Отметка. Оценка. Как к ней относиться
учебно-методический материал (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Родительское собрание во 2-м классе
"Отметка. Оценка. Как к ней относиться"
Цели:
Объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей младших школьников ответственного отношения к воспитанию своих детей,
Познакомить родителей с основными требованиями школы к культуре учебной работы, с нормами оценок и как к ним относиться.
Оборудование:
- памятки для родителей,
- листы индивидуальных достижений учащихся.
Повестка дня:
1. Отметка. Как к ней относиться? (лекция)
Тренинг “Первые школьные отметки” (приложение 1)
2. Итоги 1 четверти.
3. Отчет родительского комитета о проделанной работе и план работы на 2 четверть.
С 1 четверти наши дети стали получать оценки. Сегодня мне хочется вместе с вами поговорить о том, что стоит за отметками учеников. Всегда ли должны радовать “5” и огорчать “3”? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших маленьких детей?
Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учились они неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает одни “5”,то к этому нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчеркивать его особых заслуг и способностей.
А вот если ребенок, преодолев определенные трудности, наверстал то, что было упущено, но еще не добился самых лучших отметок? Как отнестись к его успехам? Я ставлю ему “3”, больше поставить не могу, так как его работа выполнена хуже, чем у других, детей, а ведь они смотрят в тетради друг у друга, сравнивают… Так вот, часто, эта скромная “3”- свидетельство большого трудолюбия и упорства малыша, заслуживает похвалы.
Некоторые родители “выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное “усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому чтобы у ребенка в тетради были одни “5”.
Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только “5”.
Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребенка появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после “5” вдруг полученная “4” вызывает слезы! Или когда ребенок надувает губы, если тетрадь его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма. Правда, пока еще едва заметные.
Несколько слов хочу сказать о детях, у которых устает рука при письме, им надо больше рисовать, вырезать, мастерить. А вместо этого дома заставляют переписывать одну и ту же работу по 5-6 раз. Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неудачные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут всю работу.
Отбросьте, пожалуйста, ложное самолюбие, не пугайтесь”3” по письму и, самое главное не учите ребенка лгать! (пример)
Помните, что, наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым.
В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий.
Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.
Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: "Как дела в школе? Что получил?", мы тем самым показываем, что нас интересуют, прежде всего, оценки. Зато вопросы "Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?" дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение.
Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.
Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: "Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?".
Если ребенок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя слово "зато", то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: "Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получилось очень красивые цифры".
Как помочь ребенку?
а) Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответственные.
б) Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём всегда-невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности-например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.
в) Помнить о том, что отличная оценка-не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.
Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности нужно нам с вами:
1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.
2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.
Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё
3. Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.
Итоги 1 четверти. Работа с листами достижений.
Оцените достижения своих детей. (приложение 2)
Литература:
Материалы газет “ Первое сентября”.
Журнал “Классный руководитель” 2007 г.
Родительское собрание на тему
"Первые уроки школьной отметки"
Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают,
и ты будешь в полной безопасности от них.
Задачи собрания:
Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка.
Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка.
Форма проведения: родительский педагогический тренинг.
Подготовительная работа к педагогическому тренингу:
1. Анкетирование родителей по проблеме собрания.
Анкета для родителей № 1.
Я знаю, что школьная отметка - это ...
Я говорю своему ребенку, что школьная отметка - это ...
Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его ...
Когда мой ребенок идет в школу, то я требую от него ...
Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему ...
Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я ...
Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я ...
Анкета для родителей № 2.
Отметьте те фразы, которые вы чаще всего используете в общении со своим ребенком, анализируя его учение.
Что ты получил сегодня?
Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.
Я так и знала. И в кого ты такой уродился?
Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!
Ты ведь умница, и в следующий раз учительница в этом убедится.
Сколько можно тебе это объяснять!
Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь еще раз сделать самостоятельно?
Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты?
Садись и учи еще раз, а я потом проверю!
Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
Знаешь, когда я была маленькой, мне этот материал тоже давался с трудом.
Давай еще раз заглянем в учебник. Я думаю, нам это поможет.
Вот так и будешь на двойках и тройках ехать!
Вот придет отец! Он тебе покажет за двойку!
Посмотри, как я учился, а ты?
2. Анкетирование учащихся по проблеме собрания.
Анкета для учащихся № 1.
Если я получаю хорошую отметку, то ...
Если я получаю плохую отметку, то …
Мои родители говорят, что я могу учиться ...
Если я получаю« пять», то родители мне ..
Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители говорят ...
Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они ...
Родители хотят, чтобы я был ...
3. Анализ учащимися картины И. Репина «Опять двойка».
План ответа на вопросы по картине.
Понравилась тебе картина или нет?
Как чувствует себя мальчик, изображенный на картине?
Как ему живется в родном доме?
Как, по твоему мнению, относятся к нему родные и близкие люди?
Хотелось бы тебе ему помочь?
Бывают ли в твоей жизни ситуации, похожие на изображенную на картине?
Как, по твоему мнению, закончится эта история?
4. Подготовка памяток для учащихся и родителей по проблеме собрания.
Памятка для родителей №1.
Как относится к отметкам ребенка.
Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.
Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
Памятка для родителей № 2.
Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий.
Посидите со своим ребенком на первых порах выполнении домашних заданий. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависит его будущие школьные успехи.
У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках спокойно, будьте терпеливы.
Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.
Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
Объясните ребенку главное правило учебной работы - учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.
Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет сам убирать свое рабочее место.
Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.
Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.
Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
Старайтесь, как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.
В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые папы и мамы! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора в семье и мерилом ценностей в воспитании ребенка.
Сегодня мы построим свое собрание так, чтобы больше проиграть те ситуации, которые связаны со школьной отметкой. Это поможет вам избежать часто встречающихся ошибок в семейном воспитании, связанных с этой проблемой.
2. Педагогический тренинг.
Упражнение первое.
Родители, сидя в круге, отвечают на вопрос классного руководителя: «Что значит для вас школьная отметка вашего ребенка?» Классный руководитель записывает на доске мнения родителей, которые наиболее часто повторяются; затем эти мнения обсуждаются совместно.
Упражнение второе.
Родители обсуждают свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками. Они осмысливают их со своей теперешней родительской позиции.
Упражнение третье.
Родителям предлагается вспомнить картину «Опять двойка». Попробуем нарисовать финал данной картины, но с позиции 21 века. Родители работают в парах.
Упражнение четвертое.
Классный руководитель знакомит родителей с описанием данной картины учащимися класса (без имен и фамилий). Затем идет обсуждение мнения учащихся по кругу.
Упражнение пятое.
Родителям предлагается обсудить в группах типичные ситуации, связанные со школьной отметкой и выработать коллективную стратегию поведения взрослых в предложенной ситуации. Это поможет родителям в решении ситуаций подобного типа, которые могут сложиться в их семье:
ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы;
ребенок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполненное задание плохой отметкой;
во время выполнения домашнего задания ребенок отвлекается, делает ошибки, неохотно доводит начатое дело конца;
ребенок пишет плохо, неаккуратно, а переписывать задание не хочет;
ребенок получает плохую отметку, но говорит родителям, получил отличную отметку. Это повторяется достаточно часто;
ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.
Упражнение шестое.
Родители знакомятся с анализом анкет учащихся класса.
Анализ представлен в виде плаката. Плакат разделен на две половины: на первой половине плаката - положительное мнение учащихся об отношении родителей к их отметкам.
На второй половине - отрицательное мнение. По каждому отрицательному мнению они должны высказать свое суждение. Свое суждение они начинают со слов: Я считаю, что ребенок ...
3. Итог собрания.
В конце собрания родители высказывают свое мнение по содержанию собрания: что они узнали нового, в чем смогли убедиться, что вызвало их негативную реакцию. Для этого они заполняют «Отзыв о собрании». Он может выглядеть так:
Я узнал, что ...
Новым для меня стало то, что ...
Я убедился, что ...
Меня не смогли убедить в том, что ...
Я категорически против того, чтобы ...
Я возмущен тем, что ...
В конце собрания родители получают памятки, подготовленные классным руководителем по теме собрания. Приложение.
Литература для подготовки родительского собрания:
Бескоровайная Л. С. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов на Дону: Феникс, 2002.
Практическая психология: Учебно-методическое пособие. Минск, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Отметка. Оценка. Как к ней относиться. Первые уроки школьной отметки.
Отметка. Оценка. Как к ней относиться. Первые уроки школьной отметки. Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают,и ты будешь в полной безопасности от них. Цели:Объединить усилия...
Родительское собрание "Отметка.Оценка.Как к ней относиться"
Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учились они неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает одни “5”,то к этому нужно относиться как к должному, а...
Школа для родителей. Отметка. Оценка. Как к ней относиться?
В статье идёт речь об отношении родителей и детей к школьным отметкам....
Родительское собрание "Отметка. Оценка. Как к ней относиться"
Презентация может быть использована учителями на родительском собрании и родителями...
Родительское собрание Тема: Отметка. Оценка. Как к ней относиться.
Тема: Отметка. Оценка. Как к ней относиться.Цели: 1. Объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей младших школьников ответственного отношения к воспитанию своих детей,2. Позн...
Отметка. Оценка. Как к ней относиться?
Всегда ли должны радовать «5» и огорчать «3»? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших маленьких детей? Как помочь ребёнку, чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегч...
"Отметка. Оценка. Как к ней относиться"
Объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей младших школьников ответственного отношения к воспитанию своих детей,познакомить родителей с основными требованиями школы к культуре учебной ...