Максимальное количество баллов за выполненные задания 10 баллов.

Минимальное количество баллов – 0 баллов.

 

 

Изучение мимики

Тест 1. Испытуемому предлагают оскалить зубы.

Тест 2. Нахмурить брови, рассердиться.

Тест 3. Последовательно закрыть правый, а за тем левый глаз.

Тест 4. Надуть только правую щеку.

Тест 5. Надуть только левую щеку.

Следят за тем, чтобы не было излишних движений (наморщивания крыльев носа, лба, поднимания бровей и т.п.).

Критерии количественного анализа

0 баллов – невозможность выполнения задания, отказ;

1 баллов  – неполное соответствие в правильности и последовательности выполнения задания;

2 баллов – полноценное, четкое, правильное выполнение.

Максимальное количество баллов за выполненные задания 10 баллов.

Минимальное количество баллов – 0 баллов.

 Изучение подвижности органов артикуляции

Упражнения для челюстей

1.Рот широко открыть, закрыть

2. Нижняя челюсть работает вправо – влево

Упражнения для губ

  1. Растянуть губы в улыбке
  2. Вытянуть губы вперед («Трубочка»)
  3. Поднять верхнюю губу
  4. Опустить нижнюю губу
  5. Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю («Заборчик»)

Упражнения для языка

  1. Язык широкий на нижней губе
  2. Высунуть узкий язык («Жало»)
  3. Круговое облизывание губ кончиком языка
  4. Язык в форме «Чашечка»
  5. Пощелкать или языком

Упражнения для мягкого неба

  1. Отрывисто на твердой атаке при широко открытом рте произносить звук [а]
  2. Широко открыть рот и зевнуть.

Критерии количественного анализа

0 баллов – невозможность выполнения задания, отказ;

1 баллов  – неполное соответствие в правильности и последовательности выполнения задания;

2 баллов – полноценное, четкое, правильное выполнение.

Максимальное количество баллов за выполненные задания 28 баллов.

Минимальное количество баллов – 0 баллов.

Критерии для качественного и количественного анализа

Максимально возможная оценка выполнения теста – 58 баллов

Минимально возможная оценка выполнения теста – 0 баллов

Коофициент успешности выполнения задания (R):

R= а/в 100%

а – количество баллов, набранных ребенком за все выполненные задания

в – максимально возможное количество баллов за выполненные задания

Выявление уровня успешности выполнения задания:

В (высокий) – 40 – 58 баллов

С (средний) - 20 - 39 баллов

Н (низкий) – 0 – 19 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная схема изучения семьи.

Примерная схема изучения семьи....

Изучение современных технологий здоровьесбережения  и  внедрение современных инноваций в области физического развития детей младшего школьного возраста

—Определение путей и способов формирования культуры здоровья школьников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении;— сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их дв...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СХЕМЕ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФИЛЕМ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

В статье раскрываются результаты проведенного исследования.Ключевые слова: асимметрия психических функций, структура индивидуального латерального профиля, схема тела....

ИЗУЧЕНИЕ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Актуальность данной темы обусловлена тем, что огромное значение для поступательного развития общества имеет семья, статус которой во многом определяется уровнем и состоянием внутрисемейных межличностн...

Изучение познавательной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Психическое развитие детей с ЗПР отличается неравномерностью развития психических функций. Для детей этой категории характерна низкая познавательная активность, что проявляется в недостаточном функцио...

Изучение познавательной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Целью нашего исследования явилось изучение некоторых особенностей познавательной сферы младших школьников  с задержкой психического развития. В исследовании приняли участие две группы детей по 10...