Мастер — класс для родителей будущих первоклассников."Психологическая готовность к школе".
методическая разработка по теме
Мой мастер-класс поможет вам в доступном диалоге с родителями определить необходимые требования психологической готовности будущего ученика для успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_podgotovka_rebyonka_k_shkole.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер — класс для родителей будущих первоклассников.
Тема: «Психологическая готовность к школе».
Цель: выявить необходимые требования к уровню созревания «психологической готовности» ребёнка к школе.
Задачи:
- обсудить с родителями ситуации и выявить, через проблемный диалог, те черты характера, которые способствуют формированию «психологической готовности» детей к школе;
- сравнить уровень, на котором находится ребёнок в раннем детском возрасте с дошкольным уровнем развития ребёнка 6-7л;
-создать итоговую таблицу и памятку «психологической готовности» будущих первоклассников, как опорный документ в воспитании и подготовки детей к школе;
- убедить родителей в необходимости создания комфортных условий для коммуникативного общения со своими детьми для их всестороннего психического развития;
Оформление доски.
« Главный метод воспитания - доставлять ребёнку радость общения с нами: радость совместного познания, совместного труда, игры и отдыха.» Д.Б.Эльконин.
- Создание проблемной ситуации. (Активизация мыслительной деятельности).
-Ваши дети в этом году пойдут в школу. Но среди вас есть родители, у которых в семье уже есть ученики.
-Давайте сейчас вспомним каких успехов вы, как родители, ждали от своих детей?(отвечают родители).
-Оправдались ли ваши надежды?
-С какими проблемами вы, как родители, встретились, когда ваш ребёнок пошёл в школу?
(отвечают родители).
-А как вы думаете, почему не оправдались ваши ожидания, ведь ребёнок хотел пойти в школу, ему уже почти семь, он был более — менее готов к ней? (отвечают родители)
2.Вступительная беседа учителя.
-Успешность обучения школьника во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен.
-Что вы, как родители, понимаете под словом «подготовка»?
(отвечают родители)
Под подготовкой ребёнка к школе родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счёта, письма и чтения.
Бесспорно, это важно, как важно развивать: речь, память, мышление и т.д.
Но вот ситуация: ребёнок пришёл в школу, он читает, пишет, решает несложные задачки; у него неплохая память, речь. Но, оказывается, не только это самое главное.
Не прошло и месяца, как ребёнок отказывается идти в школу; к концу урока не слушает учителя, отвлекается; кое-как выполняет то, что говорит учитель, даже если это простое игровое задание; еле высиживает до конца занятий; быстро утомляется.
Оказывается, очень важно для успешности ребёнка, чтобы он был готов не только физиологически, но и психологически. То есть для успешного обучения ему нужно как можно раньше воспитать определённые черты характера.
3.Вывод: Ребёнок должен не только достичь определённого возраста, но и должен достичь ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ.
4.Определение темы урока.
-Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить? (отвечают родители)
Тема нашего мастер-класса:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.
-А как вы думаете: кто ему в этом может и должен помочь?
(отвечают родители)
-Да, без общения со взрослыми, и в первую очередь с родителями ему просто не обойтись. Ведь общение ребёнка с окружающими его людьми - это источник его психического развития.
- Деление родителей на группы.
Работа в группах по плану:
а) Обсуждение ситуации в группе.
б) Выявление главной черты характера, необходимой для психологической готовности будущего школьника, в группе.
в) Выступление от группы.
6.Совместное обсуждение вывода, полученного при работе в группе.
Составление общей таблицы
«Психологическая готовность ребёнка к школе».
Материал для обсуждения в группе.
1ситуация.
«Отец научил своего шестилетнего сына играть в шашки.Однако их совместные игры всегда кончались одинаково.Ребёнок проигрывал, а папа выигрывал.При этом мальчик плакал и обижался, часто говоря что больше никогда не будет играть в шашки, что папа жульничает и только поэтому выигрывает и т. д. .Но на следующий вечер , встречая папу с работы, мальчик стоял в прихожей с шашками, уверяя, что теперь он обязательно выиграет, а если и проиграет, то расстраиваться не будет. Однако весь сценарий повторялся полностью. Через некоторое время отец вдруг осознал, что ребёнок перестал приставать к нему с игрой в шашки. Считая , что мальчик сильно травмирован, он предложил ему сыграть в шашки, пообещав, что на этот раз выиграет ребёнок .Ответ мальчика ошеломил отца: «Нет, я лучше пойду поиграю с соседским Вовкой. Он играет хуже меня.» …» (Материал курса «Психологическая готовность к школьному обучению». Пед. Университет «Первое сентября» 2005г. Е.Е.Кравцова)
Вывод:1.Ребёнок осознаёт свои эмоции (может предвидеть чем кончится данная ситуация).
2.Он учится управлять своими эмоциями. (Он приобретает способность избегать отрицательные ситуации и одновременно продуцирует ситуации, имеющие положительный характер.)
2 ситуация.
« Малыш увидел, как его сверстник или кто-то другой (брат, сестра, мама и т. д.) что-то сделал-нарисовал красивый рисунок, слепил замечательный пирог, построил красивый замок и т. д.- и он просит: «Научи меня»( правда иногда это означает « сделай вместо меня»).Однако уже хорошо развитые дети начинают по -собственному почину учиться что-то делать- подражая действиям другого, задавая бесчисленные вопросы.» (Материал курса «Психологическая готовность к школьному обучению». Пед. Университет «Первое сентября» 2005г. Е.Е.Кравцова)
Вывод: ребёнок сам, по своей инициативе, хочет чему-то научиться. Налицо активизация познавательной деятельности. Проявление ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ.
3 ситуация.
« Детям старшего дошкольного возраста предлагалось по одной перенести целую кучу спичек. Но многим детям это занятие очень быстро надоело и они занялись своими делами. Исключение составил лишь один мальчик, который в течение длительного времени переносил спички по одной. Когда ребёнка спросили , что он делает, ребёнок объяснил, что он подъёмный кран и ему надо переносить кирпичи для постройки дома.» (Материал курса «Психологическая готовность к школьному обучению». Пед. Университет «Первое сентября» 2005г. Е.Е.Кравцова)
Вывод: Возникновение и развитие способности принимать поставленные взрослым учебные задачи (действовать по чужой программе, принимая её за свою).Привносить что-то своё для достижения поставленной цели.
4 ситуация.
Маше на день рождения подарили интересную игру.
Девочке очень хотелось поскорее проснуться и начать играть в эту игру. Но мама ушла на работу и попросила прополоть грядку и помыть посуду. Маше очень не хотелось отрываться от полюбившейся игры, но она понимала, как тяжело маме справляться после работы с этими важными делами, и поэтому, только выполнив работу, села играть.
Вывод: Развитие воли и произвольности поведения (понимает слова «можно, нельзя, надо». Самоконтроль и самоорганизация.
5 ситуация.
Когда Лене было 4 года мама с трудом усаживала её на диван и начинала читать ей интересную книжку. Лена ёрзала на диване, ей совсем не нравилась муха, которая всех угощала, а хотелось быстрее идти играть с соседским Алёшкой. Но мама была настойчива и упорно продолжала читать книгу целых 15 минут.
Но уже в 6 лет Лена с удовольствием оставляла все свои игры и бежала послушать очередную мамину сказку. Ей совсем не хотелось уходить ,она просила маму ещё и ещё почитать и затаив дыхание Лена с интересом слушала чтение мамы. А после окончания чтения, Лена знала всё о героях сказки и на все вопросы мамы отвечала с предельной точностью.
После чего она с нескрываемым удовольствием рассказывала полюбившуюся сказку соседскому Алёшке.
Вывод: Умение поддерживать внимание (не отвлекаться и дослушивать до конца).
6 ситуация.
Мама попросила Ваню как можно лучше прибраться в своей комнате: ведь вечером придут гости и родителям будет стыдно перед ними за беспорядок. Но Ване совсем не хотелось прибирать игрушки в коробку, расставлять машины, складывать книги. Заставлять это делать было некому, все были на работе. Поиграв немного, Ваня все-таки решил понемногу начать уборку. Занятие оказалось не настолько увлекательным, но было не так скучно загнать машины в коробку и выстроить их в ряд, как на параде. Затем на место встали книжки, в коробку полетели разные мелочи. «Вроде бы ничего»-подумал Ваня. Затем заглянул под кровать, увидел там бумажки из-под конфет и бросил их возле печки. Пошарил глазами по комнате и решил, что маме понравится. Уже хотел было побежать на улицу, как увидел перед печкой бумажки. Подумал : «Маме не понравится.», подобрал бумажки и бросил их в печку. «Теперь вроде бы всё.» И довольный побежал на улицу.
Вывод: Трудолюбие через:
а) самообслуживание;
б) труд для других;
7 ситуация
Мама отправила Максима в магазин за хлебом. Купив 1 булочку, он вдруг вспомнил ,что уже утром сахарница была пуста. Денег вполне хватало и Максим не задумываясь купил килограмм сахара. По дороге подумал: «Мама меня не поругает».
Вывод: Самостоятельность (умение принимать самостоятельное решение).
8 ситуация.
Учительница попросила принести чистую тетрадь. Саша вспомнил об этом по дороге в школу, но решил не возвращаться. Учительнице он сказал, что забыл.
Аня вспомнила о забытой тетрадке, когда уже вышла из дома. Но прийти в школу без неё было очень стыдно. «Ведь просили же, как я могла забыть!»-подумала Аня и вернулась за тетрадкой. Вера с вечера забыла про тетрадь. Но ночью, перелистывая события дня и думая о школе, она наказывала сама себе «Как бы не забыть!»
Вывод: Ответственность. (слово «должен» должно обязательно звучать в каждой семье)
7.Обобщение.
Итог. Составление памятки «психологической готовности ребёнка к школе».
- Мы обсудили различные ситуации и пришли к выводу, что
Старший дошкольник:
Памятка родителям.
1.Научается избегать ситуации, которые для него кончаются отрицательно, и продуцирует ситуации, которые кончаются для него положительно. | 2.Любознателен (задаёт много вопросов, часто пытается ответить на них сам или найти ответ на них с помощью взрослых). | 3.Способен выполнять задания, поставленные взрослыми. | 4.Обладает развитой волей, произвольностью поведения. |
5.Умеет поддерживать внимание. | 6.Трудолюбив. Что достигается через: а)самообслуживание б)труд для других. | 7.Самостоятелен. | 8.Обладает чувством ответственности. |
8.Вывод:
-Если родители в семье создали все условия для воспитания данных черт характера, то можно с уверенностью сказать, что ребёнок, как будущий школьник , к 6,5-7 годам будет «психологически готов» как к поступлению в школу так и к успешному обучению в ней.
Все перечисленные черты характера формируются при непосредственном влиянии общения ребёнка со взрослыми.
Нужно всегда помнить , что :
Основа основ сложного процесса воспитания ребёнка - простое подражание родителям.
9. Рефлексия для родителей:
-Что Вы уяснили для себя полезного?
-Будете ли Вы менять условия для воспитания своего ребёнка, учитывая приобретённые знания?
-Что Вы считаете лишним и ненужным при воспитании «психологической готовности» к школе?
10.Вручение ПАМЯТКИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ».
Использованная литература:
1.Материал курса «Психологические особенности детей младшего школьного возраста». Е.Е.Кравцова. Москва. Педагогический Университет «Первое сентября» 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление перед родителями будущих первоклассников "Психологическая подготовка ребенка к школе"
Проблема готовности ребенка к школе всегда актуальна. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в класс не готовыми к обучению в школе. Готовность ребенка к школе определяет...
Родителям будущих первоклассников "О готовности к школьному обучению"
1. Компоненты "готовности к школе", физическая и психологичекая составляющая.2. О интеллектуальной, волевой, мотивационной и коммуникативной готовности к школе. 3. Рекомендации родителям "Как выз...
Анкета для родителей будущих первоклассников "Определение готовности ребенка к школьному обучению
Информация для родителей...
Представление своей школы на английском языке (для родителей будущих первоклассников) «Добро пожаловать в школу Уна
Подобранный материал полностью готов к использованию. Если вы проводите День открытых дверей или родительское собрание для ваших будущих учеников, будет здорово показать им школу и рассказать как она ...
Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"
Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут для ребенка в семье, в детском саду, в школе....
Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению. Каждый родитель с н...
Мастер-класс для родителей будущих первоклассников
Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношени...